Методическая разработка "Применение компетентностно-ориентированных заданий в начальной школе с использованием информационных технологий" (доклад)
методическая разработка

Бидзюра Людмила Петровна

Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках позволяет учителю решить одновременно несколько задач: оценить уровень развития ключевых компетенций учащихся; выявить уровень развития предметных знаний и умений; оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимые для достижения поставленной цели в задании. Использование на уроках подобных заданий формирует такие качества личности, как способность в будущем ориентироваться в нестандартной ситуации, самостоятельно решать практические задачи, проявлять гибкость и мобильность в принятии решений и, в конечном итоге, быть успешным в получении дальнейшего образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompetentnostno-orientirovannye_zadaniya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение компетентностно-ориентированных заданий в начальной школе с использованием информационных технологий.

Бидзюра Л.П., учитель начальных классов ГАОУ СО «Гимназия № 8»                  

Свою статью хочу начать со слов, принадлежащих доктору педагогических наук Хуторскому Андрею Викторовичу:

Мы учим не для школы, а для жизни.
Не просто дать знания, а научить учиться  –  вот наша задача.

Работая в школе 28 лет, имея свой педагогический опыт, изучая новые технологии в образовании и обучении в условиях ФГОС НОО, пришла к выводу, что надо искать наиболее эффективные средства и методы, которые обеспечат учащимся принятие новых ценностей и нравственных норм; которые послужат фундаментом для освоения способов деятельности, навыков самоорганизации; приобретению знаний и умений по предметам. Такими  эффективными средствами и методами, в моем понимании, стали компетентностно-ориентированные задания. Основой обучения должна быть не воспроизводящая деятельность, а проблемная, когда большую часть заданий ученики усваивают в процессе самостоятельного поиска и способов решения задач.

Набирая очередной  1 класс, осознала задачу стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Поэтому сосредоточилась на изучении и разработке компетентностно-ориентированных заданий.

Появление нового результата образования ни в коей мере не предполагает отрицание старых, традиционных результатов, напротив, компетентность рассматривается как некий интегрированный результат, включающий в себя все традиционные результаты образования.

Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников является разрешение проблемных ситуаций, решение задач. Поэтому целесообразно формировать ключевые компетентности через специальные компетентностно-ориентированные задания.

Компетентностно-ориентированные задания – это деятельностное задание, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию, строится на актуальном для учащихся материале.

Что же представляет собой компетентностно-ориентированные задания?

Российский педагог, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования Хуторский А.В. считает, что оно обязательно должно содержать:

 Стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение);

Задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания);

 Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания);

 Инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата).

        Поэтому достоинство компетентностно - ориентированных заданий заключается в том, что они не только формируют ключевые компетенции, но и являются средством оценивания уровня  сформированности компетенций у учащихся.

Рассматриваются две основы компетентностно-ориентированного подхода в обучении:

1. компетентностно-ориентированные задания,

2. современные образовательные технологии (технология развития критического мышления, игровые технологии, проектные технологии, информационно-коммуникационные технологии и другие). Они неразрывно связаны между собой.

Применение компетентностно-ориентированных заданий в начальной школе с использованием информационных технологий позволяет:

Обеспечить целостное и системное видение мира. Задания включают в себя дополнительные возможности изучаемого материала. 

Способствовать освоению метапредметных знаний. Учащиеся учатся регулировать собственную деятельность, осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, приобретают коммуникативные навыки общения. 

Закрепить ранее полученные знания. Для этого учащимся предлагается работа с таблицей, моделями, картинками, восстановление текста и т. п.. 

В качестве источника информации для компетентностно-ориентированных заданий можно использовать цифровые ресурсы, представленные набором ЦОР к учебникам или информационными источниками. Источник информации должен быть необходим и достаточен для выполнения заданной деятельности, интересен и соответствовать возрасту учеников. 

Например, в рамках темы «Группы слов» в 1 классе можно предложить задание, где в качестве источника информации будет опорная таблица.

 Соединить предмет с его признаком. На слайде в первом столбике представлены слова-названия предметов (небо, карандаш, медведь, мышь), а во втором — признаки этих предметов (голубое, бурый, острый, косолапый, красный, серая, хмурое, маленькая).

 Отметить галочкой слова, отвечающие на определённые вопросы. Например: «Кто? Что? Какая? Какое? Что делает?». Для этого можно использовать разрезные таблички, из которых ученики собирают схему. 

 Дополнить ряды слов. Учитель называет несколько слов одной тематической группы. Например: роза, лилия, мак; синица, ласточка, соловей и т. д.. Ученики должны дополнить эти ряды названиями цветов, птиц и сказать, в какие тематические группы можно объединить эти слова (например, «Цветы», «Птицы»). Желательно игру проводить с показом таблиц, плакатов. 

Разобравшись со структурой компетентностно-ориентированных заданий, начала активно применять их на своих уроках. Прекрасно понимая, что нагрузка ученика начальной школы не может быть увеличена,  решила использовать компетентностно-ориентированные задания в учебном процессе. Для себя определила, что такие задания в моих уроках должны присутствовать не реже 1 раза в неделю. При этом учебные предметы могли быть разные: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, труд. Условием включения компетеностно-ориентированного задания было прежде всего содержание урока, тип урока. К концу 2 класса у меня собралось около 60 заданий по разным предметам. Основное внимание уделяла заданиям на работу с текстом, графиками, таблицами, а также на развитие познавательных и коммуникативных УУД.

Мои ученики вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они учатся понимать и осваивать новое, становятся более открытыми и способными выражать собственные мысли, учатся принимать решения, формулируют интересы и осознают свои возможности.

Предлагаю шаблоны для конструирования компетентностно-ориентированных заданий.

Объясните причины того, что…

Изобразите информацию о… графически

Расположите в определенном порядке…

Найдите в тексте и подтвердите …

Приведите пример того, …

В последующем, планирую расширить сферу применения компетентностно-оринтированных заданий при обучении и развитии моих учеников.

На начальном этапе  использования технологии потребуется некоторое дополнительное время по сравнению с информационным изложением «готовых» знаний. Но это полностью окупится сформированностью интеллектуальных умений, носящих обобщенный характер и свидетельствующих об умственном развитии ребенка. Это проявится в способности видеть структуру изучаемого материала, ставить проблемы и разрешать их, быстро отделяя главное от второстепенного, свободно выходить за рамки усвоенного, выявляя при этом разные способы решения проблемы, поможет ученику успешно справляться с учебной работой, не испытывая при этом перегрузки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: « Организация и проведение творческих работ учащихся в начальной школе посредством использования информационно- коммуникационных технологий»

Данная работа представляет собой одну из форм реализации процесса модернизации российского образования и способствует решению главной задачи – повышения качества образования. В настоящее время...

Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)

В статье на примере работы над проектом показана этапность организациипроектной деятельности в начальной школе.   Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНА...

компетентностно-ориентированные задания в начальной школе

теоретические основы и материал из опыта работы...

Компетентностно-ориентированные тестовые задания для учащихся начальной школы

Компетентностно-ориентированные тесты – это комплекс заданий, основанных на работе с внешней информацией, ориентированные на развитие информационной, учебно-познавательной и коммуникативной компетенци...

Реализация принципа наглядности в начальной школе через использование информационных технологий

Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубок...

Использование компетентностно-ориентированных заданий в начальной школе на уроках литературного чтения

Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учёта индивидуально-личностных особенностей учащегося. Появляется новая цель образовательного  п...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ....