Блочно-модульная технология обучения в начальной школе
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Римша Алла Вениаминовна

Ссылка на презентацию:https://disk.yandex.ru/d/qQafUmOU_eXgog
Традиционный 45-минутный урок в начальной школе  имеет тот недостаток, что примерно на 25-й минуте наступает пик утомляемости и потеря внимания.

Это приводит к потере учебного времени на физическую разгрузку учащихся, без которой дети работают с пониженным вниманием и трудоспособностью.

Основной целью блочно-модульного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения.
Конкретные ожидаемые результаты:
-повышение качества образования, уменьшение количества  слабоуспевающих учащихся;
-овладение учащимися различными способами и формами деятельности на уроке;
-снижение утомляемости учеников в процессе учебы, обеспечение психологического комфорта, содействующего развитию способностей и общего интеллектуального потенциала ученика;
-уменьшение количе­ства пропусков уроков учениками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 Слайд                      

БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2 слайд                                      Традиционный урок

Традиционный 45-минутный урок в начальной школе  имеет тот недостаток, что примерно на 25-й минуте наступает пик утомляемости и потеря внимания.

Это приводит к потере учебного времени на физическую разгрузку учащихся, без которой дети работают с пониженным вниманием и трудоспособностью.

Работоспособность учащихся

Изучение умственной активности учащихся в режиме сорока пяти минутных уроков показало неэффективность по меньшей мере 1/3 времени урока в отношении сохранения работоспособности школьников вследствие нерациональных психофизических затрат и отсутствия краткосрочного (до 5 минут) отдыха или прерывания умственного напряжения.

Были высказаны предположения о целесообразности сокращения продолжительности урока до 30 минут с целью поддержания и сохранения умственной активности и работоспособности учащихся, которые затем были проверены на практике.

3 слайд


Учитывая возрастные особенности детей в нач. школе,  возможны именно блоки 2х30

4 слайд                     Расписание уроков начальной школы

БЛОКИ

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1-ый

МАТЕМАТИКА

РУССКИЙ

МАТЕМАТИКА

РУССКИЙ

5 мин.

ПИСЬМО

Перемена 15-20 минут

2-ой

ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

5 мин.

МУЗЫКА

Перемена 15-20 минут

3-ий

-

МУЗЫКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

АНГЛИЙСКИЙ
ЯЗЫК

5 мин.

-

Перемена 15-20 минут

4-ый

ИСТОКИ

ИЗО

При составлении расписания производится компоновка модулей в блоки

5 слайд  

           Следуя данным таблицы можно отметить, что для учащихся 1–4 классов первые три блока (2 по 30 мин.) или три предмета в расписании первой смены могут нести самую высокую нагрузку
Однако учитель должен хорошо представлять себе, что во второй тридцати минутке второго блока и в первой тридцати минутке третьего блока может наступить спад умственной активности учащихся, который в третьем блоке сменится новым подъемом работоспособности, и УЖЕ  с учетом этих обстоятельств планировать формы и виды деятельности школьников.

 

6 слайд                          Реализация блочно-модульной технологии

Реализация блочно-модульной технологии обучения в начальной школе требует кропотливой работы И над структурированием САМОГО содержания образования, в основе которой — алгоритм перестрОЕНИЯ И  учебного материала.

7 слайд                             Переструктурирование материала

Переструктурирование материала заключается в четко определенном порядке использования многообразных форм работы с учебным материалом и форм организации учебно-познавательной деятельности.

8 слайд                        БЛОК                            МОДУЛИ

ПЕРЕСТРАИВАЕТСЯ И ВЕСЬ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ САМОГО УЧЕБНИКА-группируется в блоки. Блок уже делится на модули.
Далее  строится технологическая карта урока-блока и технологическая карта каждого модуля

9 слайд    

Модули - 30-ти мин. уроки, сконструированные учителем в целостный блок. Модули находятся во взаимной связи между собой.  Цель каждого модуля подчиняется цели БЛОКА

10 слайд        1 МОДУЛЬ (1-2 урока)
Тип урока: Урок формирования новых знаний

   Устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий

Уроки формирования новых знаний конструируются в формах:
            урок-лекция;

  • урок-путешествие;
  • урок-исследование;
  • урок-экскурсия;
  • мультимедиа- урок;
  • проблемный урок.

11 слайд    Урок формирования новых знаний

Цель: формирования знаний - организация работы по усвоению  понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.

Структура урока сочетает этапы:
организационный, постановка цели, актуализация знаний, введение знаний, обобщение и систематизация знаний, подведение итогов обучения, определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению.

Традиционный урок решает общеобразовательную задачу - вооружить учеников знаниями и строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе.

При блочно – модульной системе обучения формируются знания на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения. Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, используются разнообразные источники, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная.

На таких уроках создаются условия для полного развития личности учащегося.

12 слайд             2  МОДУЛЬ (2-4 урока)
Тип урока: Урок обучения умениям и навыкам          ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ

Использование теоретического материала при выполнении типовых упражнений: самостоятельные и практические работы, где учащиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискутируют.

Урок обучения умениям и навыкам предусматривает формы:

  • урок-практикум;  урок-сочинение; урок-диалог;
  • урок - деловая или ролевая игра;
  • комбинированный урок.

13 слайд              Урок обучения умениям и навыкам 

Цель данного типа урока: Выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой; применение знаний на практике.

Структура урока включает этапы: организационный, постановка цели, проверка домашнего задания и актуализация знаний, выполнение задач стандартного, творческого типа, контроль сформированности умений и навыков, определение домашнего задания.

На уроке формирования умений и навыков в качестве основных источников знаний используются учебники, сборники задач, наборы раздаточного и дидактического материала, мультимедиа, интернет-технологии. Управляя учебной деятельностью учащихся, учитель широко пользуется методами стимулирования, оперативного контроля. Здесь особенно четко реализуются корректирующие и контрольные функции урока.

Деятельность учителя специфична. Спланировав работу учащихся заранее, он осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их деятельность.

Уроки применения знаний на практике строятся на сочетании парной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы. На таких уроках дети связывают теорию с практикой.

14 слайд        3 МОДУЛЬ (1-2 УРОКА)
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Предварительный контроль знаний.
(возможна работа с компьютером или индивидуальные карточки задания, тесты).

Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.

Формы данного типа урока:
повторительно-обобщающий урок; диспут; урок-консультация; игра (конкурс, викторина); театрализованный урок; заключительная экскурсия.

15 слайд       Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Цель: более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

Структура урока строится на сочетании этапов: организационный, постановка цели, оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведение итогов и формулирование выводов, определение и разъяснение домашнего задания.

Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы. К ним можно отнести итоговые уроки.

Задачи таких уроков, выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме : обобщить материал как систему знаний.

На уроке повторения и систематизации знаний учащиеся включаются в различные виды деятельности. Проводятся беседы, дискуссии, лабораторные работы, практикуется выполнение заданий, решение задач, наряду с беседой включаются краткие сообщения учащихся. Можно заранее подготовить задаНИЯ творческого характера, позволяющие по-новому взглянуть на ранее изученное.

16 слайд        4  МОДУЛЬ (1-2 урока)
Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений

Оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля конструируются специальные уроки.
Учащимся предлагается контрольная или зачетная работы.

Формы урока:
урок-зачет;
защита творческих работ, проектов;
контрольная работа;
собеседование.

17 слайд   Урок контроля и проверки знаний и умений

Цель: Осуществить контроль обучения, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков.            

Урок устного контроля знаний                                  Урок письменного контроля знаний

18Слайд
Урок-блок русского языка по теме: СУФФИКС   ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ С ПОМОЩЬЮ СУФФИКСА, в который входят 4 параграфа учебника Учитывая, что на эту тему отводится 6 уроков (по 45 мин.), выстраиваются уже 30-ти минутные модули.

Чтобы использовать модульное обучение, составить правильно модульный урок, учителю нужно уметь:
1.  отбирать содержание учебного материала.
2. Составлять развивающие и обучающие модульные карточки.
3. Научиться составлять диагностические тесты.
4. Хорошо знать каждый этап урока (цель, содержание учебного материала, деят-ть уч-ся, вид проверки, итог, рефлексия)

19 слайд                                      Блочно-модульная технология     
Основной целью блочно-модульного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения.
Конкретные ожидаемые результаты:
-повышение качества образования, уменьшение количества  слабоуспевающих учащихся;
-овладение учащимися различными способами и формами деятельности на уроке;
-снижение утомляемости учеников в процессе учебы, обеспечение психологического комфорта, содействующего развитию способностей и общего интеллектуального потенциала ученика;
-уменьшение количества пропусков уроков учениками.

20 слайд            Блочно-модульная технология

ПРЕИМУЩЕСТВА        

ТРУДНОСТИ

1 Обучение в модуле заканчивается до наступления пика утомляемости.
2 Увеличение количества перемен и их продолжительности (снижение утомляемости)
3 Сокращение объема домашних заданий за счет уменьшения количества уроков в день (больше времени на отдых)
4 Снижение количества предметов в день (уменьшается вес портфеля)
5 Наличие дополнительных возможностей для проведения диагностики и контроля
6 Сокращение количества подготовок у учителя и проверок тетрадей.

Изменения учебного плана, программно-тематического планирования

Пересчет уроков на модули и объединение в блоки

Методические трудности педагогов при организации обучения по-новому

Трудности привыкания, учащихся к новому расписанию занятий

 Непонимание родителями преимуществ   перехода на блочно-модульную систему обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов коммуникативной технологии обучения в начальной школе

В  современном российском обществе учитель призван сыграть главную роль в формировании инновационного потенциала государства. Решить эту важнейшую государственную задачу сможет только творчески р...

Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе

В  современной  школе  чаще  всего  условия  сохранения  здоровья  понимаются  и  соблюдаются  лишь  в  отноше...

Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе.

В данной статье расмотрены принципы здоровьесберегающей педагогики, применение ЗОТ в начальной школе....

Компьютерные (новые информационные технологии) обучения в начальной школе.

      Во многих отраслях знаний сейчас идёт поиск особых, устойчивых, сохраняю­щих структур, взаимоотношений и взаимосвязей. Совершено необходимым становится подход к изучению зн...

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Основная задача современной школы – вовлечение учащихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности ...

Мастер - класс Современные технологии обучения в начальной школе.

Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира. В работе рассматривае...

презентация «Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС».

презентация «Использование современных технологий обучения  в начальной школе в процессе реализации ФГОС»....