Функциональная грамотность: понятие и виды
статья

Зинина Татьяна Романовна

В статье рассматривается понятия функциональной грамотности и виды, анализируются особенности заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost_.docx15.72 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие «функциональная грамотность», которое сегодня у всех на слуху, возникло более полувека назад. На волне ликвидации безграмотности в 1957 году ЮНЕСКО впервые предложила понятия «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность», которые первоначально предполагали наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих человеку решать его простейшие жизненные задачи, связанные с его функционированием в социуме.

 Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Задания для оценки функциональной грамотности отличаются от традиционных, позволяющих оценить знание предмета тем, что школьникам предлагаются задачи, поставленные вне предметной области, но при этом предполагается, что решаются они при помощи предметных знаний, а также жизненного опыта учащегося.

Задания отличаются своими формулировками: они всегда носят проблемный характер, предполагают возможную множественность решений и излагаются простым, «неакадемическим», понятным языком. При этом «фокус» в том, что для решения задания учащемуся требуется самостоятельно найти ракурс решения — «перевести» задание с обыденного языка на язык предметной области (математики, географии, биологии, физики и др.). В каждом из таких заданий моделируется понятная жизненная ситуация, как правило вызывающая реакцию, собственный отклик. Естественно, что значительная часть проблемных ситуаций контекстуально близка к ситуациям из повседневности. Информация транслируется разными способами — предлагаются разные форматы (рисунки, диаграммы, схемы, фото и др.; смешанные и составные тексты).

В функциональную грамотность входят 6 направлений:

  • читательская грамотность,
  •  математическая грамотность,
  • естественнонаучная грамотность,
  • глобальные компетентности,
  • финансовая грамотность,
  •  креативное мышление.

Читательская грамотность это базовый навык ФГ – это способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм, для целей, требуемых обществом и ценных для индивида.

Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой;

Математическая грамотность – способность распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения.

Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность,

необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Креативное мышление – это умение смотреть на вещи с уникальной точки зрения, замечать неочевидные закономерности, подходить к решению проблем нетрадиционно и использовать воображение при выполнении задач.

Глобальные компетенции – это способность

— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Статья. Виды функциональной грамотности

Этот материал раскроет все виды функциональной грамотности.Статья.Виды функциональной грамотностиФункциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни ...

Понятие функциональной грамотности

Методологической основой мониторинга формирования и оценки функциональной грамотности было выбрана концепция международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment), целью ко...

Функциональна грамотность (основные понятия)

Возможно, для кого-то из учителей всё ещё остаётс не совсем понятным что же такое функциональная грамотность. Данный материал структурирует понятия функциональной грамотности....

«Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»

Содержание позволит восполнить профессиональные дефициты в рамках формирования функциональной грамотности и позволит обновить форматы методического сопровождения педагогов....

Виды функциональной грамотности обучающихся, формируемые на уроках в начальной школе

Виды функциональной грамотности обучающихся, формируемые на уроках в начальной школе...

Презентация "Виды работы с текстом в рамках развития функциональной грамотности"

В презентации представлены образцы различной формы подачи текста: текст с "решёткой", текст с пропусками, деформированный текст, перевёрнутый текст....