Рабочая программа по «Занимательному русскому языку» 1 - 4 классы
занимательные факты (1, 2, 3, 4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по «Занимательному русскому языку» 1 - 4 классы | 91.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное учреждение общеобразовательная организация Школа «Выбор»
_____________________________________________________________________________
|
|
Рабочая программа
по «Занимательному русскому языку»
1 - 4 классы
Составители:
Васильева Марина Владимировна,
учитель начальных классов вышей квалификационной категории.
Скворцова Татьяна Борисовна,
учитель начальных классов вышей квалификационной категории.
Смирнова Лариса Евгеньевна,
учитель начальных классов первой квалификационной категории.
Хохлова Ирина Евгеньевна,
учитель начальных классов первой квалификационной категории.
2022 г.
Программа внеурочной деятельности по русскому языку
«Занимательный русский язык»
1– 4 класс
I. Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательный русский язык”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательному русскому языку”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательного русского языка” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательный русский язык” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательному русскому языку” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
II. Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
· развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
· приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
· пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
· развитие мотивации к изучению русского языка;
· развитие творчества и обогащение словарного запаса;
· совершенствование общего языкового развития учащихся;
· углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
· воспитание культуры обращения с книгой;
· формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
· развивать смекалку и сообразительность;
· приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
· развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
· учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
III. Особенности программы «Занимательный русский язык»
1кл. «Путешествие по стране слов»
2кл. «Секреты орфографии»
3кл. «Занимательное словообразование»
4кл. «Занимательная лингвистика»
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
· занимательность;
· научность;
· сознательность и активность;
· наглядность;
· доступность;
· связь теории с практикой;
· индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
IV. Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов,
- дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
· игровая;
· теоретическая;
· практическая.
V. Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
VI. Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут в 2-4, по 35 минут в 1 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1 – 4 классов.
VI. Планируемые результаты.
1-2 класс
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3 - 4 класс
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- Высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
VII. Содержание программы. Тематическое планирование.
1-й класс «Путешествие по стране слов»
Тематическое планирование (33 часа)
№ темы | Тема занятия | Кол-во час. | Связь с рабочей программой воспитания | Возможные электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Вводное занятие. «Великий и могучий русский язык». | 1 | Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения | Сценарий урока «Гласные звуки и буквы», ID 36098: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/36098 |
2 | В мире безмолвия и неведомых звуков | 1 | Проявление активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании, в том числе в развитии познавательного интереса к изучению русского языка. | Проект «Вежливые слова», ID 529: |
3 | В страну слов. Первые встречи. Занимательные игры с буквами. | 1 | Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и своих чувств | Сценарий урока «Что такое предложение?», ID 1927537: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1927537 |
4 | К тайнам волшебных слов. | 1 | Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения | Сценарий урока «Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши», ID 1667766: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1667766 Проект «Пишем слова с заглавной буквы», ID 531: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/531 |
5 | Выбор друзей в Стране Слов | 1 | Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения | Проект «Что? Какой? Что делает?», ID 527: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/527 |
6 | К несметным сокровищам Страны Слов. | 1 | Проявление активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании, в том числе в развитии познавательного интереса к изучению русского языка. | Проект «Вежливые слова», ID 529: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/529 Проект «Формы имени», ID 532: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/532 |
7 | К несметным сокровищам Страны Слов. | 1 | Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения | Интерактивный музей «Дедушкин чердак»: https://www.museumcherdak.ru/exhibits |
8 | Чудесные превращения слов. | 1 | Проявление активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании, в том числе в развитии познавательного интереса к изучению русского языка. | Проект «Учимся вместе». Урок. Слог. Ударение: |
9 | В гости к Алфавиту. | 1 | Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и своих чувств | Проект «Пишем слова с заглавной буквы», ID 531: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/531 |
10 | К тайнам звуков и букв. | 1 | Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения | Сценарий урока «Гласные звуки и буквы», ID 36098: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/36098 |
11 | Встреча с Радугой. | 1 | Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения | Проект «Вежливые слова», ID 529: |
12 | В Страну Говорящих Скал. | 1 | Проявление активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании, в том числе в развитии познавательного интереса к изучению русского языка. | Сценарий урока «Что такое предложение?», ID 1927537: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1927537 |
13 | В глубь веков на Машине времени. | 1 | Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения | Сценарий урока «Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши», ID 1667766: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1667766 Проект «Пишем слова с заглавной буквы», ID 531: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/531 |
14 | В Королевстве ошибок. | 1 | Проявление активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании, в том числе в развитии познавательного интереса к изучению русского языка. | Проект «Что? Какой? Что делает?», ID 527: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/527 |
15 | В Страну Слогов. | 1 | Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и своих чувств | Проект «Вежливые слова», ID 529: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/529 Проект «Формы имени», ID 532: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/532 |
16 | Фокусник Ь. | 1 | Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения | Сценарий урока «Гласные звуки и буквы», ID 36098: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/36098 |
17 | Неожиданная остановка в пути. | 1 | Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения | Проект «Вежливые слова», ID 529: |
18 | В удивительном городе Неслове. | 1 | Проявление активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании, в том числе в развитии познавательного интереса к изучению русского языка. | Сценарий урока «Что такое предложение?», ID 1927537: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1927537 |
19 | «Крылатые» слова и выражения. | 1 | Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения | Сценарий урока «Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши», ID 1667766: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1667766 Проект «Пишем слова с заглавной буквы», ID 531: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/531 |
20 | Чудеса в Стране Слов. | 1 | Проявление активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании, в том числе в развитии познавательного интереса к изучению русского языка. | Проект «Что? Какой? Что делает?», ID 527: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/527 |
21 | К словам разнообразным, одинаковым, но разным. | 1 | Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и своих чувств | Проект «Вежливые слова», ID 529: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/529 Проект «Формы имени», ID 532: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/532 |
22 | Слова-друзья. Слова-спорщики. | 1 | Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения | Сценарий урока «Гласные звуки и буквы», ID 36098: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/36098 |
23 | На карнавале слов. | 1 | Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения | Проект «Вежливые слова», ID 529: |
24 | В Театре близнецов. | 1 | Проявление активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании, в том числе в развитии познавательного интереса к изучению русского языка. | Сценарий урока «Что такое предложение?», ID 1927537: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1927537 |
25 | Конкурс знатоков | 1 | Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения | Сценарий урока «Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши», ID 1667766: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1667766 Проект «Пишем слова с заглавной буквы», ID 531: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/531 |
26 | Новое представление. | 1 | Проявление активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании, в том числе в развитии познавательного интереса к изучению русского языка. | Проект «Что? Какой? Что делает?», ID 527: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/527 |
27 | Необычный урок. | 1 | Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и своих чувств | Проект «Вежливые слова», ID 529: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/529 Проект «Формы имени», ID 532: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/532 |
28 | Следопыты развлекают гостей. | 1 | Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения | Проект «Что? Какой? Что делает?», ID 527: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/527 |
29 | В Клубе весёлых человечков. | 1 | Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения | Проект «Что? Какой? Что делает?», ID 527: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/527 |
30 | К словам – родственникам. Почему их так назвали? | 1 | Проявление активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании, в том числе в развитии познавательного интереса к изучению русского языка. | Сценарий урока «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением», ID 1861006: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1861006 |
31 | Экскурсия в прошлое. | 1 | Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения | Проект «Что? Какой? Что делает?», ID 527: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/527 |
32 | Полёт в будущее. | 1 | Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения | Проект «Что? Какой? Что делает?», ID 527: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/527 |
33 | Итоговое занятие. | 1 | Проявление активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании, в том числе в развитии познавательного интереса к изучению русского языка. | Сценарий урока «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением», ID 1861006: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1861006 |
Итого: 33 час. |
2-й класс «Секреты орфографии»
Тематическое планирование (34 часа)
№ | Тема занятия | Количество часов | Связь с рабочей программой воспитания | Возможные электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Как обходились без письма? | 1 | Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения | Сценарий урока «Гласные буквы. Буквы Е, Ё, Ю, Я», ID 1895007: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1895007 |
2 | Древние письмена. | 1 | Проявление активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании, в том числе в развитии познавательного интереса к изучению русского языка. | Сценарий урока «Текст», ID 2408890: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2408890 |
3 | Как возникла наша письменность? | 1 | Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и своих чувств | Сценарий урока «Повторение. Предложение», ID 1798323: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1798323 |
4-5 | Меня зовут Фонема. | 2 | Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения | Сценарий урока «Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова», ID 1744474: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1744474 |
6-8 | Для всех ли фонем есть буквы? | 2 | Проявление активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании, в том числе в развитии познавательного интереса к изучению русского языка. | Сценарий урока «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением», ID 1861006: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1861006 |
9 | «Ошибкоопасные» места | 1 | Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и своих чувств | Урок «Какая бывает речь»: https://mosobr.shkolamoskva.ru/release/9998 Урок «Наша речь»: |
10 | Тайны фонемы | 1 | Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения | Сценарий урока ID 1895007: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1895007 |
11-12 | Опасные согласные | 2 | Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения | Сценарий урока «Текст», ID 2408890: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2408890 |
13 | На сцене гласные | 1 | Проявление активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании, в том числе в развитии познавательного интереса к изучению русского языка. | Сценарий урока «Предложение», ID 1798323: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1798323 |
14 | «Фонемы повелевают буквами» | 1 | Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и своих чувств | Сценарий урока «Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова», ID 1744474: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1744474 |
15 | Когда ь пишется, а когда не пишется? | 1 | Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения | Сценарий урока «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением», ID 1861006: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1861006 |
16 | Ваши старые знакомые | 1 | Проявление активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании, в том числе в развитии познавательного интереса к изучению русского языка. | Урок «Какая бывает речь»: https://mosobr.shkolamoskva.ru/release/9998 |
17-18 | Правила о непроизносимых согласных | 2 | Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и своих чувств | Урок «Наша речь»: |
19-20 | Волшебное средство – «самоинструкция» | 2 | Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения | Учебный день в музее А. С. Пушкина: |
21 | Строительная работа морфем | 1 | Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения | Сценарий урока «Речевой этикет в различных ситуациях общения», ID 92474: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/92474 |
22-23 | Где же хранятся слова? | 2 | Проявление активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании, в том числе в развитии познавательного интереса к изучению русского языка. | Сценарий урока «Речевой этикет в различных ситуациях общения», ID 92474: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/92474 |
24-25 | Поговорим о всех приставках сразу | 2 | Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и своих чувств | Сценарий урока «Речевой этикет в различных ситуациях общения», ID 92474: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/92474 |
26-27 | Слова – «родственники» | 2 | Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения | Сценарий урока «Речевой этикет в различных ситуациях общения», ID 92474: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/92474 |
28-30 | Кто командует корнями? | 3 | Проявление активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании, в том числе в развитии познавательного интереса к изучению русского языка. | Учебный день в музее А. С. Пушкина: |
31-32 | «Не лезьте за словом в карман!» | 2 | Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и своих чувств | Сценарий урока «Приставка как значимая часть слова», ID 1964198: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1964198 |
33 | «Пересаженные» корни | 1 | Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения | Интерактивный музей «Дедушкин чердак»: https://www.museumcherdak.ru/exhibits |
34 | Итоговое занятие | 1 | Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения | Урок «Какая бывает речь»: |
Итого 34 часа |
3 класс
«Занимательное словообразование»
Тематическое планирование (34 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Связь с рабочей программой воспитания | Возможные электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
1 | Сказочное царство слов. | 1 | Развитие потребности сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры. | Сценарий темы «Орфоэпические нормы русского языка», ID 2496808: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2496808 | ||
2-3 | Путешествие в страну Слов. | 2 | Понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России. | Проект «Подбираем проверочное слово», ID 555: | ||
4 - 5 | Чудесные превращения слов. | 2 | Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения внутреннего состояния и чувств. | Сценарий урока «Речевой этикет в различных ситуациях общения», ID 92474: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/92474 | ||
6 -7 | В гостях у слов- родственников. | 2 | Проявление познавательного интереса к изучению русского языка, активности и самостоятельности в его познании | Сценарий урока «Приставка как значимая часть слова», ID 1964198: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1964198 | ||
8- 9 | Добрые слова. | 2 | Развитие потребности сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры. | Проект «Омоним, омофон, омограф», ID 548: | ||
10 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | 1 | Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения внутреннего состояния и чувств. | Сценарий урока. «Устаревшие слова», ID 997759: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/997759
| ||
11- 12 | Новые слова в русском языке. | 2 | Проявление познавательного интереса к изучению русского языка, активности и самостоятельности в его познании | Сценарий темы «Орфоэпические нормы русского языка», ID 2496808: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2496808 | ||
13 | Встреча с зарубежными друзьями. | 1 | Развитие потребности сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры. | Проект «Подбираем проверочное слово», ID 555: | ||
14- 15 | Синонимы в русском языке. | 2 | Понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России. | Сценарий урока «Синонимы », ID 92474: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/92474 | ||
16 | Слова- антонимы. | 1 | Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения внутреннего состояния и чувств. | Сценарий урока «Антонимы», ID 1964198: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1964198 | ||
17 | Слова- омонимы. | 1 | Проявление познавательного интереса к изучению русского языка, активности и самостоятельности в его познании | Проект «Омоним, омофон, омограф», ID 548: | ||
18 | Крылатые слова. | 1 | Развитие потребности сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры. | Сценарий урока. «Крылатые слова», ID 997759: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/997759 Проект ID 552: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/552 | ||
19- 20 | В королевстве ошибок. | 2 | Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения внутреннего состояния и чувств. | Сценарий темы «Орфоэпические нормы русского языка», ID 2496808: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2496808 | ||
21-22 | В стране Сочинителей. | 2 | Проявление познавательного интереса к изучению русского языка, активности и самостоятельности в его познании | Проект «Подбираем проверочное слово», ID 555: | ||
23-24 | Искусство красноречия. | 2 | Развитие потребности сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры. | Сценарий урока «Речевой этикет в различных ситуациях общения», ID 92474: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/92474 | ||
25 | Праздник творчества и игры. | 1 | Понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России. | Сценарий урока «Приставка как значимая часть слова», ID 1964198: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1964198 | ||
26- 27 | Трудные слова. | 2 | Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения внутреннего состояния и чувств. | Проект «Омоним, омофон, омограф», ID 548: | ||
28- 29 | Анаграммы и метаграммы. | 2 | Проявление познавательного интереса к изучению русского языка, активности и самостоятельности в его познании | Сценарий урока. «Времена глаголов», ID 997759: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/997759 Проект «Проект про глаголы», ID 552: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/552 | ||
30- 31 | Шарады и логогрифы. | 2 | Развитие потребности сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры. | Сценарий темы «Орфоэпические нормы русского языка», ID 2496808: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2496808 | ||
32 | Откуда пришли наши имена. | 1 | Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения внутреннего состояния и чувств. | Проект «Подбираем проверочное слово», ID 555: | ||
33 | Занимательное словообразование. | 1 | Проявление познавательного интереса к изучению русского языка, активности и самостоятельности в его познании | Сценарий урока «Речевой этикет в различных ситуациях общения», ID 92474: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/92474 | ||
34 | КВН по русскому языку. | 1 | https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1964198 | |||
Итого 34 часа | Проект «Омоним, омофон, омограф», ID 548: |
4 класс
«Занимательная лингвистика»
Тематическое планирование (34 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | ||||||||||
Фонетика и орфоэпия (7 часов) | ||||||||||||
1 | Что такое орфоэпия? | 1 | Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения | Сценарий темы «Орфоэпические нормы русского языка», ID 2496808: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2496808 | ||||||||
2 | Что такое фонография или звукозапись? | 1 | Проявление уважения традиций и творчества своего и других народов через стремление к самосовершенствованию фонетико-графических умений | Сценарий урока «Простые и сложные предложения», ID 2361469: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2361469 Сценарий урока «Однородные члены предложения», ID 2176886: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2176886 | ||||||||
3 | Звуки не буквы! | 1 | Развитие потребности сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры. | Проект «Искусство просьбы», ID 558: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/558 Сценарий урока «Состав слова», ID 1608622: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1608622 Проект «Разбираем слово по составу», ID 562: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/562 | ||||||||
4 | Звучащая строка. | 1 | Проявление познавательного интереса к изучению русского языка, активности и самостоятельности в его познании | Сценарий урока «Три склонения имен существительных», ID 1997561: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1997561 | ||||||||
5 | Банты и шарфы. | 1 | Проявление уважения традиций и творчества своего и других народов через стремление к самосовершенствованию фонетико-графических умений | Сценарий урока «Роль имени прилагательного в языке», ID: 1791746: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1791746 | ||||||||
6 | «Пигмалион» учит орфоэпии. | 1 | Развитие потребности сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры. | Сценарий урока «Личные местоимения», ID 2322081: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2322081 Проект «Разыскиваются личные местоимения», ID: 565: | ||||||||
7 | Кис- кис! Мяу! или Кое- что о звукоподражаниях. | 1 | Проявление познавательного интереса к изучению русского языка, активности и самостоятельности в его познании | Сценарий урока «Спряжение глагола», ID 2142290: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2142290 Проект «Постоянный признак глагола», ID 566: | ||||||||
8 | Имена вещей. | 1 | Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения | Учебный день в Третьяковской галерее: https://www.tretyakovgallery.ru/ | ||||||||
9 | О словарях энциклопедических и лингвистических. | 1 | Проявление уважения традиций и творчества своего и других народов через стремление к самосовершенствованию фонетико-графических умений | Сценарий темы «Орфоэпические нормы русского языка», ID 2496808: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2496808 | ||||||||
10 | В царстве смыслов много дорог. | 1 | Развитие потребности сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры. | Сценарий урока «Простые и сложные предложения», ID 2361469: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2361469 Сценарий урока «Однородные члены предложения», ID 2176886: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2176886 | ||||||||
11 | Как и почему появляются новые слова? | 1 | Проявление познавательного интереса к изучению русского языка, активности и самостоятельности в его познании | Проект «Искусство просьбы», ID 558: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/558 Сценарий урока «Состав слова», ID 1608622: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1608622 Проект «Разбираем слово по составу», ID 562: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/562 | ||||||||
12 | Многозначность слова. | 1 | Проявление уважения традиций и творчества своего и других народов через стремление к самосовершенствованию фонетико-графических умений | Сценарий урока «Три склонения имен существительных», ID 1997561: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1997561 | ||||||||
13 | «Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов. | 1 | Развитие потребности сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры. | Сценарий урока ID: 1791746: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1791746 | ||||||||
14 | Об одном и том же - разными словами. | 1 | Проявление познавательного интереса к изучению русского языка, активности и самостоятельности в его познании | Сценарий урока ID 2322081: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2322081 Проект «Разыскиваются личные местоимения», ID: 565: | ||||||||
15 | Как возникают названия. | 1 | Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения | Сценарий урока «Спряжение глагола», ID 2142290: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2142290 Проект «Постоянный признак глагола», ID 566: | ||||||||
16 | Слова – антиподы. | 1 | Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения | Учебный день в Третьяковской галерее: https://www.tretyakovgallery.ru/ | ||||||||
17 | Фразеологические обороты. | 1 | Проявление уважения традиций и творчества своего и других народов через стремление к самосовершенствованию фонетико-графических умений |
| ||||||||
18 | Словари «чужих» слов. | 1 | Развитие потребности сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры. | Сценарий урока «Простые и сложные предложения», ID 2361469: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2361469 Сценарий урока «Однородные члены предложения», ID 2176886: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2176886 | ||||||||
19 | Капитан и капуста. | 1 | Проявление познавательного интереса к изучению русского языка, активности и самостоятельности в его познании | Проект «Искусство просьбы», ID 558: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/558
https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/562 | ||||||||
20 | «Он весь свободы торжество». | 1 | Проявление уважения традиций и творчества своего и других народов через стремление к самосовершенствованию фонетико-графических умений | Сценарий урока «Три склонения имен существительных», ID 1997561: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1997561 | ||||||||
21 | Мы говорим его стихами. | 1 | Развитие потребности сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры. | Сценарий урока ID: 1791746: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1791746 | ||||||||
22 | Слова, придуманные писателями. | 1 | Проявление познавательного интереса к изучению русского языка, активности и самостоятельности в его познании | Сценарий урока « Интересные слова», ID 2322081: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2322081 Проект «Разыскиваются личные местоимения», ID: 565: | ||||||||
23 | Слова уходящие и слова – новички. | 1 | Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения | Сценарий урока «Спряжение глагола», ID 2142290: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2142290 Проект «Постоянный признак глагола», ID 566: | ||||||||
24 | Словарь языка Пушкина. | 1 | Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения | Учебный день в Третьяковской галерее: https://www.tretyakovgallery.ru/ | ||||||||
25 | Смуглая Чернавка. | 1 | Проявление уважения традиций и творчества своего и других народов через стремление к самосовершенствованию фонетико-графических умений | Сценарий темы «Орфоэпические нормы русского языка», ID 2496808: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2496808 | ||||||||
26 | Паронимы, или «ошибкоопасные слова». | 1 | Развитие потребности сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры. | Сценарий урока «Простые и сложные предложения», ID 2361469: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2361469 Сценарий урока «Однородные члены предложения», ID 2176886: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2176886 | ||||||||
27 | Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». | 1 | Проявление познавательного интереса к изучению русского языка, активности и самостоятельности в его познании | Проект «Искусство просьбы», ID 558: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/558 Сценарий урока «Состав слова», ID 1608622: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1608622 Проект «Разбираем слово по составу», ID 562: https://uchebnik.mos.ru/material/globallab/562 | ||||||||
28 | Какой словарь поможет избежать ошибок? | 1 | Проявление уважения традиций и творчества своего и других народов через стремление к самосовершенствованию фонетико-графических умений | Сценарий урока «Три склонения имен существительных», ID 1997561: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1997561 | ||||||||
29 | Словарь- грамотей. | 1 | Развитие потребности сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры. | Сценарий урока «Роль имени прилагательного в языке», ID: 1791746: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1791746 | ||||||||
30 | Научная этимология. | 1 | Проявление познавательного интереса к изучению русского языка, активности и самостоятельности в его познании | Сценарий урока ID 2322081: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2322081 Проект «Разыскиваются личные местоимения», ID: 565: | ||||||||
31 | Какие бывают имена? | 1 | Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения | Сценарий урока ID 2142290: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2142290 Проект «Постоянный признак глагола», ID 566: | ||||||||
32 | Древнерусские имена. | 1 | Проявление познавательного интереса к изучению русского языка, активности и самостоятельности в его познании | Учебный день в Третьяковской галерее: https://www.tretyakovgallery.ru/ | ||||||||
33 | Отчество и фамилия. | 1 | Проявление уважения традиций и творчества своего и других народов через стремление к самосовершенствованию фонетико-графических умений | Учебный день в Третьяковской галерее: https://www.tretyakovgallery.ru/ | ||||||||
34 | Надо ли останавливаться перед зеброй? | 1 | Развитие потребности сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры. | Учебный день в Третьяковской галерее: https://www.tretyakovgallery.ru/ | ||||||||
Итого - 34 часа |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения начальных классов от «___» августа 2022 г. № __ _ |
СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР ______________ М.В. Васильева «___» августа 2022 г. № __ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Занимательный русский язык", 4 класс
Данный документ поможет учителю в составлении рабочей программы кружка "Занимательный русский язык" для 4 класса...
Рабочая программа по курсу «Русский язык» Класс: 4«Б» Ф.И.О. педагога: Матюшенкова А.В
Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 4 класса составлена на основе программы начального общего образования по русскому языку для обучающихся четвёртого класса общеобразовательных шк...
Рабочая программа курса "Занимательный русский язык" 1-4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык". Курс предназначен для начальной школы 1-4 класс. В работу входит рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Пр...
Рабочая программа по занимательному русскому языку 1 - 4 класс
Внеурочная деятельность 1-4 класс...
Рабочая программа курса «Занимательный русский язык» 4 класс
Рабочая программа курса «Занимательный русский язык» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования и авт...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательный русский язык » в 3 класс (2021-2022)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательный русский » в 3 класс (2021-2022)...
Рабочая программа кружка " Занимательный русский язык . 3 класс"
Рабочая программа кружка "Занимательный русский язык" для обучающихся 3 класса. Кружок проводится в рамках углублённого изучения русского языка....