Доклад по теме: Проблема адаптации первоклассников
методическая разработка (1 класс)

Панфилова Наталья Владимировна

Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. Все дети вместе с чувством гордости, удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение.В докладе раскрыты причины школьной дезадаптации и пути их преодоления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема адаптации первоклассников.

1.Актуальность задачи адаптации.

Первый год обучения определяет порой всю последующую жизнь ребенка.

 Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. Все дети вместе с чувством гордости, удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение.

  Некоторые первоклассники могут быть очень шумными крикливыми, они без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, могут вести себя развязно с учителем, дерзить, капризничать. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудачи, замечании плачут.

   У первоклассников в первые дни,   недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон , аппетит, повысится температура, обостряются хронические заболевания. Конечно не у всех детей адаптация в школе протекает с подобными отклонениями, но есть и такие, у кого этот процесс сильно затягивается

   Значительная часть детей (50-60%) адаптируются в течении двух трех месяцев обучения. Другим детям (примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни.

 

 

 В каждом классе есть примерно 15% ребят , у которых  к значительным трудностям в учебной работе прибавляются трудности болезненной и длительной адаптации. Они отличаются негативными нормами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями , нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно эти дети становятся в классе изгоями.

2 Причины школьной дезадаптации

  1. Несформированность «внутренней позиции школьника».

  О внутренней позиции школьника можно говорить, тогда когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. У большинства детей с недостатком интеллектуального развития эта позиция не сформирована.Нужно помочь ребенку принять «позицию школьника»: побеседовать о том, зачем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, что станет, если никто не будет их соблюдать.

  1. Слабое развитие произвольности.

Это одна из основных причин неуспеваемости в первом классе. С одной стороны произвольность поведения считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающаяся внутри учебной деятельности этого возраста. А с другой стороны слабое развитие произвольности мешает обучению в школе.

Для успешного овладения учебной деятельностью Д.Б.Эльконин и его сотрудники выделили следующие параметры:

  • умение детей сознательно подчинять свои действия правилу;
  • умение ориентироваться на заданную систему требований;
  • умение внимательно слушать говорящего  и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
  • умение самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу.

Фактически эти параметры и являются тем нижним уровнем актуального развития произвольности, на который опирается обучение в первом классе.

  1. Недостаточное развитие у ребенка учебной  мотивации позволяющей ему воспринимать и стараться выполнять учебные задания .
  2. Необходимость подчинения новым правилам школьной жизни.

 Многочисленные «можно» «нельзя» «надо» «правильно»  лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с  организацией школьной  жизни ,так  и с включением     ребенка в новую  учебную деятельность. Нормы и правила  порой идут в   разрез с побуждениями  и желаниями ребенка.

  1. Общение  с учителем.

Дети к началу обучения в школе должны  понимать позицию взрослого и смысл  вопросов учителя.

6) Недостаточно развитая способность к   взаимодействию с другими детьми.

  Трудности адаптации к школьной жизни возникают у детей ,  не   посещавших детский сад, единственных  в   семье.Если у таких детей не было опыта взаимодействия  со сверстниками и педагогами  , то они ожидают от учителей такого же отношения ,к которому   они привыкли дома. Поэтому для ребенка часто становится стрессом изменение ситуации, когда он осознает, что учитель одинаково относится ко всем ребятам , не делает ему снисхождений, а одноклассники не торопятся принимать его в качестве лидера, не собираются уступать ему.

7)Отношение к себе.

Дети с заниженной самооценкой склонны в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, Эти дети хуже привыкают к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным  напряжением, испытывают трудности в овладении знаниями.

8) Завышенные требования со стороны родителей.

    Нормальные средние успехи ребенка воспринимаются родителями как неудача. Реальные достижения не учитываются, оцениваются низко. В результате у школьника растет тревожность, падает стремление к достижению успеха, формируется низкая самооценка.

9)Состояние здоровья и низкий уровень физического развития.

Соматически ослабленные дети, имеющие хронические заболевания не выдерживают школьной нагрузки, начинают болеть, пропускать занятия. Трудности возникают также у детей с синдромом дефицита внимания, у леворуких детей.

3. Как сгладить негативные стороны адаптации:

  • Как можно скорее познакомить детей друг с другом , помочь им увидеть в каждом новом товарище по классу положительные стороны.
  • Начать сразу же формировать коллектив класса, создавать доброжелательную атмосферу в классе, организовать взаимодействие друг с другом.
  • Дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться.
  • Обеспечить каждому ребенку сферу успеха, самореализации .
  • Оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. При этом желательно использовать игровые приемы.
  • Использовать в работе дидактические игры, приемы. Н.р.: игры на развитие внимания, фонематического слуха, моторики рук и т.д., коммуникативные игры: «Комплименты», «Аплодисменты», «Таинственный незнакомец», «Расскажи о себе», «Замри».На уроке хорошо использовать прием «Предупреди заранее». Первоклассники легче переходят от одного задания к другому, если учитель на уроке заранее предупреждает об этом. За три минуты до перехода учитель заранее объявляет классу, что у каждого есть несколько минут для завершения выполняемого,затем ставится новая задача.Без такого подготовительного времени дети , особенно мальчики, не готовы переключиться, поэтому приходится тратить время на установление дисциплины.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классное родительское собрание 1 класс. Тема: "Проблемы адаптации первоклассников в школе".

Классное родительское собрание 1 класс. Тема: "Проблемы адаптации первоклассников в школе"....

Тема: ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ

Ознакомление педагога и врача с проблемами здоровья ребенка. Изменение режима дня ребенка. Необходимость чередования игр с учебной деятельностью ребенка. Наблюдение родителей за правильной позой во вр...

Статья на тему «Проблема адаптации первоклассников к школе».

Статья на тему «Проблема адаптации первоклассников к школе»....

Воспитательная работа Родительское собрание на тему "Проблемы адаптации первоклассников в школе"

На собрании рассказывается о том, какие особенности имеет современный первоклассник. Даются советы родителям как надо воспитывать первоклассников....

Доклад по теме "Проблема адаптации детей в летнем лагере: почему и как с этим справиться..."

Доклад по теме "Проблема адаптации детей в летнем лагере: почему и как с этим справиться..." полезен для воспитателей и вожатых летних лагерей....

Отчёт по самообразованию на тему «Проблема адаптации первоклассников к образованию в школе»

Отчёт по самообразованию на тему «Проблема адаптации первоклассников к образованию в школе»...