Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми со сложной структурой дефекта.
статья по изобразительному искусству (изо)
Нетрадиционные техники рисования раскрывают перед детьми со сложной структурой дефекта, огромные возможности для выражения разнообразных эмоций, способствуют формированию предпосылок изобразительной деятельности и игры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование нетрадиционных техник
рисования в работе с детьми со сложной структурой дефекта.
Работа обучающихся с нетрадиционными техниками рисования, особенно детей со сложной структурой дефекта в развитии, является важной и актуальной.
Процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём.
Учитывая основную цель коррекционно-развивающей работы с обучающимися сложной структуры дефекта - это создание условий для успешной социальной интеграции обучающихся, минимизация социальной инвалидности, преодоление бытовой зависимости от ближайшего окружения, улучшение качества их жизни, формирование элементарных практических навыков.
Необходимо отметить, что изобразительная деятельность как раз и является одним из наиболее доступных видов деятельности для обучающихся детей со сложной структурой дефекта. Занятия по рисованию непосредственно связаны с жизнью детей и строятся на основе их потенциальных возможностей и способностей.
Обучение с использованием нетрадиционных техник в изобразительной деятельности, является одним из важных и перспективных направлений коррекционно-педагогической работы.
Используя на практике разные методики и техники, можно сделать вывод, что использование именно нетрадиционных техник в изобразительной деятельности позволяет достигнуть наилучших результатов в развитии обучающихся сложной структуры дефекта.
В процессе работы движений рук совершенствуется состояние речи детей, расширяется кругозор появляется познавательный интерес и желание действовать с нетрадиционным материалом, усидчивость и аккуратность.
Таким образом оказывают огромное влияние на развитие физических, психических, умственных процессов и положительно сказываются на общем развитии обучающегося.
Существует много техник нетрадиционного рисования, привлекающих своей простотой и доступностью. Для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами– не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются гораздо лучше, чем инструменты художника. Необычность техник состоит в том, что они позволяют ученикам быстро достичь результата и каждая из них - это маленькая игра. Круг внимания ребенка сужается и сосредотачивается на малой зоне и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Кроме того, такие занятия не утомляют обучающихся , а только стимулируют положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывают радостное настроение у детей, способствуя ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей.
В ознакомлении детей с нетрадиционными техниками рисования можно условно выделить три этапа.
Целью первого этапа является развитие у обучающихся положительного, эмоционального интереса к деятельности и результатам рисования. На этом этапе ребята знакомились с инструментарием, необходимым для последующей деятельности, наблюдали приёмы, характерные для нетрадиционных техник рисования.
На втором этапе в процессе создания беспредметных изображений (заполнения листа бумаги точками, мазками, различного рода отпечатками) дети в рамках совместной деятельности с педагогом учились правильно держать инструменты (тычок, кисть, штамп и т.д.), пользоваться материалами изображения (пальчиковыми красками, аппликационными заготовками, засушенными листиками и т.п.).
На третьем этапе в процессе работы над созданием образов (предметных, сюжетных и декоративных) отрабатывались умения и навыки работы в нетрадиционной технике рисования.
Техника «Рисунок пальчиками»
Ученик опускает в краску пальчик и наносит пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. В процессе рисования можно пользоваться влажными салфетками. После занятия руки моют с мылом.
В такой технике можно рисовать цветы, ягоды, гусеницу, божьих коровок в траве, листья на деревьях и многое другое.
Техника «Оттиск печатками»
Печатки можно сделать самим из картофеля, моркови, пенопласта, ластика, пластилина, пробок от бутылок, рельефной ткани. А можно использовать любые предметы окружающего пространства- кубики, крышки от различных флакончиков, детали мозаики, игрушки.
Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской или просто опускает в густую гуашь и наносит оттиск на бумагу .Для каждого цвета используется своя печатка. Сочетая разные печатки можно создать разнообразные узоры, пейзажи, сюжетные композиции.
Техника «Рисование сыпучими материалами (соль, песок, крупы)»
Ученик наносит клей на силуэт, карандашную линию, затем щедро посыпает сыпучим материалом. Лишний материал ссыпается на поднос.
Соль, манку можно подкрасить. Иногда манку добавляют в гуашь и рисуют этой смесью, для получения более объемного изображения.
Техника «Рисование ватными палочками»
Ученик или взрослый рисует контурное изображение предмета, затем делает отпечатки ватной палочкой, размещая их близко друг к другу, по карандашному контуру. Затем можно заполнить и середину изображения. На каждый цвет берется чистая палочка. Эта техника позволяет быстро получить много одинаковых кружочков, украсить одежду, посуду, получить необычное фактурное изображение.
Техника «Монотипия (предметная и пейзажная)»
Ученик складывает лист бумаги пополам, разворачивает ее, на одной стороне рисует половину предмета или пейзаж. Затем, пока краска не высохла, снова складывает для получения отпечатка. Эта техника предусматривает довольно быстрый темп работы, поэтому лучше выбирать для изображения простые, хорошо усвоенные детьми предметы
Техника «Рисование пластилином»
Взрослый рисует контур предмета. Ученик отщипывает кусочки пластилина и наносит их на рисунок.
Нетрадиционных техник существует очень много и интересных . В общем — это благодатная почва для работы с учащимися, имеющими сложный дефект в развитии.
Подводя итоги проведенной работы, я пришла к выводу, что нетрадиционные техники рисования раскрывают перед учащимися с интеллектуальной недостаточностью огромные возможности для выражения разнообразных эмоций, способствуют формированию предпосылок изобразительной деятельности и игры, проявлений в деятельности элементов творчества, оказывают благотворное влияние на развитие их личности, поведения и общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение компьютерных игр в работе с детьми со сложной структурой дефекта.
Использование компьютерных игр с детьми....
Индивидуальное занятие с детьми со сложной структурой дефекта.
занятие по формированию цветового восприятия с использованием материала М. Монтессори "Семицветик"....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Большинство детей с общим недоразвитием речи (ОНР) любят рисовать. Они охотно откликаются на такое предложение и с удовольствием принимаются за работу. Шесть лет занимаюсь с детьми с ОНР нетрадиционны...
Компьютерные игры в работе с детьми со сложной структурой дефекта
Компьютерные средства представляют для специалиста в коррекционном учреждении не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей в реабилитации детей с отклонениями...
Использование нетрадиционной техники рисования "мятая бумага" на коррекционно-развивающих занятиях с детьми
Про неоценимую роль развития у детей творческих способностей высказывались многие выдающиеся деятели. В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования де...
Технология "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с ОВЗ" Автор Грошенков И.А.
Главное отличие нетрадиционной техники рисования - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это мален...
Мастер-класс «Применение нетрадиционных техник рисования при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности»
Нетрадиционных техник существует очень много и интересных — это и «Рисование цветным клейстером», и «Тычок жесткой кистью», и «Рисование поролоном», и «...