Компетентностно-ориентированные технологии
статья
Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на этапе его модернизации предполагает переход начальной школы от навыко-знаниевой к личностно-ориеКомпетентно – ориентированные технологии направлены на развитие личности ребёнка. Мы учим не для школы, а для жизни. Не просто дать знания, а научить учиться – вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно выполняя практические, жизненные задания. А это и есть компетентностно – ориентированные технологии.
Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения.
К компетентностно-ориентированным технологиям относят:
- метод проектов;
- технология «портфолио»;
- технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП);
- метод дебатов;
- кейс-методы;
- триз (теория решения изобретательских задач)
- организация самостоятельной работы в информационной среде
Компетентно – ориентированные технологии направлены на развитие личности ребёнка. Мы учим не для школы, а для жизни. Не просто дать знания, а научить учиться – вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно выполняя практические, жизненные задания. А это и есть компетентностно – ориентированные технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 1.65 МБ |
kompetentnostno-orientirovannye_tehnologii.docx | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технологии компетентностно – ориентированного образования Метод проектов Технология «Портфолио» Технология развития критического мышления через чтение и письмо Метод «Дебаты» Кейс-метод ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
Метод проектов - это технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы.
Технология «Портфолио»: коллекция работ учащегося; выставка учебных достижений; форма оценки и самооценки; антология работ учащегося.
Виды портфолио: порфолио - собственность; портфолио – отчёт.
Виды портфолио: порфолио достижений; рефлексивный портфолио; проблемно-ориентированный портфолио; тематический портфолио.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана Международной читательской Ассоциацией, в настоящее время реализуется более чем в 29 странах мира.
Структура технологии КМ: Первый этап – вызов. Второй этап – осмысление. Третий этап – рефлексия .
Метод «Дебаты» - это интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения.
Кейс – метод (или конкретная ситуация) - это использование и практическое применение знаний на основе теории. По типу получаемого результата кейсы делятся на: проблемные; проектные.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новоаннинская средняя школа №1
Новоаннинского муниципального района Волгоградской области имени первого губернатора Волгоградской области Ивана Петровича Шабунина
Компетентностно-ориентированные технологии
Учитель начальных классов
МКОУ Новоаннинской СОШ № 1
Короткова Вера Анатольевна
Компетентностно-ориентированные технологии
Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на этапе его модернизации предполагает переход начальной школы от навыко-знаниевой к личностно-ориентированной, развивающей модели обучения. С изменением базовых целей обучения, приходится ориентироваться, прежде всего, на развитие личности ребёнка, реализацию его субъектной позиции в учебном процессе, оказывать поддержку индивидуальности каждого учащегося. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения.
К компетентностно-ориентированным технологиям относят:
- метод проектов;
- технология «портфолио»;
- технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП);
- метод дебатов;
- кейс-методы;
- триз (теория решения изобретательских задач)
- организация самостоятельной работы в информационной среде
Метод проектов основан на исследовательском подходе: обучение на основе решения проблем.
Это технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем.
Цель проектного обучения – создать условия, при которых учащиеся:
-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников;
-учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
-развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
- в центре внимания – учащийся, содействие развитию его творческих способностей;
- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;
- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;
- комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;
- глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.
Создается модель взаимодействия «учитель – ученик»
Учитель
- консультирует
- мотивирует
- наблюдает
Ученик
- выбирает (принимает решение)
- выстраивает систему взаимоотношений с людьми
- оценивает
Проекты бывают разные: краткосрочные, долгосрочные, индивидуальные, групповые, коллективные. Они помогают дифференцированно работать с учащимися во время работы над проектом.
Проектный метод предполагает следующий подход: «Подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путём и какими средствами это можно было бы выполнить».
В основе метода проектов лежит развитие творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В результате выполнения проекта повышается мотивация учащихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности. Знания, приобретённые и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками, приобретают ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требует работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения.
Технология «Портфолио»
Существуют различные трактовки определений:
- коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами;
- выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год);
- форма целенаправленностей, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося;
- антология работ учащегося, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку.
Виды «портфолио»
В зависимости от цели, которая отражает результат, ради которого собирается портфолио, существуют:
- портфолио-собственность (собирается для себя);
- портфолио-отчёт (собирается для учителя).
По содержанию возможно выделение следующих видов портфолио:
- портфолио достижений: включает в себя лучшие результаты работы учащегося;
- рефлексивный портфолио: включает в себя материалы и оценку\самооценку достижения целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений и т. п.;
- проблемно – ориентированный портфолио: включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо проблемы;
- тематический портфолио: включает материалы, отражающие работу учащегося в рамках той или иной темы.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Критическое мышление:
- способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам;
- мышление , влекущее к самоусовершенствованию;
- способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения.
Цель технологии развития критического мышления:
- обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучаемых в образовательный процесс.
Критическое мышление способствует взаимопониманию и продуктивному взаимодействию между людьми, облегчает понимание различных «взглядов на мир».
Структура технологии критического мышления:
3 стадии (этапа)
Первая стадия – вызов позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у обучающегося знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой проблеме, мотивировать к учебной деятельности;
- побудить обучающегося к активной работе на занятии и вне его.
Вторая стадия – осмысление позволяет:
- получить новую информацию
- осмыслить её;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия –рефлексия
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого обучающегося собственного отношения к изучаемому предмету.
Метод дебатов
Проведение соревнований по методу «Дебаты» среди учащихся содействует становлению нового поколения гражданского общества: толерантного и мобильного, критически осмысляющего перемены.
Дебаты формируют:
- умение формировать и отстаивать свою позицию;
- ораторское мастерство и умение вести диалог;
- командный дух и лидерские качества.
Данный метод развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога, дискуссии:
- развитие критического мышления;
- развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления;
- формирования исследовательских навыков;
- формирование организаторских навыков;
- формирование навыков слушания и ведения записей.
Дебаты – интеллектуальное соревнование , развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения.
Требует определённой подготовки от участников и ведущего. Дебаты предусматривают следующую последовательность действий: подготовка к игре, игра , анализ игры.
Условия игры: в игре принимают участие 2 команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трёх игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную 3-ю сторону, судей, в том. что ваши аргументы лучше (убедительнее, чем аргументы вашего оппонента).
Этика дебатера:
- при обсуждении сторон дебатеры должны воздерживаться от личных нападок на своих оппонентов;
- дебатеры должны спорить в дружеской манере;
- язык и жесты, используемые дебатерами, должны отражать их уважение к другим;
- дебатеры должны быть честными и точными в полную меру своих познаний. Дебаторы никогда не должны умышленно искажать факты, примеры или мнения;
- дебаторы должны внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать всё, чтобы не искажать их слова во время дебатов.
Кейс- метод
Занятия по анализу конкретной ситуации ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности.
Конкретная ситуация (или кейс) – это письменно представленное описание определённых условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидов, ориентирующее слушателей на формулирование проблемы и поиск вариантов её решения.
По типу получаемого результата кейсы делятся на проблемные и проектные. В проблемных ситуациях результатом является определение и формулирование основной проблемы. В проектных кейсах в качестве результата выступает программа действий по преодолению проблем, сложившихся в ситуации.
Организация самостоятельной работы учащихся в информационной среде
Перед началом работы ученик получает информацию об ожидаемых результатах и критериях их оценки.
На 1-м этапе изучения нового материала учитель с помощью системы заданий организует самостоятельную работу по обработке новой для них информации.
На 2-м этапе изучения нового материала учитель организует обсуждение результатов самостоятельной работы: обмен информацией между учащимися.
Компетентно – ориентированные технологии направлены на развитие личности ребёнка. Мы учим не для школы, а для жизни. Не просто дать знания, а научить учиться – вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно выполняя практические, жизненные задания. А это и есть компетентностно – ориентированные технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностно-ориентированные задания, как средство формирования УУД в начальной школе
Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не ...
Проектный метод - как один из способов реализации технологии компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе
В этой статье раскрывается понятие и сущность метода проекта в начальной школе. Приводится пример работы над проектом «Изучаем заповеди русского народа о хлебе и его значение в нашей жизни. Блюд...
Проектный метод - как один из способов реализации технологии компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе
Проект — это мечта, творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться, претворять мечту в жизнь....
Методическая мастерская учителя. Тема: «Технология проектной деятельности, как средство реализации компетентностно - ориентированного обучения младших школьников»
Необходимость организации групповых проектов младших школьников возникла в результате внедрения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образовани...
«Развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка через компетентностно – ориентированные технологии, арт – технологии и ИКТ»
"Развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка через компетентностно - ориентированные технологии, арт - технологии и ИКТ"...
Технология компетентностно-ориентированного способа обучения младших школьников
Публикация содержит теоретические и практические сведения для внедрения данного способа обучения в педагогическую практику...
Компетентностно-ориентированные технологии
Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на этапе его модернизации предполагает переход начальной школы от навыко-знаниевой к личностно-ориентированной, развивающей...