Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах.
статья

Борисова Зульфия Шамильевна

В статье раскрыты особенности    обучения  детей с  ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ovz.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах.

В последние годы растет число детей с отклонениями здоровья, поступающих в общеобразовательную школу. Среди них часто болеющие дети, дети с плохой памятью, дети с гипервозбудимостью и повышенной утомляемостью, дети с нарушениями концентрации, удержания внимания и с более серьезными проблемами, такими как: ДЦП, ЗПР, аутизм, эпилепсия, слабовидение, тугоухость, нарушение речевого аппарата и др.

Вследствие этого, после введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1598 от 19.12.2014), перед педагогами были поставлены новые задачи, направленные на развитие учащихся с ОВЗ. Приоритетной задачей является повышенное внимание к социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» говорится о том, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.

Предельно ясно, что процесс социализации детей с ограниченными возможностями сильно отличается от процесса социализации других учащихся. Работу с особенными детьми   начинала с изучения документов. Одним из основных документов является заключение ПМПК, где прописан образовательный маршрут и рекомендации для педагогов, специалистов и родителей.

В нашей школе обучаются дети с задержкой психического развития, у которых имеются сочетанные заболевания. 

В данных случаях мною были использованы как традиционные, так и нетрадиционные методики, позволяющие решать комплекс задач и проблем с обучением ребёнка ОВЗ. Совокупность методов обучения – это путь познания окружающей действительности, который предлагается детям. Путь, который определяет характер умственного развития, реализует возможности усвоения знаний, формирует черты личности учащегося. И на каждом этапе урока могут быть использованы те или иные методы и приёмы.

В своей работе стараюсь применять активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной практической и мыслительной деятельности в процессе овладения учебным материалом. Именно в начале урока создаю психологический настрой на деятельность обучающихся, что способствует в свою очередь   формированию исходной мотивации, вовлечению всех учеников в учебный процесс, созданию ситуации успеха.

Так как у большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, незрелость мотивации к учебной деятельности, то поэтому поиск и использование активных методов, форм и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности развивающего, образовательного и воспитательного процесса. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то моей задачей является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с обучающимися, имеющими ОВЗ, считаю объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

 Мотивация к учёбе становится положительно устойчивой только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно. 

Каждый ребёнок индивидуален. Поэтому в своей работе стараюсь найти «ключик» к каждому ребёнку. На уроке стараюсь предотвращать наступление утомления, реализую   чередование практической и умственной деятельности.

В связи с этим, важное значение приобретает создание на уроках специальных ситуаций, способствующих достижению учащимися даже незначительных успехов в различных видах учебной деятельности. Такая работа позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие каждого ребёнка в зависимости от его индивидуальных особенностей.

В общении с детьми проявляю педагогический такт. Поощряю детей за малейшие успехи, развиваю в ребёнке веру в собственные возможности и силы.

Преподношу   материал небольшими дозами, использую красочный и интересный дидактический материал.

Практика показала, что эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ в развитии являются:

- игровые ситуации;

- дидактические игры;

- наглядный материал;

- использование презентаций и фрагментов презентации.

Так как дети с ОВЗ обладают неустойчивым вниманием, важно, чтобы дети встряхнулись, весело и активно расслабились, восстановили энергию. На уроке   использую релаксацию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса. Я приведу пример самых любимых упражнений учеников по релаксации:

  • «Слогопесенка». Ребенок поет знакомую мелодию, используя вместо слов слоги с отрабатываемым звуком. (н-р, на мелодию песни «В траве сидел кузнечик» просим ребенка произносить слоги ЧО, ЧА)
  • «Телеграмма» звукотерапия .Дети, взявшись за руки, образуют круг. Я поворачиваюсь  к ребенку, называю звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит круг, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей неверно повторит звуковой ряд, значит телеграмма не дошла до адресата, и игра начинается заново.
  • Нарисуй букву или цифру (тактильное общение - на спине соседа). Рисование фигур на спине. Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильного восприятия, стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, развивает воображение.

Наряду с этими играми широко использую приём с различными цветовыми изображениями. Это происходит таким образом.

  • У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

Мною обязательно уточняется   изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки моей деятельности.

«Дерево чувств» – я предлагаю учащимся повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования, является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Нельзя не отметить, что ведущая роль в воспитании и формировании личности принадлежит родителям.

К основным направлениям моего взаимодействия с родителями можно отнести следующие:

  • активное вовлечение в образовательный процесс, для чего организуются дни открытых дверей, открытые уроки и различные внеклассные мероприятия;
  • психолого-педагогическое просвещение, которое осуществляется в ходе проведения родительских конференций и заседаний;
  • привлечение родителей для управления учебно-воспитательным процессом (наиболее эффективная форма – участие в работе родительского комитета).

К основным формам взаимодействия с родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья относится групповая, индивидуальная и коллективная работа. 

Полностью разделяю слова В. А. Сухомлинского, который   писал: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье». Мне бы очень хотелось, чтобы дети были счастливы!

         

                                           

                                 Литература

  1. Акимова О.И. Инклюзия как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: региональный аспект. Сборник: Исследование различных направлений современной науки. Материалы VIII международной научно-практической конференции. 2016. С. 73-79.
  2. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5-14.
  3. Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.
  4. Екжанова, Е.А. От интеграции к инклюзии / Е.А. Екжанова; беседовала О. Решетникова // Школьный психолог. 2010. № 16.
  5. Н.С. Ефимова. Психология взаимопонимания / Психологический практикум – Москва, С -Пб, Воронеж, Минск, 2004.
  6. Инклюзивное образование: ключевые понятия / сост. Н.В. Борисова, С. А. Прушинский. М. - Владимир: Транзит – ИКС, 2009. - 48 с.
  7. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993.
  8. Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам – Дефектология № 1, 1996.
  9. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы – С -Пб, «Речь», 2005.
  10. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.
  11. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Пособие для учителя – С-Пб, издательство «Союз», 2004.
  12. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 2, 1997.
  13. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: "Игры и игровые технологии на уроках в коррекционной школе-интернате, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)..

Это презентация, в которой учителя коррекционной школы-интерната делятся своим опытом работы по применению игр и игровых технологий на уроках. Они рассказывают об играх, сделанных своими руками и купл...

Статья из опыта работы на тему "Проведение опытно - экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

В статье изложены рекомендации по проведению опытно - экспериментальной работы с умственно отсталыми детьми, особенность вовлечения таких детей в процесс опытов и руководство ими. Подробно описана спе...

Организация работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья Из опыта работы

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в создании особенных условий для развития, в реализации своих потенциальных возможно...

"Тур выходного дня" (организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по их успешной социализации и адаптации в обществе)

Данная практика является инновационным и эффективным способом сотрудничества, вовлечения семьи, здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в единое образовательное пространство. &la...

Возможности песочной терапии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрываются показания и противопоказания для занятий песочной терапией. Так же приведены ряд упражнений, которые можно использовать для занятий в песочнице....

Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах.

В последние годы растет число детей с отклонениями здоровья, поступающих в общеобразовательную школу. Среди них часто болеющие дети, дети с плохой памятью, дети с гипер возбудимостью и повышенной утом...

Практические аспекты коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации.

Дети с особенночстями развития - дети с ограниченными возможностями здоровья и дети с инвалидностью , стали неотъемлемой частью школьного обучения. Эта реальность - часть нашей жизни, что  имеет ...