"Тур выходного дня" (организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по их успешной социализации и адаптации в обществе)
статья (4 класс)
Данная практика является инновационным и эффективным способом сотрудничества, вовлечения семьи, здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в единое образовательное пространство. «Тур выходного дня» имеет массу преимуществ: это уникальная возможность посетить различные исторические места нашей малой Родины; прекрасная возможность необычно весело отметить день рождения или просто встречу с друзьями; эффективное средство для физической закалки.
Цель практики: успешная социализация и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, привлечение родителей к активной совместной деятельности.
Практика «Тур выходного дня» решает следующие задачи:
- способствует сплоченности семьи и установлению эмоционального контакта, взаимопониманию, сотрудничества между родителями и детьми, коррекции детско-родительских отношений, реализации семейных ценностей;
- реализует потребность в отдыхе и физической активности, в освоении здоровьесберегающих технологий;
- расширяет социальный опыт детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tur_vyhodnogo_dnya.docx | 37.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Тур выходного дня»
(организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по их успешной социализации и адаптации в обществе)
Место реализации практики: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» (yugorskschool2@mail.ru). Целевая аудитория – дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, их родители. Приветствуется участие других членов семьи (бабушек, дедушек, братьев, сестёр и т.д.), а также учащихся школы.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития в России наблюдается тенденция ежегодного увеличения количества детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Проблема детской инвалидности является актуальной и для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. На конец 2019 года в Югре численность детей-инвалидов в федеральном реестре составила 6548 человек, что составляет 3,5% от числа проживающих в автономном округе граждан.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ограниченными возможностями здоровья нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи. Семья является важнейшим социальным институтом, располагающим широчайшим диапазоном уникальных возможностей влиять на формирование и саморазвитие личности. Для ребёнка, имеющего особенности в развитии, семья, как наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна осуществлять своё основное назначение – стать для него не только своеобразной развивающей, но и коррекционной средой, обеспечивающей компенсацию недостатков здоровья. Включаясь в такую среду, ребенок с ограниченными возможностями здоровья учится восполнять свои врожденные недостатки, обретает возможность справиться с трудностями взросления иными путями. От того, как по отношению к ребенку ведут себя родители, их стиля воспитания будет зависеть судьба самого ребенка и семьи в целом. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей как активных членов общества. Семья, воспитывающая «особого» ребёнка, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач. Прежде всего, стрессовая ситуация влияет на внутренний климат семьи. Все члены переживают сильный стресс, вследствие которого возникают неровные, иногда и конфликтные отношения. Нередко у родителей отмечаются основные проблемы поведения по отношению к своему ребёнку, имеющему ограничения в здоровье:
1. Отрицание: отрицается родителями, что ребёнок страдает дефектом. Родители не принимают и не признают для своего ребёнка никаких ограничений. Ребёнка воспитывают в духе чрезвычайного честолюбия и настаивают на высокой успешности его деятельности.
2. Умышленное ограничение в общении: родители детей ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка). Таким образом, социальная среда ребёнка ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована», что отрицательно сказывается на социализации ребёнка.
3. Чрезмерная защита, гиперопека: родители наполнены чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливом и защищающем ребёнка от всех опасностей типе воспитания. Такой ребёнок является предметом чрезмерной любви матери, родители стараются за него всё сделать, в результате чего он может долго, а иногда и всю жизнь находиться на инфантильном уровне.
4. Асоциальный образ жизни родителей (алкоголизм, наркомания и т.д.) в результате которого ребёнок представлен сам себе, не осуществляется должный контроль и уход, низкий уровень благосостояния семьи.
5. Педагогическая безграмотность родителей: неумение родителей принять адекватные воспитательные меры по отношению к своим детям.
Решение названных проблем во многом ложится на специалистов образовательного учреждения. В МБОУ «СОШ №2» обучается 831 учащийся. Из них: дети с ограниченными возможностями здоровья – 54 чел.; дети-инвалиды – 30 чел.; дети с интеллектуальными нарушениями – 31чел., из них с тяжёлыми множественными нарушениями развития – 10 чел. Для детей с ограниченными возможностями здоровья в школе реализуются следующие общеобразовательные программы: адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2); адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1); адаптированная общеобразовательная программа для слепых обучающихся (вариант 3.4); адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1); адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2); адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.2, 8.3, 8.4); адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4); адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с умственной отсталостью. Таким образом, одной из важнейших задач школы является работа с родителями, воспитывающими детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Важность данной социальной проблемы актуальна как для нашей школы, так и для города в целом, так как позволяет решить проблему социальной исключенности детей ограниченными возможностями здоровья.
С 2019 года в нашей школе реализуется программа работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья «Сможем вместе!», которая обеспечивает реализацию мероприятий трех направлений: психолого-педагогического, спортивно-оздоровительного, культурно-досугового. Все направления взаимозависимы по содержанию, формам и методам работы, обеспечивают повышение их социального и психологического статуса.
Одной из нетрадиционных практик работы в рамках программы «Сможем вместе!» по взаимодействию с семьями, организации воскресного досуга для детей и родителей является «Тур выходного дня».
Данная практика является инновационным и эффективным способом сотрудничества, вовлечения семьи, здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в единое образовательное пространство. «Тур выходного дня» имеет массу преимуществ: это уникальная возможность посетить различные исторические места нашей малой Родины; прекрасная возможность необычно весело отметить день рождения или просто встречу с друзьями; эффективное средство для физической закалки.
В век высоких технологий наблюдается явный дефицит двигательной активности у детей разного возраста, часто основным источником знаний о современном мире для ребенка становится экранный мир, компьютер и телевизор заменяют школьнику и книгу, и путешествия, и общение с друзьями. Таким образом, практика «Тур выходного дня» позволяет вовлечь детей в созидательную деятельность, активную и яркую событиями.
Цель практики: успешная социализация и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, привлечение родителей к активной совместной деятельности.
Практика «Тур выходного дня» решает следующие задачи:
- способствует сплоченности семьи и установлению эмоционального контакта, взаимопониманию, сотрудничества между родителями и детьми, коррекции детско-родительских отношений, реализации семейных ценностей;
- реализует потребность в отдыхе и физической активности, в освоении здоровьесберегающих технологий;
- расширяет социальный опыт детей с ограниченными возможностями здоровья.
«Тур выходного дня» - актуальная практика для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, их родителей, направленная на вовлечение всех участников образовательного процесса в совместную деятельность. Основными мероприятиями практики являются:
1. Культурно-массовые мероприятия – экскурсии, различные мероприятия, посещение театра. Экскурсии помогают развивать в детях коммуникабельность, самодисциплину, адаптивность. Учебные экскурсии имеют, прежде всего, образовательные и воспитательные цели и задачи - открыть обучающимся прекрасное в окружающем их мире - в людях и природе, пробудить у них чувство любви к Родине. Экскурсионная работа как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов является эффективной формой.
Посещение театра является формой передачи знаний об окружающем мире. Именно в стенах театра дети и их родители получают полезную для жизни информацию в ненавязчивой поучительной форме. Учась на поведении сценических персонажей, они вбирают в себя правильные жизненные принципы, моральные устои, здоровые нормы поведения.
2. Оздоровительные мероприятия – катание на коньках, лыжах, проведение спортивных эстафет, игр. Спортивная и физкультурно-оздоровительная работа становится неотъемлемой частью педагогического процесса, направленного на воспитание всесторонне физически и духовно развитой личности. Ходьба на лыжах и занятия спортом, игры обеспечивают двигательную активность детей и снижают их заболеваемость.
3. Прогулочные мероприятия – поход в осенний, зимний лес, прогулки на территории города. Пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и дозированных физических нагрузок, разнообразие впечатлений во время похода нормализуют деятельность центральной нервной системы, восстанавливают силы, повышают работоспособность. Также прогулочные мероприятия вызывают у участников бурные эмоции, улучшают коммуникативные навыки в коллективе, обучают думать нестандартно, нацелены на профилактику конфликтов и сплочение коллектива, укрепление детско-родительских отношений.
Все мероприятия, которые входят в «Тур выходного дня», проводятся в выходные дни, по субботам (1 раз в месяц). Главным условием проведения любого из мероприятий является участие каждого родителя, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Ведущими методами и приемами работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках данной практики являются: туристические походы «Путешествия по карте», краеведческие викторины, эстафеты, экскурсии, подвижные игры, посещение театров и просмотр фильмов.
Этапы реализации практики.
Этапы | Срок | Мероприятия |
Подготовительный этап | Сентябрь | Проведение беседы и опрос родителей и детей. Составление на учебный год плана мероприятий. Распределение обязанностей в организации совместного сотрудничества. |
Основной этап | Сентябрь - май | Работа по плану мероприятий. Создание электронной копилки фотографий «Тур выходного дня». |
Заключительный этап | Июнь | Оценка эффективности практики. Подведение итогов, внесение поправок, пожеланий. |
План мероприятий
№ | Мероприятия | Срок | Ответственные |
1. | Посещение музея под открытым небом «Суеват Пауль» города Югорска. | Сентябрь | Галиева С.Н., родительский комитет |
2. | Конкурсно - игровая программа «Осень Золотая». Детский игровой, развлекающий центр «Изумрудный город». | Октябрь | Галиева С.Н., родительский комитет |
3. | Пешие прогулки по улицам г. Югорска. | Ноябрь | Галиева С.Н., родительский комитет |
4. | Бэби-спектакль «Снежная история». МАУ «ЦК «Югра-презент». Крох-театра «Зёрнышко». | Декабрь | Галиева С.Н., родительский комитет |
5. | Лыжная прогулка. Лыжная база Культурно-спортивного комплекса «Норд» ООО «Газпром трансгаз Югорск». | Январь | Галиева С.Н., родительский комитет |
6. | Посещение музея истории и этнографии в Югорске. | Февраль | Галиева С.Н., родительский комитет |
7. | Катание на катке. Ледовый дворец КСК «НОРД» ООО «Газпром трансгаз Югорск». | Март | Галиева С.Н., родительский комитет |
8. | Просмотр спектаклей. МАУ «ЦК «Югра-презент». Окружной фестиваль – конкурс любительских театральных коллективов «Театральна весна». | Апрель | Галиева С.Н., родительский комитет |
9. | Киносеанс. Кинотеатр «Киномания Югорск». | Май | Галиева С.Н., родительский комитет |
Результативность реализации практики отражена в мониторинговых исследованиях. Уровень удовлетворенности родительской общественности в 2020 году оказанием услуг составил 100%. Учащиеся с ОВЗ являются победителями и призерами конкурсов различного уровня.
Уровень участия | 2018-2019 учебный год | 2019-2020 учебный год | ||||||||
Всего учеников | Кол-во участий | Из них призеров и победителей | Всего учеников | Кол-во участий | Из них призеров и победителей | |||||
Школьный | 44 | 39 | 13 | 52 | 52 | 26 | ||||
Муниципальный | 31 | 12 | 19 | 8 | 7 | 1 | ||||
Региональный | 4 | 3 | 1 | 17 | 6 | 11 | ||||
Всероссийский | 0 | 0 | 0 | 7 | 1 | 6 | ||||
Международный | 11 | 1 | 10 | 13 | 9 | 4 | ||||
ИТОГО | 79 | 55 | 43 | 97 | 75 | 48 |
Критерии оценки эффективности практики
№ | Критерий | Показатель |
1 | Повышение активности участия семей в совместной деятельности. | Степень активности учащихся и родителей не менее 70%. |
2 | Организация совместной досуговой деятельности. | 100% выполнение планируемых мероприятий. |
3 | Создание информационного обеспечения практики. | Наличие новостей на сайте образовательного учреждения. |
Данный опыт работы представляет интерес для большого круга лиц: тьюторов, классных руководителей, педагогов-психологов, дефектологов, педагогов, организующих сопровождение детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме: "Игры и игровые технологии на уроках в коррекционной школе-интернате, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)..
Это презентация, в которой учителя коррекционной школы-интерната делятся своим опытом работы по применению игр и игровых технологий на уроках. Они рассказывают об играх, сделанных своими руками и купл...
Статья из опыта работы на тему "Проведение опытно - экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
В статье изложены рекомендации по проведению опытно - экспериментальной работы с умственно отсталыми детьми, особенность вовлечения таких детей в процесс опытов и руководство ими. Подробно описана спе...
Организация работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья Из опыта работы
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в создании особенных условий для развития, в реализации своих потенциальных возможно...
Современные коррекционно-развивающие технологии и их адаптация к условиям работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися на дому
Коррекционно-развивающее обучение способствует преодолению, коррекции и компенсации нарушений физического, психического и психологического развития обучающихся. Построение общей системы коррекционно-р...
Возможности песочной терапии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В статье раскрываются показания и противопоказания для занятий песочной терапией. Так же приведены ряд упражнений, которые можно использовать для занятий в песочнице....
Практические аспекты коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации.
Дети с особенночстями развития - дети с ограниченными возможностями здоровья и дети с инвалидностью , стали неотъемлемой частью школьного обучения. Эта реальность - часть нашей жизни, что имеет ...