Разработка учебно-методические материалы по теме «Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в в условиях введения ФГОС .
методическая разработка на тему
В Стандартах II поколения сформулированы требования к современному учителю:
во-первых, это профессионал, который
- демонстрирует универсальные и предметные способы действий
- инициирует действия учащихся
- консультирует и корректирует их действия
- находит способы включения в работу каждого ученика
- создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.
В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно- деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта.
Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
Системно- деятельностный подход служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.
Системно - деятельностный подход – методологическая основа стандарта
начального общего образования нового поколения. Мы должны понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания.
Деятельностный подход лежит в основе развивающего образования. В учебно-методическом комплекте на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.
Главная задача при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Современные педагогические интерактивные технологии являются средством реализации системно-деятельностного подхода
Метапредметные УУД:
Познавательные.
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
Познавательные УУД– включают в себя: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы
Приёмы:
Перепутанные логические цепочки.
«Пусть говорят»
Чтение с пометками» или «инсерт».
Постановка вопросов на установление причинно – следственных связей.
«Инфо – угадай-ка».
Перепутанные логические цепочки
1 класс. Тема «Почему Солнце светит светит днём , а звёзды ночью?»
Выбери признаки Солнца:
· нагрев,
- круг,
- шар,
- горячо,
- холодно,
- тепло,
- далеко,
- близко
- Для описания какого объекта Солнечной системы подходят эти слова?
- Расскажите по картинке о Солнце.
- Почему Месяц ( Луну) называют братом Солнца ?
-В каком произведении А.Пушкина главный герой обращается к небесным объектам?
Прием : «Как это понять ».
Технология проведения: озвучивается эпиграф урока и попросить учащихся ответить на вопрос: «Как вы понимаете эти слова?»
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, повторение отличительных особенностей басни.
Литературное чтение. 2 класс Тема : « Басни И.А.Крылова»
Из басни И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей»
« Ты всё пела ?это дело: Так поди же, попляши!»
- Откуда эти строчки?
- Где можно встретить это изречение в конце или в начале басни?
- Как называется такое высказывание в басне?
- Как вы понимаете эти слова?
- Какую пословицу можно подобрать к этой морали из басни Крылова?
Приём: « Чтение с пометочками»
Учащиеся читают текст в учебнике, ставят на полях соответствующие знаки.
Пометки могут быть следующие:
- Знаком «зн.» (зн.) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.
- Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
Знаком «вопросы» (??) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
+ Знаком « плюс» отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
Чтение с пометочками».
Окружающий мир 2 класс
Тема: « Как нужно правильно питаться.»
Познавательные: чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из текста.
- Найди в тексте ответ на вопрос: зачем нужны нашему организму витамины?
- Чтение с пометочками» .
- Постановка вопросов, устанавливающих причинно – следственные связи.
Более ста лет назад русский врач Н.И. Лунин доказал, что организм любого живого существа нуждается в витаминах. Одних животных он кормил пищей, в которой не было витаминов, а в пищу других их добавлял. Оказалось, что животные, которые не получали витаминов, быстро погибали.
Недаром слово витамин происходит от латинского слова вита, что означает «жизнь».
Работа над вопросами, устанавливающих причинно – следственные связи.
Выделяется шесть типов оценочных вопросов:
- Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
- Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что ….?», «Если я правильно понял, то ..?».Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того что он только что сказал.
- Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно—следственных связей.
- Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. « Как бы вы поступили…?»
- Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. « Что бы изменилось.., если бы..?
· Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что – хорошо, а то – плохо?»
Приём:«Информируй – угадай!»
Познавательные УУД: представление нового материала; структурирование материала; оживление внимания учащихся
Технология проведения:
На доске лист ватмана, на котором учитель вписал тему урока и изобразил небо. У учащихся картинки по теме. В ходе беседы учитель и учащиеся помещают на небо, что назовут учащиеся.
Окружающий мир
2 класс. Тема: « Звёздное небо»
Математика
1 класс. Тема: « Ломаная»
Познавательная деятельность: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
- Составь предложения.
Используй слова длиннее, короче.
1 класс. Тема: « Число 10»
Познавательная деятельность: моделирование.
-Возьми 10 фишек разного цвета. Сколько может быть синих фишек? Сколько белых?
2класс. Тема: « Переместительное свойство сложения »
Познавательная деятельность: выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Регулятивная учебная деятельность – это научить детей выбирать цель деятельности, действовать по плану, сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результат.
Приёмы:
- рассказ- предположение по ключевым словам;
- «План действий»
- « Мозговой «штурм»
- Верные и ложные утверждения
- «Верите ли вы, что…»
Рассказ- предположение по ключевым словам.
3 класс.Окружающий мир.
Тема: «Органы чувств»
Отгадай.
· Пальцы
· Язык
· Нос
· О чем пойдет речь на уроке?
( Выскажи свое предположение, используя эти слова.)
Прием «План действий»
Технология проведения: предлагается ученикам составить план работы над темой урока. Алгоритм повторения они записывают на листочках, некоторые ученики озвучивают их. Листочки остаются на столах, они понадобятся в конце урока.
Русский язык. 3 класс. Тема: « Повторяем правописание парных согласных в корне слова»
- Составить план повторения. ( Алгоритм правописания парных согласных в корне слова)
- Что необходимо нам повторить на уроке?
Если кто- нибудь из ребят забыл материал, можно дать образец и попросить их исправить и дать оценку своей деятельности.
Приём «Мозговой штурм»:
« Что полезнее – есть много или мало?
Чем больше идей выскажут ученики, тем выше будет интерес к изучаемой теме.
«Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников, но также и формирует нестандартное мышление.
Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов.
Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Приём «Верите ли вы, что…»
( Такой прием можно использовать при проверке домашнего задания)
Класс делится на две команды.
Одна команда высказывает невероятные предположения, а другая анализирует их.
Например: 4 класс. Тема. «Земля -кормилица»
1 команда:- Верите ли вы, что если есть перегной в почве , то, значит, плодородная почва?
2 команда:- Верите ли вы, что растения, животные и микроорганизмы участвуют в повышении плодородия почвы?
Верные и ложные утверждения.
2 класс по теме: «Какие бывают растения»
- Растения – первичный источник всего живого на Земле.
- Вся наша планета имеет разнообразными растениями.
- Растения - организмы, составляющие одно из царств неживой природы.
- Растения- организмы, составляющие одно из царств живой природы
Работа над кластером
Регулятивная деятельность: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Тема « Растения - живые существа»
Выбери слова из карточки, доказывающие, что растение - живые существа.
Окружающий мир. 2 класс.
Тема : « Режим дня».
Рубрика « Вспомни: это ты уже знаешь»
Регулятивная деятельность: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно ( целеполагание).
-Что такое режим дня? Для чего он нужен ?
Окружающий мир. 4 класс.
Тема: « Пищеварительная система.»
Рубрика « Вспомни изученный материал»
- Для чего человеку необходимо регулярно питаться? Объясни значение витаминов для человека, если известно, что слово « витамин» происходит от латинского слова «вита», что означает
- « жизнь».
- Русский язык. Тема: « Имена существительные».
- Рубрика « Давай подумаем».
- Регулятивная деятельность: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. ( оценка)
- - Витя утверждает, что у слов каждой строчки род одинаковый. Согласишься ли ты с ним?
- зерно - зернышко — среднего рода
- сестра - сестрица - сестренка — женского рода
- книга - книжечка — женского рода
Математика. 1класс. Тема: « Перестановка слагаемых при сложении.»
Рубрика « Обсудим вместе»
Регулятивная деятельность:внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия. ( коррекция)
- Какое действие выполняют Пантера и Лиса?
- Что делает каждый?
- Получатся ли у них одинаковые ответы? Проверь.
Математика 4 класс. Тема: « Скорость»
Регулятивная деятельность:предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик (прогнозирование)
-Пантера и Лиса соревновались в беге.
Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы.
- Какова длина дистанции?
- За какое время пробежал эту дистанцию Пантера и за какое время — Лиса?
- Вычислите, сколько метров за одну секунду пробегал каждый из спортсменов.
- Кто из них бежал быстрее?
- Поясните свой ответ.
Коммуникативная учебная деятельность
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий
- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Приемы:
«Визитная карточка»
«Преодолей себя»
Дальтон-задание.( Дальтон – технология основывается на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество)
Прием: «Визитная карточка»
Технология проведения: Учитель предлагает учащимся разделиться на группы по ответам на поставленный вопрос.
-Что в природе могло подсказать человеку идею создания разных предметов?
Каждая группа заполняет таблицу, записывает свои доказательства и вывешивает на доску.
« Окружающий мир» ч. 1, 3 класс Рубрика « Выскажи предположения. С. 30
Прием «Преодолей себя»
Технология проведения: Учащиеся выполняют работу. После ее завершения меняются тетрадями с соседом по лицу или плечу и обмениваются своими мнениями.
Дальтон-задание по предмету « Окружающий мир» 3 класс
Обобщающий урок по теме: «Растительный мир Земли»
Технология проведения: Учитель объявляет тему и цели урока для детей. Учащиеся получают инструктаж по организации работы по Дальтон-заданию (листы у каждого ученика).
Задание 1. Прочитай тексты, рассмотри рисунки. Согласишься ли ты с таким выводом: растения встречаются на Земле повсюду и живут в разных условиях? («Большая Детская Энциклопедия. Растения»)
Задание 2. Напиши свои рассуждения по тексту о розе . Согласен ли ты с тем, что розу можно сравнить с самым красивым животным. Почему?
( Учебник, стр 58)
Работа в парах.
Задание 3 Составьте кластер «Разнообразие растений на Земле» ( Учебник, интернет,
« Растения. Моя первая энциклопедия»
Задание 4. Составьте памятку о бережном отношении к растениям.
( Учебник, интернет, « Растения. Моя первая энциклопедия»
Задание 5. Составьте научное сообщение об одном из видов растений
по плану:
- Внешний вид растения, эскиз его.
- Место обитания
- Размножение
- Интересные факты ( Учебник, интернет, « Растения. Моя первая энциклопедия»
В конце урока подводятся итоги работы. Выводы по теме.
Что понравилось?
Что вызвало трудности? Над чем следует еще поработать?
Окружающий мир. 2 класс
Тема: «Умеешь ли ты есть?»
Коммуникативная деятельность: согласование действий с партнером, построение речевых высказываний.
1.Поиграй с друзьями в игру «Ждем гостей».
- Разыграйте сценки: «Накрываем стол для обеда» (для чаепития; для ужина).
2.Рассмотри рисунки и расскажи, какое поведение вызывает у тебя приятные, а какое — неприятные чувства.
Личностная учебная деятельность- отражает систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.
Приёмы
Упражнение «От обратного»
Продолжить размышление:
«Что было бы, если бы человек не мог иметь обоняние, осязание?»
Арт-технология
Прием «Синквейн»
Прием «ХИМС»
Рубрика «Пофантазируй, придумай свою сюжетную историю».
- Выбери для каждого времени года «свой главный» цвет. Сочини небольшой рассказ: « Я вошла в зимний лес. Меня очаровало …»
Арт-урок строится по алгоритму «Что будет, если...».
Учащиеся могут общаться, помогать друг другу, рассуждать, слушать свой внутренний голос и самовыражаться.
Примеры арт-уроков: театрализованный урок, урок имитационного моделирования, урок диалога, заочные путешествия, уроки предметного рисования, учебные игры.
Синквейн – быстрый, мощный инструмент для рефлексирования, синтеза ,обобщения понятий, информации и развития речи. Он позволяет научить школьников излагать личное отношение к изучаемой теме.
- 1 строка- 1 существительное (мастер - класс)
- 2 строка- 2 прилагательных ( какой?)
- 3 строка- 3 глагола (Что он делает? )
- 4 строка- предложение ( о мастер - классе)
- 5 строка- 1 слово-резюме
( Одно значимое слово о мастер- классе)
Зима
Холодное, морозное
Гулять, играть, лепить.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!
Зима
Холодная, морозная
Разукрашивает, замораживает, бодрит.
Природа засыпает.
Споки-споки!
Что такое «ХИМС»?
Технология проведения: Этот метод позволяет учителю быстро выяснить впечатления учеников по следующим вопросам, начальные буквы которых составляют это не очень понятное название метода:
- – Хорошо…
- – Интересно…
- – Мешало…
- –С Собой возьму…
Каждый ученик должен ответить на эти вопросы (написать на листочках), включая и свое личное впечатление, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_universitet.docx | 41.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка учебно-методические материалы по теме «Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в в условиях введения ФГОС .
В Стандартах II поколения сформулированы требования к современному учителю:
во-первых, это профессионал, который
- демонстрирует универсальные и предметные способы действий
- инициирует действия учащихся
- консультирует и корректирует их действия
- находит способы включения в работу каждого ученика
- создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.
В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно- деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта.
Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
Системно- деятельностный подход служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.
Системно - деятельностный подход – методологическая основа стандарта
начального общего образования нового поколения. Мы должны понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания.
Деятельностный подход лежит в основе развивающего образования. В учебно-методическом комплекте на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.
Главная задача при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Современные педагогические интерактивные технологии являются средством реализации системно-деятельностного подхода
Метапредметные УУД:
Познавательные.
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
Познавательные УУД– включают в себя: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы
Приёмы:
Перепутанные логические цепочки.
«Пусть говорят»
Чтение с пометками» или «инсерт».
Постановка вопросов на установление причинно – следственных связей.
«Инфо – угадай-ка».
Перепутанные логические цепочки
1 класс. Тема «Почему Солнце светит светит днём , а звёзды ночью?»
Выбери признаки Солнца:
- нагрев,
- круг,
- шар,
- горячо,
- холодно,
- тепло,
- далеко,
- близко
- Для описания какого объекта Солнечной системы подходят эти слова?
- Расскажите по картинке о Солнце.
- Почему Месяц ( Луну) называют братом Солнца ?
-В каком произведении А.Пушкина главный герой обращается к небесным объектам?
Прием : «Как это понять ».
Технология проведения: озвучивается эпиграф урока и попросить учащихся ответить на вопрос: «Как вы понимаете эти слова?»
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, повторение отличительных особенностей басни.
Литературное чтение. 2 класс Тема : « Басни И.А.Крылова»
Из басни И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей»
« Ты всё пела ?это дело: Так поди же, попляши!»
- Откуда эти строчки?
- Где можно встретить это изречение в конце или в начале басни?
- Как называется такое высказывание в басне?
- Как вы понимаете эти слова?
- Какую пословицу можно подобрать к этой морали из басни Крылова?
Приём: « Чтение с пометочками»
Учащиеся читают текст в учебнике, ставят на полях соответствующие знаки.
Пометки могут быть следующие:
- Знаком «зн.» (зн.) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.
- Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
Знаком «вопросы» (??) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
+ Знаком « плюс» отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
Чтение с пометочками».
Окружающий мир 2 класс
Тема: « Как нужно правильно питаться.»
Познавательные: чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из текста.
- Найди в тексте ответ на вопрос: зачем нужны нашему организму витамины?
- Чтение с пометочками» .
- Постановка вопросов, устанавливающих причинно – следственные связи.
Более ста лет назад русский врач Н.И. Лунин доказал, что организм любого живого существа нуждается в витаминах. Одних животных он кормил пищей, в которой не было витаминов, а в пищу других их добавлял. Оказалось, что животные, которые не получали витаминов, быстро погибали.
Недаром слово витамин происходит от латинского слова вита, что означает «жизнь».
Работа над вопросами, устанавливающих причинно – следственные связи.
Выделяется шесть типов оценочных вопросов:
- Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
- Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что ….?», «Если я правильно понял, то ..?».Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того что он только что сказал.
- Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно—следственных связей.
- Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. « Как бы вы поступили…?»
- Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. « Что бы изменилось.., если бы..?
- Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что – хорошо, а то – плохо?»
Приём:«Информируй – угадай!»
Познавательные УУД: представление нового материала; структурирование материала; оживление внимания учащихся
Технология проведения:
На доске лист ватмана, на котором учитель вписал тему урока и изобразил небо. У учащихся картинки по теме. В ходе беседы учитель и учащиеся помещают на небо, что назовут учащиеся.
Окружающий мир
2 класс. Тема: « Звёздное небо»
Математика
1 класс. Тема: « Ломаная»
Познавательная деятельность: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
- Составь предложения.
Используй слова длиннее, короче.
1 класс. Тема: « Число 10»
Познавательная деятельность: моделирование.
-Возьми 10 фишек разного цвета. Сколько может быть синих фишек? Сколько белых?
2класс. Тема: « Переместительное свойство сложения »
Познавательная деятельность: выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Регулятивная учебная деятельность – это научить детей выбирать цель деятельности, действовать по плану, сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результат.
Приёмы:
- рассказ- предположение по ключевым словам;
- «План действий»
- « Мозговой «штурм»
- Верные и ложные утверждения
- «Верите ли вы, что…»
Рассказ- предположение по ключевым словам.
3 класс.Окружающий мир.
Тема: «Органы чувств»
Отгадай.
- Пальцы
- Язык
- Нос
- О чем пойдет речь на уроке?
( Выскажи свое предположение, используя эти слова.)
Прием «План действий»
Технология проведения: предлагается ученикам составить план работы над темой урока. Алгоритм повторения они записывают на листочках, некоторые ученики озвучивают их. Листочки остаются на столах, они понадобятся в конце урока.
Русский язык. 3 класс. Тема: « Повторяем правописание парных согласных в корне слова»
- Составить план повторения. ( Алгоритм правописания парных согласных в корне слова)
- Что необходимо нам повторить на уроке?
Если кто- нибудь из ребят забыл материал, можно дать образец и попросить их исправить и дать оценку своей деятельности.
Приём «Мозговой штурм»:
« Что полезнее – есть много или мало?
Чем больше идей выскажут ученики, тем выше будет интерес к изучаемой теме.
«Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников, но также и формирует нестандартное мышление.
Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов.
Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Приём «Верите ли вы, что…»
( Такой прием можно использовать при проверке домашнего задания)
Класс делится на две команды.
Одна команда высказывает невероятные предположения, а другая анализирует их.
Например: 4 класс. Тема. «Земля -кормилица»
1 команда:- Верите ли вы, что если есть перегной в почве , то, значит, плодородная почва?
2 команда:- Верите ли вы, что растения, животные и микроорганизмы участвуют в повышении плодородия почвы?
Верные и ложные утверждения.
2 класс по теме: «Какие бывают растения»
- Растения – первичный источник всего живого на Земле.
- Вся наша планета имеет разнообразными растениями.
- Растения - организмы, составляющие одно из царств неживой природы.
- Растения- организмы, составляющие одно из царств живой природы
Работа над кластером
Регулятивная деятельность: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Тема « Растения - живые существа»
Выбери слова из карточки, доказывающие, что растение - живые существа.
Окружающий мир. 2 класс.
Тема : « Режим дня».
Рубрика « Вспомни: это ты уже знаешь»
Регулятивная деятельность: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно ( целеполагание).
-Что такое режим дня? Для чего он нужен ?
Окружающий мир. 4 класс.
Тема: « Пищеварительная система.»
Рубрика « Вспомни изученный материал»
- Для чего человеку необходимо регулярно питаться? Объясни значение витаминов для человека, если известно, что слово « витамин» происходит от латинского слова «вита», что означает
- « жизнь».
- Русский язык. Тема: « Имена существительные».
- Рубрика « Давай подумаем».
- Регулятивная деятельность: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. ( оценка)
- - Витя утверждает, что у слов каждой строчки род одинаковый. Согласишься ли ты с ним?
- зерно - зернышко — среднего рода
- сестра - сестрица - сестренка — женского рода
- книга - книжечка — женского рода
Математика. 1класс. Тема: « Перестановка слагаемых при сложении.»
Рубрика « Обсудим вместе»
Регулятивная деятельность:внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия. ( коррекция)
- Какое действие выполняют Пантера и Лиса?
- Что делает каждый?
- Получатся ли у них одинаковые ответы? Проверь.
Математика 4 класс. Тема: « Скорость»
Регулятивная деятельность:предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик (прогнозирование)
-Пантера и Лиса соревновались в беге.
Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы.
- Какова длина дистанции?
- За какое время пробежал эту дистанцию Пантера и за какое время — Лиса?
- Вычислите, сколько метров за одну секунду пробегал каждый из спортсменов.
- Кто из них бежал быстрее?
- Поясните свой ответ.
Коммуникативная учебная деятельность
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий
- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Приемы:
«Визитная карточка»
«Преодолей себя»
Дальтон-задание.( Дальтон – технология основывается на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество)
Прием: «Визитная карточка»
Технология проведения: Учитель предлагает учащимся разделиться на группы по ответам на поставленный вопрос.
-Что в природе могло подсказать человеку идею создания разных предметов?
Каждая группа заполняет таблицу, записывает свои доказательства и вывешивает на доску.
« Окружающий мир» ч. 1, 3 класс Рубрика « Выскажи предположения. С. 30
Прием «Преодолей себя»
Технология проведения: Учащиеся выполняют работу. После ее завершения меняются тетрадями с соседом по лицу или плечу и обмениваются своими мнениями.
Дальтон-задание по предмету « Окружающий мир» 3 класс
Обобщающий урок по теме: «Растительный мир Земли»
Технология проведения: Учитель объявляет тему и цели урока для детей. Учащиеся получают инструктаж по организации работы по Дальтон-заданию (листы у каждого ученика).
Задание 1. Прочитай тексты, рассмотри рисунки. Согласишься ли ты с таким выводом: растения встречаются на Земле повсюду и живут в разных условиях? («Большая Детская Энциклопедия. Растения»)
Задание 2. Напиши свои рассуждения по тексту о розе . Согласен ли ты с тем, что розу можно сравнить с самым красивым животным. Почему?
( Учебник, стр 58)
Работа в парах.
Задание 3 Составьте кластер «Разнообразие растений на Земле» ( Учебник, интернет,
« Растения. Моя первая энциклопедия»
Задание 4. Составьте памятку о бережном отношении к растениям.
( Учебник, интернет, « Растения. Моя первая энциклопедия»
Задание 5. Составьте научное сообщение об одном из видов растений
по плану:
- Внешний вид растения, эскиз его.
- Место обитания
- Размножение
- Интересные факты ( Учебник, интернет, « Растения. Моя первая энциклопедия»
В конце урока подводятся итоги работы. Выводы по теме.
Что понравилось?
Что вызвало трудности? Над чем следует еще поработать?
Окружающий мир. 2 класс
Тема: «Умеешь ли ты есть?»
Коммуникативная деятельность: согласование действий с партнером, построение речевых высказываний.
1.Поиграй с друзьями в игру «Ждем гостей».
- Разыграйте сценки: «Накрываем стол для обеда» (для чаепития; для ужина).
2.Рассмотри рисунки и расскажи, какое поведение вызывает у тебя приятные, а какое — неприятные чувства.
Личностная учебная деятельность- отражает систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.
Приёмы
Упражнение «От обратного»
Продолжить размышление:
«Что было бы, если бы человек не мог иметь обоняние, осязание?»
Арт-технология
Прием «Синквейн»
Прием «ХИМС»
Рубрика «Пофантазируй, придумай свою сюжетную историю».
- Выбери для каждого времени года «свой главный» цвет. Сочини небольшой рассказ: « Я вошла в зимний лес. Меня очаровало …»
Арт-урок строится по алгоритму «Что будет, если...».
Учащиеся могут общаться, помогать друг другу, рассуждать, слушать свой внутренний голос и самовыражаться.
Примеры арт-уроков: театрализованный урок, урок имитационного моделирования, урок диалога, заочные путешествия, уроки предметного рисования, учебные игры.
Синквейн – быстрый, мощный инструмент для рефлексирования, синтеза ,обобщения понятий, информации и развития речи. Он позволяет научить школьников излагать личное отношение к изучаемой теме.
- 1 строка- 1 существительное (мастер - класс)
- 2 строка- 2 прилагательных ( какой?)
- 3 строка- 3 глагола (Что он делает? )
- 4 строка- предложение ( о мастер - классе)
- 5 строка- 1 слово-резюме
( Одно значимое слово о мастер- классе)
Зима
Холодное, морозное
Гулять, играть, лепить.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!
Зима
Холодная, морозная
Разукрашивает, замораживает, бодрит.
Природа засыпает.
Споки-споки!
Что такое «ХИМС»?
Технология проведения: Этот метод позволяет учителю быстро выяснить впечатления учеников по следующим вопросам, начальные буквы которых составляют это не очень понятное название метода:
- – Хорошо…
- – Интересно…
- – Мешало…
- –С Собой возьму…
Каждый ученик должен ответить на эти вопросы (написать на листочках), включая и свое личное впечатление, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогическом совете по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО"
Доклад на педагогическом совете по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО"...
Выступление на тему "Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС"
Выступление на тему "Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС"...
«Системно- деятельностный подход и пути его реализации в условиях введения ФГОС»
«Системно- деятельностный подход и пути его реализации в условиях введения ФГОС»...
«Системно- деятельностный подход и пути его реализации в условиях введения ФГОС»
«Системно- деятельностный подход и пути его реализации в условиях введения ФГОС» презентация к сообщению...
« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."
« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...
Обобщение опыта по теме: "Проектно - исследовательская технология как реализация системно- деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов и на уроках ОРКСЭ в условиях перехода на ФГОС».
Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех период...
Приказ о подготовке и проведении педагогического совета по теме «Введение ФГОС ООО. Системно – деятельностный подход в условиях введения ФГОС нового поколения»
Выступление по теме: «Формирование УУД в условиях ФГОС второго поколения»...