Функциональная грамотность: понятие и компоненты.
статья

Медведева Любовь Витальевна

В данной статье раскрываю виды функциональной грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГЕРБ 11 эмблема

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

Функциональная грамотность младших школьников: понятие и компоненты.

                                                  Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

                             Медведева Л.В.

11.10.2022 г.

      Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее.

Обновлённый ФГОС НОО

10. Требования к предметным результатам формируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретных умений;

Формируются на основе документов стратегического планирования (статья 15-18.1 ФЗ от 28 июня 2014г. №172-ФЗ) с учётом результатов проводимых на федеральном уровне процедур оценки качества образования (ВПР, национальных исследований качества образования, международных сравнительных исследований)

PIRLS – оценка качества чтения и понимания текста обучающихся начальной школы (4 класс)

TIMSS – оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной школе (4 класс)

Требования к условиям реализации программы НОО

34.2 В целях обеспечения реализации программы НОО в Организации должны создаваться условия для формирования функциональной грамотности обучающихся (способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности)

Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности, которое представлено определёнными показателями.

Готовность взаимодействовать                         Возможность решать учебные и          

с окружающим миром.                                      и жизненные ситуации.

Готовность представить аргументы,                 Возможность развивать        

 защитить точку зрения.                                     ключевые компетенции.

      Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация.

Что такое функциональная грамотность

       Понятие функциональной грамотности школьников появилось в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач. За следующие 40 лет функциональная грамотность в обучении и развитии школьников приобрела большую значимость, чем базовая. Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования. Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях.  

Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:

  • успешно решает разные бытовые проблемы;
  • умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
  • использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
  • выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.  

      Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет. 

Преимущества функциональной грамотности

      На рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем. Это и есть функционально грамотные люди. Если учащийся сумел приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности.

     Некоторым педагогам кажется, что обучить функциональной грамотности сложно. Однако если следовать всем педагогическим наработкам, детям становится интереснее учиться, а учителю — работать. 

     Анализ метапредметных результатов обучения показывает, что акцент на функциональной грамотности делает ребят вовлеченными в познавательный процесс, способными анализировать и сегментировать информацию, делать выводы и использовать полученные данные в разных учебных направлениях. Это закономерно повышает успеваемость класса.

Из чего состоит функциональная грамотность

      Понятие объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни.

Пример. Обучающийся прочитал описание природных явлений, но не может ответить на вопросы и обсудить ситуацию. Это говорит о том, что у него отработаны только базовые навыки чтения. Читательская функциональная грамотность делает ученика способным рассуждать, делать выводы, моделировать описанные ситуации в реальной жизни, например, самостоятельно определять температуру воздуха, стороны света, силу ветра, прогнозировать уровень природной опасности.

Читательская грамотность

     Федеральный государственный образовательный стандарт включает задачу по формированию функциональной грамотности младших школьников и школьников среднего звена. Например, читательская грамотность — важнейший метапредметный результат обучения.

     На уроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике. 

Примеры. Что бы сделал ты на месте главного героя? Почему автор закончил произведение именно так? Что могло случиться, если бы главный герой поступил иначе?

Важно научиться читать между строк, уметь находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать различные взаимосвязи и параллели.

Математическая грамотность

     Сформировать математическую грамотность поможет правильно заданный вопрос, связанный с практической жизнью.

ПРИМЕР:

Учебная ситуация (3 класс, математическая ФГ)

Задание. (Предлагается работа в парах или группах) Маша каждый день получает замечание, потому что опаздывает на первый урок в школе. Это её очень огорчает. Но прийти вовремя у Маши не получается.  Помогите Маше рассчитать, когда надо выйти из дома, чтобы не опоздать на первый урок в школе и не очень долго ждать начала уроков. Известно, что начало занятий в школе - 8 ч 30 мин, а на дорогу в школу Маша тратит 15 минут, если идет спокойным шагом и нигде не задерживается.

-Расскажите задачу.

(Нам известно: время начала занятий и время, которое Маша тратит на дорогу.

Неизвестно время выхода из дома.)

-Запишите данные в таблицу.

Начало занятий

8 ч 30 мин

Время прихода в школу

8 ч 15 мин

Время, затраченное на дорогу

15 мин

Время выхода из дома

8 ч

-Что может измениться в условии, что изменит ответ задачи?

Домашнее задание. Рассчитать свое время выхода из дома, чтобы не опоздать в школу.

Ребенок с математической грамотностью способен использовать знания в различных контекстах, на основе математических данных прогнозировать явления, просчитывать фактическую выгоду и принимать взвешенные решения.

Естественно-научная грамотность

      Здесь помогут задания на анализ и сравнение явлений природы, географических карт, процессов в окружающей среде. Чтобы наработать компетенции в области естественных наук, важно грамотно интерпретировать научные данные, проводить практические исследования, объяснять явления природы и находить существующие доказательства.

ПРИМЕР:

Учебная ситуация (3 класс, естественнонаучная ФГ)

Задание.  Ребята нашли в лесу невысокое растение с чёрными ягодами. Альберт сказал: «Чёрные ягоды бывают у черники. Значит, это черника. Давай поедим этих ягод». Ира возразила: «Я не уверена, что это черника. Мне кажется, у черники совсем не такие листья. Давай не будем трогать этих ягод». Чьё предложение правильное?

  1. Предложение Альберта
  2. Предложение Иры

  В ходе обсуждения устанавливается, что черные ягоды могут быть не только у черники, но и у других растений, которые могут быть ядовитыми.

Проектная деятельность. Используя справочную литературу и Интернет, узнай, какие ягоды в лесу могут быть опасны. Подготовь сообщение и презентацию об этих ягодах.

    Ученик с естественно-научной грамотностью способен формировать мнение о явлениях и ситуациях, связанных с естественными процессами.  

Глобальные компетенции

     Еще один компонент функциональной грамотности — глобальные компетенции. Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач. 

     Ее развитию способствуют задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями и закономерными последствиями. Ученикам предлагают проанализировать ситуацию и ответить на вопросы в области демографии, экономики, экологии и других мировых проблем.

     Ребенок должен уметь управлять своим поведением, открыто воспринимать новую информацию, быть контактным и взаимодействовать в группе. Этот компонент развивает аналитическое и критическое мышление, эмпатию, способность к сотрудничеству. Совместные исследования помогают формировать уважительное отношение к чужому мнению и культуре. Современное образование предлагает совершенно новый уровень развития личности, способной понимать и принимать убеждения других людей.   

Креативное мышление

      Сюда относим все, что связано с творчеством в глобальном значении: способность генерировать свои и улучшать чужие идеи, предлагать эффективные решения, использовать фантазию и воображение. Итогом становится критический анализ предложений, который поможет увидеть их сильные и слабые стороны.

     Развивать креативное мышление помогает совместная работа над стенгазетой, составление расписания уроков и домашних дел, создание картины на актуальную тему или изображения фантастического животного.                        

     Креативное мышление связано не только с творческой активностью, но и с глубоким знанием предмета. Творческий потенциал неразрывно сопутствует ежедневным задачам, решать которые при определенных условиях можно быстрее и проще.

Финансовая грамотность

     Грамотность в области финансовых инструментов подразумевает, что школьники знакомятся с базовыми понятиями и учатся принимать решения для улучшения собственного благополучия.

     Для того чтобы освоить этот вид грамотности, педагоги моделируют для учеников ситуации с банковскими продуктами, денежными операциями, другими инструментами финансового рынка.

ПРИМЕР:

     Игра «Финансовые советники» (4 класс, финансовая ФГ)

Цель игры: помочь школьнику из другой страны, приехавшему в Россию, спланировать расходы на неделю.

Игровое задание: представьте, что к вам в школу приехал ваш ровесник, школьник из Франции. У него есть 5 тыс. рублей. Выступите в роли финансовых советников и помогите ему составить план расходования денег на неделю.

Инструкция к заданию.

  1. Распределитесь в группы финансовых советников по 5-6 человек.
  2. Пользуясь карточками для игры, на которых указана величина различных расходов, составьте для гостя личный финансовый план на неделю, чтобы ему хватило 5 тыс. руб. и он с интересом провёл время в вашем городе.
  3. Учтите, что жить эту неделю гость будет в российской семье.
  4. Сначала каждый из вас сам записывает свои предложения, как гость может потратить свои деньги за неделю. Затем группа отбирает те предложения, с которыми согласны все.
  5. Представьте общий итог деятельности группы финансовых советников.

Подводим итоги игры: какой группе финансовых советников удалось составить лучший личный финансовый план на неделю для гостя? Хватит ли гостю 5 тыс. руб. для запланированных расходов и на сколько полно они удовлетворяют потребности гостя.

Карточки для игры.

Расходы на питание.

Завтрак – 80 руб.

Обед – 100 руб.

Ужин – 80 руб.

Мороженое – 50 руб. за 1 шт.

Чипсы – 30 руб. за 1 пачку

Минеральная вода – 40 руб. за 1 бутылку

Шоколадный батончик – 50 руб. за 1 штуку

Расходы на экскурсии и развлечения.

Билет в музей – 100 руб.

Билет на концерт – 500 руб.

Билет в кино – 150 руб.

Билет на выставку художников – 200 руб.

Билет в Театральный Ковчег – 800 руб.

Билет в фитнес – клуб – 300 руб.

Билет в бассейн – 220 руб.

Билет на одну экскурсию – 300 руб.

Расходы на сувениры.

Брелок с символом города – 100 руб.

Магнитик – 150 руб.

Футболка с надписью на русском языке – 1000 руб.

Кепка с надписью на русском языке – 600 руб.

Набор открыток – 180 руб.

Матрёшка – 200 руб.

Подарочная книга о Сергиевом Посаде – 1000 руб.

Проезд на общественном транспорте – 25 руб. за 1 поездку

Компьютерная грамотность

   Компонент, связанный с компьютерной грамотностью и безопасностью школьников, выходит в последние годы на одно из первых мест. Навык взаимодействия с электронными сервисами требуется уже в начальной школе.

Компьютерная грамотность заключается в умениях:

  • работать с информацией в интернете, искать и анализировать данные, сегментировать их по степени достоверности. 
  • пользоваться электронными сервисами: почтой, облачными хранилищами, базовыми программами;
  • знать правила безопасности и защиты личной информации, управлять личными аккаунтами в соцсетях. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ СОШ №11 Функциональная грамотность младших школьников : понятие и компоненты . Руководитель ШМО учителей начальных классов Медведева Любовь Витальевна

Слайд 2

Сроки введения: 1.09.2022г. – 1 класс 1.09.2023г. – 2 класс 1.09.2024г. – 3 класс 1.09.2025г. – 4 класс ФГОС НОО не распространяется на обучающихся с ОВЗ Образовательная организация вправе осуществлять в соответствии с обновлённым ФГОС НОО обучение несовершеннолетних , зачисленных до вступления в силу настоящего приказа, с согласия их родителей (законных представителей).

Слайд 4

Общие положения. 10. Требования к предметным результатам формируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретных умений; Формируются на основе документов стратегического планирования (статья 15-18.1 ФЗ от 28 июня 2014г. №172-ФЗ) с учётом результатов проводимых на федеральном уровне процедур оценки качества образования (ВПР, национальных исследований качества образования, международных сравнительных исследований) PIRLS – оценка качества чтения и понимания текста обучающихся начальной школы (4 класс) TIMSS – оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной школе (4 класс)

Слайд 5

Требования к условиям реализации программы НОО 34.2 В целях обеспечения реализации программы НОО в Организации должны создаваться условия для формирования функциональной грамотности обучающихся (способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности) Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности, которое представлено определёнными показателями. Готовность взаимодействовать с окружающим миром. Возможность решать учебные и жизненные задачи. Готовность представить аргументы, защитить точку зрения. Возможность развивать ключевые компетенции. Основы функциональной грамотности начинают закладываться в начальной школе.

Слайд 8

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

laquo;Много на земле живых существ. Из них только одно обладает  даром речи. Даром слова. »Л.УспенскийОдной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, так ка...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся....

«Компьютерная грамотность, как компонент функциональной грамотности в школе»

Сегодня совершенно ясно, что современный мир становится всё более зависимым от информационных технологий и будущее неизбежно потребует от сегодняшних школьников и педагогов большого запаса разнообразн...

Функциональная грамотность: понятие и виды

В статье рассматривается понятия функциональной грамотности и виды, анализируются особенности заданий....

Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности

Проблема формирования читательской грамотности младших школьников существовала всегда. Просто в последнее время в мире отечественных и международных исследований она приобрела новое звучание....