Рабочая программа по «Занимательному русскому языку» 1 - 4 классы
занимательные факты (1, 2, 3, 4 класс)

Смирнова Лариса Евгеньевна
Рабочая программа по «Занимательному русскому языку» 1 - 4 классы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Частное учреждение общеобразовательная организация Школа «Выбор»

_____________________________________________________________________________

 

 

Рабочая программа

по «Занимательному русскому языку»

1 - 4 классы

Составители:

Васильева Марина Владимировна,

учитель начальных классов вышей квалификационной категории.

Скворцова Татьяна Борисовна,

учитель начальных классов вышей квалификационной категории.

Смирнова Лариса Евгеньевна,

учитель начальных классов первой квалификационной категории.

Хохлова Ирина Евгеньевна,

учитель начальных классов первой квалификационной категории.

2022 г.

              Программа внеурочной деятельности  по русскому языку

 «Занимательный русский язык»

1– 4 класс

I. Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательный русский язык”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательному русскому языку”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательного русского языка” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательный русский язык” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Занимательному русскому языку” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

 

II. Цель и задачи курса.

 

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

 

Задачи курса:

Обучающие:

·  развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

·  приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

·  пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

·  развитие мотивации к изучению русского языка;

·  развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

·  совершенствование общего языкового развития учащихся;

·  углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

·  воспитание культуры обращения с книгой;

·   формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

·  развивать  смекалку и сообразительность;

·  приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

·  развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

·  учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

    

III.  Особенности программы  «Занимательный русский язык»

       1кл. «Путешествие по стране слов» 

2кл.  «Секреты орфографии»

3кл.  «Занимательное словообразование»

4кл.  «Занимательная лингвистика»

 

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

·  занимательность;

·  научность;

·  сознательность и активность;

·  наглядность;

·  доступность;

·  связь теории с практикой;

·  индивидуальный подход к учащимся.

 

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

 

IV. Формы проведения занятий

- лекции;

- практические занятия с элементами игр и игровых элементов,

- дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

- анализ и просмотр текстов;

- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

·  игровая;

·  теоретическая;

·  практическая.

 

V. Основные методы и технологии

технология разноуровневого обучения;

развивающее обучение;

технология обучения в сотрудничестве;

коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

VI. Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут в 2-4, по 35 минут в 1 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1 – 4 классов.

VI. Планируемые результаты.

1-2 класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

 

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3 - 4 класс

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • Высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

VII. Содержание программы. Тематическое планирование.

1-й класс «Путешествие по стране слов»

Тематическое планирование (33 часа)

№ темы

Тема занятия

Кол-во час.

Связь с рабочей программой воспитания

Возможные электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

Вводное занятие.

«Великий и могучий русский язык».

1

Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения

Сценарий урока «Гласные звуки и буквы», ID 36098:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/36098

2

В мире безмолвия и неведомых звуков

1

Проявление активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании, в том числе в развитии познавательного интереса к изучению русского языка.

Проект «Вежливые слова», ID 529:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/529

3

В страну слов. Первые встречи. Занимательные игры с буквами.

1

Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и своих чувств

Сценарий урока «Что такое предложение?», ID 1927537:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1927537

4

К тайнам волшебных слов.

1

Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения

Сценарий урока «Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши», ID 1667766: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1667766

Проект «Пишем слова с заглавной буквы», ID 531:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/531

5

Выбор друзей в Стране Слов

1

Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения

Проект «Что? Какой? Что делает?», ID 527:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/527

6

К несметным сокровищам Страны Слов.

1

Проявление активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании, в том числе в развитии познавательного интереса к изучению русского языка.

Проект «Вежливые слова», ID 529:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/529

Проект «Формы имени», ID 532:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/532

7

К несметным сокровищам Страны Слов.

1

Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения

Интерактивный музей «Дедушкин чердак»:

https://www.museumcherdak.ru/exhibits

8

Чудесные превращения слов.

1

Проявление активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании, в том числе в развитии познавательного интереса к изучению русского языка.

Проект «Учимся вместе». Урок. Слог. Ударение:

https://mosobr.shkolamoskva.ru/release/10290

9

 В гости к Алфавиту.

1

Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и своих чувств

Проект «Пишем слова с заглавной буквы», ID 531:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/531

10

К тайнам звуков и букв.

1

Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения

Сценарий урока «Гласные звуки и буквы», ID 36098:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/36098

11

Встреча с Радугой.

1

Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения

Проект «Вежливые слова», ID 529:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/529

12

В Страну Говорящих Скал.

1

Проявление активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании, в том числе в развитии познавательного интереса к изучению русского языка.

Сценарий урока «Что такое предложение?», ID 1927537:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1927537

13

В глубь веков на Машине времени.

1

Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения

Сценарий урока «Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши», ID 1667766: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1667766

Проект «Пишем слова с заглавной буквы», ID 531:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/531

14

В Королевстве ошибок.

1

Проявление активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании, в том числе в развитии познавательного интереса к изучению русского языка.

Проект «Что? Какой? Что делает?», ID 527:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/527

15

В Страну Слогов.

1

Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и своих чувств

Проект «Вежливые слова», ID 529:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/529

Проект «Формы имени», ID 532:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/532

16

Фокусник Ь.

1

Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения

Сценарий урока «Гласные звуки и буквы», ID 36098:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/36098

17

Неожиданная остановка в пути.

1

Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения

Проект «Вежливые слова», ID 529:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/529

18

В удивительном городе Неслове.

1

Проявление активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании, в том числе в развитии познавательного интереса к изучению русского языка.

Сценарий урока «Что такое предложение?», ID 1927537:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1927537

19

«Крылатые» слова и выражения.

1

Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения

Сценарий урока «Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши», ID 1667766: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1667766

Проект «Пишем слова с заглавной буквы», ID 531:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/531

20

Чудеса в Стране Слов.

1

Проявление активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании, в том числе в развитии познавательного интереса к изучению русского языка.

Проект «Что? Какой? Что делает?», ID 527:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/527

21

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

1

Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и своих чувств

Проект «Вежливые слова», ID 529:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/529

Проект «Формы имени», ID 532:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/532

22

Слова-друзья. Слова-спорщики.

1

Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения

Сценарий урока «Гласные звуки и буквы», ID 36098:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/36098

23

На карнавале слов.

1

Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения

Проект «Вежливые слова», ID 529:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/529

24

В Театре близнецов.

1

Проявление активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании, в том числе в развитии познавательного интереса к изучению русского языка.

Сценарий урока «Что такое предложение?», ID 1927537:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1927537

25

Конкурс знатоков

1

Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения

Сценарий урока «Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши», ID 1667766: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1667766

Проект «Пишем слова с заглавной буквы», ID 531:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/531

26

Новое представление.

1

Проявление активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании, в том числе в развитии познавательного интереса к изучению русского языка.

Проект «Что? Какой? Что делает?», ID 527:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/527

27

Необычный урок.

1

Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и своих чувств

Проект «Вежливые слова», ID 529:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/529

Проект «Формы имени», ID 532:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/532

28

Следопыты развлекают гостей.

1

Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения

Проект «Что? Какой? Что делает?», ID 527:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/527

29

В Клубе весёлых человечков.

1

Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения

Проект «Что? Какой? Что делает?», ID 527:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/527

30

К словам – родственникам. Почему их так назвали?

1

Проявление активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании, в том числе в развитии познавательного интереса к изучению русского языка.

Сценарий урока «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением», ID 1861006: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1861006

31

Экскурсия в прошлое.

1

Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения

Проект «Что? Какой? Что делает?», ID 527:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/527

32

Полёт в будущее.

1

Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения

Проект «Что? Какой? Что делает?», ID 527:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/527

33

Итоговое занятие.

1

Проявление активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании, в том числе в развитии познавательного интереса к изучению русского языка.

Сценарий урока «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением», ID 1861006: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1861006

Итого: 33 час.

 

2-й класс «Секреты орфографии»

Тематическое планирование (34 часа)

Тема занятия

Количество часов

Связь с рабочей программой воспитания

Возможные электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

Как обходились без письма?

1

Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения

Сценарий урока «Гласные буквы. Буквы Е, Ё, Ю, Я», ID 1895007:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1895007

2

Древние письмена.

1

Проявление активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании, в том числе в развитии познавательного интереса к изучению русского языка.

Сценарий урока «Текст», ID 2408890:

 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2408890

3

Как возникла наша письменность?

1

Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и своих чувств

Сценарий урока «Повторение. Предложение», ID 1798323:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1798323

4-5

Меня зовут Фонема.

2

Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения

Сценарий урока «Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова», ID 1744474:

 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1744474

6-8

Для всех ли фонем есть буквы?

2

Проявление активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании, в том числе в развитии познавательного интереса к изучению русского языка.

Сценарий урока «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением», ID 1861006: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1861006

9

«Ошибкоопасные» места

1

Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и своих чувств

Урок «Какая бывает речь»:

https://mosobr.shkolamoskva.ru/release/9998 

Урок «Наша речь»:

https://mosobr.shkolamoskva.ru/release/9952

10

Тайны фонемы

1

Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения

Сценарий урока   ID 1895007:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1895007

11-12

Опасные согласные

2

Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения

Сценарий урока «Текст», ID 2408890:

 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2408890

13

На сцене гласные

1

Проявление активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании, в том числе в развитии познавательного интереса к изучению русского языка.

Сценарий урока «Предложение», ID 1798323:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1798323

14

«Фонемы повелевают буквами»

1

Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и своих чувств

Сценарий урока «Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова», ID 1744474:

 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1744474

15

Когда ь пишется, а когда не пишется?

1

Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения

Сценарий урока «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением», ID 1861006: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1861006

16

Ваши старые знакомые

1

Проявление активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании, в том числе в развитии познавательного интереса к изучению русского языка.

Урок «Какая бывает речь»:

https://mosobr.shkolamoskva.ru/release/9998 

17-18

Правила о непроизносимых согласных

2

Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и своих чувств

Урок «Наша речь»:

https://mosobr.shkolamoskva.ru/release/9952

19-20

Волшебное средство – «самоинструкция»

2

Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения

Учебный день в музее А. С. Пушкина:  

https://museumday.mosmetod.ru/site/submitanapplication/17

21

Строительная работа морфем

1

Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения

Сценарий урока «Речевой этикет в различных ситуациях общения», ID 92474:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/92474

22-23

Где же хранятся слова?

2

Проявление активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании, в том числе в развитии познавательного интереса к изучению русского языка.

Сценарий урока «Речевой этикет в различных ситуациях общения», ID 92474:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/92474

24-25

Поговорим о всех приставках сразу

2

Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и своих чувств

Сценарий урока «Речевой этикет в различных ситуациях общения», ID 92474:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/92474

26-27

Слова – «родственники»

2

Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения

Сценарий урока «Речевой этикет в различных ситуациях общения», ID 92474:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/92474

28-30

Кто командует корнями?

3

Проявление активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании, в том числе в развитии познавательного интереса к изучению русского языка.

Учебный день в музее А. С. Пушкина:  

https://museumday.mosmetod.ru/site/submitanapplication/17

31-32

«Не лезьте за словом в карман!»

2

Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и своих чувств

Сценарий урока «Приставка как значимая часть слова», ID 1964198:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1964198

33

«Пересаженные» корни

1

Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения

Интерактивный музей «Дедушкин чердак»:

https://www.museumcherdak.ru/exhibits

34

Итоговое занятие

1

Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения

Урок «Какая бывает речь»:

https://mosobr.shkolamoskva.ru/release/9998

Итого 34 часа

 

 

 

3 класс

 «Занимательное словообразование»

Тематическое планирование (34 часа)

Тема занятия

Кол-во часов

Связь с рабочей программой воспитания

Возможные электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

Сказочное царство слов.  

1

Развитие потребности сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры.

Сценарий темы «Орфоэпические нормы русского языка», ID 2496808:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2496808

2-3

Путешествие в страну Слов.

2

Понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России.

Проект «Подбираем проверочное слово», ID 555:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/555

4 - 5

Чудесные превращения слов.

2

Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения внутреннего состояния и чувств.

Сценарий урока «Речевой этикет в различных ситуациях общения», ID 92474:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/92474

6 -7

В гостях у слов- родственников.

2

Проявление познавательного интереса к изучению русского языка, активности и самостоятельности в его познании

Сценарий урока «Приставка как значимая часть слова», ID 1964198:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1964198

8- 9

Добрые слова.

2

Развитие потребности сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры.

Проект «Омоним, омофон, омограф», ID 548:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/548

10

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения внутреннего состояния и чувств.

Сценарий урока. «Устаревшие слова», ID 997759:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/997759

 

11- 12

Новые слова в русском языке.

2

Проявление познавательного интереса к изучению русского языка, активности и самостоятельности в его познании

Сценарий темы «Орфоэпические нормы русского языка», ID 2496808:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2496808

13

Встреча с зарубежными друзьями.

1

Развитие потребности сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры.

Проект «Подбираем проверочное слово», ID 555:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/555

14- 15

Синонимы в русском языке.

2

Понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России.

Сценарий урока «Синонимы   », ID 92474:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/92474

16

Слова- антонимы.

1

Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения внутреннего состояния и чувств.

Сценарий урока «Антонимы», ID 1964198:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1964198

17

Слова- омонимы.

1

Проявление познавательного интереса к изучению русского языка, активности и самостоятельности в его познании

Проект «Омоним, омофон, омограф», ID 548:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/548

18

Крылатые слова.

1

Развитие потребности сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры.

Сценарий урока. «Крылатые слова», ID 997759:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/997759

Проект   ID 552:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/552

19- 20

В королевстве ошибок.

2

Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения внутреннего состояния и чувств.

Сценарий темы «Орфоэпические нормы русского языка», ID 2496808:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2496808

21-22

В стране Сочинителей.

2

Проявление познавательного интереса к изучению русского языка, активности и самостоятельности в его познании

Проект «Подбираем проверочное слово», ID 555:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/555

23-24

Искусство красноречия.

2

Развитие потребности сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры.

Сценарий урока «Речевой этикет в различных ситуациях общения», ID 92474:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/92474

25

Праздник творчества и игры.

1

Понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России.

Сценарий урока «Приставка как значимая часть слова», ID 1964198:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1964198

26- 27

Трудные слова.

2

Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения внутреннего состояния и чувств.

Проект «Омоним, омофон, омограф», ID 548:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/548

28- 29

Анаграммы и  метаграммы.

2

Проявление познавательного интереса к изучению русского языка, активности и самостоятельности в его познании

Сценарий урока. «Времена глаголов», ID 997759:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/997759

Проект «Проект про глаголы», ID 552:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/552

30- 31

Шарады и логогрифы.

2

Развитие потребности сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры.

Сценарий темы «Орфоэпические нормы русского языка», ID 2496808:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2496808

32

Откуда пришли наши имена.

1

Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения внутреннего состояния и чувств.

Проект «Подбираем проверочное слово», ID 555:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/555

33

Занимательное словообразование.

1

Проявление познавательного интереса к изучению русского языка, активности и самостоятельности в его познании

Сценарий урока «Речевой этикет в различных ситуациях общения», ID 92474:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/92474

34

КВН по русскому языку.

1

  https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1964198

Итого 34 часа

Проект «Омоним, омофон, омограф», ID 548:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/548

 

4  класс

«Занимательная лингвистика»

Тематическое планирование (34 часа) 

Тема занятия

Кол-во часов

Фонетика и орфоэпия (7 часов)

1

Что такое орфоэпия?

1

Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения

Сценарий темы «Орфоэпические нормы русского языка», ID 2496808:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2496808

2

Что такое фонография или звукозапись?

1

Проявление уважения традиций и творчества своего и других народов через стремление к самосовершенствованию фонетико-графических умений

Сценарий урока «Простые и сложные предложения», ID 2361469: 

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2361469

Сценарий урока «Однородные члены предложения», ID 2176886:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2176886

3

Звуки не буквы!

1

Развитие потребности сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры.

Проект «Искусство просьбы», ID 558:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/558

Сценарий урока «Состав слова», ID 1608622: 

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1608622

Проект «Разбираем слово по составу», ID 562:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/562

4

Звучащая строка.

1

Проявление познавательного интереса к изучению русского языка, активности и самостоятельности в его познании

Сценарий урока «Три склонения имен существительных», ID 1997561:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1997561

5

Банты и шарфы.

1

Проявление уважения традиций и творчества своего и других народов через стремление к самосовершенствованию фонетико-графических умений

Сценарий урока «Роль имени прилагательного в языке», ID: 1791746: 

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1791746

6

«Пигмалион» учит орфоэпии.

1

Развитие потребности сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры.

Сценарий урока «Личные местоимения», ID 2322081: 

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2322081

Проект «Разыскиваются личные местоимения», ID: 565:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/565

7

Кис- кис! Мяу! или Кое- что о звукоподражаниях.

1

Проявление познавательного интереса к изучению русского языка, активности и самостоятельности в его познании

Сценарий урока «Спряжение глагола», ID 2142290: 

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2142290 

Проект «Постоянный признак глагола», ID 566:

 https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/566

8

Имена вещей.

1

Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения

Учебный день в Третьяковской галерее:

https://www.tretyakovgallery.ru/

9

О словарях энциклопедических и лингвистических.

1

Проявление уважения традиций и творчества своего и других народов через стремление к самосовершенствованию фонетико-графических умений

Сценарий темы «Орфоэпические нормы русского языка», ID 2496808:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2496808

10

В царстве смыслов много дорог.

1

Развитие потребности сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры.

Сценарий урока «Простые и сложные предложения», ID 2361469: 

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2361469

Сценарий урока «Однородные члены предложения», ID 2176886:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2176886

11

Как и почему появляются новые слова?

1

Проявление познавательного интереса к изучению русского языка, активности и самостоятельности в его познании

Проект «Искусство просьбы», ID 558:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/558

Сценарий урока «Состав слова», ID 1608622: 

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1608622

Проект «Разбираем слово по составу», ID 562:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/562

12

Многозначность слова.

1

Проявление уважения традиций и творчества своего и других народов через стремление к самосовершенствованию фонетико-графических умений

Сценарий урока «Три склонения имен существительных», ID 1997561:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1997561

13

«Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов.

1

Развитие потребности сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры.

Сценарий урока    ID: 1791746: 

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1791746

14

Об одном и том же - разными словами.

1

Проявление познавательного интереса к изучению русского языка, активности и самостоятельности в его познании

Сценарий урока   ID 2322081: 

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2322081

Проект «Разыскиваются личные местоимения», ID: 565:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/565

15

Как возникают названия.

1

Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения

Сценарий урока «Спряжение глагола», ID 2142290: 

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2142290 

Проект «Постоянный признак глагола», ID 566:

 https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/566

16

Слова – антиподы.

1

Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения

Учебный день в Третьяковской галерее:

https://www.tretyakovgallery.ru/

17

Фразеологические обороты.

1

Проявление уважения традиций и творчества своего и других народов через стремление к самосовершенствованию фонетико-графических умений

Сценарий темы «Орфоэпические нормы русского языка», ID 2496808:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2496808

Сценарий урока «Простые и сложные предложения», ID 2361469: 

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2361469

Сценарий урока «Однородные члены предложения», ID 2176886:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2176886

Проект «Искусство просьбы», ID 558:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/558

Сценарий урока «Состав слова», ID 1608622: 

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1608622

Проект «Разбираем слово по составу», ID 562:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/562

Сценарий урока «Три склонения имен существительных», ID 1997561:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1997561

Сценарий урока «Роль имени прилагательного в языке», ID: 1791746: 

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1791746

Сценарий урока «Личные местоимения», ID 2322081: 

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2322081

Проект «Разыскиваются личные местоимения», ID: 565:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/565

Сценарий урока «Спряжение глагола», ID 2142290: 

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2142290 

Проект «Постоянный признак глагола», ID 566:

 https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/566

Учебный день в Третьяковской галерее:

https://www.tretyakovgallery.ru/

18

Словари «чужих» слов.

1

Развитие потребности сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры.

Сценарий урока «Простые и сложные предложения», ID 2361469: 

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2361469

Сценарий урока «Однородные члены предложения», ID 2176886:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2176886

19

Капитан и капуста.

1

Проявление познавательного интереса к изучению русского языка, активности и самостоятельности в его познании

Проект «Искусство просьбы», ID 558:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/558

 

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/562

20

«Он весь свободы торжество».

1

Проявление уважения традиций и творчества своего и других народов через стремление к самосовершенствованию фонетико-графических умений

Сценарий урока «Три склонения имен существительных», ID 1997561:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1997561

21

Мы говорим его стихами.

1

Развитие потребности сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры.

Сценарий урока     ID: 1791746: 

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1791746

22

Слова, придуманные писателями.

1

Проявление познавательного интереса к изучению русского языка, активности и самостоятельности в его познании

Сценарий урока « Интересные слова», ID 2322081: 

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2322081

Проект «Разыскиваются личные местоимения», ID: 565:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/565

23

Слова уходящие и слова – новички.

1

Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения

Сценарий урока «Спряжение глагола», ID 2142290: 

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2142290 

Проект «Постоянный признак глагола», ID 566:

 https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/566

24

Словарь языка Пушкина.

1

Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения

Учебный день в Третьяковской галерее:

https://www.tretyakovgallery.ru/

25

Смуглая Чернавка.

1

Проявление уважения традиций и творчества своего и других народов через стремление к самосовершенствованию фонетико-графических умений

Сценарий темы «Орфоэпические нормы русского языка», ID 2496808:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2496808

26

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

1

Развитие потребности сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры.

Сценарий урока «Простые и сложные предложения», ID 2361469: 

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2361469

Сценарий урока «Однородные члены предложения», ID 2176886:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2176886

27

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

1

Проявление познавательного интереса к изучению русского языка, активности и самостоятельности в его познании

Проект «Искусство просьбы», ID 558:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/558

Сценарий урока «Состав слова», ID 1608622: 

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1608622

Проект «Разбираем слово по составу», ID 562:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/562

28

Какой словарь поможет избежать ошибок?

1

Проявление уважения традиций и творчества своего и других народов через стремление к самосовершенствованию фонетико-графических умений

Сценарий урока «Три склонения имен существительных», ID 1997561:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1997561

29

Словарь- грамотей.

1

Развитие потребности сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры.

Сценарий урока «Роль имени прилагательного в языке», ID: 1791746: 

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1791746

30

Научная этимология.

1

Проявление познавательного интереса к изучению русского языка, активности и самостоятельности в его познании

Сценарий урока   ID 2322081: 

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2322081

Проект «Разыскиваются личные местоимения», ID: 565:

https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/565

31

Какие бывают имена?

1

Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения

Сценарий урока   ID 2142290: 

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2142290 

Проект «Постоянный признак глагола», ID 566:

 https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/566

32

Древнерусские имена.

1

Проявление познавательного интереса к изучению русского языка, активности и самостоятельности в его познании

Учебный день в Третьяковской галерее:

https://www.tretyakovgallery.ru/

33

Отчество и фамилия.

1

Проявление уважения традиций и творчества своего и других народов через стремление к самосовершенствованию фонетико-графических умений

Учебный день в Третьяковской галерее:

https://www.tretyakovgallery.ru/

34

Надо ли останавливаться перед зеброй?

1

Развитие потребности сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры.

Учебный день в Третьяковской галерее:

https://www.tretyakovgallery.ru/

Итого - 34 часа

 

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения начальных классов от «___» августа 2022 г. № __

_

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР ______________ М.В. Васильева «___» августа 2022 г. № __


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Занимательный русский язык", 4 класс

Данный документ поможет учителю в составлении рабочей программы кружка "Занимательный русский язык" для 4 класса...

Рабочая программа по курсу «Русский язык» Класс: 4«Б» Ф.И.О. педагога: Матюшенкова А.В

Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 4 класса составлена на основе программы начального общего образования по русскому языку для обучающихся четвёртого класса общеобразовательных шк...

Рабочая программа курса "Занимательный русский язык" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык". Курс предназначен для начальной школы 1-4 класс. В работу входит рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Пр...

Рабочая программа курса «Занимательный русский язык» 4 класс

Рабочая программа курса «Занимательный русский язык» разработана в соответствии с требованиями Федерального  государственного  стандарта  начального общего образования и авт...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательный русский язык » в 3 класс (2021-2022)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружка «Занимательный русский » в 3 класс (2021-2022)...

Рабочая программа кружка " Занимательный русский язык . 3 класс"

Рабочая программа кружка "Занимательный русский язык" для обучающихся 3 класса.  Кружок проводится в рамках углублённого изучения русского языка....