Самообразование «Профилактика и коррекция дислексии, дисграфии 2023г.
методическая разработка
Самообразование «Профилактика и коррекция дислексии, дисграфии 2023г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самообразование «Профилактика и коррекция дислексии, дисграфии 2023г. | 39.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 2 г. Охи
имени Героя Советского Союза Григория Григорьевича Светецкого
ОТЧЁТ
по теме самообразования:
«Профилактика и коррекция дислексии, дисграфии
у младших школьников».
Выполнила: учитель-логопед
Е. В. Зотова
г. Оха, 2023г.
Актуальность проблемы
В последние годы значительно выросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. «Проблема нарушения процесса письма – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо из цели превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися». (Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»). Огромная роль отводится раннему выявлению предпосылок дисграфий.
На сегодняшний день под понятием дисграфии понимается – частичное специфическое нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции дисграфии у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности. Весь ход нормального речевого развития ребенка протекает по строго определенным закономерностям, при которых каждое уже сформировавшееся звено является своего рода базой для полноценного формирования последующего. Поэтому выпадение какого-то одного звена (или отклонение от нормы в его развитии) препятствует нормальному развитию и других, «надстроенных» над ним, звеньев. Необходимо постоянно следить за своевременностью приобретения ребенком соответствующих речевых и других навыков.
Дисграфия никогда не возникают «из ничего». Дети, страдающие нарушениями письма, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Это, прежде всего, дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. Отставание в фонетическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова. Еще большие затруднения испытывают дети с общим недоразвитием речи, которое проявляется в нарушении не только произносительной, но и лексико-грамматической стороны речи. Такие дети становятся неуспевающими обучающимися. Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Основная задача учителя-логопеда - предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной различной тяжестью недоразвития речи, что повышает качество учебно-воспитательного процесса. Поэтому необходимость ведения профилактической работы по предупреждению ошибок письма очевидна для всех.
На сегодняшний день под понятием дисграфия понимается – специфическое нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы, которые не связанные с освоением орфографических правил и нарушением интеллекта.
Дислексия- стойкое специфическое расстройство способности к обучению, для которого характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, а также с письмом под диктовку. Дисграфия и дислексия встречаются в сочетании.
Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции дисграфии, дислексии у детей обусловлен тем, что трудности освоения навыка письма, чтения могут ребенка сопровождать и после школы, мешать сдавать экзамены, получать профессию, реализовываться в жизни. Такие проблемы являются стойкими и проявляются регулярно. Стоит отметить, что при попытках решить данный вопрос «воспитательными мерами», с помощью дополнительных занятий и уроков по предмету, с которым возникают сложности, успехом это не заканчивается и эти проблемы не уходят, а порой наоборот усугубляются, как правило, у детей теряется мотивация к обучению. Дисграфия и дислексия встречаются в сочетании и никогда не возникают «из ничего». Дети, страдающие нарушениями письма, чтения нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма, чтения не могут быть преодолены обычными школьными методами. Поэтому проблема коррекции нарушений письма и чтения всё еще остается актуальной.
Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у детей младшего школьного возраста:
При анализе работ ряда авторов отмечены различия в трактовке происхождения дисграфических ошибок. В основе замен и смешений букв при письме Р.Е. Левина, Л.Ф.Спирова, А.Н. Корнев видят недостаточную сформированность фонематического слуха (либо первичную, либо вторичную), И.Н. Садовникова – неправильное обозначение звука буквой.
Перестановки букв И.Н. Садовникова связывает только с недостаточностью звукового анализа. А.Н.Корнев при этом указывает на нарушение фонематического анализа с недостаточностью слухоречевой памяти, внимания.Причину вставок букв И.Н. Садовникова видит в появлении призвука при медленном проговаривании слова в ходе письма. Другие авторы объясняют их несформированностью фонематического слуха и восприятия.
Ошибки, проявляющиеся в нарушении структуры предложения, выделения границ предложения объясняются не только бедностью словаря, ограниченностью понимания слов, но и состоянием интеллектуальных способностей и предпосылок интеллекта: произвольной концентрации и переключения внимания, динамического праксиса.
Аграмматизмы, выражающие нарушения согласования и управления, объясняются большей частью авторов одинаково: бедностью словаря, недостаточностью языковых общений, несформированностью морфологического анализа и синтаксиса.
Оптические ошибки при письме Р.И. Лалаева объясняет недифференцированностью представлений о сходных формах недоразвития оптико-пространственного восприятия зрительного анализа и синтеза. И.Н. Садовникова, А.Н. Корнев выделяют из группы оптических ошибок смешения букв по кинетическому сходству, объясняя их несформированностью кинестетической и динамической стороны двигательного акта, медленным формированием кинемы.
Все исследователи отмечают, что учащиеся с нарушением письма допускают большое число ошибок на правила правописания.
Существующие в настоящее время варианты классификации ошибок при письме отражают взгляды исследователей на вероятные механизмы их возникновения.
Наиболее обоснованной является классификация дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма (разработана сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена). Выделяются следующие виды дисграфий:
• артикуляторно-акустическая:
• на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем);
• на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
• грамматическая оптическая дисграфий.
Артикуляторно-акустическая дисграфия - дети пишут так, как произносится. В основе лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. Но замены и пропуски звуков не всегда отражаются на письме. Это обусловлено тем, что в ряде случаев происходит компенсация за счёт сохранных функций (например, за счёт чёткой слуховой дифференциации, за счёт сформированности фонематических функций).
Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно, чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч – т; ч - щ; ц – т; ц – с). Неправильно обозначается мягкость согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных. Могут заменяться гласные даже в ударном положении, например, о – у.
В процессе письма фонема соотносится с определенным зрительным образом буквы. Для правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация звуков, чем для устной речи. Небольшая недостаточность слуховой дифференциации в устной речи может восполняться за счет закрепленных в речевом опыте моторных стереотипов, кинестетических образов. В процессе же письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, являющихся смыслоразличительными.
Для правильного письма необходим достаточный уровень функционирования всех операций процесса различения и выбора фонем. При нарушении какого-либо звена (слухового, кинестетического анализа, операции выбора фонемы, слухового и кинестетического контроля) затрудняется в целом весь процесс фонемного распознавания, что проявляется в заменах букв на письме. Поэтому с учетом нарушенных операций фонемного распознавания можно выделить следующие подвиды этой формы дисграфии: акустическую, кинестетическую, фонематическую.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза - в основе ее лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деление предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Проявление на письме: искажение структуры слова и предложения. Особенно распространены при этом виде дисграфии искажения звукобуквенной структуры слова. Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, перестановки букв, пропуски, добавления, перестановки слогов.
Нарушение деления предложений на слова при этом виде дисграфии проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами; раздельное написание слова; раздельное написание приставки и корня слова.
Аграмматическая дисграфия проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлена несформированностью лексико-грамматического строя речи. Этот вид может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.
На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене суффиксов, изменении падежных окончаний; нарушении предложных конструкций; изменении падежа местоимений; числа существительных; нарушении согласования; отмечается нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Чаще, заменяются графически сходные рукописные буквы, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве, включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами, зеркальное написание букв, пропуски элементов особенно при соединении букв включающих одинаковый элемент, лишние и неправильно расположенные элементы.
Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме.
Дисграфия у детей сопровождается распространенными орфографическими ошибками. Это объясняется тем, что применение правил требует достаточно высокого уровня усвоения языковых закономерностей, сформированности языковых обобщений. Большая распространенность и особенности симптоматики дисграфии у детей обусловлены недоразвитием познавательной деятельности, нарушением устной речи, несформированностью языковых обобщений, нарушением речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов, нарушением структуры операций письма, особенностями организации психической деятельности.
Таким образом, нарушения письменной речи являются распространенным речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез. Разными авторами высказываются несколько различные взгляды на причины и механизмы нарушений письма. У детей младшего школьного возраста дисграфия проявляется чаще всего в сложном виде, в сочетании различных форм.
Цель: составить адекватное представление о профилактике дисграфии и дислексии у младших школьников, планировать и осуществлять логопедическую работу в соответствии с полученной информацией.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме предупреждения и коррекции нарушений процесса письма младших школьников.
- Осуществлять коррекционную логопедическую работу, направленную на формирование и развитие компонентов, лежащих в основе процесса письма.
- Систематизировать игры и игровые упражнения для предупреждения и коррекции нарушений процесса чтения и письма.
- Повышать педагогическую грамотность учителей и родителей по данной проблеме.
- Пополнять коррекционно-развивающую среду логопедического кабинета.
Источники самообразования:
- интернет - ресурсы;
- методическая литература;
- курсы повышения квалификации;
- обмен опытом с коллегами.
Представление материала:
- выступления на РМО учителей-логопедов;
- выступления на ШМО учителей.
Результат работы: изучение данной темы и применение её материалов на практике даст положительный результат в предупреждении и коррекции нарушения чтения и письменной речи. В процессе работы над темой будут разработаны методические рекомендации для учителей и родителей, выставлены публикации в социальных сетях.
Итог - обобщение опыта работы по данной теме.
Срок работы над темой: 2023-2024 учебный год.
План работы по самообразованию на 2023-2024 учебный год
№ | Содержание деятельности | Срок проведения |
1 | Изучение психолого-педагогической, методической литературы и периодических изданий «Логопед», «Школьный логопед», «Начальная школа» по теме «Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у младших школьников». | в течение года |
2 | Диагностическая работа (своевременное выявление младших школьников с нарушением чтения и письма). | сентябрь, май |
3 | Разработка перспективного плана по изучаемой теме. | сентябрь - октябрь |
4 | Обзор информации в социальных сетях. Широкое применение ресурсов Интернет для ознакомления с опытом коллег. | в течение года |
5 | Подобрать для работы оптимальные формы и методы, направленные на устранение дефектов письменной речи. | в течение года |
6 | Подбор игр по предупреждению дисграфии и дислексии (совершенствованию процесса письма и чтения для детей с нарушениями речи). | в течение года |
7 | Выступление на родительских собраниях по теме самообразования «Профилактика и коррекция дислексии, дисграфии у младших школьников». | в течение года |
8 | Оформление стенда по данной теме для родителей обучающихся начальной школы. | сентябрь |
9 | Выступление на МО учителей начальных классов на тему: «Профилактика и коррекция дислексии, дисграфии у младших школьников». Сообщение о результатах логопедического обследования. | в течение года |
Основные этапы работы:
1 этап. Определение круга источников информации, поиск и составление списка литературы по данной теме.
2 этап. Изучение передовых исследований логопедов, дефектологов, учителей, занимающихся проблемами профилактики и коррекции дисграфии и дислексии, обзор информации в социальных сетях, широкое применение Интернет-ресурсов для ознакомления с опытом коллег, посещение семинаров, уроков и занятий учителей.
3 этап. Проектирование работы по данной теме, составление плана работы.
4 этап. Практическая деятельность.
1. Содержание коррекционно-логопедической деятельности по предупреждению дисграфии и дислексии у младших школьников.
Основными направлениями работы по предупреждению нарушений процессов письма и чтения являются:
- проведение логопедического обследования обучающихся 1-4 классов, исследование неречевых психических функций, состояния моторной сферы;
- преодоление нарушений звукопроизношения;
- коррекция нарушений письменной речи;
- развитие фонематического восприятия, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза;
- развитие лексико- грамматического строя речи;
- обогащение словарного запаса;
- развитие связной речи;
- развитие моторики и графомоторных навыков;
- формирование и совершенствование пространственных представлений;
- формирование навыков чтения;
- формирование навыков учебной деятельности: умение действовать по словесной инструкции, контроль за собственными действиями.
2. Взаимодействие с родителями учащихся.
Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми.
3. Сотрудничество с учителями.
Огромную роль в профилактике нарушения чтения и письменной речи играет совместная работа учителя-логопеда и учителя класса. Оба они стремятся к общей цели – дать качественное образование школьникам. Для этого учителю начальных классов нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.
5 этап. Представление материалов работы по методической теме:
- выступление на МО учителей начальных классов «Что такое дисграфия?»;
- оформление стендов с информацией для родителей и учителей;
Заключение
Теоретический анализ психолого-педагогической и логопедической литературы позволил сделать следующие выводы:
- нарушение чтения и письменной речи у детей младшего школьного возраста проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального развития в целом. Фонематическая организация звуков речи предполагает наличие чётких схем не только в слуховой, но и в артикуляционной деятельности. Правильное развитие фонематических процессов лежит в основе усвоения фонетики, лексико-грамматического усвоения письма. Нарушения фонематического слуха и восприятие находят отражение на письме. Поэтому при коррекции нарушения чтения и письма в первую очередь необходимо уделять внимание на развитие речи и мышления, процессов восприятия, памяти, воображения и других психических процессов.
- недоразвитие речеслухового, речедвигательного анализаторов, приводит к значительным затруднениям в овладении устной речью. Существует зависимость между нарушениями письма, с одной стороны, и дефектами устной речи и слуха с другой, нарушения письменной речи являются распространенным речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез. Разными авторами высказываются несколько различные взгляды на причины и механизмы нарушений письма. У детей младшего школьного возраста дисграфия проявляется чаще всего в сложном виде, в сочетании различных форм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
Начало обучения в школе часто сопровождается затруднениями самого разного характера. «Зеркальное письмо - одно из...
Упражнения для профилактики и коррекции дислексии у младших школьников.
Дислексия — это нарушение, при котором человек умеет читать и понимать буквы и числа, но испытывает трудности при их дифференцировании.Для лечения дислексии существуют специальные программы, корректир...
«Программа профилактики и коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2-х классов»
Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.Цель: ...
Дислексия. Виды дислексии. Профилактика и коррекция дислексии.
Данный материал может быть полезным как для работы (коррекция дислексии) с школьниками так и дошкольниками (профилактика дислексии)....
Рекомендации родителям по профилактике и коррекции дислексии у младших школьников
13 рекомендаций по профилактике и коррекции дислексии у младших школьников...
Формирование навыка слияния букв в слоги. Эффективные приёмы профилактики и коррекции дислексии.
Соотнесение графического образа буквы с её звуковым эквивалентом....
Самообразование Профилактика и коррекция дисграфии у младших школьников 2022 г.
Самообразование Профилактика и коррекция дисграфии у младших школьников 2022 г....