Особенности развития и формирования памяти в младшем школьном возрасте
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Иванова Наталья Игоревна

Этот материал можно использовать для выступления на муниципальном методическом объединении начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития и формирования памяти в младшем школьном возрасте

        Память младшего школьника — первостепенный психологический компонент учебно-познавательной деятельности. В процессе обучения ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят.

        Младший школьник имеет свои психологические особенности, связанные с сохранением в памяти его воспроизведения, сложным составом орфографического навыка и длительностью его формирования. Учебная деятельность постоянно требует от ученика волевых усилий, чтобы удержать в памяти определенный учебный материал.

       В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Как уже указывалось, суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.        Это преобразование обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении различных мнемических задач, возникающих в ходе учебной деятельности. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а, кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время.

       Актуальность темы обусловлена тем, что на сегодняшний день существует проблема развития памяти младших школьников т.к. память, есть важнейшая определяющая характеристика психической жизни личности. Память считается одним из наиболее разработанных разделов психологии, но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало её одной из ключевых проблем.

       В настоящее время в науке нет единой теории памяти. Поэтому изучение функционирования памяти в процессе учебной деятельности остается одной из изучаемых проблем психологии.

       Невысокая успеваемость школьников всегда огорчительна и для родителей и для учителей. Не менее досадны затруднения в усвоении большого объема информации. Все чаще со всех сторон слышатся жалобы на плохую память. Поэтому на сегодняшний день, соблюдение законов памяти человека, является эффективной основой осмысленного запоминания.        Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

        Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствовании, человек выделился из животного мира и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой высшей психической функции не мыслим.

      В современной отечественной возрастной психологии, практикой образования принято (по основным периодам развития детства) младший школьный возраст относить к детям - от 6 (7) до 10 лет.

     А.А. Смирнов отмечает, что, как и все психические процессы, память в младшем школьном возрасте претерпевает существенные изменения. Младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. В самом деле, если нам трудно или почти невозможно припомнить что-либо из событий раннего детства, то младший школьный возраст уже оставляет много ярких воспоминаний.

      С точки зрения А.Н. Леонтьева, у младших школьников более развита наглядно-образная память (конкретные сведения, события, лица, предметы, факты). Вместе с тем в процессе обучения создаются благоприятные условия для развития более сложных форм словесно - логической памяти (определения, описания, объяснения).

     Л.С. Выготский указывает нам на то, что у младших школьников увеличивается объем памяти. Но сам процесс развития памяти происходит неравномерно.

      Рассмотрев особенности развития и формирования памяти у младших школьников, мы выяснили, что память в этот период имеет ярко выраженный познавательный характер. В младшем школьном возрасте качественно меняется осознание мнемической задачи, а также формирование приемов запоминания. Непроизвольная память младшего школьника постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.

      Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, и ребенок ограничен во времени, на помощь приходят специальные приемы быстрого запоминания. Они позволяют избежать занудной зубрежки. Таких приемов существует много. Различные приемы и способы эффективны для каждого по-разному.

      Самое главное - не познакомиться с как можно большим количеством частных приемов и способов, а понять общие факторы, по которым все они построены. Освоив их, младший школьник сможет запоминать абсолютно любую необходимую информацию самым эффективным именно для него способом.

      Т.Б. Никитина указывает на такие факторы, которые лежат в основе любого эффективного запоминания, как:

Фактор желания. Для того чтобы запомнить информацию, нужно хотеть это сделать. Иметь четкое и осознанное намерение, ставить задачу запомнить. Как ни странно, огромный процент неудачного запоминания связан с тем, что ученик не ставил сознательную задачу - запомнить.

      Фактор осознания. Кроме желания необходимо подумать над мотивом - для чего пригодится запоминаемая информация, как и когда, придется ее использовать. Хорошо, если ребенок сможет осознать и поставить цель предстоящего запоминания.

      Для того, чтобы запомнить информацию, нужно установить связь с уже имеющимися у ребенка знаниями или опытом. Другими словами, каждую новую единицу информации нельзя оставить не сцепленной ни с чем - нужно обязательно связать ее с чем-то. Если никакой связи не установлено, то отыскать ее в недрах памяти будет очень сложно.

      Для того чтобы информация была усвоена, у ребенка есть два пути: или ее зубрить, или же установить связь или связи и ограничиться одним - двумя повторами. Причем чем больше связей между двумя мыслями или фактами будет установлено, тем выше вероятность вспомнить одну информацию при помощи другой. При установлении каждой новой связи, в свою очередь, устанавливаются новые нервные связи, и чем больше таких связей, тем сцепление между фактами лучше. Связи могут быть двух основных видов - логические (смысловые) и ассоциативные (образные, абстрактные).

       Фактор ярких впечатлений. Чтобы запоминание произошло быстрее, а следы хранились как можно дольше, необходимо помочь детской памяти трансформировать запоминаемую информацию в комфортный для нее вид. Другими словами, любую информацию нужно постараться сделать такой, чтобы она выглядела как яркое впечатление.

       Фактор хорошего внимания. Без внимания нет запоминания. Восемьдесят процентов неуспеха в запоминании имеют отношение к недостаточно хорошему вниманию. Поэтому надо, во-первых, выработать навыки концентрации внимания, а во-вторых, никогда не забывать его, вовремя подключать.

       Применяя техники запоминания, необходимо помнить о следующем: техники - это не подмена собственно запоминания, а лишь средство для сокращения времени на запоминание. Природная память, данная с рождения, всегда участвует в работе. Техники - это помощь ей, их нельзя переоценивать и нужно подстраивать под природную (ее еще называют натуральной) память.

      Таким образом, память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность.

       Развитие мнемических способностей сможет обеспечить успех в учебной деятельности ребенка в целом и поможет полноценной самореализации его личности.

  1. Благодаря учебной деятельности интенсивно развиваются все процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение информации. А также - все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.
  2. Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Соответственно активно формируется произвольное запоминание. Важным становится не только то, что запомнить, но и как запомнить.
  3. Возникает необходимость освоения специальных целенаправленных действий по запоминанию — усвоение мнемотехнических приемов.
  4. Недостаточно развит самоконтроль при заучивании. Младший школьник не умеет проверить себя. Иногда не отдает себе отчета в том, выучил заданное или нет.
  5. Способность к систематическому планомерному заучиванию учебного материала возрастает на протяжении всего младшего школьного возраста. При этом в начале младшего школьного возраста (7—8 лет) способность к заучиванию еще мало чем отличается от способности к заучиванию у дошкольников, и лишь в 9—11 лет школьники обнаруживают явное превосходство.

Упражнения на развитие памяти младших школьников.

Что значит хорошая память? 

          По мнению психологов, это такая память, которая позволяет быстро запоминать, долго хранить и легко воспроизводить информацию. Легче всего запоминается яркий материал и тот, которым мы постоянно пользуемся. Через 30 минут забывается 40 % новой информации, на следующий день  – 34 %, через месяц – 21 % информации. С учетом этого и надо повторять: 1 раз – сразу после прочтения, 2 раз - через полчаса, третий раз – через день, а 4 раз – через 2-3 недели. Лучше тренировать память утром  с 8 до 12 часов или вечером – около 19 часов.

Упражнения для развития памяти.

«Пары слов».   Запомнить вторые слова из пары: Кошка – молоко; булка – масло; мальчик – машина; зима – горка; стол – пирог; зубы – щетка; река – мост. Затем называть первое слово, а ребенок должен произнести второе.

«Запомним слова».       Играют 2-е (по парам): каждый берет листок и  пишет 20 слов, при этом надо их запомнить  (время – 1 минута). После этого участники обмениваются листочками и проверяют, как каждый запомнил свои слова (записать их или подчеркнуть на листке).

«Запоминаем, рисуя». Ведущий читает слова (20 слов), после каждого – пауза. За это время (паузы) ребенок каким- то рисунком, схемой или символом рисует слово). Неважно качество рисунка, главное - чтобы ребенок мог по рисункам воспроизвести все слова.

«Я положил в мешок». Кладем в мешок: овощи, диких животных, посуду, все слова на букву «к», и т.д. Второй участник называет слово первого и сове, следующий повторяет за 1-м, 2-м и называет свое и т.д.

«Игры в слова»:  назови на первую букву (любую);  на последнюю;  на заданную.

«Играем в города» (реки, цветы, животных, птиц и т.д.).

«Украшаем слова». Ведущий называет существительное, остальные  участники добавляют прилагательные (например, ужин – вкусный, аппетитный, ароматный, своевременный и т.д.).

«Антонимы и синонимы».

«Запоминаем текст». Ведущий зачитывает текст. Остальные его зарисовывают (знаками, пиктограммами). Затем по рисункам пересказывают.

«Скороговорки и считалки». 1-й участник произносит свою считалку, второй – повторяет за ним, называет свою, затем 1-й (если играют двое) – повторяет 1-ю, 2-ю и добавляет ещё одну считалку.

Хорошо тренирует память заучивание стихов.

       Обобщая материал развития памяти у детей в период обучения в младших классах школы, можно отметить, что дети овладевают умением организовать запоминание в соответствии с конкретной мнемической задачей и могут пользоваться рядом рациональных приемов запоминания. Младшие школьники могут также использовать самоконтроль в ходе запоминания.

       Одним из важных условий развития произвольной памяти школьника является побуждение его со стороны учителя к использованию рациональных приемов запоминания и воспроизведения, а также побуждение к использованию рациональных форм самоконтроля при запоминании.

       Таким образом, рассмотрев особенности развития и формирования памяти у младших школьников, выяснили, что память в этот период имеет ярко выраженный познавательный характер. Память является важным компонентом эффективного обучения в младшем школьном возрасте и поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности памяти в младшем школьном возрасте

На сегодняшний день проблема развития памяти младших школьников является особо значимой. В условиях изменяющихся образовательных стандартов, постоянного роста потока информации увеличивается нагрузка ...

Упражнения для развития памяти в младшем школьном возрасте

Упражнения для развития памяти в младшем школьном возрасте...

Развитие памяти в младшем школьном возрасте

В нашем исследовании по изучению памяти в младшем школьном возрасте приняли участие ученики 2-х классов школы № 280 и школы № 211 города Санкт-Петербурга, в возрасте от 8 до 9 лет, в количестве 30 чел...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация: В статье описаны особенности развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, представлены особенности восприятия, мышления, памяти, воображен...

Особенности развития пространственного восприятия у детей младшего школьного возраста с диагнозом – оптическая дисграфия

    Оптическая дисграфия – обусловлена нарушениями оптико-пространственного гнозиса и конструктивного мышления. Представляет собой замены и смешение оптически сходных букв, разл...

Психологические особенности развития произвольного запоминания у детей младшего школьного возраста

С раннего детства процесс развития памяти ребёнка идёт по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых,  непосредственное запо...

Особенности развития связной речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР

Научная статья, в которой описываются особенности развития связной речи у детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития....