Наставническая деятельность как средство обеспечения продуктивного взаимодействия участников образовательных отношений
статья

Мощева Марина Алексеевна

Выступление на научно-методической конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nastavnichestvo.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Наставническая деятельность как средство обеспечения продуктивного взаимодействия участников образовательных отношений

В настоящее время Россия движется в сторону радикальных изменений образовательной и социокультурной сферы, необходимость которых  продиктована сменой образов мышления, целеполагания и действия, а также вызовами со стороны экономического сектора.

Важность гармоничного и системного преобразования этих сфер отражена в утвержденном 24 декабря 2018 года национальном проекте «Образование», который ставит перед всеми образовательными организациями две ключевые цели:

  1. обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
  2. воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

    Эти цели невозможно достичь без создания системы поддержки и развития навыков, талантов и компетенций – общекультурных, общепрофессиональных и метакомпетенции. Эта система также должна способствовать решению задачи по самоопределению и профессиональной ориентации.

Поставленные цели воплощаются в рамках  десяти проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования», «Социальные лифты для каждого».

     Наиболее   эффективная   стратегия,   отвечающая    вышеназванным   целям и задачам, – это применение методологии наставничества.

Президент Российской Федерации  В. В. Путин считает: «Место наставничеству, верности традициям есть в любом деле. Люди, прогрессивно мыслящие, духовно и нравственно сильные, это хорошо понимают и делают всё, чтобы их начинания имели развитие, чтобы на смену им приходили те, кто сохранит и преумножит достигнутое. Эффективная система мотивации для наставников должна быть создана, и это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков».

Молодой педагог, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, возникающие из-за отсутствия необходимого опыта, высокое эмоциональное напряжение, требующее мобилизации всех внутренних ресурсов, чувство неуверенности в своих действиях. Найти такого специалиста, который смог бы приступить к работе без адаптационного периода или специально организованного сопровождения, практически невозможно. Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, с родителями, уметь грамотно и эмоционально говорить и уметь заинтересовать детей на уроках. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Начинающему педагогу легче работать, если он чувствует поддержку старших коллег, стремящихся ободрить, подсказать, поделиться опытом. Такой подход оптимизирует процесс профессионального становления молодого специалиста, формирует у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.

И наставничество является наиболее эффективным методом решения этих проблем.

 Наставники были уже в Древнем Риме, там так называли домашних учителей. В России эта форма начала развиваться с 30-х годов, достигнув расцвета в 70-х годах ХХ столетия. Наставниками, как правило, становились люди авторитетные, с хорошей профессиональной подготовкой, богатым жизненным опытом.

Наставничество представляет собой процесс обучения и воспитания, в котором человек со значительным опытом и знаниями, выполняющий эталонную функцию, обеспечивает обучение, защиту, поддержку, советы и дружескую помощь менее опытным и компетентным лицам с целью содействия личностному и/или профессиональному росту и развитию. Наставничество – длительный процесс, требующий системного подхода.

Цель наставничества: способствовать формированию профессионально- адаптированного, компетентного молодого педагога-практика.

Задачи:

помочь в личностной и социально-педагогической адаптации;

способствовать развитию профессионального мышления и готовности к инновационным преобразованиям;

предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в организации учебных занятий с детьми и поиск возможных путей их преодоления;

стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности;

способствовать формированию уверенности в своем профессиональном росте.

Наставничество - это процесс, в котором один человек (наставник) ответственен за овладение профессиональными навыками другим человеком (наставляемым), его должностное продвижение и развитие вне рамок обычных взаимоотношений непосредственного начальника и подчиненного.

По мнению большинства авторов, суть педагогической поддержки состоит в том, чтобы оказать помощь человеку в преодолении тех или иных внешних барьеров, которые самостоятельно он не способен преодолеть.

В письме Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» выделены несколько форм наставничества.

По особенностям организации наставничества выделяют следующие типы:

прямое – предполагает непосредственный контакт с наставляемым не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке;

опосредованное – чаще всего реализуется достаточно формально, через советы, рекомендации, а личные контакты могут быть сведены к минимуму.

коллективное – предусматривает организацию наставничества с большой группой лиц, обладающих различными потребностями.

По количеству наставляемых выделяют следующие формы наставничества:

индивидуальное – предполагает персональное сопровождение наставляемого с учетом его потребностей;

групповое – сопровождение одним наставником группы наставляемых со схожими потребностями.

По особенностям взаимодействия участников:

открытое – в данном случае рассматривается как традиционная форма наставничества, связанная с передачей жизненного и профессионального опыта;

скрытое – происходит незаметно для наставляемого.

По используемым технологиям:

традиционное – предполагает работу с наставником в классическом варианте в процессе осуществления педагогической деятельности или обучения;

электронное или виртуальное наставничество – используется обычно как дополнение к традиционному, когда наставник и наставляемые используют средства виртуального общения.

Благодаря наставничеству возможно обеспечить профессиональный  рост  педагогов. Наставничество способствует налаживанию конструктивных коммуникаций с родителями школьников. Также его возможности проявляются в обеспечении педагогической поддержки учащихся. Исходя из этого существуют такие системы взаимоотношений, как учитель – учитель, учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – родитель.

Система наставничества «учитель-учитель» применима для решения проблем, с которыми сталкиваются педагоги, в том числе:

  • проблемы молодого специалиста в новом коллективе,
  •  проблемы педагога с большим стажем, ощущающего себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающего кризис профессионального роста, находящегося в ситуации профессионального выгорания.

В современной литературе подробно изложены различные модели наставничества. Самыми распространенными из них являются:

традиционная (классическая) модель наставничества (наставник- успешный и опытный профессионал - работает с менее опытным коллегой);

партнерское наставничество (наставником является сотрудник, равный по уровню подопечному, но с опытом работы в предметной области, которым партнер не обладает);

групповое наставничество (связь нескольких лиц с более опытными наставниками);

реверсивное наставничество (профессионал младшего возраста становится наставником  опытного сотрудника по вопросам новых тенденций, технологий);

флеш-наставничество (наставничество через разовые встречи или обсуждения);

модель «Тень» (реализация данной модели подразумевает то, что подопечный следует за своим наставником безмолвной тенью в течение определенного периода времени, наблюдая, фиксируя его действия).

Кроме названных, можно отметить краткосрочное наставничество; скоростное наставничество; ситуационное наставничество; виртуальное наставничество и другие.

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого педагога носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств.

Наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны – деятельность наставника, с другой – деятельность наставляемого. Этот процесс носит субъектный характер и является одной из разновидностей педагогического взаимодействия. Наставник должен быть настоящим подвижником, обладать глубокими знаниями в области педагогики, психологии, культурологии и высокой профессиональной компетентностью.

Начинающему педагогу наставничество дает возможность получить поддержку опытного педагога, укрепить уверенность в собственной состоятельности и профессиональной компетентности.

Педагогу-мастеру наставничество позволяет передать свой педагогический опыт, поделиться персональными приемами непосредственно с начинающим специалистом, является наиболее эффективным способом повышения своей квалификации.

В процессе обучения наставник предоставляет новичку необходимую для работы информацию, отслеживает процесс усвоения знаний, формирование нужных навыков мотивацию к работе. Обучение проходит непосредственно на рабочем месте, иллюстрирует реально возникающие ситуации и весь трудовой процесс. Наставник не контролирует, а способствует быстрейшей адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности в школе, предоставляя ему методическую, психолого-педагогическую, управленческую, нормативно-правов

В нашей школе сложилась своя система работы с молодыми педагогами. На основе Методических рекомендаций для образовательных организаций по реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в марте 2022 года в школе была разработана дорожная карта (план мероприятий) внедрения системы наставничества педагогических работников, разработано «Положение о системе наставничества педагогических работников в МБОУ СОШ №17».

В апреле-июне 2022 года заместители директора по УВР педагоги школы прошли курсы повышения квалификации ДПП «Методическое сопровождение реализации региональной модели института наставничества педагогических работников Тульской области» на базе ГОУ ДПО ТО ИПК. Эти педагоги включены в приказ министерства образования Тульской области от 20.09.2022 №1774 «Об утверждении старших и ведущих наставников образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на территории Тульской области». На основании данного приказа приказом по школе от 01.09.2022 № утверждены ведущие и старшие наставники. Сформированы наставнические пары и группы «наставник – наставляемый» с письменного согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью. Молодые специалисты, а также педагоги, из числа прошедших профессиональную переподготовку, были закреплены за опытными педагогами для совместной работы.

В текущем учебном году были также сформированы наставнические пары и группы «наставник – наставляемый».

Наставники совместно с наставляемыми разработали план деятельности, исходя из личностных качеств и интересов наставляемых.

Сегодня на конференции мы подведем некоторые итоги их совместной деятельности.

Ещё одной формой наставничества, которая успешно реализуется в нашей школе, является форма «учитель — ученик», причем здесь учителя работают с разными категориями учащихся:  одаренными и неуспевающими, активными и пассивными. Особую группу составляют учащиеся с ОВЗ. Своим опытом работы с разными категориями учащихся также сегодня поделятся наши коллеги.

И в заключение хочется отметить, какими же качествами должен обладать наставник?

Первым является представление о духовно-нравственных ценностях, принципах и традициях наставничества. С этой точки зрения наставник ориентируется в своей деятельности на гуманные способы взаимодействия: помощь, поддержку, совет, ориентирование. В связи с этим к нравственным качествам наставника можно отнести честность, доброту, отзывчивость, ответственность, справедливость, доброжелательность.

Одной из специфических ценностей наставничества является «педагогический оптимизм», который заключается в вере в человека. А проявляется в убежденности в том, что в любых обстоятельствах человек может найти в себе силы для саморазвития.

Соблюдение таких принципов поможет сделать понятным суть наставничества для самого наставника и его подопечного. Если наставничество осуществляется в системе «ученик – ученик», такие правила помогут в регулировании и повышении продуктивности деятельности. Много примеров положительного наставничества можно найти в художественной литературе («Уроки французского» В. Распутина, «Республика ШКИД» Г. Белых и Л. Пантелеева, «Два капитана» В. Каверина, «Педагогическая поэма» А. С. Макаренко и др.).

Большинство  из  нас  на  определенных этапах  жизни  окружали  значимые  для нас  люди:  учителя, руководители и т.д.  Эти  люди  повлияли  на наш  выбор ценностей,  жизненные  принципы,  поступки.  Они  были  для  нас  примерами, защитниками,  советчиками  и  просто друзьями.  Роль же  Наставника  гораздо важнее,  потому  что  объединяет  все  эти функции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная сеть: возможности взаимодействия участников образовательного процесса 1ч.

Эта презентация познакомит с моим опытом ведения закрытой группы класса в социальной сети....

Социальная сеть: возможности взаимодействия участников образовательного процесса 2ч.

Эта презентация познакомит с моим опытом ведения закрытой группы класса в социальной сети. Продолжение....

Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса на уроке – важная составляющая современного урока, влияющая на качество обученности школьников.

    Данный материал был подготовлен для выступления на педагогическом совете. Основная мысль выступления: если педагогическое взаимодействие учителя и ученика на уроке направлено...

ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

    С введением ФГОС общего образования ведущей идеей системы работы педагогического коллектива школы с родителями стало установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанни...

Взаимодействие участников образовательных отношений с целью предотвращения насилия и жестокости.

Приемы эффективного взаимодействия специалистов школы с родителями с целью предотвращения жестокости....