Рабочая программа курса «Занимательный русский язык» 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа курса «Занимательный русский язык» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования и авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого
Основная цель изучения курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnyy_r.ya_.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа
«Занимательный русский язык»
Рабочая программа курса «Занимательный русский язык» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования и авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого
Основная цель изучения курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Программа курса «Занимательный русский язык» реализует задачи:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Планируемые результаты.
4-й классы
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Содержание программы. Тематическое планирование.
4 класс «Занимательная лингвистика»
Тематическое планирование (64 часа)
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата |
Фонетика и орфоэпия (12 часов) | |||
1 | Что такое орфоэпия? | 1 | |
2 | Что такое фонография или звукозапись? | 1 | |
3-4 | Звуки не буквы! | 2 | |
5-6 | Звучащая строка. | 2 | |
7-8 | Банты и шарфы. | 2 | |
9-10 | «Пигмалион» учит орфоэпии. | 2 | |
11-12 | Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. | 2 | |
Лексикология (52 часа) | |||
13-14 | Имена вещей. | 2 | |
15-16 | О словарях энциклопедических и лингвистических. | 2 | |
17-18 | В царстве смыслов много дорог. | 2 | |
19-20 | Как и почему появляются новые слова? | 2 | |
21-22 | Многозначность слова. | 2 | |
23-24 | «Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов. | 2 | |
25-26 | Об одном и том же - разными словами. | 2 | |
27-28 | Как возникают названия. | 2 | |
29-30 | Слова – антиподы. | 2 | |
31-32 | Фразеологические обороты. | 2 | |
33-34 | Словари «чужих» слов. | 2 | |
35-36 | Капитан и капуста. | 2 | |
37-38 | «Он весь свободы торжество». | 2 | |
39-40 | Мы говорим его стихами. | 2 | |
41-42 | Слова, придуманные писателями. | 2 | |
43-44 | Слова уходящие и слова – новички. | 2 | |
45-46 | Словарь языка Пушкина. | 2 | |
47-48 | Смуглая Чернавка. | 2 | |
49-50 | Паронимы, или «ошибкоопасные слова». | 2 | |
51 | Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». | 1 | |
52-53 | Какой словарь поможет избежать ошибок? | 2 | |
54-55 | Словарь- грамотей. | 2 | |
56-57 | Научная этимология. | 2 | |
58-59 | Какие бывают имена? | 2 | |
60-61 | Древнерусские имена. | 2 | |
62-63 | Отчество и фамилия. | 2 | |
64 | Надо ли останавливаться перед зеброй? | 1 | |
Итого 64 часа |
Содержание занятий.
Фонетика и орфоэпия (12 часов)
Тема 1. Что такое орфоэпия?
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Тема 2.Что такое фонография или звукозапись?
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
Тема 3-4. Звуки не буквы! Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Тема 5-6. Звучащая строка.
Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.
Тема 7-8. Банты и шарфы.
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами.
Тема 9-10. «Пигмалион» учит орфоэпии.
Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.
Тема 11-12. Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.
Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».
Лексикология (52часа)
Тема 13-14. Имена вещей.
Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся.
Тема 15-16 О словарях энциклопедических и лингвистических.
Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
Тема 17-18. В царстве смыслов много дорог.
Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».
Тема 19-20. Как и почему появляются новые слова?
Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Тема 21-22. Многозначность слова.
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
Тема 23-24. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова,.
Тема 25-26. Об одном и том же- разными словами.
Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.
Тема 27-28. Как возникают названия.
Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.
Тема 29-30. Слова – антиподы.
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Тема 31-32. Фразеологические обороты.
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Тема 33-34. Словари «чужих» слов.
Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Тема 35-36. Капитан и капуста.
Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.
Тема 37-38. «Он весь свободы торжество».
Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 39-40. Мы говорим его стихами.
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.
Тема 41-42. Слова, придуманные писателями.
Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 43-44. Слова уходящие и слова – новички.
Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.
Тема 45-46. Словарь языка Пушкина.
Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.
Тема 47-48. Смуглая Чернавка.
Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.
Тема 49-50. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова.
Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .
Тема 51. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».
Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.
Тема 52-53. Какой словарь поможет избежать ошибок?
Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.
Тема 54-55. Словарь- грамотей.
Знакомство со словарной статьей орфографического словаря.Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Тема 56-57. Научная этимология.
Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая». Работа с этимологическим словарем.
Тема 58-59. Какие бывают имена?
Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.
Тема 60-61.. Древнерусские имена.
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.
Тема 62-63. Отчество и фамилия.
Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.
Тема 64. Надо ли останавливаться перед зеброй?
Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация».
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 4-го класса
Обучающиеся должны знать:
-отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
-слова, словосочетания, предложения, текста;
-основные орфографические и пунктуационные правила;
-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных.
Обучающиеся должны уметь:
-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать слова паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
-пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Занимательный русский язык", 4 класс
Данный документ поможет учителю в составлении рабочей программы кружка "Занимательный русский язык" для 4 класса...
Рабочая программа курса "Занимательная Математика" 4 класс
Программа курса внеурочной деятельности для 4 класса...
Программа курса "Занимательный русский язык" для 4 класса в соответствии с ФГОС НОО (автор Курагина Н.И.).
Программа курса «Занимательный русский язык» разработана в соответствии с Федеральным Государственным стандартом второго поколения (Стандарты второго поколения. Планируемые результаты нача...
Рабочая программа курса "Занимательный русский язык" 1-4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык". Курс предназначен для начальной школы 1-4 класс. В работу входит рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Пр...
Рабочая программа по занимательному русскому языку 1 - 4 класс
Внеурочная деятельность 1-4 класс...
Рабочая программа курса "Занимательная математика" 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа курса "Занимательная математика" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности...