Подготовка к Всероссийским проверочным работам как способ формирования функциональной грамотности учащихся начальной школы
материал

Хабибуллина Римма Владимировна

Выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_podgotovka_k_vpr_kak_sposob_formirovaniya_fg.docx218.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Князевская средняя общеобразовательная школа

 с углубленным изучением отдельных предметов»

Тукаевского муниципального района Республики Татарстан

Подготовка к Всероссийским проверочным работам

как способ формирования функциональной грамотности учащихся начальной школы

Хабибуллина Римма Владимировна,

учитель начальных классов

2024 г.

Подготовка к Всероссийским проверочным работам как способ формирования функциональной грамотности учащихся начальной школы

Слайд 2

- Всероссийские проверочные работы – это контрольные работы по различным предметам, проводимые для школьников всей страны.

Слайд 3

- Функциональная    грамотность – это умение людей применять знания, полученные в разных областях науки, на практике. Она основывается на реальной грамотности (математической, читательской, финансовой, естественно-научной, коммуникативной).

Слайд 4

- Задания  ВПР по видам познавательной деятельности делятся на задания:

  • Формирующие знаниевый компонент.
  • Направленные на применение знаний в опыте.
  • Позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.

Слайд 5

- Рассмотрим задания, формирующие знаниевый компонент:

  • воспроизводить по памяти;
  • узнавать;
  • определять;
  • приводить примеры;                
  • описывать;
  • демонстрировать.

Слайд 6

- Задания на применение знаний в опыте деятельности:

  • сравнивать, противопоставлять, классифицировать;
  • использовать;
  • связывать, соотносить;
  • интерпретировать информацию;
  • находить решения;
  • объяснять.

Слайд 7

Задания на решение нестандартных задач – жизненных  ситуаций:

  •  установление причинно-следственных связей и их анализ;
  • умение  найти и дать анализ проблемы;
  •  формулировать вопрос;
  •  планировать;
  •  делать выводы;
  •  приводить доказательства и аргументы;
  •  решать нестандартные задачи.

Слайд 8

- Примеры заданий для формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе:

1 уровень – знание: составить список, выделить, рассказать, показать, назвать;

2 уровень – понимание: описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по другому;

3 уровень – использование: применить, проиллюстрировать, решить;

4 уровень – анализ: проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия;

5 уровень – синтез: создать, придумать дизайн, разработать, составить план;

6 уровень – оценка: представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать.

Слайд 9

- Ряд заданий ВПР проверяют сформированность функциональной грамотности учащихся. Например, это:

- задания по работе с текстом в ВПР по русскому языку,

- практические задачи и задачи на логическое мышление по математике,

- анализ опытов в ВПР по окружающему миру и составление характеристик профессий, памятных дат и др.

В основе их успешного выполнения лежит читательская грамотность или её главный компонент – смысловое чтение. Во всех учебниках есть соответствующие задания.

Слайд 10

- Основные трудности при выполнении ВПР:

  • Не могут понять, какое задание нужно выполнить.
  • Не умеют выделять главную мысль.
  • План к тексту.
  • Нахождение синонимов к словам.
  • Лексическое значение слова.

- Если у учащихся возникают такие трудности, значит недостаточно сформирована читательская грамотность.

Слайд 11

- Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Слайд 12

- Наши дети умеют читать! Они просто не умеют понимать прочитанное…Формировать читательскую грамотность нам помогает вот такое пособие, которым все мы пользуемся в своей работе.

https://slovo-shop.ru/image/cache/data/product/731582-800x800.jpg  https://present5.com/presentation/1/-94867420_437554751.pdf-img/-94867420_437554751.pdf-16.jpg  https://knigobox.ru/image/cache/catalog/efron/1/838863114-9785377134213-1200x630.jpg  https://knigobox.ru/image/cache/catalog/efron/2/918193717-chtenie-4-klass-rabota-s-tekstom-25-e-izdanie-pererabotannoe-i-dopolnennoe-9785377141051-1200x630.jpg

Слайд 13

- Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания, основа развития ключевых компетенций учащихся.

- Формирование навыков грамотного письма у школьников – одна из самых трудных задач, которую приходится решать учителю. Но именно эта задача обозначается как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.

Слайд 14

- Задания ВПР по математике, вызывающие трудности у учащихся.

  • задания, которые проверяют умение решать задачи арифметическим способом в одно-два действия (3 и 8);
  • задание 11, которое требует умения решать текстовые задачи в 3-4 действия;
  • задание 4, которое выявляет умение читать, записывать и сравнивать величины;
  • задание 9, связанное с интерпритацией информации;
  •  задание 12 на овладение логического мышления.

Слайд 15

- Задания ВПР по окружающему миру, вызывающие трудности у учащихся

  • Задания, связанные с элементарными с элементарными способами изучения природы;
  • Особенно трудным для многих оказывается требование сделать вывод на основе проведенного опыта и показать умение проводить аналогии и строить рассуждения (задание 6(2) и 6(3);
  • Трудными для выполнения оказываются задания 9 и 10, направленные на понимание значимости семьи и семейных отношений, образования, государства, знания и своей «малой родины».

Слайд 16

По окружающему мирупри подготовке используют такие задания:

- Прочитать текст и выполнить задания.

На Земле есть одно место, где жаркое лето, а дождей иногда не бывает по несколько месяцев, а местами их не бывает и несколько лет подряд. Вода испаряется, не достигнув земли.  Днем стоит нестерпимая, изнуряющая жара, а ночью t падает до 0.̊ Во время бури солнечный свет не доходит до земли и на некоторое время становится темно. В этой природной зоне практически нет растительности, а растения, которые там растут, не дают тени.

- Учащиеся должны в таблице поставить + или -

№ п/п

Утверждение

+/-

1.

На Земле есть такие территории, где не бывает осадков годами.

2.

В полдень в пустыне приятно отдохнуть в тени деревьев.

3.

Бывает ли в пустыне днем ночь?

Слайд 17

Работа с таблицей

Месяц

Температура воздуха

Температура воды

Солнечных дней

Дождливые дни (осадки)

Январь

-6 °C

+6° C

8

0 дней

Февраль

-3 °C

+6°C

10

2 дня

Март

+9 °C

+9°C

11

2 дня

Апрель

+17 °C

+13 °C

18

0 дней

Май

+26 °C

+19 °C

23

2 дня

Июнь

+30 °C

+23 °C

23

1 день

Июль

+33 °C

+26 °C

25

1 день

Август

+33 °C

+25 °C

29

0 дней

Сентябрь

+24 °C

+19 °C

23

0 дней

Октябрь

+10 °C

+13 °C

19

0 дней

Ноябрь

+4 °C

+8 °C

15

3 дня

Декабрь

+0 °C

+3 °C

6

2 дня

Слайд 18

- В каком месяце больше всего солнечных дней? __________

- В каком месяце больше всего дождливых дней? _________

- Сколько солнечных дней было в апреле? ________________

- В каком месяце было меньше всего солнечных дней? _____

- В каком месяце вода прогревается сильнее всего? ________

- В каком месяце вода прогревается меньше всего? ________

- Сколько пасмурных дней было в августе? _______________

- Сколько было солнечных дней в мае? ________________

Слайд 19

РЕСУРСЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

  • Типовые задания по предметам издательства «Экзамен»;
  • Рабочие тетради по предметам«Готовимся к Всероссийской проверочной работе» издательства «Просвещение»,
  • Сборник метапредметных заданий для начальной школы (2, 3, 4 класс),
  • «Банк заданий».
  •  Сайты: НИКО https://www.eduniko.ru, «Решу ВПР»,
  • «Образовательные тесты» http://testedu.ru, современный учительский портал;
  • УЧИ.РУ.

Слайд 20

- Овладение функциональной грамотностью – это усвоение знаний + применение на практике.

- Итак, формируя функциональную грамотность учащихся, мы готовим детей к ВПР. В то же время во время проверки ВПР мы проверяем уровень сформированности функциональной грамотности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка.

Выступление на РМО по теме: "Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка." Презентация к выступлению....

Статья "Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов в рамках реализации нового ФГОС НОО"

Статья отражает понятие "функциональная грамотность" в рамках нового ФГОС НОО, а таже способах и методах формирования этого понятия....

Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....

Смысловое чтение как эффективный способ формирования функциональной грамотности учащихся

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются еще в начальных классах, где идёт интенсивное обучение раз...

Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка.

Приёмы, которые я хочу представить вашему вниманию, способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников. Все приёмы можно условно разделить на 3 группы: приёмы, повышающие познават...

Статья "Смысловое чтение как эффективный способ формирования функциональной грамотности учащихся"

Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению....

Доклад на тему: "Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка"

laquo;Мои ученики будут узнавать новое не от меня.Они будут открывать это новое сами.Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»И. Г. Песталоцци...