Методическая разработка внеклассного мероприятия с элементами тренинга по формированию толерантного отношения к людям с ОВЗ «Дарите людям доброту!»
методическая разработка на тему
Социальная и педагогическая значимость: сформировать представление о жизни и возможностях инвалидов, дать понятие о том, какие бывают инвалиды, как они живут, и кем могут работать, с какими трудностями и проблемами сталкиваются в семье, в обществе. Показать здоровым людям, что инвалид – такой же человек, как все, различие лишь в том, что при необходимости он вынужден затрачивать усилий и времени больше, чем здоровые люди, но он имеет равные права и возможности в реализации своих потребностей и поэтому ему необходима помощь и психологическая поддержка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shefer_zaharova_metodicheskaya_razrabotka.docx | 52.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 12 Краснооктябрьского района Волгограда»
400105, Волгоград,
ул. им. маршала Ерёменко, 116 а тел. (8442) 28-30-10
Методическая разработка
внеклассного мероприятия с элементами тренинга
по формированию толерантного отношения к людям с ОВЗ
«Дарите людям доброту!»
Автор: Шефер Наталья Владимировна
учитель начальных классов МОУ гимназии № 12
Захарова Екатерина Викторовна
учитель начальных классов МОУ гимназии № 12
Волгоград, 2018
Пояснительная записка
Название мероприятия: внеклассное мероприятие «Дарите людям доброту!»
Возрастная аудитория: 3-5 классы (8-11 лет).
Форма проведения: внеклассное мероприятие с применением упражнений с элементами тренинга.
Тип внеклассного мероприятия: открытие новых знаний на основе жизненного опыта и полученных знаний.
Продолжительность проведения мероприятия: 45 минут.
Практическое применение: данный материал могут использовать классные руководители младшего и среднего звена а также педагоги –психологи и социальные педагоги для проведения внеклассных мероприятий.
Социальная и педагогическая значимость: сформировать представление о жизни и возможностях инвалидов, дать понятие о том, какие бывают инвалиды, как они живут, и кем могут работать, с какими трудностями и проблемами сталкиваются в семье, в обществе. Показать здоровым людям, что инвалид – такой же человек, как все, различие лишь в том, что при необходимости он вынужден затрачивать усилий и времени больше, чем здоровые люди, но он имеет равные права и возможности в реализации своих потребностей и поэтому ему необходима помощь и психологическая поддержка.
Методы: словесные (проблемные ситуации, вопросы, беседа, викторина), упражнения, наглядные.
Цели мероприятия:
- формировать представление о здоровье как о главной ценности человеческой жизни;
- пропагандировать инклюзивное образование в общеобразовательных
школах;
- формировать у детей позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
- воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни;
- способствовать развитию у учащихся необходимых коммуникативных навыков для общения с людьми с ОВЗ.
Задачи:
Обучающие:
- научить детей адекватно реагировать на людей с ограниченными возможностями здоровья ;
- научить правильно взаимодействовать обучающихся с их сверстниками с ограниченными возможностями здоров и инвалидностью;
- сформировать у школьников специальные навыки для помощи людям с ограниченными возможностями здоровья;
- разъяснить учащимся о правах людей с инвалидностью;
- обучать навыкам группового взаимодействия.
Развивающие:
- развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья;
- способствовать развитию нравственных качеств учащихся;
- развивать наглядно-образное мышление, память, способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить.
Воспитывающие:
- пробудить в детях чувство милосердия, сопереживания и готовности помочь людям, попавшим в беду;
- воспитывать толерантность.
Методические рекомендации в подготовительный период: подготовку к мероприятию необходимо назначать за две-три недели до предполагаемого дня проведения мероприятия:
- проведение экскурсии по теме «Доступная среда в нашей гимназии»;
- чтение литературы об инвалидах.
Методы и формы работы учащихся: частично-поисковый, практический; фронтальная и индивидуальная работа в группах; наблюдение; сбор информации; обработка собранной информации; творческая работа.
Прогнозируемые результаты:
-ученики получат представление о том, как можно оказывать помощь инвалидам;
- формирование у учащихся толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья;
- учащиеся научаться относится к здоровью как к самой главной ценности человека.
Оборудование (перечень реквизита):
Инвентарь:
- социальные видеоролики, «Твори добро», «Доступная среда», презентация с фотографиями известных людей с ограниченными возможностями.
- аудиозапись песни «Твори добро» слова Александра Гетуна,
- инвентарь для упражнений (моток веревки, костюмы, предметы для подарков, карточки (кружки красные и черные), карточки со словами и выражениями, рисунок «Дерево толерантности».
Техническое обеспечение:
- ноутбук;
- колонки;
- проектор.
1.Организационный момент. (1 минута).
2.Вступительная часть (5 минут).
Учитель: «Здравствуйте!» Любую нашу встречу, мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены. Здоровье очень важно для человека. Здоровье — это подарок судьбы бесценный дар, который так легко потерять. Необходимо научиться беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим — желаем и себе.
— Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?
К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди с ОВЗ и инвалиды. Они стали ими с рождения или в результате перенесенной болезни или травмы. В 1992 году Организация Объединенных Наций приняла решение о праздновании Международного дня инвалида. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия Проведение 3 декабря Международного дня инвалидов направлено на привлечение внимания к проблемам инвалидов, защиту их достоинства, прав и благополучия.
— Кто же это такие — инвалиды? (Ответы детей)
-Инвалиды — это люди, возможности, здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.
— А вы сами видели когда-нибудь таких людей? (Ответы детей)
— Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. Таких людей много. Это и взрослые и дети.
— Как мы должны относиться к таким людям? (Ответы детей)
Учитель: Люди с ограниченными возможностями - это такие же люди, как и все. Из-за несчастного случая или болезни они попали в тяжелое положение. Ограниченные физические возможности не означают ограничение по интеллекту, отзывчивости, таланту.
Как и все они нуждаются в счастье, радости, общении и сильнее других людей страдают от одиночества, равнодушия, непонимания. Они нуждаются в помощи здоровых людей.
Жизнь инвалида очень отличается от жизни обычных людей. Многие не выдерживают насмешек и неуважения и погибают, но среди них есть и жизнестойкие люди, они общаются, занимаются спортом, живут полноценной жизнью. Наше государство старается помогать этим людям, тем самым облегчая им жизнь.
социальный видеоролик «Доступная среда»
Сейчас мы посмотрели с вами небольшой ролик, в котором повествовалось о том, как государство создает все возможное, чтобы облегчить жизнь инвалидов, создать условия для их полной социализации в обществе.
Так мы с вами недавно проводили экскурсию по нашей гимназии и увидели, как много в ней сделано для того, чтобы в ней смогли учиться инвалиды и дети с ОВЗ. Ведь наша школа вошла в государственную программу «Доступная среда». Ребята, а кто скажет, что же в гимназии сделано для того, чтобы в ней смогли обучаться дети инвалиды (ответы детей).
- Но самое главное для этих людей в наше время не только приспособления, которые облегчают им жизнь, а отношение людей (психологическая атмосфера в обществе).
Так мы с вами недавно проводили экскурсию по нашей гимназии и увидели, как много в ней сделано для того, чтобы в ней смогли учиться дети с ОВЗ. Ведь наша школа вошла в государственную программу «Доступная среда». Ребята, а кто скажет, что же в гимназии сделано для того, чтобы в ней смогли обучаться дети инвалиды (ответы детей).
- Но самое главное для этих людей в наше время не только приспособления, которые облегчают им жизнь, а отношение людей (психологическая атмосфера, которая царит в обществе). Этим людям очень важно ваше понимание, поддержка и доброта.
- Ребята, как вы думаете, а чем бы вы могли помочь детям-инвалидам, например, тем, которые учатся в нашей гимназии.
Примерные ответы учащихся:
-поделиться игрушками,
-помочь одеваться и раздеваться,
-почитать книжки,
-рассказать смешную историю и т.д.
Почему же сегодня стремление делать добро считается чудом в нашем обществе?
Почему на улице не каждый подойдет к человеку, которому требуется помощь?
Почему многие из нас не знают слова сострадание?
Моральное здоровье общества можно оценить по тому, как оно относится к наименее защищенной его части - старикам, детям и инвалидам. Сегодня для инвалидов начали создаваться относительно благоприятные условия со стороны государственных органов, но готовы ли сами люди принять эту категорию граждан в качестве равноправных членов общества?
Ребята, а что значит, быть милосердным и добрым? Да, доброта - особое состояние души, когда человек способен прийти на помощь. Но не каждый может почувствовать чужое горе и пожертвовать чем-то для людей. А без этого не может быть ни доброты, ни милосердия, ни толерантности.
Какие качества толерантного человека вы можете назвать?
(учащиеся называют различные качества: сострадание, великодушие, совесть и т.д.)
социальный видеоролик «Твори добро».
3.Упражнения (30 минут)
1.Упражнение – эксперимент с элементами тренинга.
Цель упражнения: довести до сведения учащихся о трудности положения инвалидов.
Поднимите руку те, кто продал бы за миллион долларов свою ногу, руку, глаза?
За какую сумму вы согласились бы потерять свой слух?
Проведем небольшой эксперимент. Приглашается 2-3 ученика.
Учитель дает задание:
Без помощи рук развяжите шнурки на обуви.
С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.
Рефлексия упражнения: что вы почувствовали во время проведения упражнения? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания?
Как вы думаете, зачем я вам предложила выполнить это упражнение?
2.Упражнение - ситуация с элементами тренинга.
Цель упражнения: довести до сведения учащихся о социально-правовом положении инвалидов в обществе, бытовых трудностях, с которыми они сталкиваются и о необходимости поддержки для этой группы людей.
Научить учащихся правильно поступать в различных ситуациях, которые могут произойти с людьми с ограниченными возможностями.
Оборудование: красные и черные кружки.
- Как нам стать терпимее к людям (толерантными)? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, которые очень часто происходят с людьми с ограниченными возможностями, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое высказывание, черный – второе.
СИТУАЦИИ:
1.Ты опаздываешь на встречу с друзьями. На пути у тебя встречается слепой человек, который просит тебя перевести через дорогу:
- переводишь его через дорогу, одна минута ничего не решит;
- вежливо откажешь ему скажешь, что тебе некогда.
2. К тебе подходит ребенок-инвалид и хочет с тобой пообщаться:
- естественным образом разговариваешь с ним;
- отходишь от него и не знаешь, что сказать.
3. Ты видишь на улице, что у проходящего мимо мужчины упал один из костылей, и он безрезультатно старается его поднять самостоятельно:
- помогаешь мужчине и поднимаешь костыль;
- Делаешь вид, что не заметил этого, поможет кто-нибудь другой.
4. Коляска ребенка - инвалида застревает на трамвайных путях:
- зовешь на помощь взрослых, потому, что на трамвайных путях опасно;
- приходишь на помощь ребенку самостоятельно.
Рефлексия упражнения:
- Какие новые знания вы получили благодаря выполнению этого упражнения? (Иногда можно помочь инвалидам самостоятельно, а в особых случаях можно позвать на помощь взрослых).
3.Упражнение с элементами тренинга «Паутина предрассудков».
Цель упражнения: развенчать предрассудки и предубеждения в отношении инвалидов.
Оборудование: моток веревки.
Педагог рассказывает о негативной роли предрассудков, предубеждений в отношениях между людьми и по отношению к инвалидам.
(Предубеждение — отрицательное мнение о других без достаточного основания. Предрассудок — такая точка зрения, которая основана на ошибочных и жестких обобщениях).
-Опутанный паутиной предрассудков человек чувствует себя бесправным, беззащитным, обиженным.
- Предлагается кому-то из участников сыграть роль инвалида. Этот участник садится в центр круга на стул, а остальные участники начинают перечислять известные им стереотипы, негативные представления, связанные с инвалидностью. После каждого негативного высказывания ведущий обматывает участника, представляющего «инвалида», веревкой, как бы опутывая паутиной предрассудков, пока тот не сможет пошевелиться.
ПРИМЕРЫ НЕГАТИВНЫХ ПРЕДРАССУДКОВ:
Интеграция инвалидов в обществе невозможна. Они все равно не такие как все.
Жизнь инвалидов бессмысленная.
Все инвалиды – психи. А все психи – умственно отсталые.
Инвалиды неполноценные. Они не могут учиться как все, жить как все, чувствовать как все.
Родители детей – инвалидов – это наркоманы и алкоголики.
Все инвалиды страдают и мучаются.
Дети – инвалиды даются за грехи их родителям.
Если инвалиды будут учиться в общей школе, здоровые дети будут деградировать.
Инвалиды могут быть заразны.
Инвалиды портят генофонд страны.
Родители детей инвалидов не занимаются их лечением. Если начать лечить ребенка – инвалида с первых дней жизни усиленно, то его можно вылечить.
и т.д.
Далее педагог спрашивает у участников: «Как вы думаете, что чувствует «инвалид»?
После обсуждения необходимо распутать «инвалида». Для этого ведущий предлагает вспомнить что-то хорошее, посочувствовать ему. Участники по очереди высказываются. А ведущий виток за витком распутывает паутину.
ПРИМЕРЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ:
Инвалид такой же, человек, как и все, только жить ему гораздо труднее, чем здоровому человеку.
Обычно инвалиды более добрые и отзывчивые, чем обычные люди, потому, что они много испытали в жизни.
Инвалидом, к сожалению, может стать каждый! От этого никто не застрахован.
Инвалидность не приговор, а лишь дополнительное препятствие в жизни и т.д.
После обсуждения необходимо распутать «инвалида». Для этого ведущий предлагает вспомнить что-то хорошее, посочувствовать ему. Участники по очереди высказываются. А ведущий виток за витком распутывает паутину. Упражнение заканчивается, когда «инвалид» полностью освобождён от паутины предрассудков.
Рефлексия упражнения:
Вопрос к участникам, какие у вас возникли чувства, когда вы выполняли упражнение? Как вы думаете, как себя чувствовал ребенок, который выполнял «роль инвалида»? Почему? Что помогло смягчить данную ситуацию?
4.Упражнение с элементами тренинга «Слепой, глухой, немой».
Цель упражнения: погрузить совершенно здоровых людей в мир человека с ограниченными возможностями, развивать принятие, помочь понять глубинные причины дискриминации, подводные камни и возможные последствия.
Оборудование: костюмы, предметы для подарков.
Для выполнения данного упражнения выбираются 3 человека, которым будет необходимо сыграть предложенные на карточках роли людей с проблемами в развитии:
1 человек: не двигается, не слышит, но говорит и видит;
2 человек: не говорит, не слышит, но двигается и видит;
3 человек: не говорит, не видит, но слышит и двигается.
Задания для коммуникации: вы собрались на праздник, нужно договориться, в какие костюмы оденетесь и какой возьмете подарок.
Группа не должна помогать. По окончанию первой части упражнения можно предложить попробовать выполнить упражнение другим участникам группы.
Рефлексия упражнения: трудно ли вам было поставить себя на место другого человека и понять его переживания? Почему?
5. Упражнение об отношениях и осведомлённости.
Цель упражнения: расширить и пополнить знания учащихся о людях с ограниченными возможностями.
Оборудование: красные и черные кружки.
Разделить участников на группы попарно и попросить их прокомментировать правильность или неправильность утверждений. Требуется, чтобы участники объяснили, почему они считают утверждения правильными или неправильными. Правильное утверждение учащиеся поднимают красный круг, неправильное – черный.
УТВЕРЖДЕНИЯ:
-Большинство лиц с ограниченными возможностями являются пользователями колясок.
-70% лиц с ограниченными возможностями трудоспособного возраста являются безработными.
-Когда встречаетесь со слабовидящим или слепым человеком, то всегда рассказывайте о себе.
-Все слепые люди любят носить темные очки.
-Когда разговариваете с человеком, пользующимся слуховым аппаратом, вы всегда должны говорить громче.
-Когда вы помогаете человеку с ограниченными возможностями, вам следует всегда спрашивать какая у него (неё) проблема (что с ним (ней) не так).
-Чтобы открыть туалеты, которыми пользуются люди на колясках, нужны специальные ключи.
-Если глухой человек не понимает то, что Вы сказали первый раз, то Вам следует повторять то же самое до тех пор, пока он (а) не поймет Вас.
-Слепой человек слышит лучше, чем зрячий человек.
-Невидящие люди могут работать на компьютере.
-Умственные способности лиц с синдромом Дауна не могут быть выше умственных способностей ребёнка десяти лет.
-Все глухие хорошо читают по губам.
-Неслышащие люди могут танцевать.
-Если у человека, у которого эпилепсия, судороги, то вам надо что-то положить ему (ей) в рот.
-Человек с инвалидностью может быть рок-звездой (знаменитым художником, ученым, артистом, политиком)
Рефлексия упражнения: трудно ли вам было выбирать правильные утверждения? Почему? Что вам для этого не хватало?
6.Упражнение о значении (силе) слова.
Цель упражнения: обсудить терминологию, употребляемую для описания лиц с ограниченными возможностями, и выделить слова, использование которых предпочитают лица с ограниченными возможностями, а какие слова могут их обидеть.
Оборудование: карточки со словами и выражениями.
Разделить участников в 2 группы, попросить их изучить список слов и сказать насколько позитивным или негативным или нейтральным образом видится им словесный портрет. Попросите их объяснить причину, почему они так думают.
ВЫРАЖЕНИЯ:
колясочник (привязанный к коляске)
инвалид (нетрудоспособный)
калека
физически неполноценный
умственно неполноценный
труднообучаемое лицо
психически больной
человек с ограниченными возможностями
особый ребенок
люди с ограниченными возможностями здоровья
Рефлексия упражнения: итак, ребята вы правильно выбрали позитивные слова, которые можно применять к инвалидам. Вам их нужно запомнить и применять в своей речи в повседневной жизни.
7. Упражнение-викторина «Их знает весь мир».
Цель упражнения: довести до сведения учащихся, что среди инвалидов очень много талантливых и волевых людей, которые оставили великий вклад в истории человечества.
Оборудование: презентация с фотографиями известных людей с ограниченными возможностями.
Учитель читает описание известного человека, ученики стараются отгадать его.
- Великий немецкий композитор, который полностью потерял слух, но, несмотря на это именно с этого времени композитор создал свои самые известные произведения. (Людвиг ван Бетховен)
- Одна из известных незрячих людей, которая была известна как ясновидящая и предсказательница. Она в 12-летнем возрасте потеряла зрение из-за урагана, который отбросил ее на сотни метров. ( Ванга)
- Он один из немногих, кто прошел медкомиссию после ампутации ног и стал летать с протезами. Летчик, по истории жизни которого была написана «Повесть о настоящем человеке», всю жизнь был очень активен и боролся за права инвалидов. (Алексей Маресьев)
- Инвалид с рождения, он достиг выдающихся результатов в сфере, где традиционно люди с ограниченными возможностями не могут соревноваться со здоровыми людьми. Не имея ног ниже колена, он стал легкоатлетом-бегуном, причем после многочисленных побед на соревнованиях для инвалидов он добился права соревноваться с полностью здоровыми спортсменами и достиг больших успехов. (Оскар Писториус)
- Известный ирландский художник инвалид с рождения. Фактически, полноценно управлял только левой ногой. И именно ею он и начал рисовать и писать. (Кристи Браун)
- 32-й президент США, единственный избиравшийся более чем на два срока, в детстве перенес полиомиелит и передвигался в инвалидном кресле. (Франклин Рузвельт)
Рефлексия упражнения: как вы думаете много известных и талантливых людей в мире были или являются инвалидам? О чем это нам говорит?
(Ответы детей: ограниченные физические возможности не означают ограничение по интеллекту, таланту или силе воли. Среди инвалидов много ученых, музыкантов, параолимпийцев).
4.Итог мероприятия (2 минуты)
Учитель. «Наше мероприятие подходит к концу. Конечно, мы не сможем в одночасье сделать толерантным, ни свое, поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении».
Не будьте безразличны к инвалидам,
К тем людям, покалеченным судьбой.
Нам боли их порой не сразу видно,
Достаточно услышать их порой.
Поступок человека славит,
Что блеском отражается в глазах.
И пусть здоровья обществу прибавит
5.Рефлексия: «Дерево толерантности» (7 минут)
Инструкция: У каждого из вас на парте есть цветные листочки, Напишите на них, что, по – вашему мнению, надо сделать каждому из нас, чтобы ваш класс, (лично вы) стали толерантными, то есть, чтобы отношения к людям с ограниченными возможностями стали как можно, более толерантными.
Затем листочки «приклеиваются» на дерево. (Дерево нарисовано на ватмане).
Аудиозапись песни «Твори добро» слова Александра Гетуна.
Учитель. Молодцы! Спасибо за активную работу! Я думаю, каждый из нас возьмет для себя что - то из сегодняшнего занятия. И важно не то, что мы говорили и во что играли на протяжении занятия, а то, что вы из него вынесете в реальную жизнь, как измените свое отношение к людям с ограниченными возможностями!
И закончить наше мероприятие я хочу словами: «Только доброта и любовь — вот что нужно каждому на нашей планете. Это лечит от самых страшных болезней, спасает в самых диких условиях и, главное, наполняет нашу жизнь смыслом и счастьем».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 2-3 класса по теме: «Поговорим о доброте»
Методтческая разработка внекоассного мероприятия для учащихся 2 - 3 класса на тему: "Поговорим о доброте"....
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Поговорим о доброте»
Поговорим о доброте...
методическая разработка внеклассного мероприятия по программе "Толерантность" "Русские народные сказки"
Тип файла: Архив ZIP, размер: 2047КВ, Название "Русские народные сказки"...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Уроки Доброты"
В работе представлена разработка классного часа для младших школьников...
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: "Любовь, добро, толерантность"
Пояснительная запискаОпыт показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органическом сочетании учебно - воспитательной работы с целенаправленным воздействием на студента во внеурочно...
Страничка для коллег. Методический и наглядный материал для проведения классных часов "Формирование толерантного отношения к людям с РАС"
Уважаемые коллеги!Данный материал поможет Вам рассказать Вашим ученикам о людях с аутизмом...
Программа формирования толерантного отношения к людям разных национальных культур
Программа «Про меня. Про тебя. Про нас» направлена на формирование толерантного отношения к людям разных национальных культур учащихся 1,2 класса в рамках образовательного пространства общ...