Самообразование педагога
методическая разработка
Свмообразование педагога, материал подойдет для выступления на МО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_uchiteley.pptx.zip | 463.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на Методическом объединении по теме: «Самообразование классного руководителя –
одно из условий успеха в организации воспитательной работы»
«Кто умеет, делает; кто не умеет, учит других; а кто не умеет и этого, учит учителей».
Питер Лоуренс (1919 – 1990), американский педагог, развивший афоризм английского писателя Джорджа Бернарда Шоу (1856 – 1950).
В озвученной теме следует выделить ключевые нити раскрытия проблемы:
1) Что такое самообразование?
2) Каковы результаты самообразования в организации воспитательной работы классного руководителя?
По определению, взятому из «Толкового словаря русского языка», самообразование – приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя.
Самообразование или другими словами самостоятельное образование можно проследить уже в детском возрасте. Если обратиться к диаграмме «Доля самостоятельности в процессе усвоения знаний», заметен неуклонный рост самостоятельного познания мира от игрового периода (10 %) до периода работы (80 %). Наряду с самостоятельным познанием основными механизмами постижения мира выступают родители и учителя, доля которых также изменяется. Родители играют намного меньшую роль в школьном возрасте по сравнению с дошкольным возрастом (10 % и 50 % соответственно), а доля учителей изменяется на протяжении всей жизни. К школьному возрасту – возрастает (с 40 % до 60 %), а по мере самосовершенствования – убывает (50 % и 20 %).
Сложилось три представления о целях образования человека:
– Формальное или получение «корочки», другими словами, обладание формальным подтверждением усвоения определенных знаний;
– Идеалистическое или всестороннее развитие личности, «учение ради учения», стремление к высшей недостижимой цели для конвертации знаний в почет, должность, деньги и т.д.;
– Рациональное или самообразование, постоянное обновление и обогащение личного профессионального потенциала.
Третье представление о цели образования, как необходимости побудить разум человека к вложению в знания, способности и умения движущегося человека, актуализирует раскрытие направлений, условий и форм самообразования.
Направления самообразования представляют собой спектр основ учительского мастерства:
1) Профессиональное (постоянное повышение квалификации, получение нового образования, непрерывное формирование мастерства по предмету);
2) Психолого-педагогическое (разрешение внутренних проблем и понимание проблем окружающих для наилучшего осознания полезности собственной деятельности);
3) Методическое (овладение приемами, методами и способами передачи своего опыта)
4) Правовое (способность разбираться в правовом поле законов и подзаконных актов в различных сферах);
5) Лингвистическое (расширение кругозора знаниями иностранных языков);
6) Информационно-компьютерные технологии;
7) Охрана здоровья (оберегать собственное здоровье и здоровье воспитанников, занятия спортом и физическими упражнениями);
8) Отвлеченные интересы (хобби, увлечения).
Условия самообразования базируются на интересе к делу, исходящему из необходимости искать и анализировать информацию, конкуренции, стимулирующей творчество, и общественном мнении, позволяющем соответствовать современным требованиям к педагогическому труду.
Среди разнообразных форм организации самообразования педагога следует выделить:
1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);
2) повышение квалификации (в рамках курсовой подготовки или с использованием дистанционных технологий);
3) групповая самообразовательная работа (методические объединения, творческие группы, собеседования, отчеты, посещение и анализ открытых уроков коллег, проведение циклов педагогических чтений);
4) индивидуальная самообразовательная работа (самостоятельный поиск информации в СМИ, библиотеках, музеях, проведение исследований, экспериментов, осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности, а также формирование портфолио).
Источники самообразования можно обобщить в три большие группы:
1) Медийные (телевидение, газеты, журналы, Интернет и пр., а также экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, путешествия);
2) Обмен опытом (курсы, семинары, вебинары и конференции, мастер-классы);
3) Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др., а также видео, аудио информация на различных носителях).
Результаты деятельности будут отражены в качественных показателях:
1) умение общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая пример деловитости и ответственности;
2) формировать воспитательные цели работы в классном коллективе;
3) разработка плана воспитательной работы;
4) проведение воспитательного мероприятия (беседы, диспута, экскурсии, классного часа и т. д.);
5) привлечение родителей к воспитательное работе;
6) Контроль уровня воспитанности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические рекомендации по самообразованию педагога
Путь к самообразованию лежит через самостоятельную работу, которая представляет собой особую, высшую форму дальнейшей учебной деятельности педагога, специалиста, предполагает выполнение целого ряда вх...
Тетрадь по самообразованию педагога.
Тетрадь по самообразованию – это один из видов ведения документации педагога в учреждениях системы социальной защиты . Предлагаемая форма ведения тетради рассматривается в качестве условия создания це...
Самообразование педагога как способ совершенствования педагогической компетенции
Система образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкре...
Сообщение на педагогическом совете от 26.03.2015 г. «Проектирование профессионального самообразования педагога» на тему: «Продуктивность процесса самообразования» (практические рекомендации)
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт...
Программа по самообразованию педагога начальной школы
Представлена программа по профессиональному саморазвитию педагога...
Доклад ШМО на тему: "Роль самообразования педагогов в повышении качества образования: творческие отчёты"
Совершенствование качества обучения и воспитанияв образовании напрямую зависит от уровня подготовки педагогов....