Анализ особенностей формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
материал на тему
Анализ особенностей формирования экологической культуры детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_osobennostey_ekologicheskoy_kultury_u_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тумская средняя общеобразовательная школа № 3».
Анализ особенностей формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения
Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.
Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:
- углубить и расширить экологические знания;
- привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные, преобразовательные,
- развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности,
- сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.
Под экологическим воспитанием детей мною понимается, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребенка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиции законов, принятых в обществе.
На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные.
Начальная школа — важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде и своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.
Мною были определены основные этапы преобразования и взаимодействия с природой в воспитательном процессе. На подготовительном этапе я изучала сложившиеся в присутствующем жизненном опыте отношения между школьником и природой (объективные связи со средой) и отношение школьников к ее явлениям (субъективные связи). Разрабатывались индивидуализированные и групповые привлекательные для учащихся способы ознакомления с природными достопримечательностями. Совместно определялись трудовые, поисковые, природоохранительные дела. Предложения, как правило, вносились самими учащимися.
Начальный этап построения воспитательного процесса характеризуется прежде всего вовлечением учащихся в предметно-преобразующую деятельность среди природы. Цели этапа – приучение школьников к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношений к естественной среде. Участие в деятельности, особенно когда она осуществляется в коллективных формах, выявляет способность считаться с товарищами, оказывать им помощь, сочетать деловые и личные интересы, ориентироваться на правила поведения среди природы.
Наконец, другая сторона дела – красота. Человек едва ли будет счастливым, если он лишится возможности видеть прекрасное. Итак, мы обязаны сохранить все видовое многообразие животных и растений.
Важная воспитательная задача: убеждать учащихся в том, что все эти существа – такие же наши «соседи на планете».
Конечная цель экологического образования — ответственное отношение к окружающей среде.
Исходя из этого, строила работу по формированию экологического отношения к природе таким образом:
1 класс.
В первом классе систематизировала и расширяла природоведческие знания и представления.
В течение всего учебного года обращалось внимание детей на красоту каждого времени года. Организовывались наблюдения за сезонными изменениями. В зимний период активно подкармливали птиц.
2 класс. Во втором классе велось дальнейшее обогащение природоведческих знаний учащихся, и формировались представления о взаимосвязях объектов природы, их использовании и охраны.
В течение года дети вели наблюдения за своими домашними животными и растениями.
3-4 классы. В третьем и четвертом классах ставились следующие задачи: формирование исследовательских умений и навыков, способность принимать экологически целесообразные решения; вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.
Основная работа по формированию экологического воспитания мною проводилась в 3 классе. Поскольку возрастные особенности детей 3-4 классов позволяют привлекать учащихся к рассмотрению более глубоких экологических проблем. Поэтому работа строилась через исследование связей живой и неживой природы, воздействия на нее.
Анализ педагогической деятельности по организации экологического воспитания младших школьников показал существенное преобладание классно-урочных форм. Для учащихся начальных классов наиболее значимыми видами деятельности признаются игровая и учебная, причем в младшем школьном возрасте происходит переход от игровой к учебной деятельности и целостное формирование последней.
Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный, так как дети должны приобрести большой объем знаний, умений и навыков, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим.
Широкое применение в моей деятельности получили ИКТ-технологий. ИКТ на уроках окружающего мира позволяют излагать материал более доходчиво и за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников. Большинство учащихся являются визуалами, а значит информацию для них нужно предоставлять наглядно, что ранее было не всегда доступно.
Использование ИКТ на уроках окружающего мира , позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира.
ИКТ позволяют демонстрировать на уроке:
фотографии животных, растений, памятников, городов, известных людей и др., отсканированные иллюстрации книг, карты и др., схемы и таблицы, тесты, кроссворды для проверки знаний, видеоматериалы на темы «Жизнь животных», «Экологические проблемы», аудиозаписи «Голоса животных», и др., музыкальное сопровождение при демонстрации фото- и видеоряда.
У учащихся повысился познавательный интерес, они становились более активными
Приобщение детей к учебно-исследовательской деятельности является одной из форм обучения в современной школе, позволяющей наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причём индивидуально у каждого ребёнка. Эффективно организовать поисковую и исследовательскую деятельность не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Каждый ребенок - исследователь, поэтому наша педагогическая задача - помочь ему раскрыться и активизировать тот творческий потенциал.
Поэтому в своей работе использовала также метод проектов. Исследовательский проект - элемент научного творчества учащихся. Проектный метод помогает вовлекать ребят в интересную интеллектуальную деятельность, формировать такие личностные качества, как воля, умение нести ответственность за свой выбор, преодоление трудностей, развитие творческого мышления, самостоятельность.
В нравственно - экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды. Среди нетрадиционных форм организации работы на уроке, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить уроки - праздники и тематические уроки (Праздник леса, Лесной карнавал, Береги природу, и др.). Содержание натуралистических праздников было различным, но принципы организации их в основном общие. Не важно, какая тема была избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и надолго запечатлелся в памяти всех его участников.
Экологическое образование и воспитание младших школьников осуществлялось мною не только в учебном процессе, но и во внеклассной работе, которая таит в себе, в силу своей специфики, огромные резервы по экологическому воспитанию младших школьников. Использование этого резерва представляется одним из важнейших путей воспитания у младших школьников бережного отношения к природе, понимания значимости мероприятий по охране природы, а также экологическому просвещению родителей своих учеников.
Внеклассная работа, являясь необходимым составным компонентом учебно-воспитательного процесса, имеет ряд особенностей, которые определяют взаимосвязь и дополнительность по отношению к классной:
- занимательный характер внеклассной работы позволяет быстрее увлечь учащихся природоохранной деятельностью;
- участие в коллективных внеклассных мероприятиях полнее способствует формированию нравственно-экологических качеств личности школьника;
-использование различных форм внеклассной работы (кружки, утренники, беседы, соревнования, конкурсы, устные журналы, экскурсии и т.д.) создает благоприятные условия для учета индивидуальных особенностей каждого ученика;
- внеклассная работа полнее развивает детское творчество, изобретательность, воображение;
В результате систематически проводимой внеклассной нравственно-экологической работы у младших школьников развивается эмоциональная, интеллектуальная, действенно-практическая сферы.
Учитывая многосторонние интересы детей к природе, я направляла их. С этой целью использовались общедоступный метод изучения - наблюдение. Поэтому в организации внеклассной работы большое место отводилось методике постановки наблюдений. Дети наблюдательны и любознательны уже по своей природе. Но это совершенно не означает, что эти качества формируются у них стихийно, без направленной работы со стороны учителя. Вот почему во внеклассной работе была разработана такая же четкая методика, как и в классных занятиях.
Учитель в процессе этой работы направляет познавательную деятельность ученика на изучение природы и ее охрану, воспитывает у детей высокие моральные качества: трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, ответственность за порученное дело. Внеклассная экологическая работа с детьми способствует воспитанию любви к родному краю, чувству патриотизма.
Необходимо было сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер моих учеников, я подобрала из уже известных игр такие, в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность. Игры придают моим урокам эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, а, следовательно, и более интересными для детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у младших школьников самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.
Учитывая эти особенности, в моем классе использовались следующие формы внеклассной работы:
- проводились систематические экскурсии в природу, где дети наблюдали за окружающим миром. Перед экскурсией давались детям по подгруппам или отдельным учащимся различные задания по наблюдению за животными и растениями, затем на уроках изобразительного искусства и трудового обучения каждый ученик рисовал и лепил тот объект, который ему больше понравился. Детям предлагалось заучивать перед экскурсией стихотворение о природе, используя для этого стихи И.Бунина, Ф.Тютчева, С.Есенина. На экскурсии использовались загадки С. Маршака, Е. Серовой, Р.Федькина. Уделялось большое внимание повышению познавательной активности учащихся на экскурсиях. Для этого использовались дидактические игры, такие как: "Узнай дерево по листу" или "Что изменилось?", направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было.
- учащиеся готовили поделки из природного материала
- Чтение художественной литературы о природе (В.Бианки, Е.Чарушин, В.Чаплина), также любимы детям энциклопедии «Живой мир», «Все обо всем», «Я познаю мир», атлас природы; чтение стихотворений о природе А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета и др.
- Очень часто использую в своей работе загадки, затем ученики выясняли, как человек использует это животное или растение, как о них заботиться.
- художественное творчество: плакаты, рисунки, напоминающие о правилах поведения в природе; дети писали сочинения экологического содержания.
- проводятся праздники.
- беседы, викторины, КВНы
- Конкурс знатоков голосов природы (команды слушают запись с голосами птиц, других животных. Ее включают 2--3 раза. Необходимо написать названия животных в том порядке, в каком звучали их голоса),
- Конкурс на лучшую инсценировку басни, персонажами которой являются представители флоры или фауны.
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.
Постановка цели и задач экологического воспитания позволила мне определить содержание воспитательного процесса. Выделить основные этапы сущности процесса воспитания, приемы и формы экологического воспитания, как в учебной, так и во внеучебной деятельности.
Формирование экологического сознания - важнейшая задача школы. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных и...
Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
данная статья раскрывает роль экскурсий в формировании экологической культуры и в пробуждении познавательного интереса к объектам окружающей среды.Характеризует этапы становления познавательного интер...
Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
данная статья раскрывает роль экскурсий в формировании экологической культуры и в пробуждении познавательного интереса к объектам окружающей среды.характеризует этапы становления познавательного интер...
Представление опыта по теме: «Диагностика уровня сформированности экологической культуры у детей младшего школьного возраста»
Учитель начальных классов Жигарева Г.М.....
Статья на тему "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Статья на тему "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...
Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста в группе продлённого дня
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребёнка,характеризующийся преобладанием эмоционально &nd...
"Формирование экологической культуры у детей младшего школьного возраста"
В данном материале раскрыта важность формирования экологической культуры у детей в коррекционной общеобразовательной школе...
- Мне нравится (1)