Экология души ребенка средствами уроков орксе
методическая разработка (4 класс)
Предварительный просмотр:
Экология души ребенка средствами уроков орксе
Экология души – охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.
Экология души это дом внутри нас.
Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет назад сказал:
Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,
Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья,
Если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека.
На наш взгляд, это и есть основная цель экологического воспитания и образования. Наш путь – “от экологии природы через экологию языка к экологии души”.
Но не так давно ученые выяснили, что в повседневной жизни гораздо важнее интеллекта то, что называется эмоциональной и душевной одарённостью:
- оптимизм,
- способность управлять собой и держать удар,
- умение сопереживать и ладить с людьми.
Психолог Дэниел Гоулман по пунктам расписал понятие «эмоциональная интеллигентность»:
- Самоотчёт, или адекватное представление о собственных чувствах в каждый момент времени.
- Способность управлять своими настроениями – успокаиваться, отбрасывать, когда нужно, заботы и неприятности, быстро оправляться от ударов.
- Способность к самомотивации, куда входят такие качества, как постоянство, оптимизм и трудолюбие.
- Эмпатия, или способность к сопереживанию, состраданию.
- Социальные навыки – способность к гармоничному взаимодействию с окружающими людьми.
Общей целью курса ОРКСЭ является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи духовно-нравственного воспитания
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Для реализации поставленных целей проводятся интегрированные уроки. Все эти формы работы позволяют задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете. На уроках литературы рассматриваем художественные тексты с экологической точки зрения, ведь литература и искусство — самые мощные инструменты воспитания нравственности. Через фольклор наши предки передали нам самые разнообразные знания, в том числе и по экологии, о природных явлениях, о лесных обитателях, о различных растениях. И формы передачи информации народ выбрал самые оптимальные: сказки, пословицы, загадки. Они короткие, легко запоминаются, что делает их привлекательными в глазах детей. Но не только наши далекие предки заботились о природе родного края и человеческой душе. Эта тема проходит через творчество многих и многих писателей, как русских, так и зарубежных.
Н а уроках регулярно используем:
Межпредметные связи
Параллели между произведениями
Приведение примеров из жизни
Подбор пословиц и поговорок
Филосовский анализ произведений
Характеристика героев
Выделение смысла
На следующем этапе работы детям предлагается создать свои собственные рассказы, сказки экологической тематики. Сначала это сочинение – миниатюра, в котором учащиеся должны воспроизвести ситуацию, которая могла бы быть озаглавлена пословицей, затем экологическая сказка по пословице и поговорке. Это формирует экологически направленную, творческую личность, помогает раскрыть таланты детей, приобщить их к культуре нашего народа, позволяет ввести понятие “экология языка”.
Очень понравилась детям игра “Экологическое лото”, основанная на материале пословиц и поговорок. Игровой материал состоит из двух частей: больших листов, на которых написаны только половинки пословиц, и маленьких карточек, на которых написана вторая часть пословиц. Правила игры похожи на правила игры в лото. Отличие заключается в том, что тот, кто первым закончит собирать на своем листе пословицы, должен объяснить их смысл и привести примеры из практики.
Игры - создание благоприятной атмосферы, составляющими которой являются и вербальное и невербальное общение, и поведение, и отношения между членами коллектива.
Представляют семейные фотографии, готовят устный рассказ или презентацию о бабушках и дедушках, приводят примеры литературных произведений о мудрости пожилых людей, об уважительном к ним отношении.
Рассказывают о своих хобби и увлечениях, представляют фотографии, рисунки, поделки, характеризующие увлечения учащихся.
Знакомятся с историей государственной символики, выясняют значение символов и их необходимость.
Приводят аргументы «за» и «против» здорового образа жизни, дискутируют на тему необходимости режима дня, закаливания, правильного питания. Обсуждают и формулируют правила здорового образа жизни. Выпускают информационный лист о вредных и здоровых привычках.
Выполняют поиск информации об истории возникновения праздника Единства. Оценивают воздействие информации на собственные чувства и мысли. Дискутируют на тему: «Почему возникла необходимость возвращения данного праздника».
История моей семьи, семейные традиции. Обсуждают значение праздника, посвященного Дню семьи, высказывают собственное мнение о значении семьи в жизни человека. Рассказывают о традициях своих семей.
Готовят праздничное мероприятие для мам. Подбирают пословицы, стихи и песни о мамах, демонстрируют танцевальные номера. Оформляют открытки
Дают оценку месту человека в системе живой природы. Приводят примеры влияния человека на природу и природы на человека. Анализируют вред, наносимый природе необдуманными действиями. Обсуждают экологическую обстановку города Сычевка Смоленской области. Составляют памятку действий, способствующих сохранению природных богатств.
Размышляют и дискутируют о нравственных важнейших ценностях: «любви», «добре», «уважении». Моделируют ситуации, в которых необходимо делать нравственный выбор, ищут способы их разрешения. Приводят примеры доброго отношения друг другу, старшим, младшим по возрасту, животным.
Проводят социологический опрос среди друзей и родителей о значении книг и компьютера в их жизни. Моделируют ситуацию: чего лишилось бы человечество, если бы не было книг. Приводят свои аргументы на тему: «Хорошая книга воспитывает в человеке...»
Выпускают стенгазету к празднику 23 февраля. Осуществляют поиск информации об истории праздника и русских воинах — героях. Рассказывают о значении этого праздника в их семьях. Работают в группах. Девочки оформляют поздравительные открытки для мальчиков.
Готовят сообщения о детях — сверстниках в годы войны, оценивают воздействие информации на собственные чувства и мысли. Читают стихи о войне, приводят примеры фильмов и ху-дожественных произведений. Поздравляют ветеранов ВОВ. Возлагают цветы к Вечному Огню.
Подводят итоги прошедшего учебного года, анализируют успехи и неудачи.
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества . Учебный диалог («Обсудим вместе»):анализ информации, представленной в текстах учебника Представления о добре и зле. Граница между добром и злом. Чему учат сказки? Хорошие и плохие поступки. Мораль. Нравственность. «Золотое правило нравственности». Долг и совесть. Моральный долг. Чувство вины, чувство стыда. Честь и достоинство. Справедливость и милосердие. Ценные качества человеческой души. Смысл жизни. Образцы нравственности в культуре Отечества. Герои русских былин. Князья – защитники Русской земли.
«Береги землю родимую, как мать любимую». Учебный диалог. Защита Родины. Герои национального эпоса разных народов (Илья Муромец, Урал-батыр и др.). Военная служба. Воинский долг. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Кузьма Минин, Иван Сусанин и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский и др.)
Жизнь ратными подвигами полна Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев. Понятие «подвиг». Примеры из истории Отечества.
Национальные особенности народов России Оживление имеющегося опыта и знаний на тему: «О каких национальных традициях мы уже знаем?». Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя.
Что нам стоит дом построить. Особенности строительства жилищ у разных народов. Зависимость внешнего вида и внутреннего убранства жилища от климатических и географических особенностей жизни народа. Жилища народов Севера, центральной части и юга России.
Приглашаем к праздничному столу. Кухня народов России. Застольные традиции.
Заглянем в бабушкин сундук. Национальные костюмы народов России.
Народные промыслы.
Народное творчество: танцы, былины, стихи, песни. Фольклор народов России.
Традиционные религии народов России Сбор информации, сравнение, анализ, обсуждение полученных результатов. Христианство. Ислам. Буддизм. Иудаизм. История возникновения и распространения мировых религий на территории России. Народы, исповедующие эти религии.
Праздники народов России Оживление имеющегося опыта и знаний на тему: «О каких национальных праздники мы уже знаем?». Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок.
Народные праздники.
Религиозные праздники.
Государственные праздники. День России. День защитника Отечества. Международный женский день. День народного единства и согласия. День Конституции.
Дни воинской славы России . Сбор информации по теме.
Памятные даты в истории России. Знаменитые сражения Великой Отечественной войны. Московская битва. Сталинградская битва. Сражение на Курской дуге. Героическая блокада Ленинграда. Герои войны – наши земляки.
Великая Отечественная война в стихах. Стихи о Великой Отечественной войне.
Песни Великой Отечественной войны. Песни о Великой Отечественной войне.
Великие имена в истории культуры России
Подготовка ма-териала для викторины.
Знаменитые российские ученые, писатели, художники, музыканты.
Вклад наших земляков в Отечественную культуру. Знакомство с деятель-ностью известных людей нашего края.
Достопримечательности Нижегородской области. Знаменитые усадьбы и другие памятники культуры.
Хранить память предков. Восстановление и сохранение памятников ду-ховной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Знаменитые музеи и картинные галереи России.
ЗОЖ. Сбор информа-ции о значимых спортивных событиях Мира, знаменитых спортсменах, спор-тивных достижениях. Значимые события современной истории спор-та.
Примеры
Басни(мораль)
Взаимопонимание, культура общения (Ю. Ермолаев «Иголка с ниткой»)
Отношение христианина к природе. ? (М. Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока», стихи)
Подвиг ,Защита Отечества. Любовь и уважение к Отечеству.. (мораль, герои в мирное время) Л. Кассиль «У классной доски»
Сострадание (А. Чехов «Ванька», «Вертел». Р. Брэдбери «Всё лето в один день».)
Совесть и раскаяние (К. Паустовский «Заячьи лапы», Ю. Яковлев «Полосатая палка», «Огурцы» Носов, Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
От экологии природы - к экологии души
Природа, я иду в тебяС душой и сердцем обнажённым.Прими, пожалуйста, любя, Хочу быть заново рождённой.Природа – матушка моя,Твои исполню повеленья.За все грехи прости меня,Возьми, как детку на ко...
Доклад на педагогическом совете "Здоровый образ жизни - экология души педагога и воспитанника"
Одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, ...
Экология природы-экология души.
ЭКОЛОГИЯ ПРИРОДЫ - ЭКОЛОГИЯ ДУШИРуженкова Т.А. Учитель начальных классов, Ялгинской средней общеобразовательной школы РМ, Почётный работник о...
КТП 3 класс кружка "Экология души"
Кружок по психологии....
КТП 4 класс кружка "Экология души"
Кружок по психологии...
Классный час "Экология души. О чистоте речи"
Классный час на тему "Экология души. О чистоте речи". Характерной чертой нашего времени является то, что мы очень много говорим, не задумываясь, просто говорим, и все. Сквернословие сейчас з...