Блочно-модульная технология обучения в начальной школе
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Ссылка на презентацию:https://disk.yandex.ru/d/qQafUmOU_eXgog
Традиционный 45-минутный урок в начальной школе имеет тот недостаток, что примерно на 25-й минуте наступает пик утомляемости и потеря внимания.
Это приводит к потере учебного времени на физическую разгрузку учащихся, без которой дети работают с пониженным вниманием и трудоспособностью.
Основной целью блочно-модульного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения.
Конкретные ожидаемые результаты:
-повышение качества образования, уменьшение количества слабоуспевающих учащихся;
-овладение учащимися различными способами и формами деятельности на уроке;
-снижение утомляемости учеников в процессе учебы, обеспечение психологического комфорта, содействующего развитию способностей и общего интеллектуального потенциала ученика;
-уменьшение количества пропусков уроков учениками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Блочно-модульная технология обучения в начальной школе | 764 КБ |
Предварительный просмотр:
1 Слайд
БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2 слайд Традиционный урок
Традиционный 45-минутный урок в начальной школе имеет тот недостаток, что примерно на 25-й минуте наступает пик утомляемости и потеря внимания.
Это приводит к потере учебного времени на физическую разгрузку учащихся, без которой дети работают с пониженным вниманием и трудоспособностью.
Работоспособность учащихся
Изучение умственной активности учащихся в режиме сорока пяти минутных уроков показало неэффективность по меньшей мере 1/3 времени урока в отношении сохранения работоспособности школьников вследствие нерациональных психофизических затрат и отсутствия краткосрочного (до 5 минут) отдыха или прерывания умственного напряжения.
Были высказаны предположения о целесообразности сокращения продолжительности урока до 30 минут с целью поддержания и сохранения умственной активности и работоспособности учащихся, которые затем были проверены на практике.
3 слайд
Учитывая возрастные особенности детей в нач. школе, возможны именно блоки 2х30
4 слайд Расписание уроков начальной школы
БЛОКИ | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
1-ый | МАТЕМАТИКА | РУССКИЙ | МАТЕМАТИКА | РУССКИЙ | |
5 мин. | |||||
ПИСЬМО | |||||
Перемена 15-20 минут | |||||
2-ой | ЧТЕНИЕ | МАТЕМАТИКА | ЧТЕНИЕ | МАТЕМАТИКА | |
5 мин. | |||||
МУЗЫКА | |||||
Перемена 15-20 минут | |||||
3-ий | - | МУЗЫКА | ОКРУЖАЮЩИЙ МИР | АНГЛИЙСКИЙ | |
5 мин. | |||||
- | |||||
Перемена 15-20 минут | |||||
4-ый | ИСТОКИ | ИЗО |
При составлении расписания производится компоновка модулей в блоки
5 слайд
Следуя данным таблицы можно отметить, что для учащихся 1–4 классов первые три блока (2 по 30 мин.) или три предмета в расписании первой смены могут нести самую высокую нагрузку
Однако учитель должен хорошо представлять себе, что во второй тридцати минутке второго блока и в первой тридцати минутке третьего блока может наступить спад умственной активности учащихся, который в третьем блоке сменится новым подъемом работоспособности, и УЖЕ с учетом этих обстоятельств планировать формы и виды деятельности школьников.
6 слайд Реализация блочно-модульной технологии
Реализация блочно-модульной технологии обучения в начальной школе требует кропотливой работы И над структурированием САМОГО содержания образования, в основе которой — алгоритм перестрОЕНИЯ И учебного материала.
7 слайд Переструктурирование материала
Переструктурирование материала заключается в четко определенном порядке использования многообразных форм работы с учебным материалом и форм организации учебно-познавательной деятельности.
8 слайд БЛОК МОДУЛИ
ПЕРЕСТРАИВАЕТСЯ И ВЕСЬ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ САМОГО УЧЕБНИКА-группируется в блоки. Блок уже делится на модули.
Далее строится технологическая карта урока-блока и технологическая карта каждого модуля
9 слайд
Модули - 30-ти мин. уроки, сконструированные учителем в целостный блок. Модули находятся во взаимной связи между собой. Цель каждого модуля подчиняется цели БЛОКА
10 слайд 1 МОДУЛЬ (1-2 урока)
Тип урока: Урок формирования новых знаний
Устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий
Уроки формирования новых знаний конструируются в формах:
урок-лекция;
- урок-путешествие;
- урок-исследование;
- урок-экскурсия;
- мультимедиа- урок;
- проблемный урок.
11 слайд Урок формирования новых знаний
Цель: формирования знаний - организация работы по усвоению понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.
Структура урока сочетает этапы:
организационный, постановка цели, актуализация знаний, введение знаний, обобщение и систематизация знаний, подведение итогов обучения, определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению.
Традиционный урок решает общеобразовательную задачу - вооружить учеников знаниями и строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе.
При блочно – модульной системе обучения формируются знания на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения. Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, используются разнообразные источники, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная.
На таких уроках создаются условия для полного развития личности учащегося.
12 слайд 2 МОДУЛЬ (2-4 урока)
Тип урока: Урок обучения умениям и навыкам ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ
Использование теоретического материала при выполнении типовых упражнений: самостоятельные и практические работы, где учащиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискутируют.
Урок обучения умениям и навыкам предусматривает формы:
- урок-практикум; урок-сочинение; урок-диалог;
- урок - деловая или ролевая игра;
- комбинированный урок.
13 слайд Урок обучения умениям и навыкам
Цель данного типа урока: Выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой; применение знаний на практике.
Структура урока включает этапы: организационный, постановка цели, проверка домашнего задания и актуализация знаний, выполнение задач стандартного, творческого типа, контроль сформированности умений и навыков, определение домашнего задания.
На уроке формирования умений и навыков в качестве основных источников знаний используются учебники, сборники задач, наборы раздаточного и дидактического материала, мультимедиа, интернет-технологии. Управляя учебной деятельностью учащихся, учитель широко пользуется методами стимулирования, оперативного контроля. Здесь особенно четко реализуются корректирующие и контрольные функции урока.
Деятельность учителя специфична. Спланировав работу учащихся заранее, он осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их деятельность.
Уроки применения знаний на практике строятся на сочетании парной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы. На таких уроках дети связывают теорию с практикой.
14 слайд 3 МОДУЛЬ (1-2 УРОКА)
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Предварительный контроль знаний.
(возможна работа с компьютером или индивидуальные карточки задания, тесты).
Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.
Формы данного типа урока:
повторительно-обобщающий урок; диспут; урок-консультация; игра (конкурс, викторина); театрализованный урок; заключительная экскурсия.
15 слайд Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Цель: более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.
Структура урока строится на сочетании этапов: организационный, постановка цели, оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведение итогов и формулирование выводов, определение и разъяснение домашнего задания.
Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы. К ним можно отнести итоговые уроки.
Задачи таких уроков, выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме : обобщить материал как систему знаний.
На уроке повторения и систематизации знаний учащиеся включаются в различные виды деятельности. Проводятся беседы, дискуссии, лабораторные работы, практикуется выполнение заданий, решение задач, наряду с беседой включаются краткие сообщения учащихся. Можно заранее подготовить задаНИЯ творческого характера, позволяющие по-новому взглянуть на ранее изученное.
16 слайд 4 МОДУЛЬ (1-2 урока)
Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений
Оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля конструируются специальные уроки.
Учащимся предлагается контрольная или зачетная работы.
Формы урока:
урок-зачет;
защита творческих работ, проектов;
контрольная работа;
собеседование.
17 слайд Урок контроля и проверки знаний и умений
Цель: Осуществить контроль обучения, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков.
Урок устного контроля знаний Урок письменного контроля знаний
18Слайд
Урок-блок русского языка по теме: СУФФИКС ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ С ПОМОЩЬЮ СУФФИКСА, в который входят 4 параграфа учебника Учитывая, что на эту тему отводится 6 уроков (по 45 мин.), выстраиваются уже 30-ти минутные модули.
Чтобы использовать модульное обучение, составить правильно модульный урок, учителю нужно уметь:
1. отбирать содержание учебного материала.
2. Составлять развивающие и обучающие модульные карточки.
3. Научиться составлять диагностические тесты.
4. Хорошо знать каждый этап урока (цель, содержание учебного материала, деят-ть уч-ся, вид проверки, итог, рефлексия)
19 слайд Блочно-модульная технология
Основной целью блочно-модульного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения.
Конкретные ожидаемые результаты:
-повышение качества образования, уменьшение количества слабоуспевающих учащихся;
-овладение учащимися различными способами и формами деятельности на уроке;
-снижение утомляемости учеников в процессе учебы, обеспечение психологического комфорта, содействующего развитию способностей и общего интеллектуального потенциала ученика;
-уменьшение количества пропусков уроков учениками.
20 слайд Блочно-модульная технология
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов коммуникативной технологии обучения в начальной школе
В современном российском обществе учитель призван сыграть главную роль в формировании инновационного потенциала государства. Решить эту важнейшую государственную задачу сможет только творчески р...
Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе
В современной школе чаще всего условия сохранения здоровья понимаются и соблюдаются лишь в отноше...
Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе.
В данной статье расмотрены принципы здоровьесберегающей педагогики, применение ЗОТ в начальной школе....
Компьютерные (новые информационные технологии) обучения в начальной школе.
Во многих отраслях знаний сейчас идёт поиск особых, устойчивых, сохраняющих структур, взаимоотношений и взаимосвязей. Совершено необходимым становится подход к изучению зн...
ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Основная задача современной школы – вовлечение учащихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности ...
Мастер - класс Современные технологии обучения в начальной школе.
Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира. В работе рассматривае...
презентация «Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС».
презентация «Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС»....