Доклад "Как повысить учебную мотивацию у младших школьников в условиях ФГОС"
статья (2 класс)

учебная мотивация у младших школьников , способы ее повышения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление по теме: «Повышение мотивации младших школьников в условиях ФГОС»

Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя, так не всегда ученики прилагают достаточных усилий для выполнения заданий. Очевидно, что отчетливо начинает проявляться мотивация избегания неудачи. И здесь помогает особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области - в занятиях спортом, музыкой, рисованием, и т.п. А когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка. Поэтому, необходимо оказывать помощь каждому ученику в нахождении связи между учёбой в школе и его интересами. Ведь ребёнок чаще всего не находит никакой связи между учебной деятельностью и своими интересами, что и является причиной отсутствия школьной мотивации.

Формировать мотивацию – это значит поставить ученика в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Учебная деятельность с самого начала обучения ребенка в школе должна приобрести для него личностный смысл: она должна быть для него интересной, и он должен понимать, зачем ему лично это все нужно.

Формирование мотивации учения — это решение вопросов воспитания личности. Мотивационный компонент таит в себе богатые возможности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро, если ею не управлять, может произойти снижение ее уровня. Т.е. мотивация длится не долго, поэтому заботиться о ней стоит ежедневно. Конечно, управлять формированием мотиваций не простое дело. Мотивация складывается, изменяется, перестраивается в процессе деятельности.

Развитие и формирование мотивации осуществляется через организацию и содержание деятельности. Функциональные возможности личности могут способствовать созданию успеха или неуспеха ребенка в деятельности, что, в свою очередь, создает у каждого ученика свой, новый уровень мотивации или изменяет уже сложившийся в предыдущих видах деятельности.

Мотивационный компонент учения постоянно взаимодействует с интеллектуальным. Исходный уровень умственного развития ребенка, пришедшего в школу, выступает важнейшим условием реализации исходного уровня мотивации ребенка, а также условием формирования мотивации уже в ходе самой учебной деятельности.

В своей для повышения мотивации использую следующие технологии и методы:

1. Учиться сообща

На уроках чаще применять групповые формы работы. Работая сообща, дети испытывают интерес к процессу и изучаемому предмету. Обсуждения в классе будут проходить активнее и интереснее, если ученики будут отвечать не с места по одному, а в группах или командах.

Одной из перспективных технологий обучения является обучение в сотрудничестве. На технологии сотрудничества основана сингапурская технология обучения.

.

Технология «Свидание»

Для взаимодействия учащихся в парах организуется назначенная встреча по времени. Заранее приготовить картинку часов. Разложить на столы. Дети должны отметить на часах, например, время 3 и 9 часов и записать на это время тех, с кем бы они захотели встретиться. Учитель предлагает встретиться с друзьями по часам, выбранных на 9 часов и обсудить выполнение домашнего задания. Поблагодарили друг друга. Затем учитель предлагает рассказать изученное правило друзьям, выбранным на 3 часа.

Приём «Круги».

Дети встают в два круга: внешний и внутренний. Движение внутреннего и внешнего круга определяет учитель. Внутренний круг со шпаргалками или готовыми карточками с вопросами, внешний круг - с ответами. Затем ученики могут меняться ролями. Например, при изучении темы «Правописание непроизносимых согласных в корне слова» в руках у учащихся внутреннего круга карточки со словами. С одной стороны карточки напечатаны слова с пропущенными буквами, с другой всё слово. Учащиеся внешнего круга называют пропущенную букву. Учащиеся внутреннего круга проверяют их ответы. Учащиеся внешнего круга двигаются по часовой стрелке.

Приём «Мысли на столе»

На столе у каждой команды лежат листы формата А4. На каждом листочке учащиеся пишут слова, согласно заданию учителя. Участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочках и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков. Удобно использовать как при изучении нового материала, так и при повторении и закреплении. Варианты заданий: напишите слова, которые являются одушевлёнными именами существительными. Напишите слова по теме «Зима». Напишите по 4 слова на правописание имён существительных с шипящими на конце…

Оценивание на уроках с использованием обучающих структур сингапурской технологии

«Цветные поля».

Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке.

Ученик, выполняя письменную работу, на полях делает пометки разным цветом. Эти цвета имеют смысловую нагрузку (обращение к учителю):

красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»,

желтый – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю»,

синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю»,

зеленый – «Я считаю, что у меня все правильно»

«Кубик»

Учащиеся выбрасывают кубик, на гранях которого содержатся вопросы и отвечают на них:
Что было трудного?
Что не удалось на уроке?
Почему я ошибся?
Что было непонятного?
Что было интересного?
Что было полезного и нужного?
Что получилось лучше всего? и т.п.

2. Создать клуб помощников учителя

В каждом классе есть дети, которые схватывают материал быстрее, и на уроках им становится скучно. Чтобы дать им стимул и поощрять их желание учиться, на уроке им отводится важная роль — они помогают тем группам детей, у которых возникают сложности. Любой учитель знает, что когда объясняешь какую-то тему другому, сам запоминаешь ее намного лучше. Эти дети, в каком-то смысле, примеряют на себя роль педагога, учатся ответственности и навыку излагать свои мысли. Работа в качестве помощников доставляет им огромную радость.

3.Хвалить за ошибки и награждать за старание

Мы все хотим достигать успеха в том, что делаем. Если у детей что-то получается, они хотят заниматься этим дальше. Если же нет, мотивация исчезает. Поэтому важно находить во всем положительные стороны и указывать на них. Если ребёнок не справился с диктантом, но допустил меньшее количество ошибок, чем в предыдущем диктанте, то его нужно похвалить. Необходимо поощрять не только результаты, но и старания детей, тогда они захотят стараться и дальше.

4. Создать «Дерево достижений» и портфолио

Для ребенка важно получить не только внешнее признание — родителей, учителя, одноклассников, но и чувствовать гордость за свои успехи перед самим собой. Для этого можно с первого класса вести портфолио работ и достижений. Это позволяет ребенку посмотреть, чего он достиг, и стремиться к лучшему. Даже если в портфолио пока нечего добавить из совершенного, там должны находиться планы на будущее, которые дети выберут сами.

6. Рабочие листы

Одной из продуктивных форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке является использование рабочих листов, которые учитель может предложить учащимся на различных этапах урока.
Рабочий лист позволяет организовать продуктивную самостоятельную
работу учащихся с учебным материалом на уроке, помогает активизировать
учеников на любом этапе урока, является замечательным средством получения обратной связи. 
Увлекательные задания формируют мотивацию к обучению, повышают интерес и внимательность учеников.

Каждый рабочий лист – это модель урока, которую можно корректировать, дополнять, а затем использовать как опорный материал
для закрепления или повторения материала. Кроме того, рабочий лист можно дополнить информационным листом, где каждый найдёт для себя новую интересную информацию, что в конечном итоге повышает интерес к предмету, то есть мотивирует на успешное обучение.

7. Мешки с пятёрками.

Как мотивировать детей выполнять работы в тетради аккуратно, внимательно, старательно? Ведь отметка из тетради в дневник, журнал не выставляется, поэтому некоторые ребята не стараются.

Мешки с пятёрками необходимо напечатать на листе бумаги и вклеить с обратной стороны корочки тетради (в обложку). Когда ребёнок получает за классную или домашнюю работу "5", он раскрашивает красным карандашом в мешке одну пятёрку. Когда заполнится один мешок, ставим одну "5" в дневник и в журнал соответственно.

8. Освобождение от домашнего задания.

Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля - сильное мотивирующее средство. Для этого надо заблаговременно обговорить критерии оценивания результатов изучения темы и оговорить с учащимися, что нужно сделать, чтобы освободить себя от домашнего задания.

9. Игровая деятельность

Игра на уроке — это дружеское соревнование. Ученики стремятся обогнать друг друга, быть лучше, поэтому полностью вовлекаются в процесс.

Игровые элементы в уроке снимут напряжение и помогут закрепить новый материал. Например, на уроке математики можно поиграть в игру «Молчанка», устроить соревнования «Чей ряд быстрее» доберётся до вершины горы, решив примеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях ФГОС

  Выступление Глотовой Светланы Николаевны  на районном методическом объединении учителей  начальных классов Валуйского района Белгородской области (2012 г.)...

Педагогические условия формирования учебной мотивации у младшего школьника при безотметочной системе обучения

Прaктикa нaчaльнoгo oбрaзoвaния пoкaзывaeт, чтo в прoцecce oбyчeния млaдших шкoльникoв нaблюдaeтcя нaрyшeниe cooтнoшeния coбcтвeннoй yчeбнo-пoзнaвaтeльнoй aктивнocти yчeникa и энeргичнoгo вoздeйcтвия ...

Электронные тренажеры как средство формирования мотивации к учению у младших школьников в условиях ФГОС

Современный уровень  развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и усвоение и...

Создание условий для развития учебной мотивации у младших школьников. Рекомендации для родителей

С рождением ребенка мамы и папы автоматически становятся педагогами. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился, с интересом и желанием занимался в школе.  Так как же помочь ребенку п...

Педагогический проект "Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях ФГОС НОО"

Из опыта работы. Применение игровых технологий для более глубокого усвоения пройденного материала....

Статья "Педагогические условия формирования учебной мотивации у младших школьников"

В статье проанализировано понятие «учебная мотивация», обоснована необходимость её формирования в образовательном процессе начальной школы....

Педагогические условия формирования учебной мотивации у младших школьников

Аннотация. В статье проанализировано понятие «учебная мотивация», обоснована необходимость её формирования в образовательном процессе начальной школы. Ключевые слова: педагогические условия,...