"Совершенствование работы учителя в условиях модернизации системы образования "Учиться самому, чтобы учить других"
статья
План:
1. Возможности 21 века.
2. Роль учителя.
3. Можноно ли научиться мылить более эффективо...
4. Интерактивные формы обучения.
5. Формирование функционально грамотных людей.
6. Игры и игровые упражнения для формирования функциональной грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_moy_doklad_.docx | 56.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Совершенствование работы учителя в условиях модернизации системы образования «Учиться самому, чтобы учить других».
Эта тема педсовета очень актуальна.
Как говорил Константин Дмитриевич Ушинский
«Учитель учится всю жизнь. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель!»
Современный мир сложно представить без интернета. Глобальная сеть используется во всех сферах жизнедеятельности человека и образование не исключение. Возможности 21 века в области образования и обучения с помощью Интернета постоянно расширяются. Интернет открыл новые возможности для общения.
Роль учителя существенно изменилась. Если раньше он был источником знаний, то теперь он стал наставником и проводником. Чтобы соответствовать новой роли, учителю необходимо владеть современными информационными технологиями на должном уровне, уметь направить «блуждающую мысль» ученика в нужное русло, научить критически, оценивать информацию, анализировать, правильно её использовать и уметь отличить правду ото лжи.
Работая с детьми младшего школьного возраста, нахожусь в поиске таких методов и приёмов работы на уроках, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление — значит развивать умение думать. Актуальность выбранной темы в том, что работа в данном направлении позволяет создавать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память.
«Учиться самому, чтобы учить других» - как я понимаю эти слова? Учиться самому – наверное, значит заниматься самообразованием. Итак, «педагогическое самообразование-это процесс самостоятельного освоения педагогом новых способов и приёмов, технологий деятельности, умений и навыков, их использования и творческой интерпретации в своей профессиональной деятельности». Второй вопрос «Как вы учитесь сами?» Наверное, сейчас в основном поддерживает интернет. Но ведь моё самообразование должно помочь мне лучше учить детей. Поэтому мне каждый день приходится решать проблему – как доступно объяснить тему, как заинтересовать детей своим предметом, как помочь учащимся запоминать абстрактные математические понятия?
В соответствии с требованиями ФГОС в учебном процессе использую информационные ресурсы Интернета. Наиболее яркими примерами информационных ресурсов, представленных в Интернете, служат:
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
- InternetUrok ( образовательная онлайн – школа)
- Образовательный портал «Русская электронная школа»
- Интерактивная онлайн-платформа Учи.ру
- Ведущий образовательный портал Infourok
- Образовательный портал Videouroki
- Образовательная платформа Lecta
- Платформа Якласс
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Немного ранее грамотными людьми считали тех, кто умеет писать и читать. А в нашем современном мире к понятию «грамотность» относятся более широко и глубоко. А почему? Потому что современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать лет назад, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике. Это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. Окружающий мир больше не аналого-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой – и это требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность».
Грамотность - это базовая учебная компетенция, позволяющая человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуре и тем самым расширять свой внутренний мир.
Начать нашу совместную работу мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.
Мне очень понравилась одна притча, хочу поделиться с вами.
Называется она «Чайная церемония».
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.
Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.
- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –добавил второй.
- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.
Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:
«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
-Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?
/самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний./
Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что:
- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;
- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».
В ходе сегодняшнего мастер-класса я попробую показать несколько приемов работы на уроках в начальной школе, которые способствуют формированию именно функциональной грамотности.
- Что же такое функциональная грамотность? Ваши предположения запишите, пожалуйста.
- Таким образом, мы пришли к выводу: функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
А основы функциональной грамотности мы должны закладывать уже в начальной школе!
Выполняя мои несложные задания, мы составим пазл – компоненты функциональной грамотности. Т.е., мы получим продукт нашей совместной деятельности.
У классика есть такие слова: «Вся наша жизнь – игра!». Мы можем перефразировать, что для ребёнка игра - это ЖИЗНЬ.
Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, стоит только сказать «А сейчас поиграем».
Через игру, через взаимодействие с одноклассниками ребенок узнает новые знания. Не только «выучивает» новые понятия, но и имеет представление, где и как эти знания использовать в повседневной жизни.
Сегодня я вам тоже предлагаю поиграть.
Сегодня у нас необычная школа – школа ремонта. И мы участники ремонта помещения и будем использовать полученные знания, умения и навыки. А я ваш прораб.
Название профессии, вы узнаете, выполнив первое задание. Каждый из вас получает карточку с заданием. Найдите значения числовых выражений. Полученные результаты расположите в порядке возрастания, и прочитайте название своей профессии. (Приложение 1). Прочитайте название своей профессии.
Мы можем застеклить окно, покрасить стены и уложить плинтус, а вот чтобы установить натяжной потолок, нужно знание теоремы Пифагора, но это уже другая школа ремонта. (Приложение 2)
Выполняя это задание, мы с вами можем к нашему пазлу «Функциональная грамотность» добавить ещё один – «Математическая грамотность».
Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе.
Сочинение сказок «наизнанку».
Придумайте сказку про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.
Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни.
Прием «Ошибкоопасное место» для формированияграмотного письма
Все «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зеленым цветом. Так ребенок учится видеть орфограмму. Формой организации деятельности учащихся могут быть соревнования. «Выдели больше знакомых орфограмм» или «Кто увидит в тексте все орфограммы по теме урока?».
Прием «Лови ошибку» для формирования грамотного письма
Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки.
На уроках русского языка в первом и втором классах хорошо использовать персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание. С огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя роль учителя, особенно, если ошибки исправлять красными чернилами. (Приложение 3)
Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно» - приемы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующие мыслительную деятельность ребенка
Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.
Удивить ребят (приём «Удивляй») можно, если собрать их творческие работы (рассказы, сказки, сочинения) и создать в программе FlipPDF электронную книгу и представить на уроке внеклассного чтения, например. Электронную книгу можно создавать совместно с детьми или в группах на уроках технологии и во внеклассной деятельности (Демонстрационный материал)
Используя данные можно начать любой урок, целью которого является систематизация знаний.
Способ «вхождения» в урок - прием "Отсроченная отгадка".
До объявления темы предлагаю необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.
Прием «Проблемная ситуация»
Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.
Приемы «Своя опора», «Ключевые слова», которые научат ребенка работать с информацией.
Учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему на этапе закрепления знаний. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки. Приём «Ключевые слова» можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы.
- Предлагаю составить схему с ключевыми словами к теме «Глагол» (тема изучена, идёт закрепление знаний).
Смысловое чтение, как основная технология в формировании функциональной грамотности
Тренинги для развития быстрого чтения Ткачёвой О.Н.
«Чтение наоборот», «Перемешанные буквы», «Вверх ногами», «Чтение с половинками слов» «Чтение с решёткой», «Сплошной текст», «Текст с наложением», «Текст с картинками», «Шторка», «Нет порядка» и др. (Приложение 5)
Приемы работы по формированию функциональной грамотности младших школьников очень многообразны. Грамотное их использование и правильная мотивация, как самого учителя, так и детей позволяет воспитать выпускника начальной школы полностью соответствующего ФГОС.
В связи со всем вышесказанным, давайте запомним одну формулу успеха, которая позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ
Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки для дальнейшего использования в жизни.
Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.
Рефлексия «Все в твоих руках»
На листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.
- большой – для меня это было важно и интересно …
- указательный - я получил конкретные рекомендации и информацию по данному вопросу…
- средний - мне было трудно ( не понравилось)…
- безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
- мизинец - для меня было недостаточно…
- Я рада, что на протяжении всего педсовета вы были внимательны.
- Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне,
- а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.
Воспитать крылатого ребенка может только крылатый педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – только современный.
ТВОРЧЕСКИХ ВАМ УСПЕХОВ!
Приложение1
1 карточка.
А 1*9:3
Л 2*8:4
М 2*3:6
Р 34+9*4
Я 50-27:3
1 | 3 | 4 | 41 | 70 |
2 карточка.
П 8*3:6
Т 3*(8:2)
Н 36:9*7
И 6*6
К 7*7
О 81:9
Л 72:9
4 | 8 | 9 | 12 | 28 | 36 | 49 |
3 карточка.
К 64:8
Т 30:5
О 81:9
Е 56:8
С 20:4
К 6*7
И 7*5
Щ 3*9
Л 4*3
Ь 9*2
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 12 | 18 | 27 | 35 | 42 |
Приложение 2
- Какова площадь стены для покраски, если её длина 5м, ширина 3м?
Длина | Ширина | Формула |
- Для укладки плинтуса найдите периметр пола прямоугольной формы. Длина 6м, ширина – 4м.
Длина | Ширина | Формула |
- Для того, чтобы застеклить окно необходимо вырезать стекло квадратной формы со стороной 5см. найдите площадь этого стекла.
Сторона | Формула |
4. Проследите за тем, как изменяется расположение фигур в первых трех квадратах. Заполните пустые клетки. Объясните, на основании чего вы это сделали.
_____ |
В приведенной ниже таблице описаны свойства трех предметов, сделанных из дерева, камня и железа.
Свойство | Предмет 1 | Предмет 2 | Предмет 3 |
Тонет ли в воде? | Да | Нет | Да |
Хорошо ли горит? | Нет | Да | Нет |
Притягивается ли магнитом? | Да | Нет | Нет |
Определите, из чего сделаны предметы.
1._______________________________
2. _______________________________
3. _______________________________
Приложение 5
Доскажи строчку.
Ло – ло – ло – как на улице …
Ул – ул- ул – у меня сломался …
Мама Милу мыла мылом,
Мила мыло не … .
4. Слова-невидимки
Я толстый и большой. С - - -
Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С - - -
На мне кузнечики звенят. С - - -
А я - конечный результат. И - - -
(слон, стон, стог, итог)
Приложение 4
КОСТОЧКА (быль)
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
— Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Задание 1. Прочитать рассказ-быль «Косточка» Л.Н.Толстого, составить схему к рассказу.
Приложение 3
В этом тексте 22 ошибки!
Унасжывёт кот семён.он добрый и оченпушыстый. Сам он весь чорный а ушы у невобелинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласкихитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улецеево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.
В этом тексте 21 ошибка! Найди их!
Вгниздепищятгрочята. Птинцы сутра просят есть. весь денгрочиищютпищю для молышей. Вот свежоя пашня. грачи ходят по ней и вы бираютчирвяков для сваихдитей. малышы будут сыты.
ОРЁЛ И КОШКА
На дваре играла кошка с катятами. Вдрук с вышины бросился огромный орёл. Орёл схвотилкатенка. Мать кошка быстро вципилась в орла. Орёл бросил котенка и стал боротся с кошкой. Он рвал кактями тело кошки и выкливал ей один глас. Кошка храбра баролась с орлом. Она пирикусила ему крыло. Патом кошка зделала ловкий прыжок и пирикусила орлу горло.
Так кошка спосла своего катёнка.
ВОЛКИ
Дядя симён ехал из города домой. С ним была сабака Жучка, Вдрук из леса выскачели волки. Жучка испугалась и прыгнула в сани. У дяди симёна была харошаялошать. Она тоже испугалась и быстра памчялась по дароге. Диревня была блиско. Покозались огни в окнах. Волки отстали.
Умноялошать спасла дядю симёна и Жучку.
МУРАВЬИ
Был у дедушке Степана мёд в гаршке. Забролись в гаршокмуровьи и ели мёд. Дедушка видет, дело плохо. Взял он гаршок, привизалвирефку и повесил гаршок на гвозть к потолку. А в гаршке остался один муровей. Он искал дарогу дамой: вылес из гаршка на вирёфку, патом на потолок. С потолка на стену, а со стины на пол.
Муровейпокозалдарогу к гаршку другим муровьям. Дедушка степан снял гаршок, а там мёду нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мыслительной деятельности младших школьников в практике работы учителя в условиях реализации ФГОС.
Статья по развитию мыслительной деятельности младших школьников в практике работы учителя в условиях реализации ФГОС....
Сборник материалов городской НПК: "Инновационные процессы в образовании и мастерство педагогов в условиях модернизации системы образования"
Развивать творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность начинать с 1 класса...
«Повышение профессионального статуса учителя в условиях модернизации общего образования»
В документах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» обозначено, что «школа является критически важным элементом» в процессе модернизации и инновационного развития – единственного п...
Совершенствование работы учителя начальных школы в рамках реализации ФГОС
Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами, технологиями обучения....
«Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях модернизации образования»
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развити...
Урок математики 2 класс .Тема: «Решение задач. Таблица умножения и деления на 8 и на 9. Самостоятельная работа». Тип урока: закрепление (Образовательная система Л. Г. Петерсон "Учусь учиться" )
Математика2 класс Тема: «Решение задач. Таблица умножения и деления на 8 и на 9. Самостоятельная работа". Образовательная система Л. Г. Петерсон "Учусь учиться"...
Опыт работы «Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях модернизации системы образования»
У каждого человека есть свой Путь – путь, который он выбирает и идёт по нему всю жизнь. Мой путь – мой сознательный выбор - быть учителем.Моё педагогическое кредо заключено в следующ...