Выступление "Развитие креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках окружающего мира"
статья

Селютина Наталья Сергеевна

Текст выступления для районного педагогического сообщества "Развитие креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках окружающего мира"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках окружающего мира

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

Основными направлениями формирования функциональной грамотности являются:

- математическая грамотность

- читательская грамотность

- естественнонаучная грамотность

- финансовая грамотность

- глобальные компетенции

- креативное мышление

Если разобраться, то креативное мышление – это одно из тех эволюционных приспособлений, которое помогло человеку подняться над всеми другими живыми существами. Пока что, способность креативно мыслить делает человека более конкурентным по сравнению с искусственным интеллектом. Ведь креативное мышление дает возможность принимать решение в обход любым алгоритмам или здравому смыслу. Именно так, чаще всего, совершались судьбоносные открытия.

Креативное мышление характеризуют четыре основных качества:

-быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени),

-гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей),

-оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи),

-точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям)

В 2021 году в исследование PISA впервые в качестве одного из ведущих компонентов вводится оценка креативного мышления, что повышает значимость этого направления исследования, и имеющийся к нему интерес. Мотивируется такое решение тем, что способность к  творческому мышлению, озарению и открытию— это основа развития всех сфер человеческой культуры: науки, технологии, философии, искусства, гуманитарных наук и других областей. Оценка креативного мышления входит составной частью в общероссийский мониторинг функциональной грамотности.

Креативность может стать результатом как индивидуальных, так и совместных усилий.

Развивать творческие способности ребенка - это значит развивать его воображение.

Учитывая психологические особенности младшего школьника, процесс познания должен вызывать устойчивый эмоциональный интерес ребёнка к  приобретению знаний. Для этого я используют такие методические приёмы как:

Дидактическая игра имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности – умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры и т.д.

Чем  младше учащийся начальной школы, тем больше места на уроках окружающего мира должна занимать игра, особенно в первом и втором классах. Во время игры дети получают возможность высказать неправильное суждение и не получить отрицательной оценки, не боятся сделать что-то не так как обычно. Многие ученики младшего возраста болезненно реагируют на каждое замечание учителя и очень переживают. В игре отсутствие знаний или их неточность растворяются в сюжете, становятся воображаемыми. Поэтому ребёнок не опасается сказать что-то не так (ведь это говорит его герой).

При отборе игры необходимо обратить внимание на наличие и чёткость её структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило, игровое действие.

Дидактическая цель – это то требование, усвоение которого учитель хочет проверить. Например, игра «Что изменилось?» при изучении темы «Времена года»: дидактическая цель- проверить умение замечать происходящие изменения, проявлять наблюдательность,  фантазию, творчество. Предлагаю детям поспорить на тему: «Кто главнее?» Ребята спорят и даже создаются команды болельщиков, например  команды  «Зима» и «Лето».

Игра «Кто это? При изучении темы «Животные»: дидактическая цель - развивать умение детей составлять характеристику животного, выделять особенности его внешнего вида и характера . Для закрепления темы сразу после игры «Кто это?»проводим игру «Изобрази животное». Ребята должны угадать ,какое животное изобразил их товарищ.

Игра «Назови предмет и его свойство» при изучении темы «Свойства предметов». В мешочке сложены предметы с разными свойствами (стеклянный, деревянный, круглый. шершавый, бархатный и т.д. ). Играющий берёт в руку предмет и, не вынимая из мешочка, определяет его свойство.

В 1 классе на уроках окружающего мира часто использую самые простые упражнения для развития умения мыслить, соображать. Речь о загадках о природе.

Если ты поранил ноги, ищи лекарство у дороги. (подорожник)

Зимой спит, летом ульи ворошит. (медведь)

Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (осина)

На дне реки лежит и усами шевелит. (сом)

Часто на уроке я использую такой методический прием, как, логические задачи, которые могут быть  выражены в виде проблемных вопросов.

Например, могут ли в пустынях жить растения наших краёв?

Как они будут чувствовать себя во время песчаных бурь?

Среди логических задач большой интерес младших школьников представляют философские задачи.

Например, «С какими животными сравнивают человека».

С какими животными сравнивают иногда человека, если он трусливый, упрямый, медлительный, хитрый и т. д

Младшие школьники с удовольствием выполняют различные креативные задания, потому что этот вид работы позволяет ученику воображать, преобразовывать образы окружающего мира. Игры и логические задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока окружающего мира. Это даст возможность учителю организовывать познавательную активность учащихся начальных классов

Также я использую на уроках творческие задания, связанные с продуктивной деятельностью: рисование, аппликация; в этом нам помогают рабочие тетради по окружающему миру, в которых дети работают на уроке и дома.

Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу.

Уроки-праздники.

Они наиболее интересны детям. Они дают возможность ребятам раскрыть свои творческие таланты. ( праздники, экологические проекты, тематические недели, ит.д.). В нашей школе каждый год, в апреле,  проходит тематическая неделя по окружающему миру. Дети с удовольствием участвуют в викторинах, разгадывают тематические ребусы, рисуют рисунки и изготавливают поделки для выставки, принимают активное участие в субботниках. Самым любимым на протяжении нескольких лет остается конкурс на лучший скворечник, которые мы потом размещаем на деревьях в парке п.Буранный.

Уроки –сказки . Сказки -верные спутники малышей. Они учат добру, учат общаться, радоваться и огорчаться, сопереживать,  разбираться в мотивах поступков героев, а также понимать слово и выражать свои чувства.

На данных уроках даю детям творческие задания «Придумай историю о созвездии, как оно появилось»(животном) и т.д.

Уроки-экскурсии. Одной из любимых форм урока является урок –экскурсия .Такие уроки развивают кругозор учащихся ,наблюдательность за окружающим миром. Перед экскурсией проводится беседа, где сообщается цель экскурсии и план проведения. Дети с удовольствием наблюдают за изменениями в живой и неживой природе .

Уроки ,где объединяются разные предметы в единое целое для быстрого и прочного достижения цели, называются интегрированными уроками.      

Такие уроки развивают кругозор учащихся, например, иногда на экскурсии мы выполняем такие задания как:

-Найди самый красивый листок(цветок,снежинку, камень ит.д)

-Придумай о нем какую -нибудь историю. С начала грустную,а потом веселую.

Очень часто детей разбиваю на группы. Каждой группе дается определенные задания на карточках. Например, I-группе дается задание, какие изменения произошли с приходом осени в неживой в природе,а  II –в живой природе. Затем проходит конкурс рисунков «Осенняя краса»  ит.д.

Такие задания сосредотачивают внимание детей на основных изменениях в живой и неживой природе, воспитывают любовь к прекрасному, развивают креативное мышление детей.

Очень люблю применять на своих уроках различные творческие задания .При изучении темы урока «Про воду»,или «Про воздух» я предлагаю подвести итог  урока от имени воды и воздуха.

-Итак ,я- Вода  я могу рассказать о себе, что  я…

--А я - Воздух ,я расскажу о себе следующее…

При изучении темы «Город и село» я предложила детям такое задание «Если бы ты был главой  нашего поселка ,чтобы ты рассказал нам о нем »

Креативная деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая произведение творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства. Дети младшего школьного возраста любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют. лепят и рисуют, сочиняют сказки, занимаются народными промыслами. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять.

Есть великая формула К.Э.Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “ Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще неизвестные”.Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе

Выступление на школьном методическом объединении по теме самообразования «Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе»...

СБОРНИК ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И МАТЕМАТИКИ.

Сборник заданий по формированию функциональной грамотности на уроках окружающего мира и математики.Аннотация«Наши дети умеют читать! Они просто не умеют понимать прочитанное…» - так...

Упражнения для развития функциональной грамотности на уроках окружающего мира

В данной статье приводятся примеры заданий, формирующих умения использовать прочитанное в различных ситуациях, возникающих в процессе обучения, за пределами школы и ожидающих школьника во взрослой жиз...

презентация "формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира"

презентация "формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира"...

Мастер-класс «Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира»

Мастер-класс  «Формирование функциональной грамотности  на уроках окружающего мира»...

Мастер-класс "Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира"

Цель мастер – класса: повышение уровня профессиональных компетентностей учителей, участников мастер – класса, в процессе формирования функциональной грамотности обучающихся начальной школы...