Компетентностно-ориентированные технологии
статья

Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на этапе его модернизации предполагает переход начальной  школы от навыко-знаниевой к личностно-ориеКомпетентно – ориентированные технологии направлены на развитие личности ребёнка. Мы учим не для школы, а для жизни. Не просто дать знания, а научить учиться – вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно выполняя практические, жизненные задания. А это и есть компетентностно  – ориентированные технологии.

Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения.

К компетентностно-ориентированным технологиям относят:

  • метод проектов;
  • технология «портфолио»;
  • технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП);
  • метод дебатов;
  • кейс-методы;
  • триз (теория решения изобретательских задач)
  • организация самостоятельной работы в информационной среде

Компетентно – ориентированные технологии направлены на развитие личности ребёнка. Мы учим не для школы, а для жизни. Не просто дать знания, а научить учиться – вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно выполняя практические, жизненные задания. А это и есть компетентностно  – ориентированные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация1.65 МБ
Файл kompetentnostno-orientirovannye_tehnologii.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Компетентностно – ориентированные технологии Учитель МКОУ Новоаннинской СШ №1 Короткова Вера Анатольевна

Слайд 2

Технологии компетентностно – ориентированного образования Метод проектов Технология «Портфолио» Технология развития критического мышления через чтение и письмо Метод «Дебаты» Кейс-метод ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

Слайд 3

Метод проектов - это технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы.

Слайд 4

Технология «Портфолио»: коллекция работ учащегося; выставка учебных достижений; форма оценки и самооценки; антология работ учащегося.

Слайд 5

Виды портфолио: порфолио - собственность; портфолио – отчёт.

Слайд 6

Виды портфолио: порфолио достижений; рефлексивный портфолио; проблемно-ориентированный портфолио; тематический портфолио.

Слайд 7

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана Международной читательской Ассоциацией, в настоящее время реализуется более чем в 29 странах мира.

Слайд 8

Структура технологии КМ: Первый этап – вызов. Второй этап – осмысление. Третий этап – рефлексия .

Слайд 9

Метод «Дебаты» - это интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения.

Слайд 10

Кейс – метод (или конкретная ситуация) - это использование и практическое применение знаний на основе теории. По типу получаемого результата кейсы делятся на: проблемные; проектные.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новоаннинская средняя школа №1

Новоаннинского муниципального района Волгоградской области имени первого губернатора Волгоградской области Ивана Петровича Шабунина

Компетентностно-ориентированные технологии

                                         Учитель  начальных классов

                                             МКОУ Новоаннинской СОШ № 1

                                       Короткова Вера Анатольевна

Компетентностно-ориентированные технологии

Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на этапе его модернизации предполагает переход начальной  школы от навыко-знаниевой к личностно-ориентированной, развивающей модели обучения. С изменением базовых целей обучения, приходится ориентироваться, прежде всего, на развитие личности ребёнка, реализацию его субъектной позиции в учебном процессе, оказывать поддержку индивидуальности каждого учащегося. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения.

К компетентностно-ориентированным технологиям относят:

  • метод проектов;
  • технология «портфолио»;
  • технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП);
  • метод дебатов;
  • кейс-методы;
  • триз (теория решения изобретательских задач)
  • организация самостоятельной работы в информационной среде

Метод проектов основан на исследовательском подходе: обучение на основе решения проблем.

Это технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем.

Цель проектного обучения – создать условия, при которых учащиеся:  

-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников;

-учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

-развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

  1. в центре внимания – учащийся, содействие развитию его творческих способностей;
  2. образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;
  3. индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;
  4. комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;
  5. глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.

Создается модель взаимодействия «учитель – ученик»

Учитель

  • консультирует
  • мотивирует
  • наблюдает

Ученик

  • выбирает (принимает решение)
  • выстраивает систему взаимоотношений с людьми
  • оценивает

Проекты бывают разные: краткосрочные, долгосрочные,  индивидуальные,  групповые,  коллективные. Они помогают  дифференцированно работать с учащимися во время работы над проектом.

Проектный метод предполагает следующий подход: «Подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путём  и какими средствами это можно было бы выполнить».

В основе метода проектов лежит развитие творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В результате выполнения проекта повышается мотивация учащихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности. Знания, приобретённые и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками, приобретают ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требует работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения.

Технология «Портфолио»

Существуют различные трактовки определений:

  • коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами;
  • выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год);
  • форма целенаправленностей, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося;
  • антология работ учащегося, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку.

Виды «портфолио»

В зависимости от цели, которая отражает результат, ради которого собирается портфолио, существуют:

  • портфолио-собственность (собирается для себя);
  • портфолио-отчёт (собирается для учителя).

По содержанию возможно выделение следующих видов портфолио:

  • портфолио достижений: включает в себя лучшие результаты работы учащегося;
  • рефлексивный портфолио: включает в себя материалы и оценку\самооценку достижения целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений и т. п.;
  • проблемно – ориентированный портфолио: включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо проблемы;
  • тематический портфолио: включает материалы, отражающие работу учащегося в рамках той или иной темы.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Критическое мышление:

- способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам;

- мышление , влекущее к самоусовершенствованию;

- способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения.

Цель технологии развития критического мышления:

  • обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучаемых в образовательный процесс.

Критическое мышление способствует взаимопониманию и продуктивному взаимодействию между людьми, облегчает понимание различных «взглядов на мир».

Структура технологии критического мышления:

3 стадии (этапа)

Первая стадия – вызов позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у обучающегося знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой проблеме, мотивировать к учебной деятельности;

- побудить обучающегося к активной работе на занятии и вне его.

Вторая стадия – осмысление позволяет:

- получить новую информацию

- осмыслить её;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия –рефлексия

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого обучающегося собственного отношения к изучаемому предмету.

Метод дебатов

 Проведение соревнований по методу «Дебаты» среди учащихся содействует становлению нового поколения гражданского общества: толерантного и мобильного, критически осмысляющего перемены.

Дебаты формируют:

  • умение формировать и отстаивать свою позицию;
  • ораторское мастерство и умение вести диалог;
  • командный дух и лидерские качества.

Данный метод развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога, дискуссии:

- развитие критического мышления;

- развитие коммуникативной культуры, навыков публичного          выступления;

- формирования исследовательских навыков;

- формирование организаторских навыков;

- формирование навыков слушания и ведения записей.

Дебаты – интеллектуальное соревнование , развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения.

Требует определённой подготовки от участников и ведущего. Дебаты предусматривают следующую последовательность действий: подготовка к игре, игра , анализ игры.

Условия игры: в игре принимают участие 2 команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трёх игроков (спикеров). Суть игры    заключается в том, чтобы убедить нейтральную 3-ю сторону, судей, в том. что ваши аргументы лучше (убедительнее, чем аргументы вашего оппонента).

Этика дебатера:

  • при обсуждении сторон дебатеры должны воздерживаться от личных нападок на своих оппонентов;
  • дебатеры должны спорить в дружеской манере;
  • язык и жесты, используемые дебатерами, должны отражать их уважение к другим;
  • дебатеры должны быть честными и точными в полную меру своих познаний. Дебаторы никогда не должны умышленно искажать факты, примеры или мнения;
  • дебаторы должны внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать всё, чтобы не искажать их слова во время дебатов.

Кейс- метод

Занятия по анализу конкретной ситуации ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности.

Конкретная ситуация (или кейс) – это письменно представленное описание определённых условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидов, ориентирующее слушателей на формулирование проблемы и поиск вариантов её решения.

По типу получаемого результата кейсы делятся на проблемные и проектные. В проблемных ситуациях результатом является определение и формулирование основной проблемы. В проектных кейсах в качестве результата выступает программа действий по преодолению проблем, сложившихся в ситуации.

Организация самостоятельной работы учащихся в информационной среде

Перед началом работы ученик получает информацию об ожидаемых результатах и критериях их оценки.

На 1-м этапе изучения нового материала учитель с помощью системы заданий организует самостоятельную работу по обработке новой для них информации.

На 2-м этапе изучения нового материала учитель организует обсуждение результатов самостоятельной работы: обмен информацией между учащимися.

Компетентно – ориентированные технологии направлены на развитие личности ребёнка. Мы учим не для школы, а для жизни. Не просто дать знания, а научить учиться – вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно выполняя практические, жизненные задания. А это и есть компетентностно  – ориентированные технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностно-ориентированные задания, как средство формирования УУД в начальной школе

Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не ...

Проектный метод - как один из способов реализации технологии компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе

В этой статье раскрывается понятие и сущность метода проекта в начальной школе.  Приводится пример работы над проектом «Изучаем заповеди русского народа о хлебе и его значение в нашей жизни. Блюд...

Проектный метод - как один из способов реализации технологии компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе

Проект — это мечта, творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться, претворять мечту в жизнь....

Методическая мастерская учителя. Тема: «Технология проектной деятельности, как средство реализации компетентностно - ориентированного обучения младших школьников»

Необходимость организации групповых проектов  младших школьников возникла в результате внедрения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образовани...

«Развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка через компетентностно – ориентированные технологии, арт – технологии и ИКТ»

"Развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка через компетентностно - ориентированные технологии, арт - технологии и ИКТ"...

Технология компетентностно-ориентированного способа обучения младших школьников

Публикация содержит теоретические и практические сведения для внедрения данного способа обучения в педагогическую практику...

Компетентностно-ориентированные технологии

Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на этапе его модернизации предполагает переход начальной  школы от навыко-знаниевой к личностно-ориентированной, развивающей...