Оценка достижения планируемых результатов учебных занятий в соответствии с ФГОС НОО
статья

Иванова Ирина Сергеевна

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) определяют основные цели и задачи образовательного процесса в начальной школе. Одной из ключевых задач начального обучения является достижение планируемых результатов. Планируемые результаты включают в себя предметные, метапредметные  и личностные результаты. В программе начального общего образования они достаточно подробно прописаны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenka_dostizheniy.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Весенненская СОШ»

 Иванова И.С.

Оценка достижения планируемых результатов учебных занятий

в соответствии с ФГОС НОО

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) определяют основные цели и задачи образовательного процесса в начальной школе. Одной из ключевых задач начального обучения является достижение планируемых результатов. Планируемые результаты включают в себя предметные, метапредметные  и личностные результаты. В программе начального общего образования они достаточно подробно прописаны. Если сформулировать кратко, то  можно выделить главное в формировании каждой группы планируемых результатов:

Личностные- формирование у обучающихся ценностных ориентаций, развитие моральных качеств, развитие умения работать в коллективе.

Метапредметные планируемые результаты призваны формировать  универсальные учебные действия (УУД): познавательных, регулятивных и коммуникативных.

Предметные результаты предполагают освоение знаний, приобретение полезных умений, развитие навыков в конкретных учебных предметах.

Трудно переоценить значение планируемых результатов. Их достижение является важным аспектом образовательного процесса. Оно способствует:

- развитию критического мышления у младших школьников и их креативности;

- формированию умений применять полученные знания в практической деятельности, в жизни;

- подготовке ребят к дальнейшему обучению в основной и средней школе и, в целом, к жизни в обществе.

Для достижения планируемых результатов учебных занятий в соответствии с ФГОС НОО, необходимо применять в педагогической деятельности разнообразные приёмы и методы:

- индивидуализация обучения – позволяет учитывать способности и интересы каждого ученика.

- проектная деятельность предполагает вовлечение детей в различные проекты разной направленности, что способствует развитию критического мышления и навыкам совместной работы.

- игровые технологии по-прежнему остаются в центре внимания педагогов. Для повышения мотивации и вовлечённости детей в учебную деятельность необходимо использовать различные игры, соответствующие возрасту обучающихся.

- информационно-коммуникационные технологии - для улучшения усвоения материала эффективно применяется интеграция цифровых ресурсов.

Оценка достижений обучающихся должна быть комплексной и многогранной. Важно использовать как формативное, так и суммативное оценивание.

Формативное оценивание позволяет отслеживать прогресс ученика в процессе обучения и корректировать подходы. Это процесс оценки, который направлен на улучшение учебного процесса и результатов учащихся. Оно осуществляется в ходе обучения и предназначено для того. Чтобы предоставить учащимся обратную связь об их успехах и областях, требующих улучшения. В отличие от суммативного оценивания, проводимого обычно в конце года для подведения итогов, формативное оценивание происходит регулярно и включает различные методы, такие как:

  1. Тесты и контрольные работы – короткие задания для оценки понимания материала.
  2. Обсуждения и работа в группах помогают выявить уровень усвоения темы.
  3. Домашние задания позволяют увидеть как учащиеся применяют полученные знания на практике.
  4. Наблюдение – учитель может наблюдать за действиями учащихся и за процесом их работы и делает выводы об успехах учеников.
  5. Самооценка и взаимопроверка позволяют учащимся анализировать свою работу и работу сверстников.

Формативное оценивание помогает ученикам определить свои сильные и слабые стороны, а также получить рекомендации для дальнейшего обучения.

Суммативное оценивание проводится по итогам учебного периода и помогает определить уровень достигнутых результатов. Это процесс оценки, который осуществляет итоговую проверку знаний, умений и навыков по завершении определённого этапа обучения, например, четверти, полугодия или учебного года. Основная цель суммативного оценивания определить, насколько успешно учащиеся достигли заданные образовательные цели и стандарты. Обычно, с помощью суммативного оценивания фиксируются достижения на определённый момент времени, и может использоваться для принятия решения о дальнейшем обучении учащихся. Например, о переводе в следующий класс или для квалификации в программе. Примеры суммативного оценивания:

-Итоговый экзамен;

-Национальные или внешние тесты;

-Оценка выпускной работы или проекта.

Суммативное оценивание важно для определения уровня освоения материала и может служить основой для дальнейших образовательных шагов.

Несмотря на наличие стандартов, существуют определённые проблемы в достижении планируемых результатов. К ним относятся:

-недостаток ресурсов: нехватка учебных материалов и технологий;

-разный уровень подготовленности – различные уровни подготовки требуют времени для адаптации к определённым методам обучения;

-нехватка квалифицированных специалистов – необходимость повышения квалификации педагогических работников

Для решения этих проблем необходимо:

- обеспечить доступ к современным образовательным ресурсам для всех!

- разрабатывать дифференцированные программы обучения для учащихся;

-проводить курсы для педагогов повышения квалификации.

Таким образом, достижение планируемых результатов учебных занятий в соответствии с ФГОС НОО является важной задачей для педагогического состава школ, родителей учащихся и самих образовательных учреждений. Это требует комплексного подхода, включающего разнообразные формы, методы и приёмы работы, технологии обучения, а также постоянного анализа и оценки достигнутых результатов. Только так можно обеспечить качественное образование и всестороннее развитие детей в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания в соответствии с ФГОС. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов

Презентация создана на основе материала статьиСистема оценивания в соответствии с ФГОС. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов. //Начальная школа. Всё для учителя: №8, 2012. Ав...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

          В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый.    Система ...

«Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

Соообщение на секции учителей начальных классов, содержащее теоретические основы оценки планируемых результатов в начальных классах в соответствии с ФГОС НОО....

«Разработка системы оценки достижений планируемых результатов по физической культуре в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО».

Оценка достижений планируемых результатов по физической культуре в начальной школе.Раздел по физической, теоретической и технической подготовке....