Современные образовательные технологии на уроках изобразительного искусства(обобщение опыта)
учебно-методический материал
Приходя на урок изобразительного искусства, который по учебному плану реализуется в школе 1 час в неделю, я понимаю, что за отведенное время в классе из 20-25 человек вряд ли реально воспитать настоящего художника. Но я и не ставлю перед собой таких задач. В первую очередь, серьезно задумываюсь над развитием заложенных в каждом человеке творческих, художественных способностей, помочь найти самого себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii_na_urokah_izobrazitelnogo_iskusstva.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные образовательные технологии на уроках
изобразительного искусства
Лучший урок - это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации, а дети создают свои лучшие произведения.
Приходя на урок изобразительного искусства, который по учебному плану реализуется в школе 1 час в неделю, я понимаю, что за отведенное время в классе из 20-25 человек вряд ли реально воспитать настоящего художника. Но я и не ставлю перед собой таких задач. В первую очередь, серьезно задумываюсь над развитием заложенных в каждом человеке творческих, художественных способностей, помочь найти самого себя.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» в системе образования, просвещения и культуры в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию искусств в общеобразовательной школе способных успешно решить современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности. В условиях построения новой модели образования одним из приоритетных направлений становится внедрение в образовательный процесс новых современных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
- личностно – ориентированное обучение;
-развивающее обучение;
-проблемное обучение;
-разноуровневое обучение;
-коллективную систему обучения;
-технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
-исследовательские методы в обучении;
- технология проектного обучения;
- игровые технологии;
-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;
-информационно-коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии,
- арт-технологии и др.
Одной из главных задач современной школы является, формирование у нового поколения способности действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества.
Всё это заставляет задуматься о том, как сделать процесс обучения результативным в соответствии с требованиями жизни.
В психолого-педагогической литературе все больше внимания уделяется поискам методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию художественных способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности субъектов образовательного процесса. Развивать творческую активность в людях надо с детского возраста, со школьной скамьи. В этом деле большую помощь оказывают изобразительное искусство, музыка – предметы, которые могут использовать возможности для реального развития творческих способностей личности ребенка, его творческой индивидуальности.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию искусств в общеобразовательной школе способных успешно решить современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности. В условиях построения новой модели образования одним из приоритетных направлений становится внедрение в образовательный процесс новых технологий.
Уроки изобразительного искусства должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. И именно для уроков изобразительного искусства учителя и учащиеся могут готовить самые замечательные, самые интересные проекты, это уроки-путешествия в мир живописи, архитектуры, скульптуры, в мир выдающихся мастеров российского и зарубежного изобразительного искусства. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный искусствоведческий материал. При этом я учитываю, что компьютер не может заменить учителя, а лишь дополняет его. Использование мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно я вовлекаю их в серьезную творческую работу, в которой развиваются творческие способности учащегося.
Учитывая живой интерес школьников к искусству, я стремлюсь каждый урок строить по принципу «сотрудничества», чтобы этот урок был словно творческая мастерская художника. Дети на уроках изобразительного искусства работают увлеченно, работы детей очень разнообразны, каждый по-своему видит и представляет картину решаемой задачи, которую потом изображает в альбоме.
Таким образом, урок становится более результативным, так как в его основу положено следующее:
Привлекательность учебного материала с использованием приемов педагогической техники, повышающих интерес к изучаемой теме;
Принцип сотворчества учителя и учащихся для получения глубоких знаний, и применение полученной информации;
Проведение урока с мультимедиа выступлением;
Выполнение домашнего задания и самостоятельная работа учащихся.
Информационно-коммуникационные технологии на уроке я рассматриваю:
- не как цель, а как еще одно средство обучения;
- как источник дополнительной информации по предмету;
- как способ организации самостоятельной исследовательской деятельности;
- как способ активизации творческой и познавательной деятельности учащихся;
- как возможность интегрированного обучения предмету.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании методов инновационных технологий обучения, способствующих формированию у обучающихся информационно-коммуникативной компетентности, тем самым, создавая условия развития творческой активности на уроках изобразительного искусства.
Уроки ИЗО не могут быть скучными, неинтересными для детей, а применение компьютерной техники еще больше развивает познавательный интерес детей к такому уроку.
Для развития художественных способностей на уроках изобразительного искусства целесообразно внедрение ИКТ, каждый урок построен на зрительном ряде; использование компьютерных возможностей и интерактивного оборудования позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменят учителя, а только дополняет его. В результате, я определила формы применения компьютерных технологий на уроках изобразительного искусства:
- использование медиа-ресурсов как источника информации;
- компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;
- организация проектной деятельности учащихся.
В ходе педагогической деятельности выяснила, что использование медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к творчеству художников, направлениям в искусстве, позволяет использовать на уроке помимо произведений искусств, произведения литературы, музыки. При этом необходимо учитывать, что использовать видеосюжеты с дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления.
Применение компьютерных технологий может осуществляться не только учителем при подготовке и во время урока, но и учениками в процессе своей работы. Одним из способов – является организация проектной деятельности учащихся, оформленная в виде презентаций, печатных сообщений в форме рефератов, докладов и т.п. Преимущества использования ИКТ в преподавании изобразительного искусства очевидны:
- знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;
- широко использовать показ репродукций картин художников;
- демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);
- «посещать» крупнейшие музеи мира;
- прослушивать записи песен;
- активизировать учебный процесс.
Итак, новые информационные технологии – это процесс подготовки и передачи информации учащимся посредством компьютера с соответствующим техническим и программным обеспечением. Это позволяет развить у школьников художественно-творческие способности и решать новые, не решённые ранее задачи. Но нельзя забывать главного: никакая самая лучшая и современная машина не заменит «живого» общения учителя с учеником.
Игра на уроке помогает мне быстро вовлечь всех участников в деятельность, вызывает эмоциональный настрой, что способствует установлению тесного контакта с учениками, располагает к активной работе.
С помощью дидактических игр "Вести с корабля", "На развилке трех дорог", "Волшебные ковры" я учу воспитанников эмоциональному восприятию цвета. Цвета добра и зла, радости и уныния должны быть различными.
На занятиях по теме "Натюрморт" провожу игру "Сочиняем сами". Предлагаю проанализировать картины-натюрморты И.Т. Хруцкого "Цветы и плоды", В. Стожарова "Лен", И. Машкова "Снедь московская: хлебы". О чем нам могут рассказать эти предметы? Дети получают задание сочинить рассказ. Одни дети легко придумали рассказ, другие испытывали затруднения. По рассказам я вижу, у кого из детей достаточно развитое воображение, а кого нужно развивать в этом направлении.
Прием перевоплощения применяю на разных занятиях. Например, на занятии "Эти забавные животные" даю задание: "Вообрази себя кошкой, вспомни, как она двигается, мурлычет, ласкается. Проделай то же самое". "Представь себя космонавтом, который встретился с инопланетянами". "Представь себя богатырем, который попал в царство Добра или Зла. Какие сказочные герои живут там? Какие животные, птицы, насекомые обитают? Какими красками можно изобразить царство Добра и царство Зла?". Перевоплощаясь в разные образы, дети становятся "артистами" и перестают чувствовать себя скованно. Их рисунки получаются более "живыми".
На занятиях по цветоведению применяю игру "Волшебная палитра". Предлагаю учащимся стать экспериментаторами и провести несколько исследований. Проводится эксперимент на смешение красок. Благодаря этой игре дети легко смешивают и подбирают необходимые для своих рисунков цвета, учатся различать оттенки цвета. С помощью игры "Разноцветное лото" учащиеся знакомятся и запоминают название цветов, учатся распределять их по группам (основные, составные, дополнительные) и по гаммам (теплые, холодные, ахроматические), учатся распределять цвета по их градации (от светлого к темному и наоборот).
Игры в "Кляксографию" помогают развивать глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. Они всматриваются в кляксы и с большим удовольствием превращают их в птиц, зверушек, рыб, сказочных героев. С помощью трубочки для коктейля кляксу можно превратить в икебану. Способом выдувания кляксы превращаются в стебли, цветы, ветки, сучки.
Большой популярностью пользуются у ребят дидактические игры: "Выставка картин", "Найди ошибку", "Художественный салон", "Путаница", "Похоже - непохоже", "Ожившие картины", "Музыкальная загадка", "Радость или грусть", "Собери открытку", "Экзамен художника Тюбика".
Разгадывая кроссворды или ребусы на занятиях изобразительного искусства, дети закрепляют знания о живописи, графике, скульптуре, накапливают запас художественных терминов и зрительных образов, учатся любить и понимать искусство.
Большой познавательный интерес вызывают игры "заочные путешествия", приглашающие детей в увлекательное путешествие. К этому типу можно отнести занятие "Путешествие в мир прекрасного, в мир природы". Это занятие воспитывает любовь детей к родной природе, интерес к творчеству поэтов, музыкантов и художников, которые описывают красоту природы. С помощью музыки, поэзии, живописи я побуждаю детей к творческому мышлению о природе в рисунках. Провожу игру: "Какая музыка звучит, какая краска говорит?" (Звучит музыкальное произведение и дети подбирают к нему одно созвучное по настроению живописное произведение и стихотворение, рассказывают о своих чувствах, переживаниях).
Также в своей педагогической практике, веду активное использование игровых педагогических технологий. Реализация игровых приемов и ситуаций на уроках изобразительного искусства проходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические и др.
Специфику игровой технологии на уроках в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; компьютерные, а также с различными средствами передвижения.
Таким образом, я считаю, что применение игровых педагогических технологий на уроках изобразительного искусства следует организовать на основе компетентного подхода, который утверждает приоритетную роль компетентностей в качестве важнейших показателей качеств образования.
На своих уроках я стараюсь инициировать субъектный опыт ребят, развить индивидуальные способности каждого ученика. Важно признать индивидуальность, самобытность особенно у тех, кто не видит в себе выраженные творческие навыки. Важно дать детям возможность свободного выбора элементов и видов работы, позволить им самостоятельно определиться, самореализоваться в том или ином виде деятельности, конечно прежде познакомив их с различными видами творчества. И тогда мы, учителя, не услышим от детей фраз: «я не умею рисовать», « я не люблю рисовать» и т.д. так как изобразительного искусства бывает порой очень сложным предметом, а соответственно и нелюбимым для определенных групп детей, которые, например, умеют мыслить только точными категориями, но не умеют фантазировать и самовыражаться на бумаге. В таких случаях очень помогает личностно - ориентированный подход.
На своих уроках я применяю такие личностно-ориентированные методы, как метод диалога, когда учитель и ученик – собеседники; метод сравнений и ассоциаций, когда каждый ученик может высказать свою ассоциацию по данной ситуации; придумывание образа или ситуаций; индивидуальная работа.
Таким образом, применение в моей педагогической практике всех вышеизложенных образовательных технологий, позволят выявить и развить у учащихся художественные способности, умения по выполнению оригинальных творческих заданий, а также воспитывать творческое отношение к любой деятельности.
Интересным и содержательным видом учебно-воспитательной работы являются экскурсии. Они углубляют знания, полученные учащимися в часы классных занятий, расширяют кругозор и активизируют самостоятельную работу над рисунками. Экскурсии устраиваю с целью полнее раскрыть отдельную тему учебной программы, глубже ознакомить с видами изобразительного искусства, дать ясное представление о специфике творческой работы художника. При организации экскурсий с учащимися четко продумываю цели и задачи посещения выставки, выхода на природу, увязываю это с конкретным видом учебных занятий - тематическим рисованием ("Осень в лесу", "Зимние развлечения"), декоративным рисованием (составление узоров растительных форм), рисованием с натуры (наброски, зарисовки). Экскурсии дают возможность детям воспринять учебный материал и натуру в естественной обстановке, непосредственно наблюдать явления, которые не могут быть показаны в классе. Явления и предметы, наблюдаемые в природе, вызывают у детей глубокие эстетические переживания, содействуют развитию художественного восприятия.
На уроках изобразительного искусства я реализую проектную, поисково-исследовательскую, индивидуальную, групповую и консультативную деятельность учащихся. Эта работа помогает развивать способности учеников к отбору и анализу информации, использованию новейших компьютерных технологий. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, семинарских занятиях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях обеспечивает оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовку их к осознанному выбору профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий на уроке русского языка в 1 классе с учетом требований ФГОС
Урок русского языка разработан для учащихся 1 класса в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общ...
«Применение современных образовательных технологий на уроках литературного чтения»
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ: «Применение современных образовательных технологий на уроках литературного чтения»...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »
Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...
Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе (Из опыта работы)
Из опыта работы учителя по современным образовательным технологиям в начальной школе....
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Современные образовательные технологии на уроках в начальной школе»
Современные образовательные технологии на уроках в начальной школе...