Особенности обновленного ФГОС НОО
статья

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации  основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statyam.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Особенности обновленного ФГОС НОО

Что такое Федеральный государственный стандарт  начального общего образования? 

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7«Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации  основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?

     Стандарт выдвигает три группы требований:
1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 
2. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования; 
3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы

По новым стандартам главное - не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать его и в урочное, и во внеурочное время.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Стандарты второго поколения - Развивать умения

Целью школы становятся не только знания, но и  умения:

  • ставить цель и добиваться ее;
  • самостоятельно добывать и применять знания;
  • составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия;
  • задавать вопросы;
  • ясно выражать свои мысли;
  • заботиться о других, быть нравственным человеком
  • сохранять и укреплять своё здоровье

В информационном обществе главными стали не знания, а умения ими пользоваться!

Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).

Что изучается с использованием ИКТ? 

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое.

Что такое информационно-образовательная среда?

Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время.

Внеурочная деятельность

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Добиться требуемых образовательных  результатов только на уроке нельзя. Поэтому очень важно, чтобы ребенок посещал специальные занятия во второй половине дня (внеурочную деятельность)

Во внеурочную деятельность могут входить:

  • выполнение домашних заданий ,
  • индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической  и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.),
  • экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования,
  • поисковые исследования и выполнение проектов.

Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся    определяется учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает: обязательные учебные занятия, объемом 20 часов в неделю;  внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 10 часов в неделю.  

 «Портрет выпускника начальной школы» в новом стандарте:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Введение ФГОС дошкольного и начального общего образования предъявляет нам новые требования, связанные с подготовкой дошкольника-тундровика:

Во-первых, он должен владеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, быть готовым к восприятию активных форм обучения;

Во-вторых, он должен владеть универсальными предпосылками учебной деятельности;

В третьих, он должен быть готовым к решению интеллектуальных и личностных задач (проблем), адекватных возрасту;

В четвёртых, должен быть готовым к новым, необычным для него, формам работы: проектной, исследовательской.

Таким образом, мы постарались обозначить те проблемы по подготовке и адаптации, с которыми работаем в настоящее время.

Я желаю счастья вашим семьям, мира вашим отношениям с детьми, добра и взаимопонимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад " Особенности и изменения в обновленных ФГОС НОО"

Содержит основные особенности обновлённого ФГОС НОО 2021г...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС

В материале представлен личный опыт работы педагога по организации и проведению внеурочной деятельности в начальной школе....

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС

В презентации представлен опыт учителя по организации и проведению внеурочной деятельности в начальной школе....

Особенности обновленных ФГОС НОО

Цель пРЕЗЕНТАЦИИ ознакомить с особенностями и изменениями в НОО в связи с внедрением обновленного  ФГОС....

Особенности содержания обновленных ФГОС

Представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.Интегративным результа...

Особенности содержания обновленных ФГОС

Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды....