ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ И СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Попкова Ирина Александровна

Зрение - самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи, поэтому глаза ребенка с нарушением зрения заслуживают исключительного внимания и бережного отношения.

Слабовидение связано со значительным нарушением функционирования зрительной системы вследствие её поражения. Категория слабовидящих обучающихся представляет собой чрезвычайно неоднородную группу, различающуюся по своим зрительным возможностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл popkova_i.a._statya_bch_2022.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ И СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Попкова Ирина Александровна

КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Зрение - самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи, поэтому глаза ребенка с нарушением зрения заслуживают исключительного внимания и бережного отношения.

Слабовидение связано со значительным нарушением функционирования зрительной системы вследствие её поражения. Категория слабовидящих обучающихся представляет собой чрезвычайно неоднородную группу, различающуюся по своим зрительным возможностям.

По степени нарушения зрения и зрительным возможностям можно выделить слабовидящих и слепых обучающихся.

К категории «слабовидящие дети» относятся обучающиеся с остротой зрения, находящейся в диапазоне от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

Главная особенность слабовидящих состоит в том, что даже при выраженном снижении остроты зрения (0,05-0,1) зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и используется в качестве ведущего.

По степени зрительных нарушений и способам восприятия учебного материала различаются следующие группы.

-        слабовидящие дети с остротой зрения в пределах от 0,05 до 0,09 с коррекцией стеклами на лучшем глазу. У этих детей, как правило, отмечаются сложные нарушения зрительных функций. Наряду со снижением остроты зрения у некоторых из них сужено поле зрения, нарушено пространственное зрение. Все это затрудняет зрительное восприятие учебного материала. Они нуждаются в соблюдении регламентированной зрительной нагрузки и мероприятиях по охране и рациональному использованию неполноценного зрения во время занятий. Как правило, они подлежат обучению в специальных школах для слабовидящих.  

- слабовидящие дети с остротой зрения от 0,1 до
0,3—0,4 с коррекцией оптическими стеклами на лучшем глазу. При наличии определенных условии они свободно читают с помощью зрения, пишут, зрительно воспринимают предметы, явления и процессы действительности, зрительно ориентируются в большом пространстве. В связи с необходимостью применять специальные методы и технические средства обучения, соблюдать определенные гигиенические требования такие дети также обучаются в специальных школах слабовидящих. Однако некоторые из них при обеспечении необходимых условий в состоянии успешно обучаться в массовой школе.

- дети с остротой центрального зрения 0,4—0,5 и выше с коррекцией оптическими стеклами. У этих детей не отмечается выраженных вторичных отклонений в психическом развитии. Такие дети подлежат обучению в обычных условиях массовой школы. Однако по отношению к ним должен соблюдаться некоторый щадящий режим (освобождение от некоторых общественных поручений и заданий, так как перегрузка учебной работой может отрицательно сказаться на их работоспособности.

Получить начальное общее образование обучающиеся с нарушением зрения могут по двум вариантам ФГОС НОО ОВЗ: 4.1 и 4.2

Вариант 4.1 предполагает, что слабовидящий обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения (1–4 классы).

Вариант 4.2 ориентирован на получение начального общего образования слабовидящими обучающимися в специально организованных условиях с увеличением сроков обучения на один год. По итоговым достижениям к моменту завершения обучения уровень образования слабовидящих детей должен соответствовать образованию обучающихся, не имеющих ограничений по здоровью. По окончании школы ребенок получает такой же документ об образовании, как и его нормально видящий сверстник, при условии успешного прохождения государственной итоговой аттестации.

При обучении слабовидящего обучающегося с прогрессирующим заболеванием (неблагоприятным прогнозом по ведущему заболеванию) необходимо параллельно организовать изучение им рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля с тем, чтобы при снижении зрения до практической слепоты он мог продолжить обучение по программам, ориентированным на образовательные потребности слепых с учетом применения методик использования остаточного форменного зрения.

К категории «слепые дети» относятся обучающиеся с остротой зрения, находящейся в диапазоне от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Имеющееся у многих слепых детей остаточное зрение в познавательной и ориентировочной деятельности выполняет только вспомогательную роль.

Таким детям для получения начального общего образования рекомендован варианты 3.1 и 3.2 ФГОС НОО ОВЗ.

Вариант 3.1 предполагает, что слепой обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию видящих сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения (1–4 классы).

Вариант 3.2 ориентирован на получение начального общего образования слепыми обучающимися в специально организованных условиях с увеличением сроков обучения на один год. По итоговым достижениям к моменту завершения обучения уровень образования слепых детей должен соответствовать образованию нормально видящих обучающихся, не имеющих ограничений по здоровью. По окончании школы ребенок получает такой же документ об образовании, как и его нормально видящий сверстник, при условии успешного прохождения государственной итоговой аттестации.

Восприятие слепого ребенка ввиду отсутствия или существенной ограниченности зрения базируется на тактильно-осязательном и слуховом способах познания окружающего мира, а обучение строится на основе использования рельефно-точечной системы Брайля.

Обучение этих детей в основном осуществляется с помощью осязания и слуха. Часть из них овладевают, при определенных условиях, зрительным способом чтения и письма укрупненного черно-белого шрифта. Однако остаточное зрение не является достаточно устойчивым и надежным.

Отсутствие зрения у детей затрудняет при процессе обучения восприятие объектов, их представления неполны, фрагментарны, а в ряде случаев искажены, у них плохо сформированы умения аналитической оценки процессов и явлений, микро- и макроориентировочные действия.

Эти недостатки поддаются коррекции, утраченные зрительные функции компенсируются с помощью сохранных анализаторов, тифлоприборов, специальных средств наглядности и оригинальных методик.

Для подготовки слепого к систематическому обучению чтению и письму необходимо развить его слух. Мы должны помочь ребенку разобраться в том многообразии звуков и шумов, которые окружают его, и не только разобраться, но и научиться копировать их.

При обучении письму слепого ребенка очень важно подготовить, развить осязающую руку. Специальное внимание уделяется упражнениям, способствующим развитию координации движений кисти и пальцев руки. В качестве первоначальных упражнений следует использовать различные виды ручного труда: лепку из пластилина, вырезывание из бумаги, шитье по проколам или по контуру, а также игры с мозаикой и т. д. Надо научить ребенка легко и нежно ощупывать предметы, прикасаясь к ним кончиками пальцев, не надавливая и не нажимая.

При организации уроков в школе для слепых и слабовидящих необходимо:

  1. Выполнять офтальмологические рекомендации (знать заболевания детей, учитывать освещенность, режим зрительных нагрузок, график лечения).
  2. Использовать оптические способы коррекции в соответствии со зрительным диагнозом.
  3. Проводить коррекционно-динамические паузы: физкультминутка, пальчиковая и зрительная гимнастика, предметно-коррекционная пауза.  Коррекционная пауза может включать:

 а) Физ. минутку, развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика)

 б) Зрительную гимнастику.

При проведении коррекционной паузы может использоваться музыкальное сопровождение:

а) медленное, спокойное – для релаксации, для зрительной гимнастики;

б) быстрое, веселое – для физической разминки.

  1. Использовать индивидуально-дифференцированный подход к дозированию учебного материала (на различных этапах урока).  

  2. Учитывать особенности структурного построения урока.

       Чтобы избежать утомления слепых и слабовидящих учащихся на уроке, повысить их работоспособность, необходимо в структурном построении занятий предусмотреть чередование зрительной и тактильной работы школьников со слуховым восприятием учебного материала. Это положение основывается на режимах зрительной и тактильной нагрузок и является обязательным требованием при формировании этапов урока. Письмо и чтение должно чередоваться с устной беседой, с рассказом, с прослушиванием учебных фонозаписей и др.

        В структуре урока необходимо предусмотреть больше времени на просмотр таблиц, схем. Учитывать медленный темп работы; особенности памяти. Не требовать быстрых ответов, давать время на обдумывание. Давать больше времени для рассматривания демонстрационных объектов.

Организуя работу с детьми с нарушением зрения, необходимо также соблюдать специальные требования к наглядному материалу и пособиям:

 а) Использовать контрастные фоновые экраны при демонстрации объектов, явлений, карточки, демонстрационный материал на контрастной основе.

б) Обеспечивать оптимальные условия восприятия наглядности:

  •     Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть (т.е., в хорошо освещенном месте, на уровне глаз детей, на контрастном фоне, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии).
  • Для обследования (зрительного, зрительно-осязательного) наглядности предоставлять больше времени (примерно вдвое
  • Детям, которые в этом нуждаются, необходимо на занятии или уроке предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть ее, обследовать с помощью осязания.
  • В ряде случаев (например, при ознакомлении детей с многоплановыми сюжетными изображениями или с предметами сложной формы) наглядность следует внести в группу, класс до начала занятия или урока для того, чтобы дети могли предварительно рассмотреть ее. После окончания занятия (урока) эта наглядность некоторое время может оставаться в группе (классе).
  • Использование рельефной наглядности должно сопровождаться соотнесением ее с реальными предметами.
  1. Не перегружать урок различными видами деятельности (4- 6). Обязательно чередование видов деятельности.

7. Использовать различные виды работ, включающие в действие сохранные анализаторы (осязание, слух, обоняние):

      а) Осязание рельефных наглядных пособий, натуральных объектов, объемных моделей, моделей-конструкторов.

      б) Выполнение мелких операций с   объектами: работа с моделями- конструкторами, лепка, использование карточек-пазлов.

      в) Звуковое сопровождение: аудиоматериал.

 8. Включать практические задания и упражнения, в результате которых расширяется   и обогащается   чувствительный   опыт:

   а) Работа с карточками -   путеводителями;

   б) Применение алгоритма при выполнении самостоятельных, лабораторных, практических работ.

9. Обучать по системе Брайля, вводить элементы Брайля (использовать сигнальные карточки).

10. Формировать навыки последовательного, поэтапного обследования предметов, объектов: от натурального объекта – к модели, рисунку, схеме (таблице, карточке).

Организация образовательного процесса, учитывающая особенности обучающихся с нарушением зрения, может решить не только общеобразовательные задачи, но и специальные проблемы социальной реабилитации лиц с нарушением зрения.

Библиографический список

  1. Гудонис В. Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным зрением // Дефектология. 1996. №2. - С. 7.
  2. Денискина В.З., Венедиктова М.В. Обучение   ориентировке   в пространстве       учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида. -М.: ИПТК "Логос" ВОС, 2007. -308 с
  3. Денискина В.З. Средства обучения математике в начальных классах школ слепых. Пособие для учителя. — М.: ВОС, 1991. - 92 с.
  4. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1990. - 222 с.
  5. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. – М.: Просвещение, 2005.

– 159 с.

  1. Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников / Под ред. А.И. Зотова, А.Г. Литвака. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1974. - 210 с.
  2. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: метод. рекомендации / отв. ред. С.В.Алехина. – М.: МГППУ, 2012. – 92 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста

Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных и...

Особенности формирования связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Развитие связной речи у детей с нарушенным слухом в специально организованных условиях обучения и вос­питания (детских садах, дошкольных отделениях при школах, школах-ин...

Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста

данная статья раскрывает роль экскурсий в формировании экологической культуры и в пробуждении познавательного интереса к объектам окружающей среды.Характеризует этапы становления познавательного интер...

Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста

данная статья раскрывает роль экскурсий в формировании экологической культуры и в пробуждении познавательного интереса к объектам окружающей среды.характеризует этапы становления познавательного интер...

Анализ особенностей формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста

Анализ особенностей формирования экологической культуры детей младшего школьного возраста....

Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста в группе продлённого дня

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребёнка,характеризующийся преобладанием эмоционально &nd...