О готовности МОУ Урлукская СОШ к переходу на ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
статья по теме
Доклад "О готовности МОУ Урлукская СОШ к переходу на ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ Урлукская СОШ
О готовности МОУ Урлукская СОШ к переходу на ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предусмотрена в новом Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Глава 11, Статья 79). Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. В соответствии с приказами Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» в МОУ Урлукская СОШ утвержден план - мероприятий по обеспечению условий обучения детей с ОВЗ.
Кроме этого, с 1 сентября вводятся в действие «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ»
В настоящее время в нашей школе 11 детей с ОВЗ. 7 детей-инвалидов. С ЗПР 5, С УО 6. 5 обучающихся получают образование на дому.
Детей, поступающих на обучение в 1 класс с ОВЗ 1 сентября 2016 года нет., но мы понимаем, что такой ребенок может появиться в школе в любой момент (переезд родителей, прохождение ПМПК), и в соответствии с законом, школа должна будет создавать необходимые условия обучения для этого ребенка. Поэтому в нашем ОУ проведена большая работа по подготовке к введению ФГОС образования детей с ОВЗ, в соответствии с Муниципальным планом действий по обеспечению введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В ОУ проведен ряд мероприятий по следующим направлениям:
I. Нормативно-правовое, методическое и аналитическое обеспечение реализации ФГОС ОВЗ.
По первому направлению создана нормативно-правовая база, регламентирующая внедрение ФГОС:
- «Положение о разработке адаптированной образовательной программы»;
- «Положения об индивидуальном обучении обучающихся с ОВЗ на дому»;
- «Положения о психолого – медико - педагогическом консилиуме»;
- «Положения об организации инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ»;
- «Положения о приеме и переводе на обучение по адаптированной образовательной программе»;
- «Положение о разработке адаптированной образовательной программы по предметам в образовательном учреждении МОУ Урлукская СОШ»;
- «Положения об организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»;
- «Положение о порядке обмена информацией между образовательным учреждением и комитетом образования об исполнении возложенных на них ИПРА детей – инвалидов мероприятий психолого – педагогической реабилитации».
Подробнее остановлюсь на сложившемся в практике нашей школы формировании документов, регулирующих индивидуальное обучение на дому обучающегося с ОВЗ, поскольку в этой части много изменений:
(в соответствии со ст.41 ФЗ 273 «Об образовании в РФ»
справка ВК о необходимости организации индивидуального обучения на дому;
документ, подтверждающий инвалидность ребенка (при наличии инвалидности);
заявление родителя (законного представителя) ребенка;
(В соответствии с Приказом Минобразования ЗК №520 от 04.06. 20014 г.)
приказ руководителя образовательного учреждения об индивидуальном обучении на дому;
договор о сотрудничестве образовательного учреждения и родителей обучающегося, находящегося на индивидуальном обучении;
адаптированная образовательная программа;
индивидуальный учебный план;
журнал индивидуального обучения на дому;
расписание занятий обучающегося индивидуально на дому.
Работаем над приведением в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников образовательного учреждения (директора, заместителя директора по УВР, учителя начальных классов, классного руководителя, психолога).
II. Организационное обеспечение реализации ФГОС ОВЗ
По второму направлению достижение основной цели и решение поставленных задач по осуществлялось через:
- создание рабочей группы по введению ФГОС НОО, в которую входили учителя первых классов, заместитель директора по УВР, психолог;
- координацию деятельности администрации школы, педагогического совета, научно-методического совета, МО учителей начальных классов, психолога, учителей-предметников школы.
III. Кадровое обеспечение введения ФГОС ОВЗ
Одна из главных составляющих стандарта, без которой немыслимо их успешное внедрение в школу, – это подготовка кадров. Учитель – центральная фигура современной школы. Он:
* креативный;
* владеющий современными образовательными технологиями;
* эффективно взаимодействующий с семьями учащихся;
* открытый новшествам;
* мотивированный на работу с детьми;
* способный к личностному и профессиональному развитию.
4 учителя начальных классов нашей школы прошли курсовую подготовку, 3 из них дистанционно.
IV. Материально-техническое обеспечение введения ФГОС ОВЗ
Совершенствуется материально-техническая база с целью создания развивающей среды в начальном звене
В рамках государственной программы РФ «Доступная среда» в нашу школу поставлено оборудование - сенсорная комната на сумму 1 млн.руб.
Оборудование сенсорной комнаты можно условно разделить на следующие функциональные блоки:
- релаксационный (кресло с гранулами, пуфики, мат, музыкальный центр и набор СД дисков для релаксации);
- активизирующий Назначение приборов, входящих в активизирующий блок – цветотерапия, воздействие на зрительное ощущение (мягкая платформа с угловым зеркалом и пузырьковая колонна, напольный ковер «Звездное небо», подвесной фибероптический модуль «Туча», пучок фибероптического волокна, световой столик – планшет для рисования песком и др.);
- общеоздоровительный Назначение оборудования, входящего в общеоздоровительный блок – массажный эффект, профилактика плоскостопия, развитие координации движения и чувства равновесия,
развитие восприятия цвета и формы, развитие мелкой моторики, ароматерапия (балансировочные дорожки, диски, качели, коврики, ультразвуковой распылитель эфирных масел с набором эфирных масел);
- развивающий (балансировочные доски с лабиринтами разных типов, тактильно – развивающие панели).
Сенсорная комната - мощный инструмент для сенсорного и познавательного развития здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Сенсорная комната позволяет провести сеансы музыкотерации, цветотерапии, ароматерапии.
Психологом нашей школы Матвеевой Е.Ю. проводятся развивающие занятия с детьми разных возрастных групп по:
- корректировке зрительно-моторной координации, ориентировочных реакций;
- коррекции слуховых ориентировочных реакций;
- развитию тактильных ощущений;
- развитию эмоциональной сферы;
- развитию общей и мелкой моторики, коррекции двигательных нарушений;
- развитию наблюдательности и внимания;
- развитию речи, обогащению пассивного и активного словаря
-развитию высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения).
В рамках этой же программы поступили и используются сенсорные клавиатуры, интерактивная доска, моноблок.
V. Информационное обеспечение введения ФГОС ОВЗ
Проведены семинары по вопросам подготовки к введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и УО:
1.«Изучение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» .
2.«Актуальные вопросы разработки адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ»
3. «Психологическое сопровождение программы коррекционной работы образовательной организации педагогом –психологом (в условиях ФГОС НОО для детей с ОВЗ)
Проведено 5 совещаний по вопросам подготовки к введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью Педагоги школы приняли участие в вебинарах. Информация для родителей о деятельности ОУ регулярно размещается на сайте.
На видеоконференции от 23 августа на Забайкальском образовательном портале поднимался вопрос об организации образования детей с ОВЗ с 1 сентября 2016 г. На этом вебинаре было обращено особое внимание на широкое информирование родительской общественности.
Анализ ситуации в преддверии введения СФГОС позволил выявить проблемы на этапе переходного периода, а именно:
1. Будут нарастать проблемы, связанные с оснащением школы по обеспечению современных требований безопасных и комфортных условий обучения.
Таким образом, в Учреждении решались задачи нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, научно-методического обеспечения деятельности и эта работа будет продолжена.
Спасибо за внимание.
Поздравляем с наступающим новым учебным годом. Желаем крепкого здоровья, терпения, творческих успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ ФГОС.
Обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС НОО...
Доклад «Использование арт-терапии в коррекционно-развивающих занятиях для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»
В данном докладе освещёны вопросы применения арт-терапевтических приёмов при проведении коррекционно-развивающих занятий, дана классификация изотерапевтических техник и приёмов, типов задани...
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) - основа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в контексте ФГОС
В работе даются основные понятия о СИПР, порядок составления и структура СИПР....
Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Тема выступления «Современные подходы во взаимодействии школы и семьи в аспекте ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) ...
Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В соответствии с деятельностным подходом, являющимся общеметодологической основой современного отечественного образования, группой авторов (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.) была ...
Технологическая карта по предмету русский язык (обучение грамоте) 2 класс для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФГОС ОУО 1 вариант 1-4
Авторский подход к данной работе позволил представить планируемые результаты и метапредметные , как для обучающихся в норме-универсальные учебные действия, так и для обучающихся с ОВЗ (с интеллектуаль...