Педагогический проект "Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях ФГОС НОО"
проект
Из опыта работы. Применение игровых технологий для более глубокого усвоения пройденного материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
с. Ладовская Балка
Номинация:
Организация урочной деятельности младших школьников
Наименование конкурсной работы:
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях ФГОС НОО
(3класс)
Выполнила:
Юровникова Е.Л.
учитель начальных классов
2021г.
Содержание
Введение 3
1Основная часть 5
Глава1 5
1.1. Педагогическая суть игровых технологий в начальной школе 5
Глава2. 6
2.1. Практические аспекты взаимодействия игровой и учебно-
познавательной деятельности младшего школьника в условиях
ФГОС НОО 6
2.2 Организация и проведение дидактических игр на уроках
Окружающего мира и Русского языка на разных этапах урока. 7
Заключение 10
Литература 11
Приложение 12
Введение
Актуальность. В основе современного начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, основная задача которого состоит в том, чтобы не просто вооружить обучающегося определенным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, работать в команде, способность к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации, т.е. научить учиться.
Актуальность проблемы взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников я рассматриваю в двух аспектах: во-первых, учебная деятельность является ведущей, но по-прежнему сохраняет свою актуальность и игра; во-вторых, учитывая психологические и физиологические особенности детей начальных классов –дидактическая игра становится необходимой для повышения познавательного интереса к предметам.
Цель: обобщить, разработать методы и приемы организации игровой деятельности для повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности младших школьников; подобрать дидактические игры соответствующие возрастным особенностям обучающихся.
Объект исследования: учебно-познавательная деятельность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство активизации учебно-познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: применение дидактической игры в учебно-познавательном процессе на разных этапах урока:
- стимулирует умственную деятельность обучающихся;
- развивает память, внимание, мышление;
- вызывает познавательный интерес к предмету;
увеличивает мотивацию к учебному процессу.
Задачи:
-изучить научно-методическую литературу, а также передовой педагогический опыт по теме;
-обобщить, разработать методы и приемы организации взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников как средства формирования универсальных учебных действий;
-проанализировать результаты педагогической деятельности и обобщение опыта;
- провести диагностическое исследование отношения младших школьников к предметам «Окружающий мир» и «Русский язык»
Целевая группа проекта: участниками проекта являются обучающиеся 3-А класса МКОУ СОШ № 2 с. Ладовская Балка, Красногвардейского района. В классе обучается 24 ученика, среди которых 12 девочек и 12 мальчиков. 3 ребенка с ОВЗ (ЗПР вариант 7.2), один из которых находится на индивидуальном обучении на дому.
-3-
На «5» учится 2обучающихся, на «4» и «5» - 7 обучающихся. Обученность на начало учебного года составила 100%, качество знаний- 39%. Класс работает по УМК «Перспективная начальная школа»
Научная новизна: разработала и подобрала ряд дидактических игр, разработала технологические карты уроков с применением игровой деятельности, направленные на улучшение усвоения необходимого учебного материала, выделены и апробированы педагогические условия применения игровой деятельности на уроках окружающего мира и русского языка, а также рекомендации их проведения на разных этапах урока.
Практическая значимость: разработанные и подобранные мною дидактические игры с целью увеличения познавательного интереса обучающихся, формирования универсальных учебных действий может применять учитель начальных классов на разных этапах урока русского языка и окружающего мира.
Этапы реализации проекта:
№ п/п | Этап | Проводимые мероприятия | Сроки |
1. | Постановочный | Выбор и осмысление темы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, выдвижение гипотезы, изучение психолого- педагогической и методической литературы. | 01.09.2019г-01.092020г |
2. | Собственно-исследовательский | Разработка и проведение дидактических игр на разных этапах урока русского языка и окружающего мира, проведение тестирования, обработка данных, проверка гипотезы | 01.09.2020г.- 01.02.2021г. |
3 | Интепретационно-оформительский | Систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы основные выводы, подтверждение гипотезы, оформление проекта. | 01.02.2021г.- 20.03.2021г. |
Основная часть
1.1. Педагогическая суть игровых технологий в начальной школе
Педагогическая суть игровых технологий заключается в активизации мышления, повышении познавательного интереса, самостоятельности обучающихся и обеспечении творческого подхода в обучении.
. В.И. Андреев дает следующее определение дидактической игры: «педагогическая (дидактическая) игра – это такая форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности учащихся, которая изначально мотивирована на успех, осуществляется по специально разработанному сценарию и правилам, максимально опирается на самоорганизацию учащихся; воссоздается или моделируется опыт человеческой деятельности и общения».
Для включения младшего школьника в учебный процесс целесообразно использовать игровую деятельность во взаимосвязи с учебно-познавательной деятельностью.
Г.К. Селевко классифицирует игры по параметрам игровых технологий:
Педагогические игры | |
1. по области деятельности | Физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические |
2. по характеру педагогического процесса | Обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические |
3. по игровой методике | Предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации |
4. по предметной области | Математические, химические, биологические, физические, экологические Музыкальные, театральные, литературные, трудовые, технические, производственные, физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные, обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие |
5. по игровой среде | Без предметов – с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, ТСО, технические, со средствами передвижения |
Игра может выступать в процессе обучения и как метод, и как средство, и как форма. В частности, она может использоваться в качестве основного способа взаимодействия учителя и учащихся, а также учащихся между собой в процессе обучения.
Д.Б. Эльконин условно выделил несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности: игра-путешествие, игра-поручение, игра-предложение, игра-загадка, игра-беседа.
Дидактическая игра базируется на принципах актуальности, коллективности, соревновательности, на основе которых можно
сформулировать требования к ее проведению:
-дидактическая игра должна базироваться на знакомых для обучающихся персонажах и играх;
- 5-
-должна содержать элемент новизны;
-игра-не урок, это игровой прием, включающий обучающихся в новую тему, актуализацию опорных знаний;
В процессе учебно-познавательной деятельности учащихся привлекает игровая ситуация, в процессе которой они решают поставленную дидактическую задачу. Обучающиеся вовлечены в учебный процесс и активны на уроке.
Глава2. Практические аспекты взаимодействия игровой и учебно-
познавательной деятельности младшего школьника.
Для того, чтобы определить влияние дидактической игры в учебно-познавательном процессе на изменение познавательного уровня обучающихся мною было проведено исследование в 3-А классе на основе предметов «Окружающий мир» и «Русский язык» (УМК Перспективная начальная школа), которое было проведено в период с 01.09 по 10.02. 2021года. В классе обучается 24 человека. 12-девочек и 12- мальчиков. Среди них 3 обучающихся с ОВЗ ЗПР (вариант 7.2), для пяти обучающихся русский язык не является родным. Обученность составляет 100%, качество знаний- 39%
На начальном этапе для определения познавательного уровня обучаюшихся к предметам «Окружающий мир» и «Русский язык» и обучение в целом было проведено анкетирование на основе «Методики диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.)» (приложение 1). Обучающимся предложено ответить на вопросы, на основе которых делается вывод о ведущих мотивах, лежащих в основе положительного или отрицательного познавательного интереса к предметам и к учению в целом.
Тест-опросник (приложение 1) состоит из 20 вопросов, которые выявляют познавательный интерес к предметам «Окружающий мир» и «Русский язык». Бланк ответов заполняется ребенком в течение 10 минут. Данная методика позволяет определить уровень познавательной самостоятельности учеников. На этапе обработки результатов педагог исчисляет средний балл каждого обучающегося, после чего определяет уровень познавательного интереса к предметам по классу в целом.
При обработке результатов опроса младших школьников были сделаны следующие выводы:
№п/п | Уровни познавательной активности | Окружающий мир (об./%) | Русский язык (об/%) |
1. | Низкий | 9/39 | 11/48 |
2. | Средний | 9/39 | 8/35 |
3. | Высокий | 5/22% | 4/17 |
- 6 -
3 обучающихся (13%) испытывают трудность в изучении «Окружающего мира» и «Русского языка»;
10 обучающихся (48%) проявляют пассивность в изучении предметов;
16 обучающихся (70%) проявляют положительный интерес и ценность в изучении русского языка;
10% обучающихся (48%)- по окружающему миру.
Пассивность и низкий уровень познавательной активности обуславливается тем, что 2обучающихся с ОВЗ ЗПР (вариант 7.2) и для 5-руссий язык является не родным.
Результаты отражены в диаграмме:
Результаты тестирования на первом этапе позвляют сделать вывод ,что обучающиеся 3-А класса имеют, в основном, средний уровень познавательного итереса по Окружающему миру и низкий – по Русскому языку.
2.2. Организация и проведение дидактических игр на уроках Окружающего мира и Русского языка на разных этапах урока.
Класс работает по учебно-методическому комплекту «Перспективная начальная школа».
Чтобы проследить взаимосвязь дидактической игры и учебно-познавательной деятельности, применила разные игровые формы на различных этапах урока Окружающего мира и Русского языка, разработала технологическую карту урока, урока-путешествия (приложение10).
На этапе самоопределения к учебной деятельности (приложение 2) для положительного настроя на работу применяю пословицы, фразеологизмы, например, «Не говори - не умею, а говори - научусь», стихотворения, на пример
«Только что звонок раздался,
Впереди нас ждут дела.
Тихо сели, спинки ровно,
Ведь работать нам пора.»
- 7-
«Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы тихонечко вздохнем
И работать все начнем».
пожелания, например, «А теперь прикоснитесь ладошками друг к другу. Почувствуйте тепло. Мысленно пожелайте друг - другу добра и удачи.» «Дневник настроения», «Пожелание», «Обмен настроением»
На этапе актуализации опорных знаний, первичного закрепления, включения в систему знаний и повторения по русскому языку –«Лишнее слово», «Лови ошибку», «Словарная цепочка», «Цветик-шестицветик», «Снежинки», загадки, ребусы, кроссворды, «Интеллектуальная разминка», «Корректор», «Корзина идей», «Грамматическое лото», «Я беру тебя собой», «Инопланетянин», «Рассказы-небылицы» и т.д.
На этапе постановки целей урока «Яркое пятно», «Исключение», «Загадки», «Ребусы», «Кроссворды», «Грамматические раскраски» и т. д
На этапе обобщения систематизации знаний «Невод», «Крестики – нолики», «Привлекательная цель», «Сочинялка» и т. д
Раздел «Фонетика и орфография». (приложение 3)
«Грамматическая эстафета», «Переправа», «Лови ошибку».
«Поймай мягкий согласный», «Найди пару».
Раздел «Морфология» (приложение 4)
«Кто больше?», «Кто? Что?», «Эстафета»
«Кто какой?»
Раздел «Лексика и синтаксис». (приложение 5)
«Что перепутал художник?» (многозначные слова), «Найди антонимы», «Закончи фразу», «Грамматическая эстафета» (подбери подлежащее), «Помоги Шершуле (дополни предложение второстепенными членами предложения).
Хорошо зарекомендовало себя применение на различных этапах уроков загадок, ребусов. (приложение 6)
В современной педагогике для применения в учебно-познавательной деятельности младших школьников существует множество игровых методик. В процессе изучения Окружающего мира использую задания на классификацию, анализ, синтез. Уроки окружающего мира, как и русского языка, носят практико-ориентированный характер (урок-исследование).
Раздел «Изображение Земли на глобусе»
«Путешествие по глобусу»
Раздел «О чем рассказала карта»
«Разгадай тайну морей, рек, гор», «Заполни кроссворд» (запиши названия материков и океанов на букву «а»).
-8-
Разделы «Вода и ее свойства», «Воздух и его свойства».
Уроки-эксперименты.
Опытным путем обучающиеся узнают о свойствах воды в разных состояниях.
Раздел «Тайны недр земли»
Урок-эксперимент. (приложение 7)
Под руководством учителя обучающиеся выполняют исследовательскую работу «Можно ли вырастить кристаллы медного купороса и поваренной соли в домашних условиях?», «Тайная сила ветра» (ветряные электростанции в Ставропольском крае)
Раздел «Почва»
Урок-путешествие. (приложение 8)
Сказка «Путешествие Жучка из недр земли». (приложение 9)
Раздел «Природные сообщества»
«Кто на каком «этаже» живет?»
Вывод: применение игровых технологий повысило мотивацию, познавательный интерес к изучаемым предметам.
На заключительном этапе исследования взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности вновь проведено анкетирование на основе «Методики диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.)» (приложение 1).
При обработке данных выявлены следующие результаты: 2 обучающихся (2%) испытывают трудность в изучении «Окружающего мира» и «Русского языка»;
6 обучающихся (12%) проявляют пассивность в изучении предметов;
21 обучающийся (92%) проявляют положительный интерес и ценность в изучении русского языка; -
20обучающихся (88%)- по окружающему миру:
№п/п | Уровни познавательной активности | Окружающий мир (об./%) | Русский язык (об/%) |
1. | Низкий | 3/12 | 2/8 |
2. | Средний | 10/44 | 11/48 |
3. | Высокий | 10/44 | 10/44 |
Результаты отражены в диаграмме:
- 9 -
На основании проведенных исследований можно судить о том, что уровень познавательного интереса к предметам «Окружающий мир» и «Русский язык» возрос. Высокий уровень познавательной активности увеличился на 22% (окружающий мир) и 27% (русский язык); средний уровень познавательной активности возрос на 5% (окружающий мир) и 5% (русский язык); низкий уровень познавательной активности уменьшился на 27% (окружающий мир) и 40% (русский язык).
-
Таким образом можно сказать, что применение игровых технологий в учебно-познавательной деятельности активизирует познавательный интерес к процессу обучения, вызывает интерес к изучению данных предметов, учит применять знание на практике. И как следствие повышение качества знаний, которое увеличилось на 5% и стало 44%
Заключение
Полагаясь на опыт можно с уверенностью сказать, что применение игровых технологий на уроках:
- дает положительную динамику в учебно-познавательном процессе;
- стимулирует умственную деятельность обучающихся;
- развивает память, внимание, мышление;
- вызывает познавательный интерес к предмету.
Ребенок, вовлеченный в игру, без особых затруднений для себя получает знания, умения и навыки.
Применение игровых технологий даёт возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала, и является для учителя начальных классов одной из важнейших целью работы.
- 10 -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование оценочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС
Уже второй год я работаю по апробации ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) нового поколения. Наша школа входит в число пилотных школ Кемеровской области, которые ...
Формирование оценочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС
Введение федерального государственного стандарта основного общего образования требуют переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания заним...
Организация творческой деятельности младших школьников в условиях ФГОС НОО.
Данная работа предназначена, в первую очередь для учителей начальной школы, перестраивающих процесс обучения в условиях реализации ФГОС НОО. Может быть полезна сотрудникам психологических школьных слу...
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО...
Организация проектной деятельности младших школьников в условиях ФГОС НОО
Опыт работы в период перехода на ФГОС НОО...
Проектная деятельность младших школьников в условиях ФГОС
Опыт реализации долгосрочного проекта по краеведению "Мой Десногорск"...
КАЧЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО
в статье раскрывается понятие «внеурочная деятельность», а также дается характеристика типов организационных моделей внеурочной деятельности. Автором приводится пример реализации модели &l...