Доклад по теме: Проблема адаптации первоклассников
методическая разработка (1 класс)
Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. Все дети вместе с чувством гордости, удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение.В докладе раскрыты причины школьной дезадаптации и пути их преодоления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya.docx | 20.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема адаптации первоклассников.
1.Актуальность задачи адаптации.
Первый год обучения определяет порой всю последующую жизнь ребенка.
Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. Все дети вместе с чувством гордости, удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение.
Некоторые первоклассники могут быть очень шумными крикливыми, они без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, могут вести себя развязно с учителем, дерзить, капризничать. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудачи, замечании плачут.
У первоклассников в первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон , аппетит, повысится температура, обостряются хронические заболевания. Конечно не у всех детей адаптация в школе протекает с подобными отклонениями, но есть и такие, у кого этот процесс сильно затягивается
Значительная часть детей (50-60%) адаптируются в течении двух трех месяцев обучения. Другим детям (примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни.
В каждом классе есть примерно 15% ребят , у которых к значительным трудностям в учебной работе прибавляются трудности болезненной и длительной адаптации. Они отличаются негативными нормами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями , нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно эти дети становятся в классе изгоями.
2 Причины школьной дезадаптации
- Несформированность «внутренней позиции школьника».
О внутренней позиции школьника можно говорить, тогда когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. У большинства детей с недостатком интеллектуального развития эта позиция не сформирована.Нужно помочь ребенку принять «позицию школьника»: побеседовать о том, зачем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, что станет, если никто не будет их соблюдать.
- Слабое развитие произвольности.
Это одна из основных причин неуспеваемости в первом классе. С одной стороны произвольность поведения считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающаяся внутри учебной деятельности этого возраста. А с другой стороны слабое развитие произвольности мешает обучению в школе.
Для успешного овладения учебной деятельностью Д.Б.Эльконин и его сотрудники выделили следующие параметры:
- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу;
- умение ориентироваться на заданную систему требований;
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
- умение самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу.
Фактически эти параметры и являются тем нижним уровнем актуального развития произвольности, на который опирается обучение в первом классе.
- Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации позволяющей ему воспринимать и стараться выполнять учебные задания .
- Необходимость подчинения новым правилам школьной жизни.
Многочисленные «можно» «нельзя» «надо» «правильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией школьной жизни ,так и с включением ребенка в новую учебную деятельность. Нормы и правила порой идут в разрез с побуждениями и желаниями ребенка.
- Общение с учителем.
Дети к началу обучения в школе должны понимать позицию взрослого и смысл вопросов учителя.
6) Недостаточно развитая способность к взаимодействию с другими детьми.
Трудности адаптации к школьной жизни возникают у детей , не посещавших детский сад, единственных в семье.Если у таких детей не было опыта взаимодействия со сверстниками и педагогами , то они ожидают от учителей такого же отношения ,к которому они привыкли дома. Поэтому для ребенка часто становится стрессом изменение ситуации, когда он осознает, что учитель одинаково относится ко всем ребятам , не делает ему снисхождений, а одноклассники не торопятся принимать его в качестве лидера, не собираются уступать ему.
7)Отношение к себе.
Дети с заниженной самооценкой склонны в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, Эти дети хуже привыкают к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением, испытывают трудности в овладении знаниями.
8) Завышенные требования со стороны родителей.
Нормальные средние успехи ребенка воспринимаются родителями как неудача. Реальные достижения не учитываются, оцениваются низко. В результате у школьника растет тревожность, падает стремление к достижению успеха, формируется низкая самооценка.
9)Состояние здоровья и низкий уровень физического развития.
Соматически ослабленные дети, имеющие хронические заболевания не выдерживают школьной нагрузки, начинают болеть, пропускать занятия. Трудности возникают также у детей с синдромом дефицита внимания, у леворуких детей.
3. Как сгладить негативные стороны адаптации:
- Как можно скорее познакомить детей друг с другом , помочь им увидеть в каждом новом товарище по классу положительные стороны.
- Начать сразу же формировать коллектив класса, создавать доброжелательную атмосферу в классе, организовать взаимодействие друг с другом.
- Дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться.
- Обеспечить каждому ребенку сферу успеха, самореализации .
- Оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. При этом желательно использовать игровые приемы.
- Использовать в работе дидактические игры, приемы. Н.р.: игры на развитие внимания, фонематического слуха, моторики рук и т.д., коммуникативные игры: «Комплименты», «Аплодисменты», «Таинственный незнакомец», «Расскажи о себе», «Замри».На уроке хорошо использовать прием «Предупреди заранее». Первоклассники легче переходят от одного задания к другому, если учитель на уроке заранее предупреждает об этом. За три минуты до перехода учитель заранее объявляет классу, что у каждого есть несколько минут для завершения выполняемого,затем ставится новая задача.Без такого подготовительного времени дети , особенно мальчики, не готовы переключиться, поэтому приходится тратить время на установление дисциплины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классное родительское собрание 1 класс. Тема: "Проблемы адаптации первоклассников в школе".
Классное родительское собрание 1 класс. Тема: "Проблемы адаптации первоклассников в школе"....
Тема: ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ
Ознакомление педагога и врача с проблемами здоровья ребенка. Изменение режима дня ребенка. Необходимость чередования игр с учебной деятельностью ребенка. Наблюдение родителей за правильной позой во вр...
Статья на тему «Проблема адаптации первоклассников к школе».
Статья на тему «Проблема адаптации первоклассников к школе»....
Воспитательная работа Родительское собрание на тему "Проблемы адаптации первоклассников в школе"
На собрании рассказывается о том, какие особенности имеет современный первоклассник. Даются советы родителям как надо воспитывать первоклассников....
Родительское собрание в 1 классе. Тема: "Проблемы адаптации первоклассников в школе"
Родительское собрание...
Доклад по теме "Проблема адаптации детей в летнем лагере: почему и как с этим справиться..."
Доклад по теме "Проблема адаптации детей в летнем лагере: почему и как с этим справиться..." полезен для воспитателей и вожатых летних лагерей....
Отчёт по самообразованию на тему «Проблема адаптации первоклассников к образованию в школе»
Отчёт по самообразованию на тему «Проблема адаптации первоклассников к образованию в школе»...