Формирование читательской грамотности
статья
Повышение уровня читательской грамотности зависит от возрастания читательской активности до степени, соответствующей адекватной адаптации людей в современной информационной среде. Социально необходимый уровень читательской компетентности подразумевает умение понимать сложные тексты, критически оценивать содержащуюся в них информацию, формулировать на этой основе гипотезы и выводы, относящиеся к событиям современной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitatelskaya_gramotnost.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузнецова Г.М.
Учитель начальных классов РЖД Лицея № 10
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
В настоящее время обсуждается вопрос о модернизации образования на основе компетентностного подхода, а это значит, что в основу содержания образования будут положены «ключевые компетентности».
Сейчас на рынке труда требуется «новый человек», который является не только хорошим специалистом, но и обладает ключевыми компетентностями. Такой человек способен добиться успеха в жизни, то есть реализовать свои способности и возможности; должен уметь находить решение в нестандартных ситуациях, самостоятельно выбирать и принимать решения, отвечать за них; должен нести ответственность за себя и своих близких; овладеть приёмами самообразования; обладать сформированной целостной картиной мира; владеть современными информационными технологиями; уметь адаптироваться в любом социуме и влиять на него иметь способность к толерантности; владеть речью как средством общения; уметь соотносить и координировать свои действия с действиями других людей; уметь сознательно действовать в границах нормы, выбирая оптимальные условия.
Для того чтобы человек обладал всеми этими умениями необходимо сформировать в школе ряд компетенций, в том числе - читательскую. Нет необходимости доказывать, что созданная человечеством книжная культура и феномен чтения относятся к фундаментальным достижениям человеческого разума. Особая роль книжной культуры и ее носителя – «Человека читающего» в развитии цивилизации неоспорима. Чтение и «читательская» грамотность (или читательская культура личности), сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.
Но в России сегодня падает высокий статус писателя, как «властителя человеческих душ», статус «Человека читающего», и статус чтения во многих социальных группах. Идет процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных группах детей и подростков, особенно у тех, кто живет в неблагоприятных условиях. По этому поводу начинают бить тревогу.
Что же такое читательская компетентность и как проследить процесс её формирования у школьников?
Это определение перекликаются с хорошо известным определением функциональной грамотности, сформулированным А.А. Леонтьевым: «Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
А вот с другой частью вопроса немного сложнее – как оценить качество обучения чтению. Обычно в начальной школе происходит проверка техники чтения (скорость, правильность, осознанность, выразительность), но этого недостаточно для оценивания сформированности читательской компетенции, ведь это понятие намного шире, чем просто техника чтения. Я думаю, для проверки качества сформированности читательской грамотности необходимы такие тесты, какие использовали в международных сравнительных исследованиях качества чтения PIRLS. Они составлены таким образом, чтобы оценить четыре основных действия читателя, обеспечивающих относительную полноту понимания текста (как художественного, так и информационного):
- вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;
- сделать прямые умозаключения из этой информации;
- интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;
- оценить содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.
У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:
- умения, целиком основанные на тексте: извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
- умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя.
И если с начальной школы отслеживать качество формирования именно этих умений, то в дальнейшем проблем с чтением станет меньше, а вот читательская грамотность начнёт расти. Повышение уровня читательской компетентности зависит от возрастания читательской активности до степени, соответствующей адекватной адаптации людей в современной информационной среде. Социально необходимый уровень читательской компетентности подразумевает умение понимать сложные тексты, критически оценивать содержащуюся в них информацию, формулировать на этой основе гипотезы и выводы, относящиеся к событиям современной жизни.
В начальной школе мы обучаем детей чтению, но в дальнейшем (с 5-го класса) начинается чтение для обучения, чтение для самообразования: это получение нового знания и новых идей с помощью так называемых информационных или объяснительных текстов, и приобретение нового эмоционального опыта, в первую очередь с помощью художественных текстов. В статье Г.А.Цукерман, Г.С.Ковалёва, М.И.Кузнецова «Хорошо ли читают российские школьники?» пишут: «Текст, письменная речь, письменная коммуникация остаются в современном мире важнейшим источником самообразования. Освоение письменной речи, понимание текста — процесс стадиальный. Его ранние стадии, приходящиеся на первые годы школьного образования, в основном обеспечены педагогически: взрослые знают, как помочь практически каждому ребенку приобрести читательские компетентности, необходимые для понимания текстов с относительно знакомым содержанием, т.е. научиться читать. Тот печальный факт, что эти знания не всегда применяются в педагогической практике, не снижает ценности знания о том, как научить почти каждого ребенка технике чтения. Тем острее ощущается дефицит знания о том, как помочь ребенку преодолеть следующий читательский барьер: научиться учить себя с помощью текстов. Эмпирически показано, что читательские успехи в начальных классах не гарантируют успешного освоения письма на следующих ступенях образования. Те ученики, которые начинают испытывать трудности чтения в 3–5-м классе, в дальнейшем обречены на серьезные учебные проблемы».
Рассмотрим, какие требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
(общие учебные умения, способы деятельности) прописаны в стандарте второго поколения : использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
А также ученик, оканчивающий начальную школу, должен уметь:
- правильно, осознанно читать (про себя) художественный и научно-популярный текст (независимо от скорости);
- выделять главную мысль текста;
- описывать устно объект наблюдения; и т.д.
Все эти умения и есть «площадка» для чтения в целях самообразования. В связи с этим изменяются требования к обучающим эффективному чтению, то есть к учителям, в первую очередь – учителям начальных классов.
На начальных стадиях формирования читательской компетентности, наступающих после того как учащиеся овладеют первичными навыками чтения, обучающие должны привить им навыки рационально выстраивать план чтения, отвечать на вопросы:
- с какой целью выбран для чтения именно это текст;
- что в нем для читателя самое важное или интересное;
- как нужно читать выбранный текст;
- как следует контролировать процесс чтения.
В соответствии с этим можно выделить основные навыки обучающих, позволяющие формировать у учащихся социально необходимый уровень читательской компетентности:
- знать об информационных ресурсах, зафиксированных в учебной литературе, уметь организовать эти ресурсы для решения конкретных задач, значимых для учащихся;
- иметь представление о строении культурно-коммуникативного пространства и передавать учащимся знания и навыки адаптации в различных его областях;
- осуществлять диагностику и оценку уровня читательской компетентности на разных стадиях ее формирования;
- создавать благоприятные условия для освоения и эффективного использования навыков работы с письменными источниками разных видов и для решения различных задач;
- знать основные теории и концепции, которые относятся к формированию социально необходимого уровня читательской компетентности, владеть соответствующими технологиями и методиками, уметь подбирать их применительно к этапам социализации и личностным характеристикам ее субъектов;
- консультировать школьников, их родителей;
- организовывать внеучебные мероприятия, связанные с реализацией приобретенных учащимися читательских знаний и навыков, в формах праздников книги, читательских соревнований, викторин, дискуссий, организованных вокруг учебной и дополнительной рекомендованной литературы;
- владеть техниками развития речевых (риторических) и письменных навыков учащихся на основе информации, полученной в результате чтения;
- строить программу обучения чтению так, чтобы стимулировать и развивать познавательный, образный, оценочный и креативный компоненты отношения учащихся к прочитанному;
- способствовать самоидентификации учащихся как читателей;
- стимулировать формирование читательской компетентности путем движения от более низкой ступени понимания текстов к более высокой, от интерпретации чужих текстов к построению собственных.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что учителя должны пересмотреть отношение к урокам литературного чтения и к анализу литературных текстов в частности. Нужна новая стратегия чтения.
Стратегией чтения называется организация программы и процесса чтения. Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение навыков:
- различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки;
- распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема, ее составляющие;
- собственно понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.
Стратегия чтения представляет собой группу действий и операций, организованных для достижения цели – полноценного освоения содержания текста.
Она включает в себя план, программу операций, совершаемых читателем с текстом, таких как анализ и синтез получаемой информации, оценка собственного понимания текста, размышление о читаемом, отношение к нему.
Общая стратегия чтения включает в себя три основных составляющих: предтекстовую, текстовую, послетекстовую.
Предтекстовый компонент предполагает: определение цели и задач чтения; ознакомление с наиболее значимыми понятиями, ключевыми словами, терминами, используемыми в тексте; актуализация предшествующих знаний; диагностика текста и ориентировка в его рамках с помощью вопросов или заданий; побуждение к чтению.
Цель текстовой, исполнительной составляющей состоит в освоении механизмов чтения: выдвижение гипотезы о смысле читаемого в структуре текста; ее подтверждение/опровержение в процессе чтения; контекстуальная и смысловая догадка о соотношении читаемой в данный момент части с текстом в целом; размышление во время чтения о содержании текста; собственная оценка понимания прочитанного.
Послетекстовая составляющая предполагает: использование освоенного текстового материала в разных интеллектуальных ситуациях, формах применения; освоение прочитанного за счет обсуждения его содержания, расширения и углубления возможностей его использования путем воспроизведения с различной степенью развернутости и сжатости; трансформации текста.
Стратегии чтения разрабатываются и используются для обучающихся различного возраста, уровня владения языком, освоенности материала, культурной компетентности. Они помогают одновременно осваивать несколько направлений работы со словом: риторика, письмо, расширение лексического запаса и т.п.
Такого рода рациональные способы обучения чтению помогают формированию уровня читательской компетентности. Если на начальных этапах приобретения навыков эффективного чтения рефлексия в отношении совершаемых процедур требует специальных интеллектуальных усилий, то в дальнейшем их использование переходит на уровень автоматизма. Соответственно, можно говорить о технологии чтения. Имеется в виду освоенная последовательность, алгоритм операций, совершаемых в процессе работы с текстом:
– осмысление цели чтения в определенной ситуации;
– поиск и отбор нужного материала;
– первоначальное ознакомление с ним;
– установление последовательности чтения;
– прочтение текста с выделением его ключевых содержательных позиций.
Овладение несколькими технологиями такого рода позволяет комбинировать их в зависимости от цели чтения, характера письменных источников и их содержания.
Итак, в современном модернизирующемся российском обществе в рамках систем образования и просвещения необходимо изменить отношение и учащихся, и учителей к грамотности, чтению, работе с письменными текстами с точки зрения повышения общекультурной, в первую очередь читательской компетентности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода"
В данных методических рекомендациях представлен опыт работы по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода.Методические ...
Описание приёма по формированию читательской грамотности "Чтение с остановками"
Описание приёма по читательской грамотности "Чтение с остановками" на уроках литературного чтения в начальной школе....
Словарная работа на уроках русского языка и внеурочной деятельности в начальной школе как способ формирования читательской грамотности
В данном материале продемонстрированы приемы работы над словарными на уроках русского языка и внеурочной деятельности...
Методы и способы формирования читательской грамотности
В статье рассказывается о формировании читательской грамотности учащихся, приводятся рекомендации на формирование прочного навыка грамотного чтения, способствующие развитию знаний и возможностей, для ...
Способы формирования читательской грамотности в соответствии с ФГОС в начальной школе
Мастер - класс для учителей начальной школы...
Разработка мастер-класса. Формирование читательской грамотности посредством приёма «Ромашка Блума».
Разработка мастер-класса. Формирование читательской грамотности посредством приёма «Ромашка Блума»....
Технология формирования читательской грамотности у учащихся как одного из компонентов функциональной грамотности.
Представление опыта работы по использованию технологии продуктивного чтения, разработанной профессором Н.Н. Светловской....