Разработка учебно-методические материалы по теме «Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в в условиях введения ФГОС .
методическая разработка на тему

Лана Семенова

 

В  Стандартах  II поколения сформулированы требования к современному учителю:

во-первых, это профессионал, который  

  • демонстрирует универсальные и предметные способы действий
  • инициирует действия учащихся
  • консультирует и корректирует их действия
  • находит способы включения в работу каждого ученика
  • создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

 Во-вторых, это учитель, применяющий  развивающие технологии.

 В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

 Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно- деятельностного  подхода, который положен в основу Стандарта.

 Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя  в новой системе образования – это управлять процессом обучения,  а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания  на практике.

Системно- деятельностный подход  служит основой   реализации основной образовательной программы начального общего образования  и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание  решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.

Системно - деятельностный подход – методологическая основа стандарта
начального общего образования нового поколения.    Мы должны понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания.

Деятельностный подход лежит в основе развивающего образования. В  учебно-методическом комплекте на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.

Главная задача при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

 

 

 

 

 

Современные педагогические интерактивные  технологии являются средством  реализации  системно-деятельностного подхода

 

 Метапредметные УУД: 

Познавательные.

 Регулятивные
Коммуникативные

Личностные

Познавательные УУД– включают в себя: общеучебные,  логические, а также постановку и решение  проблемы

Приёмы:

Перепутанные логические цепочки.

«Пусть говорят»

Чтение с пометками» или «инсерт».

Постановка вопросов на установление причинно – следственных связей.

«Инфо – угадай-ка».

 

Перепутанные  логические  цепочки

1 класс. Тема «Почему Солнце светит  светит днём , а звёзды ночью?»

Выбери признаки Солнца:

·         нагрев,

  • круг,
  • шар,
  • горячо,
  • холодно,
  • тепло,
  • далеко,
  • близко

- Для описания какого объекта Солнечной системы   подходят эти слова?

- Расскажите по картинке о Солнце.

- Почему Месяц ( Луну) называют  братом Солнца ?

-В каком произведении А.Пушкина главный герой обращается к небесным объектам?

Прием : «Как это понять ».

Технология проведения: озвучивается  эпиграф урока и попросить учащихся ответить на вопрос: «Как вы понимаете эти слова?»

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, повторение  отличительных особенностей басни.

Литературное чтение. 2 класс  Тема : « Басни И.А.Крылова»

Из басни И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей»

« Ты всё пела ?это дело: Так поди же, попляши!»

  • Откуда эти строчки?
  •  Где можно встретить  это изречение в конце или в начале басни?
  • Как называется такое высказывание в басне?
  • Как вы понимаете эти слова?
  • Какую пословицу можно подобрать к этой морали из басни Крылова?

 

 

 

 

Приём: « Чтение с пометочками»

Учащиеся читают текст в учебнике, ставят  на полях  соответствующие знаки.

Пометки   могут   быть  следующие:

  •    Знаком «зн.» (зн.) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.
  •      Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

   Знаком «вопросы» (??) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

+    Знаком « плюс» отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Чтение с пометочками».

Окружающий мир 2 класс

  Тема: « Как нужно правильно питаться.»

Познавательные: чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из текста.

  • Найди  в тексте ответ  на вопрос:  зачем  нужны  нашему  организму  витамины? 
  • Чтение с пометочками» .
  • Постановка вопросов,  устанавливающих причинно – следственные связи.

 Более ста лет назад русский врач Н.И. Лунин доказал, что организм любого живого существа нуждается в витаминах. Одних животных он кормил пищей, в которой не было витаминов, а в пищу других их добавлял. Оказалось, что животные, которые не получали витаминов, быстро погибали.

Недаром  слово  витамин  происходит  от латинского  слова  вита, что означает  «жизнь».

Работа над вопросами,  устанавливающих причинно – следственные связи.  

Выделяется шесть типов оценочных вопросов:

  • Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты,                    вспомнить, воспроизвести некую информацию.
  • Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что ….?», «Если я правильно понял, то ..?».Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того что он только что сказал.
  • Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно—следственных связей.
  • Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. « Как бы вы поступили…?»
  • Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. « Что бы изменилось.., если бы..?

·         Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что – хорошо, а то – плохо?»

             Приём:«Информируй – угадай!»

Познавательные УУД: представление нового материала; структурирование материала; оживление внимания учащихся

Технология проведения:

На доске лист ватмана, на котором учитель вписал тему урока и изобразил небо. У учащихся картинки по теме.  В ходе беседы учитель и учащиеся помещают на небо, что назовут учащиеся.

 

 

Окружающий мир

2 класс. Тема: « Звёздное небо»

Математика

1 класс. Тема: « Ломаная»

Познавательная деятельность: осознанное и произвольное  построение речевого высказывания в устной форме.

  • Составь   предложения.

  Используй   слова   длиннее, короче.

            1 класс. Тема: « Число 10»

Познавательная деятельность: моделирование.

-Возьми 10 фишек разного цвета. Сколько может быть синих фишек? Сколько белых?

 

2класс. Тема: « Переместительное свойство сложения »

Познавательная деятельность: выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Регулятивная учебная деятельность –  это научить детей выбирать цель деятельности, действовать по плану, сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результат.

Приёмы:

  • рассказ- предположение по ключевым словам;
  • «План действий»
  • « Мозговой «штурм»
  •  Верные и ложные утверждения
  • «Верите ли вы, что…»

 

Рассказ- предположение по ключевым словам.

3 класс.Окружающий мир.

Тема: «Органы чувств»

 

Отгадай.

·       Пальцы

·       Язык

·       Нос

·       О чем пойдет речь на уроке?

( Выскажи свое предположение, используя эти слова.)

Прием «План действий»

Технология проведения: предлагается ученикам составить план работы над темой урока. Алгоритм повторения они записывают на листочках, некоторые ученики озвучивают их. Листочки остаются на столах, они понадобятся в конце урока.

Русский язык. 3 класс.  Тема: « Повторяем правописание парных согласных в корне слова»

  • Составить план повторения. ( Алгоритм правописания парных согласных в корне  слова)
  • Что необходимо нам повторить на уроке?

Если кто- нибудь  из ребят забыл материал, можно  дать образец и попросить их  исправить и дать оценку своей деятельности.

Приём «Мозговой штурм»:

« Что полезнее – есть много или мало?

Чем больше идей выскажут ученики, тем выше будет интерес к изучаемой теме.

«Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников, но также и формирует нестандартное мышление.

Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов.

Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Приём «Верите ли вы, что…»

( Такой прием можно использовать при проверке домашнего задания)  

Класс делится на две команды.

 Одна команда высказывает невероятные  предположения, а другая анализирует их.

Например: 4 класс. Тема. «Земля -кормилица»

1 команда:- Верите ли вы, что если есть  перегной в почве , то, значит, плодородная почва?

2 команда:- Верите ли вы, что растения, животные и микроорганизмы участвуют в повышении плодородия почвы?

 

Верные и ложные  утверждения.

2 класс по теме: «Какие бывают растения»

  • Растения – первичный источник всего живого на Земле.
  • Вся наша планета имеет  разнообразными растениями.
  • Растения - организмы, составляющие одно из царств неживой природы.
  • Растения- организмы, составляющие одно из царств живой природы

Работа над кластером

Регулятивная деятельность: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

                      Тема « Растения - живые существа»

Выбери слова из карточки, доказывающие, что растение - живые существа.

Окружающий мир. 2 класс.

Тема : « Режим дня».

Рубрика « Вспомни: это ты уже знаешь»

 Регулятивная деятельность:  постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно ( целеполагание).

-Что такое режим дня? Для чего  он нужен ?

                     

 Окружающий мир. 4 класс.

 Тема: « Пищеварительная система.»

Рубрика « Вспомни изученный материал»

  • Для чего человеку необходимо регулярно питаться? Объясни значение витаминов для человека, если известно, что слово « витамин» происходит от латинского слова «вита», что означает
  • « жизнь».
  • Русский язык.  Тема: « Имена существительные».
  • Рубрика « Давай подумаем».
  • Регулятивная деятельность: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. ( оценка)
  • Витя утверждает, что у слов каждой строчки род одинаковый. Согласишься ли ты с ним?
  •  зерно - зернышко — среднего рода
  •  сестра - сестрица -  сестренка — женского  рода
  •  книга - книжечка — женского рода

 

 

 

Математика. 1класс. Тема: « Перестановка слагаемых  при сложении.»

Рубрика « Обсудим вместе»

Регулятивная деятельность:внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия.  ( коррекция)

  • Какое действие выполняют Пантера и Лиса?
  • Что делает каждый?
  • Получатся ли у них одинаковые ответы? Проверь.

Математика 4 класс. Тема: « Скорость»

Регулятивная деятельность:предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик (прогнозирование)

-Пантера и Лиса соревновались в беге.

Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы.

  • Какова длина дистанции?
  • За какое время пробежал эту дистанцию Пантера и за какое время — Лиса?
  • Вычислите, сколько метров за одну секунду пробегал каждый из спортсменов.
  • Кто из них бежал быстрее?
  • Поясните свой ответ.

Коммуникативная учебная деятельность

К коммуникативным   действиям  относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
  • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий
  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

Приемы:

«Визитная карточка»

«Преодолей себя»

Дальтон-задание.( Дальтон – технология основывается  на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество)

Прием: «Визитная карточка»

Технология проведения:  Учитель предлагает учащимся разделиться  на группы по ответам на поставленный вопрос.

-Что в природе могло подсказать человеку идею создания разных предметов?

Каждая группа заполняет таблицу, записывает свои доказательства и вывешивает на доску.

« Окружающий мир» ч. 1, 3 класс Рубрика  « Выскажи предположения. С. 30

Прием «Преодолей себя»

Технология проведения:   Учащиеся выполняют работу. После ее завершения меняются тетрадями с соседом по лицу или плечу   и обмениваются своими мнениями.

Дальтон-задание по предмету « Окружающий мир»  3 класс

Обобщающий урок по теме: «Растительный мир Земли»

Технология проведения: Учитель объявляет тему и цели урока для детей. Учащиеся получают инструктаж по организации работы по Дальтон-заданию (листы у каждого ученика).

Задание 1.       Прочитай тексты, рассмотри рисунки. Согласишься ли ты с таким выводом: растения встречаются на Земле повсюду и живут в разных условиях?  («Большая Детская Энциклопедия. Растения»)

Задание 2. Напиши свои рассуждения по тексту о розе .  Согласен ли ты с тем, что розу можно сравнить с самым красивым животным. Почему?

( Учебник, стр 58)

Работа в парах.

Задание 3 Составьте кластер «Разнообразие растений на Земле» ( Учебник, интернет,

« Растения. Моя первая энциклопедия»

Задание 4. Составьте памятку   о бережном отношении к растениям.

( Учебник, интернет,  « Растения. Моя первая энциклопедия»

Задание 5.  Составьте научное сообщение об одном из видов  растений

по плану:

  • Внешний вид растения, эскиз его.
  •  Место обитания
  • Размножение
  • Интересные факты  ( Учебник, интернет, « Растения. Моя первая энциклопедия»

В конце урока подводятся итоги работы.  Выводы по теме.

 Что понравилось?

Что вызвало трудности?                 Над чем следует еще поработать?      

Окружающий  мир. 2 класс  

Тема: «Умеешь ли ты есть?»

Коммуникативная  деятельность:  согласование действий с партнером, построение   речевых высказываний.

 

1.Поиграй  с друзьями   в  игру  «Ждем гостей».

  •    Разыграйте  сценки:   «Накрываем  стол  для  обеда»   (для  чаепития;  для  ужина).

2.Рассмотри   рисунки   и   расскажи,   какое  поведение   вызывает   у   тебя   приятные,   а   какое   —   неприятные  чувства.

Личностная учебная деятельность- отражает систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего  мира.
Приёмы

Упражнение «От обратного»

Продолжить размышление:

«Что было бы, если бы человек не мог иметь обоняние, осязание?»

Арт-технология

Прием «Синквейн»

 Прием «ХИМС»

Рубрика «Пофантазируй, придумай свою сюжетную историю».

- Выбери для каждого времени года «свой  главный» цвет. Сочини небольшой рассказ: « Я вошла в зимний лес. Меня очаровало …»

Арт-урок строится по алгоритму «Что будет, если...».

Учащиеся могут общаться, помогать друг другу, рассуждать, слушать свой внутренний голос и самовыражаться.

Примеры арт-уроков: театрализованный урок, урок имитационного моделирования, урок диалога, заочные путешествия, уроки предметного рисования, учебные игры.

Синквейн – быстрый, мощный  инструмент для рефлексирования, синтеза ,обобщения понятий,  информации  и развития речи. Он позволяет научить школьников излагать личное отношение к изучаемой теме.

  • 1 строка-        1 существительное (мастер - класс)
  •   2 строка-        2 прилагательных  ( какой?)
  •   3 строка-        3 глагола  (Что он делает? )
  •   4 строка-        предложение   ( о мастер - классе)
  •   5 строка-        1 слово-резюме

(  Одно значимое  слово о мастер- классе)

Зима
Холодное, морозное
Гулять, играть, лепить.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!

Зима
Холодная, морозная
Разукрашивает, замораживает, бодрит.
Природа засыпает.
Споки-споки!

 

Что такое «ХИМС»?

Технология проведения:  Этот метод позволяет учителю быстро выяснить впечатления учеников по следующим вопросам, начальные буквы которых составляют это не очень понятное название метода:

  • – Хорошо…
  • – Интересно…
  • – Мешало…
  • –С Собой возьму

 Каждый ученик должен  ответить на эти вопросы (написать на листочках), включая и свое личное впечатление, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_universitet.docx41.12 КБ

Предварительный просмотр:


Разработка учебно-методические материалы по теме «Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в в условиях введения ФГОС  .

В  Стандартах  II поколения сформулированы требования к современному учителю:

во-первых, это профессионал, который  

  • демонстрирует универсальные и предметные способы действий
  • инициирует действия учащихся
  • консультирует и корректирует их действия
  • находит способы включения в работу каждого ученика
  • создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

 Во-вторых, это учитель, применяющий  развивающие технологии.

 В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

 Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно- деятельностного  подхода, который положен в основу Стандарта.

 Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя  в новой системе образования – это управлять процессом обучения,  а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания  на практике.

Системно- деятельностный подход  служит основой   реализации основной образовательной программы начального общего образования  и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание  решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.

Системно - деятельностный подход – методологическая основа стандарта
начального общего образования нового поколения.    Мы должны понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания.

Деятельностный подход лежит в основе развивающего образования. В  учебно-методическом комплекте на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.

Главная задача при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Современные педагогические интерактивные  технологии являются средством  реализации  системно-деятельностного подхода

 

 Метапредметные УУД: 

Познавательные.

 Регулятивные
Коммуникативные

Личностные

Познавательные УУД– включают в себя: общеучебные,  логические, а также постановку и решение  проблемы

Приёмы:

Перепутанные логические цепочки.

«Пусть говорят»

Чтение с пометками» или «инсерт».

Постановка вопросов на установление причинно – следственных связей.

«Инфо – угадай-ка».

Перепутанные  логические  цепочки

1 класс. Тема «Почему Солнце светит  светит днём , а звёзды ночью?»

Выбери признаки Солнца:

  • нагрев,
  • круг,
  • шар,
  • горячо,
  • холодно,
  • тепло,
  • далеко,
  • близко

- Для описания какого объекта Солнечной системы   подходят эти слова?

- Расскажите по картинке о Солнце.

- Почему Месяц ( Луну) называют  братом Солнца ?

-В каком произведении А.Пушкина главный герой обращается к небесным объектам?

Прием : «Как это понять ».

Технология проведения: озвучивается  эпиграф урока и попросить учащихся ответить на вопрос: «Как вы понимаете эти слова?»

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, повторение  отличительных особенностей басни.

Литературное чтение. 2 класс  Тема : « Басни И.А.Крылова»

Из басни И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей»

« Ты всё пела ?это дело: Так поди же, попляши!»

  • Откуда эти строчки?
  •  Где можно встретить  это изречение в конце или в начале басни?
  • Как называется такое высказывание в басне?
  • Как вы понимаете эти слова?
  • Какую пословицу можно подобрать к этой морали из басни Крылова?

Приём: « Чтение с пометочками»

Учащиеся читают текст в учебнике, ставят  на полях  соответствующие знаки.

Пометки   могут   быть  следующие:

  •    Знаком «зн.» (зн.) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.
  •      Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

   Знаком «вопросы» (??) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

+    Знаком « плюс» отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Чтение с пометочками».

Окружающий мир 2 класс

  Тема: « Как нужно правильно питаться.»

Познавательные: чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из текста.

  • Найди  в тексте ответ  на вопрос:  зачем  нужны  нашему  организму  витамины?  
  • Чтение с пометочками» .
  • Постановка вопросов,  устанавливающих причинно – следственные связи.

 Более ста лет назад русский врач Н.И. Лунин доказал, что организм любого живого существа нуждается в витаминах. Одних животных он кормил пищей, в которой не было витаминов, а в пищу других их добавлял. Оказалось, что животные, которые не получали витаминов, быстро погибали.

Недаром  слово  витамин  происходит  от латинского  слова  вита, что означает  «жизнь».

Работа над вопросами,  устанавливающих причинно – следственные связи.  

Выделяется шесть типов оценочных вопросов:

  • Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты,                    вспомнить, воспроизвести некую информацию.
  • Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что ….?», «Если я правильно понял, то ..?».Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того что он только что сказал.
  • Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно—следственных связей.
  • Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. « Как бы вы поступили…?»
  • Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. « Что бы изменилось.., если бы..?
  • Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что – хорошо, а то – плохо?»

             Приём:«Информируй – угадай!»

Познавательные УУД: представление нового материала; структурирование материала; оживление внимания учащихся

Технология проведения:

На доске лист ватмана, на котором учитель вписал тему урока и изобразил небо. У учащихся картинки по теме.  В ходе беседы учитель и учащиеся помещают на небо, что назовут учащиеся.

Окружающий мир

2 класс. Тема: « Звёздное небо»

Математика

1 класс. Тема: « Ломаная»

Познавательная деятельность: осознанное и произвольное  построение речевого высказывания в устной форме.

  • Составь   предложения.

  Используй   слова   длиннее, короче.

            1 класс. Тема: « Число 10»

Познавательная деятельность: моделирование.

-Возьми 10 фишек разного цвета. Сколько может быть синих фишек? Сколько белых?

2класс. Тема: « Переместительное свойство сложения »

Познавательная деятельность: выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Регулятивная учебная деятельность –  это научить детей выбирать цель деятельности, действовать по плану, сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результат.

Приёмы:

  • рассказ- предположение по ключевым словам;
  • «План действий»
  • « Мозговой «штурм»
  •  Верные и ложные утверждения
  • «Верите ли вы, что…»

Рассказ- предположение по ключевым словам.

3 класс.Окружающий мир.

Тема: «Органы чувств» 

Отгадай.

  • Пальцы
  • Язык
  • Нос
  • О чем пойдет речь на уроке?

( Выскажи свое предположение, используя эти слова.)

Прием «План действий»

Технология проведения: предлагается ученикам составить план работы над темой урока. Алгоритм повторения они записывают на листочках, некоторые ученики озвучивают их. Листочки остаются на столах, они понадобятся в конце урока.

Русский язык. 3 класс.  Тема: « Повторяем правописание парных согласных в корне слова»

  • Составить план повторения. ( Алгоритм правописания парных согласных в корне  слова)
  • Что необходимо нам повторить на уроке?

Если кто- нибудь  из ребят забыл материал, можно  дать образец и попросить их  исправить и дать оценку своей деятельности.

Приём «Мозговой штурм»:

« Что полезнее – есть много или мало?

Чем больше идей выскажут ученики, тем выше будет интерес к изучаемой теме.

«Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников, но также и формирует нестандартное мышление.

Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов.

Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Приём «Верите ли вы, что…»

( Такой прием можно использовать при проверке домашнего задания)  

Класс делится на две команды.

 Одна команда высказывает невероятные  предположения, а другая анализирует их.

Например: 4 класс. Тема. «Земля -кормилица»

1 команда:- Верите ли вы, что если есть  перегной в почве , то, значит, плодородная почва?

2 команда:- Верите ли вы, что растения, животные и микроорганизмы участвуют в повышении плодородия почвы?

 

Верные и ложные  утверждения.

2 класс по теме: «Какие бывают растения»

  • Растения – первичный источник всего живого на Земле.
  • Вся наша планета имеет  разнообразными растениями.
  • Растения - организмы, составляющие одно из царств неживой природы.
  • Растения- организмы, составляющие одно из царств живой природы

Работа над кластером

Регулятивная деятельность: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

                      Тема « Растения - живые существа»

Выбери слова из карточки, доказывающие, что растение - живые существа.

Окружающий мир. 2 класс.

Тема : « Режим дня».

Рубрика « Вспомни: это ты уже знаешь»

 Регулятивная деятельность:  постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно ( целеполагание).

-Что такое режим дня? Для чего  он нужен ? 

                     

 Окружающий мир. 4 класс.

 Тема: « Пищеварительная система.»

Рубрика « Вспомни изученный материал»

  • Для чего человеку необходимо регулярно питаться? Объясни значение витаминов для человека, если известно, что слово « витамин» происходит от латинского слова «вита», что означает
  • « жизнь».
  • Русский язык.  Тема: « Имена существительные».
  • Рубрика « Давай подумаем».
  • Регулятивная деятельность: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. ( оценка)
  • Витя утверждает, что у слов каждой строчки род одинаковый. Согласишься ли ты с ним?
  •  зерно - зернышко — среднего рода
  •  сестра - сестрица -  сестренка — женского  рода
  •  книга - книжечка — женского рода

Математика. 1класс. Тема: « Перестановка слагаемых  при сложении.»

Рубрика « Обсудим вместе»

Регулятивная деятельность:внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия.  ( коррекция)

  • Какое действие выполняют Пантера и Лиса?
  • Что делает каждый?
  • Получатся ли у них одинаковые ответы? Проверь.

Математика 4 класс. Тема: « Скорость»

Регулятивная деятельность:предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик (прогнозирование)

-Пантера и Лиса соревновались в беге.

Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы.

  • Какова длина дистанции?
  • За какое время пробежал эту дистанцию Пантера и за какое время — Лиса?
  • Вычислите, сколько метров за одну секунду пробегал каждый из спортсменов.
  • Кто из них бежал быстрее?
  • Поясните свой ответ.

Коммуникативная учебная деятельность

К коммуникативным   действиям  относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
  • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий
  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

Приемы:

«Визитная карточка»

«Преодолей себя»

Дальтон-задание.( Дальтон – технология основывается  на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество)

Прием: «Визитная карточка»

Технология проведения:  Учитель предлагает учащимся разделиться  на группы по ответам на поставленный вопрос.

-Что в природе могло подсказать человеку идею создания разных предметов?

Каждая группа заполняет таблицу, записывает свои доказательства и вывешивает на доску.

« Окружающий мир» ч. 1, 3 класс Рубрика  « Выскажи предположения. С. 30

Прием «Преодолей себя»

Технология проведения:   Учащиеся выполняют работу. После ее завершения меняются тетрадями с соседом по лицу или плечу   и обмениваются своими мнениями.

Дальтон-задание по предмету « Окружающий мир»  3 класс

Обобщающий урок по теме: «Растительный мир Земли»

Технология проведения: Учитель объявляет тему и цели урока для детей. Учащиеся получают инструктаж по организации работы по Дальтон-заданию (листы у каждого ученика).

Задание 1.       Прочитай тексты, рассмотри рисунки. Согласишься ли ты с таким выводом: растения встречаются на Земле повсюду и живут в разных условиях?  («Большая Детская Энциклопедия. Растения»)

Задание 2. Напиши свои рассуждения по тексту о розе .  Согласен ли ты с тем, что розу можно сравнить с самым красивым животным. Почему?

( Учебник, стр 58)

Работа в парах.

Задание 3 Составьте кластер «Разнообразие растений на Земле» ( Учебник, интернет,

« Растения. Моя первая энциклопедия»

Задание 4. Составьте памятку   о бережном отношении к растениям.

( Учебник, интернет,  « Растения. Моя первая энциклопедия»

Задание 5.  Составьте научное сообщение об одном из видов  растений

по плану:

  • Внешний вид растения, эскиз его.
  •  Место обитания
  • Размножение
  • Интересные факты  ( Учебник, интернет, « Растения. Моя первая энциклопедия»

В конце урока подводятся итоги работы.  Выводы по теме.

 Что понравилось?

Что вызвало трудности?                 Над чем следует еще поработать?      

Окружающий  мир. 2 класс  

Тема: «Умеешь ли ты есть?»

Коммуникативная  деятельность:  согласование действий с партнером, построение   речевых высказываний.

 

1.Поиграй  с друзьями   в  игру  «Ждем гостей».

  •    Разыграйте  сценки:   «Накрываем  стол  для  обеда»   (для  чаепития;  для  ужина).

2.Рассмотри   рисунки   и   расскажи,   какое  поведение   вызывает   у   тебя   приятные,   а   какое   —   неприятные  чувства.

Личностная учебная деятельность- отражает систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего  мира.
Приёмы

Упражнение «От обратного»

Продолжить размышление:

«Что было бы, если бы человек не мог иметь обоняние, осязание?»

Арт-технология

Прием «Синквейн»

 Прием «ХИМС»

Рубрика «Пофантазируй, придумай свою сюжетную историю».

- Выбери для каждого времени года «свой  главный» цвет. Сочини небольшой рассказ: « Я вошла в зимний лес. Меня очаровало …»

Арт-урок строится по алгоритму «Что будет, если...».

Учащиеся могут общаться, помогать друг другу, рассуждать, слушать свой внутренний голос и самовыражаться.

Примеры арт-уроков: театрализованный урок, урок имитационного моделирования, урок диалога, заочные путешествия, уроки предметного рисования, учебные игры.

Синквейн – быстрый, мощный  инструмент для рефлексирования, синтеза ,обобщения понятий,  информации  и развития речи. Он позволяет научить школьников излагать личное отношение к изучаемой теме.

  • 1 строка-        1 существительное (мастер - класс)
  •   2 строка-        2 прилагательных  ( какой?)
  •   3 строка-        3 глагола  (Что он делает? )
  •   4 строка-        предложение   ( о мастер - классе)
  •   5 строка-        1 слово-резюме

(  Одно значимое  слово о мастер- классе)

Зима
Холодное, морозное
Гулять, играть, лепить.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!

Зима
Холодная, морозная
Разукрашивает, замораживает, бодрит.
Природа засыпает.
Споки-споки!

Что такое «ХИМС»?

Технология проведения:  Этот метод позволяет учителю быстро выяснить впечатления учеников по следующим вопросам, начальные буквы которых составляют это не очень понятное название метода:

  • – Хорошо…
  • – Интересно…
  • – Мешало…
  • –С Собой возьму

 Каждый ученик должен  ответить на эти вопросы (написать на листочках), включая и свое личное впечатление, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО"

Доклад на педагогическом совете по теме "Использование  здоровьесберегающих  технологий в начальной школе  в условиях введения  ФГОС НОО"...

Выступление на тему "Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС"

Выступление на тему "Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС"...

«Системно- деятельностный подход и пути его реализации в условиях введения ФГОС»

«Системно- деятельностный подход и пути его реализации в условиях введения ФГОС»...

«Системно- деятельностный подход и пути его реализации в условиях введения ФГОС»

«Системно- деятельностный подход и пути его реализации в условиях введения ФГОС» презентация к сообщению...

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...

Обобщение опыта по теме: "Проектно - исследовательская технология как реализация системно- деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов и на уроках ОРКСЭ в условиях перехода на ФГОС».

Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех период...