Использование элементов коммуникативной технологии обучения в начальной школе
презентация по теме

Киржинова Саида Аскербиевна

В  современном российском обществе учитель призван сыграть главную роль в формировании инновационного потенциала государства. Решить эту важнейшую государственную задачу сможет только творчески работающий учитель, владеющий современными педагогическими и информационными технологиями, вовлечённый в систему непрерывного педагогического образования и постоянного самосовершенствования

Скачать:


Предварительный просмотр:

С.А.Киржинова,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №1» а.Кошехабль

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В  современном российском обществе учитель призван сыграть главную роль в формировании инновационного потенциала государства. Решить эту важнейшую государственную задачу сможет только творчески работающий учитель, владеющий современными педагогическими и информационными технологиями, вовлечённый в систему непрерывного педагогического образования и постоянного самосовершенствования.

В большинстве школ в том или ином виде осуществляется инновационная деятельность: разрабатываются и реализуются программы развития школ, ведется экспериментальная работа, осваиваются новые образовательные программы и технологии. Не является исключением и инновационная деятельность муниципального образовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа № 1» аула Кошехабль, педагогический коллектив которого раскрывает способности каждого ученика, воспитывает личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Как отметил Президент РФ Д. А. Медведев в Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации, именно в этом и состоит главная задача современной школы и учителя.

Речь человека – это показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее, образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества. Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому коммуникативная технология обучения в наше время является инновационной.

Ладыженская Т.А. во введении к книге «Речь. Речь. Речь» справедливо указывает, что «культура – культурный человек – культура речевого поведения» неразрывно связаны и «культура речевого поведения – проявление общей культуры человека».

Программа развивающего обучения  «Начальная школа XXI века» по русскому языку в младших классах предусматривает обязательное ознакомление учащихся с основными формами речевого этикета как одного из важных элементов общей и речевой культуры.

Стандарты второго поколения ориентированы на то, чтобы ребенок научился учиться, открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний, и успех в этом процессе заряжал бы его новой энергией, которая способна заметно улучшить его исходные интеллектуальные показатели.

Время не стоит на месте, и на смену многословным беседам, зубрежки, всякого рода назиданиям пришли нетрадиционные формы обучения: интегрированные уроки, уроки смеха, уроки наблюдения, постановка проблемных вопросов и т.д. Такие уроки нравятся детям, вызывают у них интерес к познанию, дают им много нового, полезного, в них содержится большой эмоциональный заряд.

        Процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы. Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит. (Например, сколько бы ребенок ни листал книжку, пока он сам не запомнит буквы, не научится складывать из них слова   – никакого навыка чтения  у него не сформируется). Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Иными словами, учителям необходимо создавать для детей специальные учебные ситуации, которые помогают формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий, позволяющие ему быть «компетентным» в различных условиях.

        Например: Устная презентация. Учащиеся представляют:

  1. устный критический анализ произведения;
  2. отчет по проведенному исследованию на тему «Какие сказки мы любим?»;
  3. сообщения о встрече с ветераном Великой Отечественной войны;
  4. пресс-конференции по теме или событию, вызывающим общий интерес (короткое выступление эксперта и ответы на вопросы).

        То, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка, а учебная ситуация в литературном чтение качественно отличается от учебной ситуации в математике. Поэтому учебные ситуации проектируются с учетом возрастных особенностей ребенка, специфики учебного предмета и меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться только при активном участии педагога).  

        Учителя начальных классов работают над созданием банка таких учебных ситуаций. И это является одной из важнейших задач технологии достижения планируемых результатов.

Комплект учебников УМК "Начальная школа XXI века" реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. В нем  много заданий, развивающих умения работы с книгой и с дополнительной литературой, предусмотрены библиотечные уроки.

Необходимо не только обучить детей технике чтения, но и воспитать увлечённого читателя. Ведь научиться  складывать   из букв слова и  овладеть  техникой чтения  ещё не значит  стать  читателем.

         В  процессе  чтения  необходимо  развивать способности детей, их  интеллект,  эстетические  потребности  и  эмоциональную отзывчивость. Главное – организовать  процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего  развития.

Библиотечные уроки предоставляют широкие возможности для привития обучающимся интереса к книге и формирования умения читать с удовольствием.  Формы проведения разнообразны. Это и обсуждение книг, и читательские конференции, и устные журналы, и конкурсы, и литературные праздники, а так же  организация  занятий  с элементами  театрализации. При этом не стоит забывать и об учебных ситуациях.

Например: Берем интервью у книжного героя. Работая в паре, учащиеся знакомятся с новым произведением, после чего берут друг у друга интервью. Во время интервью один из ребят выступает в роли книжного героя.

        Ежедневная работа в этом направлении дает положительные результаты. Выпускники начальной школы  умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу; понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника; умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал; активно участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог; а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.

        Успех в овладении языком обучения является важнейшим условием общей успешности образования школьников, то есть владение устной и письменной речью выступает не только как специальное учебное умение, но и как важнейшее общеучебное, необходимое для изучения любого предмета начальной школы.

Литература:

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования /Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя /Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Педагогика, 1990 г. – 336 с.
  3. Сухомлинский В.А., Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа,1974 г.-288с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация «Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС».

презентация «Использование современных технологий обучения  в начальной школе в процессе реализации ФГОС»....

Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС

Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Конечно же ум...

«Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС"

Основной задачей учителя является создание на уроке образовательной среды, где каждому ученику было бы комфортно и интересно добывать новые знания вместе с учителем. Учитель в этом случае выступает в ...

Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС

Использование современных пед.технологий  в работе позволяет мне добиваться высокого качества обучения. способствует  развитию познавательной активности....

Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС.

В своей статье я использую следующие технологии: технологию критического мышления, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровую технологию, технологию проблемного и дифференцированного...

«Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС»

Традиционные методы в современных условиях обучения не дают высоких результатов,поэтому я рекомендую внедрять в практику обучения инновационные формы....