Рабочие программы по внеурочной деятельности
рабочая программа (1 класс)

Бурлакова Светлана Евстахиевна

Программы внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

sch 21

Приложение к федеральной образовательной программе основного общего образования,

утвержденной приказом директора школы

от 30.08.2023г. №1060

                                         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №21 им.В.Овсянникова-Заярского»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения учителей начальных классов

протокол №1 от 28.08.2023г.

СОГЛАСОВАНО

Педагогическим советом,

протокол №1

от  28.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНО

Директором школы

__________А.В.Туренко

Пр. №1060  от 30.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Движение есть жизнь»

(«Спортивно-оздоровительная деятельность »)

                           1А класс

Составитель рабочей программы:

Бурлакова Светлана Евстахиевна,

учитель высшей категории

                                 

Нижневартовск, 2023

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Искусство иллюстрации» предназначена для обучающихся 1-х классов МБОУ «СШ № 21 им. В. Овсяникова-Заярского».  Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и является приложением к Основной образовательной программе начального общего образования школы.

Программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).

Цель курса внеурочной деятельности состоит в том, чтобы на основе интересов и склонностей учащихся углубить знания, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта, достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных качеств, приобщить учащихся к регулярным тренировкам.

Задачи:

  • формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика;
  • обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
  • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций;
  • расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта;
  • активизировать двигательную активность школьников во внеурочное время;
  • познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
  • формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
  • создавать условия для проявления чувства коллективизма;
  • воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни;
  • воспитывать моральные и волевые качества обучающихся;
  • способствовать формированию навыков самоорганизации.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

 «Движение есть жизнь»

Личностные результаты 

  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания,
  • проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями,
  •  проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей.

Метапредметные результаты

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
  • анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
  • управление эмоциями.

Предметные результаты 

  • выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности;
  • организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований, осуществление объективного судейства.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Движение есть жизнь»

№ п/п

Раздел (модуль) тема

Кол-во часов)

Форма проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1.

Спорт в жизни людей.

2

Групповые,

индивидуальные,

фронтальные

http://festival.1september.ru/articles/312400/

http://festival.1september.ru/articles/519723/

2.

Движение есть жизнь

9

3.

Значение осанки в жизни человека

3

4.

 

Игры народов мира

9

5.

Первая помощь при травмах

2

6.

Слагаемые здорового образа жизни

2

7.

Подвижные игры с мячом

5

8.

Профилактика вредных привычек

1

ИТОГО:

33


Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Движение есть жизнь»

 п/п

Дата

Тема занятия

Вид деятельности

Кол-во часов

1.

06.09

Спорт в жизни людей. Олимпийская символика, девиз олимпийских игр. Подвижные игры «Запрещенное движение», «Море волнуется»,

Закрепляют и совершенствуют навыки бега, развивают скоростные способности, способности к ориентированию в пространстве: подвижные игры «К своим флажкам», «Два мороза», «Пятнашки». Закрепляют и совершенствуют навыки в прыжках, развивают скоростно-силовые способности, ориентирование в пространстве: подвижные игры «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде». Закрепляют и совершенствуют метание на дальность и точность, развивают способность к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей: подвижные игры «Кто дальше бросит», «Метко в цель»

Изучают особенности, традиции и обычаи разных народов. Разучивают подвижные игры «Удочка прыжковая», «Коршун», «Стрелок», «Хитрая лиса», «Продаем горшки», «Невод», «Салки», «Юрта». Сюжетно-ролевые подвижные игры: «Гуси, гуси», «Совушка-сова», «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде»

Овладевают игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.

Игры на свежем воздухе для овладения техникой ступающего шага, спуска, подъема.

Упражнения на выносливость и координацию.

1

2.

13.09

Значение утренней гимнастики для здоровья человека. Разучивание комплекса упражнений для утренней зарядки. Подвижные игры: «К своим флажкам», «Зайцы в огороде»

1

3.

20.09

Влияние физических упражнений на работу организма. Подвижная игра «Кошки-мышки».

1

4.

27.09

Разучивание двигательных упражнений без предметов. Подвижные игры: «Невод», «Бездомный заяц».

1

5.

04.10

Разучивание двигательных упражнений с различными предметами. Подвижные игры: «Рыбка», «Неуловимый шнур»

1

6.

11.10

Виды бега. Разучивание беговых упражнений. Подвижная игра «Волк во рву».

1

7.

18.10

Длительный бег. Разучивание игры «Догони и коснись».

1

8.

25.10

Бег и преодоление препятствий. Подвижная игра «Хвостики».

1

9.

08.11

Упражнения в беге с предметами. Подвижная игра «У медведя во бору».

1

10.

15.11

Эстафета «Необыкновенные бега»

1

11.

22.11

Прыжки и воспитание характера. Подвижные игры «Попади в мишень».

1

12.

29.11

Беседа о значении правильной и красивой осанки в жизни человека.

1

13.

06.12

Разучивание комплекса упражнений для исправления и укрепления осанки.

1

14.

13.12

Освоение простых приёмов самоконтроля осанки. Русские народные игры

1

15.

20.12

Виды игр. Их разнообразие. Техника безопасности во время игры.

1

16.

27.12

Хороводные игры «Ясное золото», «Плетень», «Угадай, чей голосок». Правила игры.

1

17.

10.01

Хороводные игры «Ручеёк», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди».

1

18.

17.01

«Удочка», «Тише едешь…»(Россия)

1

19.

24.01

«Волк и козлята», «Аисты»  (Украина)

1

20.

31.01

«Посадка картофеля» (Белоруссия), «Квинта» (Литва)

1

21.

07.02

«Пастух» (Армения),

«Игра в лягушек» (Грузия)

1

22.

21.02

«Вытащи платок» (Азербайджан),

«Бег к реке» (Дагестан)

1

23.

28.02

«Японские салки», «Отбрось банку», «Японские жмурки» (Япония)

1

24.

06.03

Знакомство с видами травм.

Игры народов Сибири «Борьба на палке», «Волк и олени».

1

25.

13.03

Лесная аптека на службе человека. 

Игры народов Сибири «Ледяные палочки», «Ловкий оленевод».

1

26.

20.03

 Закаливание- средство от простуды. Подвижные игры с предметами «Горячий хлеб», «Мотальщики катушек».

1

27.

03.04

Профилактика и коррекция плоскостопия.  Упражнения для ступни, голеностопного и коленного сустава Подвижная игра «Воздушные акробаты».

1

28.

10.04

Упражнения с мячом (передача, ловля).

Подвижная игра «Вышибалы»

1

29.

17.04

Метания мяча на точность броска.

Подвижная игра «Попади в цель»

1

30.

Метания мяча на дальность броска.

Подвижная игра «Кто дальше?»

1

31.

Подвижные игр-эстафеты с мячами.

1

32.

Спортивная игра «Футбол»:

•Рассказ об истории игры

•Мини-футбол (знакомство с правилами, игра на свежем воздухе)

1

33.

Посмотрим на курение новыми глазами.   Сказка «Медведь и трубка». Подвижные игры-эстафеты.

1

Итого: 33 часа



Предварительный просмотр:

sch 21

Приложение к федеральной образовательной программе основного общего образования,

утвержденной приказом директора школы

от 30.08.2023г. №1060

                                         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №21 им.В.Овсянникова-Заярского»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения учителей начальных классов

протокол №1 от 28.08.2023г.

СОГЛАСОВАНО

Педагогическим советом,

протокол №1

от  28.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНО

Директором школы

__________А.В.Туренко

Пр. №1060  от 30.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Дружим с математикой»

                                («Ученье с увлечением»)

                           1 А класс

Составитель рабочей программы:

Бурлакова Светлана Евстахиевна,

учитель высшей категории

                                 

Нижневартовск, 2023


                                       Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Дружим с математикой» предназначена для обучающихся 1-х классов МБОУ «СШ № 21 им. В. Овсяникова-Заярского».  

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и направлена на развитие познавательного интереса к математике, интеллектуальных способностей младших школьников.

Программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).

Цель курса внеурочной деятельности:

  • создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям.

Задачи курса внеурочной деятельности:

 

  • формирование мотивации к изучению математики, углубление и расширение математических знаний и способностей в соответствии с возрастными особенностями;
  • формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок;
  • обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения;
  • расширение, углубление знаний учащихся и формирование математической компетенции;
  • развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
  • развитие логического мышления и пространственных представлений;
  • формирование начальных элементов конструкторского мышления;
  • воспитание интереса к предмету через занимательные задания;
  • формирование усидчивости и терпения;
  • создание прочной основы для дальнейшего обучения математике;
  • формирование и развитие различных видов памяти, воображения, общеучебных умений и навыков;
  • выявление и поддержка математически одаренных и талантливых детей.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  •   формирование пространственных представлений и пространственного воображения
  •   привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Метапредметные результаты  

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
  • Воспроизводить способ решения задачи.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Предметные результаты:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;  освоение эвристических приемов рассуждений, формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения,  
  • анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;  формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие   закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

.


Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Дружим с математикой»

Раздел (модуль)/тема

Кол-во часов

Форма проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Числа. Арифметические действия. Величины

•        Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

•        Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

•        Сложение и вычитание чисел в пределах 1 00. Таблица сложения и вычитания в пределах 100.

•        Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.

•        Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

•        Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)

•        Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

•        Занимательные задания с римскими цифрами.

•        Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Единицы длины.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1  1     указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

33

  • Практическое занятие с игровыми элементами

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6069/start/273228/

http://www.math-on-line.com/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6069/start/273228/

http://vneuroka.ru/mathematics.php

http://www.develop-kinder.com/


Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Дружим с математикой»

Дата проведения

Тема

Вид деятельности

Кол-во часов

05.09

Математика – это интересно

Решение нестандартных задач.

Составление картинки с заданным разбиением на части.

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму).

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

Составление многоугольников заданным разбиением на части.

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдатель-ность.

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10, 20», «Сложение в пределах 20» «Вычитание в пределах 10, 20».

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

1

12.09

Танграм: древняя китайская головоломка.

1

19.09

Путешествие точки

1

26.09

Игры с кубиками

1

03.10

Танграм: древняя китайская головоломка

1

10.10

Волшебная линейка

1

17.10

Праздник числа 10

1

24.10

Конструирование многоугольников из деталей танграма.

1

07.11

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

1

14.11

Игры с кубиками

1

21.11

Конструкторы лего

1

28.11

Конструкторы лего

1

05.12

Весёлая геометрия

1

12.12

Математические игры

1

19.12

«Спичечный» конструктор

1

26.12

«Спичечный» конструктор

1

09.01

Задачи-смекалки

1

16.01

Прятки с фигурами

1

23.01

Математические игры

1

30.01

Числовые головоломки

1

06.02

Математическая карусель

1

20.02

Математическая карусель

1

27.02

Уголки

1

05.03

Игра в магазин. Монеты

1

12.03

Конструирование фигур из деталей танграма

1

19.03

Игры с кубиками

1

02.04

Математическое путешествие

1

09.04

Математические игры

1

16.04

Секреты задач

1

Математическая карусель

1

Числовые головоломки

1

  1. 1

Математические игры

1

Математические игры

1

                    Материально-техническое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение

  • Кочурова Е.Э. Я учусь считать: рабочая тетрадь для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана-граф.
  • Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М.: ВАРСОН, 2010.
  • Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.

Материально-техническое обеспечение

Учебное оборудование.

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Компьютерный стол.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.

Настенная доска с набором приспособлений  для крепления картинок.

Компьютерная техника

Документ-камера

Ноутбук

Интерактивная доска

Проектор

Принтер, сканер

Мобильный класс

Электронные образовательные ресурсы

Аудиозаписи в соответствии с программой внеурочной деятельности

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы

  1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2.        http://konkurs-kenguru.ru российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3.        http://www.develop-kinder.com  «Сократ» — развивающие игры

и конкурсы.

5.        http://puzzle-ru.blogspot.com  головоломки, загадки, задачи

и задачки, фокусы, ребусы.



Предварительный просмотр:

sch 21

Приложение к федеральной образовательной программе основного общего образования,

утвержденной приказом директора школы

от 30.08.2023г. №1060

                                         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №21 им.В.Овсянникова-Заярского»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения учителей начальных классов

протокол №1 от 28.08.2023г.

СОГЛАСОВАНО

Педагогическим советом,

протокол №1

от  28.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНО

Директором школы

__________А.В.Туренко

Пр. №1060  от 30.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Искусство иллюстрации»

(«Художественно-эстетическая творческая деятельность»)

                           1А класс

Составитель рабочей программы:

Бурлакова Светлана Евстахиевна,

учитель высшей категории

                                 

Нижневартовск, 2023

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Искусство иллюстрации» предназначена для обучающихся 1-х классов МБОУ «СШ № 21 им. В. Овсяникова-Заярского».  

Рабочая программа разработана в соответствии с  Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Письмом Минобрнауки РФ от 12.05.2011 No03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования». Данная программа составлена на основе программы по внеурочной деятельности по художественно – эстетическому творческому  направлению.

 Программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).

Цель курса внеурочной деятельности

формирование художественной культуры обучающихся.

Задачи курса внеурочной деятельности:

  • Воспитание интереса ко всем видам пластических искусств; изобразительным, декоративно – прикладным, дизайну в разных формах.
  • Формирование художественно-образного мышления и эмоционально - чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально - ценностного отношения к жизни.
  • Приобщение к национальному и мировому художественному наследию.
  •  Развитие творческих особенностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения; воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.
  •  Показать взаимосвязь образа слова и художественного образа иллюстрации.

           

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

 «Искусство иллюстрации»

Личностные результаты:

 осознавать роль художественного искусства в жизни людей;

  эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции ;понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

 высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих одноклассников, своему творчеству.

Метапредметные результаты:

 характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности;

 овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

В результате работы по программе «Искусство иллюстрации» обучающиеся научатся:

  • различать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и знать о роли этих искусств в жизни людей;  
  • знать об особенностях национальной художественной культуры;
  • иметь представление о выразительных возможностях художественных материалов, элементарных техниках;  
  • уметь рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства;
  • при выполнении практических работ уметь использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции и т. д.).

получат возможность научиться:

  • воплощать свои фантазии, уметь выражать свои мысли;
  • составлять композиции, узоры;
  • создавать творческие проекты;
  • доводить работу до полного завершения.

                   Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Искусство иллюстрации»

Раздел (модуль)/тема

Кол-во часов

Форма проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1.

Радужный мир

33

-словесный (рассказ, объяснение, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий соперника и др.);

-наглядность упражнений (показ алгоритма выполнения творческих работ);

-методы практических упражнений;

-игра;  

-метод самореализации через творческие дела, участие в соревновательно- игровой деятельности (выставки творческих работ).

http://www.prosv.ru/ebooks/Programma_dop_hud_obr/1.html

http://school-collektion.edu/ru

http://www.art.september.ru

 http://www.musik.edu.ru

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Искусство иллюстрации»

Дата

проведения

Тема

Вид деятельности

Кол-во часов

01.09

«Знакомство с королевой Кисточкой»

        Наблюдать за природой: (форма, фактура, поверхность, цвет, динамика, настроение.). Понимать особенности процесса выбора художником образов, красок, средств выражения замысла.   Учиться понимать зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания темы. Формировать представления о соразмерности изображаемых узоров Рисовать простые  узоры.

Осваивать изобразительную плоскость. Формировать представления о ярких узорах изображаемых в композиции. Понимать  пропорции изображаемых узоров: размер, форма, ,. композиционный центр.

 Понимать особенность творческого воображения: цвет в пространстве и в природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвета в пространстве природы и  в жизни. Изучать  явления  в открытом пространстве природы.

        Наблюдать в  живописи выражение различных чувств и настроений через цвет. Передавать своеобразие природного ландшафта с помощью средств изобразительного искусства. .   Учиться видеть линию горизонта, первый и второй планы

Понимать особенности в открытом природном пространстве.   Учиться видеть изменения в природе,.         Осознавать  красоту и необычное  в природе, красоту  городского и сельского пейзажа. Изображать с натуры простые предметные формы.

Улавливать и передавать   окружающее пространство как среду, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи.  Осваивать и  передавать по воображению предметы. Акцентировать внимание на композиционном центре.

 Учиться передавать музыкальные, песенные, литературно-сказочные и образно-цветовые словесные описания в зрительные образы.  Знакомиться с понятием «дорожные правила», с различными композиционными решениями в композиции. Использовать индивидуальные конструктивные формы.

 Создавать сюжетные объемно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки. Понимать связи образов народной игрушки с темами и характером народных сказок. Понимать и уметь выражать в словесной форме свои представления о видах изобразительного искусства. Участвовать в обсуждении содержания выразительных средств .  Знакомиться и осознавать выразительные средства по теме .

          Находить индивидуальную  манеру изображения. Акцентировать внимание на  выразительности героя. Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения в рисовании клюва птиц. Овладение выразительными особенностями дизайна. Моделировать и создавать собственные маски.

   Способность воспринимать, понимать, увиденное в природе. Наблюдать в  живописи выражение различных чувств и настроений через цвет. Передавать своеобразие природного мира.  Формировать и передавать индивидуальные представления о пространственном изображении. Развивать желание и интерес к собственному творчеству.

 

Наблюдать за природой: (форма, фактура, поверхность, цвет, динамика, настроение.). Понимать особенности процесса выбора художником образов, красок, средств выражения замысла.   Учиться понимать зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания темы. Формировать представления о соразмерности изображаемых узоров Рисовать простые  узоры.

Осваивать изобразительную плоскость. Формировать представления о ярких узорах изображаемых в композиции. Понимать  пропорции изображаемых узоров: размер, форма, ,. композиционный центр.

 Понимать особенность творческого воображения: цвет в пространстве и в природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвета в пространстве природы и  в жизни. Изучать  явления  в открытом пространстве природы.

        Наблюдать в  живописи выражение различных чувств и настроений через цвет. Передавать своеобразие природного ландшафта с помощью средств изобразительного искусства. .   Учиться видеть линию горизонта, первый и второй планы

Понимать особенности в открытом природном пространстве.   Учиться видеть изменения в природе,.         Осознавать  красоту и необычное  в природе, красоту  городского и сельского пейзажа. Изображать с натуры простые предметные формы.

Улавливать и передавать   окружающее пространство как среду, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи.  Осваивать и  передавать по воображению предметы. Акцентировать внимание на композиционном центре.

 Учиться передавать музыкальные, песенные, литературно-сказочные и образно-цветовые словесные описания в зрительные образы.  Знакомиться с понятием «дорожные правила», с различными композиционными решениями в композиции. Использовать индивидуальные конструктивные формы.

 Создавать сюжетные объемно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки. Понимать связи образов народной игрушки с темами и характером народных сказок. Понимать и уметь выражать в словесной форме свои представления о видах изобразительного искусства. Участвовать в обсуждении содержания выразительных средств .  Знакомиться и осознавать выразительные средства по теме .

          Находить индивидуальную  манеру изображения. Акцентировать внимание на  выразительности героя. Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения в рисовании клюва птиц. Овладение выразительными особенностями дизайна. Моделировать и создавать собственные маски.

   Способность воспринимать, понимать, увиденное в природе. Наблюдать в  живописи выражение различных чувств и настроений через цвет. Передавать своеобразие природного мира.  Формировать и передавать индивидуальные представления о пространственном изображении. Развивать желание и интерес к собственному творчеству.

 

1

08.09

«Что могут краски?»

1

15.09

«Изображать можно пятном».

1

22.09

«Изображать можно пятном».

1

29.09

«Осень. Листопад»

1

06.10

«Силуэт дерева».

1

13.10

«Грустный дождик»

1

20.10

«Изображать можно в объёме»

1

27.10

Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!»

1

10.11

«Красоту нужно уметь замечать».

1

17.11

 «Узоры снежинок».

1

24.11

Рисуем дерево.

1

01.12

«Зимний лес».

1

08.12

«Портрет Снегурочки».

1

15.12

 «К нам едет Дед Мороз».

1

22.12

«Снежная птица зимы».

1

29.12

«Дом снежной птицы».

1

12.01

«Ёлочка - красавица».

1

19.01

«Кто живёт под снегом».

1

26.01

 «Красивые рыбы». «На рыбалке»

1

02.02

 «Моя мама».

1

09.02

 «Моя бабушка».

1

01.03

«Волшебная птица весны».

1

15.03

«Цветы и травы»

1

22.03

«Цветы и бабочки».

1

05.04

«Орнамент из цветов, листьев и ля украшения коврика»

1

12.04

«Моя семья».

1

«Веселые фигуры».

1

«Домашние питомцы».

1

  1. 1

. «Победителям - Слава!»

1

«Весенняя клумба».

1

 «Веселая игра».

1

Обобщающий урок.

1

33 часа



Предварительный просмотр:

sch 21

Приложение к федеральной образовательной программе основного общего образования,

утвержденной приказом директора школы

от 30.08.2023г. №1060

                                         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №21 им.В.Овсянникова-Заярского»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения учителей начальных классов

протокол №1 от 28.08.2023г.

СОГЛАСОВАНО

Педагогическим советом,

протокол №1

от  28.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНО

Директором школы

__________А.В.Туренко

Пр. №1060  от 30.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«История родного края»

(Проектно-исследовательская деятельность)

                           1А класс

Составитель рабочей программы:

Бурлакова Светлана Евстахиевна,

учитель высшей категории

                                 

Нижневартовск, 2023


                             Пояснительная записка

Программа занятий внеурочной деятельности проектно-исследовательской направленности «История родного края» предназначена для   обучающихся   1 класса   МБОУ «СШ № 21 им. В. Овсянникова-Заярского». Программа разработана на основе авторской программы «Программа по этнографии коренных народов Западной Сибири». Составитель В.И.Сподина, Х.Мансийск, 1992 ».        

Программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).

Цель курса внеурочной деятельности:

формирование начального представления об историческом развитии народа, об особенностях формирования материальной и духовной культуры России;

воспитание целостной эстетической культуры, развитие художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта.

Цель программы: ознакомление с родным краем, через различные формы занятий (игра, беседа, проектная деятельность), для установления положительного отношения к родной культуре.

Задачи курса внеурочной деятельности:

Образовательные задачи:

формировать представления о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;

познакомить с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Ханты – Мансийского автономного округа – Югра;

осваивать многовековое культурное наследие народа через хороводы, игры, экскурсии, семейные праздники, встречи с людьми старшего поколения.

Воспитательные задачи:

развивать гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

формировать толерантность и толерантное поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;

укреплять семейные связи: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);

формировать экологическую культуру, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;

позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.

Развивающие задачи:

развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулирование стремления знать, как можно больше о родном крае, через конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

создавать условия для творчества учащихся и их самовыражения;

укреплять семейные отношения.

В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы, актуальные для современного школьного образования:

· принцип общего развития каждого ребёнка на основе его индивидуальных возможностей;

· принцип обучения каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;

· принцип непрерывного развития каждого ребёнка;

· принцип тематизма;

· принцип последовательности;

· принцип культуросообразности;

· принцип деятельностного подхода.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

 «История родного края»

Личностные, метапредметные и предметные результаты:

В результате изучения курса, обучающиеся на ступени начального общего образования:

- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; лучше узнать свою малую Родину - Югру;

- обретут чувство гордости за свою малую Родину - Югру, быт коренных народов Севера и их историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

- получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- изучат растительный и животный мир Югры, традиции и устои коренных народов Севера; знакомятся с творчеством поэтов и писателей Югорской земли;

- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «История родного края»

Раздел (модуль)/тема

Кол-во часов

Форма проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1.

Введение. Знакомство с детьми. Введение в образовательную программу. Что значит «край», «родина». Польза и значение краеведения (изучение и познание окружающего мира).

2

· рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов;

· экскурсия; поездка, поход;

· практическое занятие, викторина, консультация;

· проблемная лекция, встречи с участниками исторических событий.

https://youtu.be/RfZ8R0mN4WA

https://youtu.be/cGvCK_FGVaw

2.

Я и моя семья. Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.

Я, мое имя, его значение. С кем я живу. В этом доме я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье. Место работы, учебы членов семьи. Что умеет моя мама (бабушка), мой папа (дедушка). Моя дорога в школу. Наш домашний зоопарк. Мои обязанности по дому. День именинника.

2

· рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов;

· экскурсия; поездка, поход;

· практическое занятие, викторина, консультация;

· проблемная лекция, встречи с участниками исторических событий.

https://youtu.be/CxM2guIEBxI

3.

Природа родного края. Цель блока: прививать любовь к природе родного края, научить бережному отношению к окружающем миру Ханты – Мансийского автономного округа.

«Природа родного края». Основные породы деревьев парков и окрестных лесов города. Знакомство с «Красной книгой» Югры. История ее создания. Редкие и охраняемые растения и животные Ханты – Мансийского края.

6

· рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов;

· экскурсия; поездка, поход;

· практическое занятие, викторина, консультация;

· проблемная лекция, встречи с участниками исторических событий.

https://youtu.be/1Scivmppi9s

4.

Мой город. Цель блока: прививать любовь к родному города, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города.

История школы. Традиции школы. Название города. Возникновение города, время образования, геральдика. Улицы города. Памятники и исторические здания.

5

· рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов;

· экскурсия; поездка, поход;

· практическое занятие, викторина, консультация;

· проблемная лекция, встречи с участниками исторических событий.

https://youtu.be/jAg_uWba1TM

https://youtu.be/k7KtT4pI2yw

5.

Край, в котором я живу.         Цель блока: изучить основные понятия о ХМАО, воспитывать чувство толерантности к различным народам, населяющим родной край, познакомить с традициями и бытом коренных народов.

Понятие о ХМАО как о составной части России. Ознакомление с названием, гербом, флагом, гимном, национальным орнаментом. Пословицы, поговорки, сказки и загадки народа ханты. Традиционная мужская и женская одежда. Предметы быта народа ханты и манси. Интерьер жилища. Традиционные занятия.

18

· рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов;

· экскурсия; поездка, поход;

· практическое занятие, викторина, консультация;

· проблемная лекция, встречи с участниками исторических событий.

https://youtu.be/YInEvG4QR8U


Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «История родного края»

Дата проведения

Тема

Вид деятельности

Кол-во часов

04.09

Край, в котором я живу.

 Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы.

Осуществлять учебное сотрудничество.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.

Самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта.

Оценивать правильность действий, осуществлять итоговой контроль по результату выполнения задания.

Осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.

Выступать перед одноклассниками.

1

11.09

Герб, флаг ХМАО

1

18.09

Дружная югорская семья

1

25.09

Памятники Югры - хранители истории.

Музей под открытым небом ТорумМаа

1

02.10

Памятники Ханты-Мансийска.

1

09.10

«Путешествие в древний мир ханты и манси».

1

16.10

Сказки народов Севера – кладезь мудрости.

1

23.10

Загадки  народов Севера

1

13.11

Пословицы и поговорки народов Югры как зеркало мудрости и отражение социально-исторического опыта

1

20.11

Хантыйские куклы

1

27.11

Быт народов Югры

1

04.12

Беседа на тему: «Национальная одежда ханты и манси»

1

11.12

Фольклорный праздник (Медвежий праздник)

1

18.12

Фольклорный праздник (Вороний праздник)

1

25.12

Сезонные изменения в природе

1

15.01

Многообразие растительного мира Югры

1

22.01

Многообразие животного мира Югры

1

29.01

Животный и растительный мир Югры

1

05.02

Красная книга Югры

1

19.02

Зеленая аптека Югры

1

26.02

Как родился наш любимый город…

1

04.03

        Посещение городского краеведческого музея

1

11.03

Зеленая аптека Югры

1

18.03

Города нашего края. Как родился наш любимый город…

1

01.04

Знакомство с поэтами и писателями Югры

1

08.04

Ю. Шесталов – знаменитый мансийский поэт и писатель

1

15.04

Югра. Ханты и манси

в творчестве  художника

Николая Фомина

1

Музыкальные инструменты народов Севера ханты и манси

1

«Здравствуй, край мансийский милый…» Устный журнал

1

  1. 1

«Здравствуй, край мансийский милый…» Устный журнал

1

Мои земляки – герои и участники великой Отечественной войны.

1

Политические лидеры Югры.

1

Моя родная школа- часть малой родины. Обобщающее занятие

1

Материально-техническое обеспечение

Учебно-методическая литература

Список литературы для учителя

1. Баранов Н., Бугров Д., Главацкая Е. и др. Древний город на Оби. История Сургута. – М.: Тезис-1994г.

2. Бобкова Н.Н.Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007.152 с.

3. Кропочева Т.Б.Нетрадиционные уроки природоведения.Методическое пособие. –Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999, 42с.

4.  Планируемые результаты начального общего образования/[Л.Л.Алексеева, С.В. 5. Анащенкова. М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой. О.Б. Логиновой. -М.: Просвещение, 2009.-120с. – (Стандарты второго поколения) – ISBN 978509210584

6. Чуракова Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011. – Ч.1: 240с.

Список литературы для учащихся

1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Учебник в 2-х частях: 1класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. - М.: Академкнига/Учебник

2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Хрестоматия: 1класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. - М.: Академкнига/Учебник

Наглядные пособия

1.      Гербарии: семена и плоды растений.

2.      Географические и исторические карты.

3.      Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной и праздничной жизни.

4.      Приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, раздаточный материал.

5.      Экскурсионное снаряжение: складные лупы, садовые совки, компасы, бинокли.

Технические средства обучения

Интерактивная доска, компьютер, медиапроектор, документ-камера.



Предварительный просмотр:

sch 21

Приложение к федеральной образовательной программе основного общего образования,

утвержденной приказом директора школы

от 30.08.2023г. №1060

                                         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №21 им.В.Овсянникова-Заярского»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения учителей начальных классов

протокол №1 от 28.08.2023г.

СОГЛАСОВАНО

Педагогическим советом,

протокол №1

от  28.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНО

Директором школы

__________А.В.Туренко

Пр. №1060  от 30.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Легко ли писать без ошибок»

               («Ученье с увлечением»)

1А класс

Составитель рабочей программы:

Бурлакова Светлана Евстахиевна,

учитель высшей категории

                                 

Нижневартовск, 2023


   Пояснительная записка

Программа занятий внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Легко ли писать без ошибок» предназначена для   обучающихся   1 класса   МБОУ «СШ № 21 им. В. Овсянникова-Заярского». Программа разработана на основе авторской программы М.И. Кузнецовой «Легко ли писать без ошибок» (Сборник программ внеурочной деятельности :1-4 классы/под ред Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вента     Граф, 2021г.) Программа внеурочной деятельности дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

        Программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).

Цель курса внеурочной деятельности

  • осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения  и правильной речи  как  показателя общей культуры человека;
  • знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
  • овладения учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

        

Задачи курса внеурочной деятельности:

  • обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
  • уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
  • использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

        

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

 «Легко ли писать без ошибок»

Личностные результаты

Учащийся научится:

  • развивать учебно-познавательный интерес к предмету;
  • развивать умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;

Учащийся  получит возможность научиться:

  • формировать основы социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию страны и края.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

  • учитывать установленные правила в планировании;
  • решать проблемы творческого характера;
  • адекватно воспринимать оценку;

Учащийся  получит возможность научиться:

  • умению давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
  • умению понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой

ситуации.

Познавательные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

  • добывать новые знания;
  • перерабатывать информацию;
  • умение строить суждения в простой форме;

Учащийся  получит возможность научиться:

умению анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

  • умению доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
  • умению оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • умению договариваться;

Учащийся  получит возможность научиться:

  • умению работать в паре, группе, коллективе;
  • умению адекватно использовать речевые средства;
  • умению отстаивать при необходимости свою точку зрения.

Предметные результаты

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  • Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающие существенные связи, отношение и функции.
  • Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского  и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
  • Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Легко ли писать без ошибок»

Раздел (модуль)/тема

Кол-во часов

Форма проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1.

Фонетика

10

решение орфографических заданий, игровая, проектная деятельность, самостоятельная работа, работа в парах, в группах.

https://uchi.ru/catalog/rus/1-klass/grade-52

2.

Лексика

8

решение орфографических заданий, игровая, проектная деятельность, самостоятельная работа, работа в парах, в группах.

https://uchi.ru/catalog/rus/1-klass/grade-52

3.

Орфография  

15

решение орфографических заданий, игровая, проектная деятельность, самостоятельная работа, работа в парах, в группах.

https://uchi.ru/catalog/rus/1-klass/grade-52


Календарно -тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Легко ли писать без ошибок»

Дата

планируемая

Тема

Вид деятельности

Кол-во часов

07.09

В мире безмолвия и неведомых звуков.  

Выработка способностей к удержанию в памяти плана действий в заданной последовательности и его реализации (игры на выполнение многошаговых инструкций «Найти клад»). Развитие навыков анализа и воспроизведения пространственных последовательностей (упражнения «Собери бусы», «Что изменилось?», «Живые цепочки» и т.п.) и последовательности во времени (порядок времен дня, времен года, дней недели)..

Выделение и называние неречевых звуков. Различение на слух голоса по высоте, силе и тембру. Воспроизведение ритмического рисунка с помощью отхлопывания, отстукивания или зарисовывания. Коррекция и совершенствование фонематического восприятия, формирование четких фонематических представлений. Запоминание и воспроизведение ряда звуков, слогов, слов постепенно увеличивая численность элементов (от двух-трех до шести-семи). Нахождение в словесном или слоговом ряду «лишнего», отличающегося одним звуком. Подбор сходных по звучанию слов. Совершенствование и формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Выделение заданного звука на фоне слова (первоначально выделяются гласные звуки, стоящие в сильной позиции, позже согласные – взрывные в конце, а щелевые – в начале слова). Определение общего звука в словах. Самостоятельное придумывание слов с определенным звуком. Определение места заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). Определение и называние последовательности звуков в слове, их количества, места каждого звука по отношению к другим (перед каким, после какого звука стоит заданный звук). Преобразование слов путем добавления, изменения или перестановки одного звука. Установление соотношения между звуковым и знаковым составом слова (соотнесение слова и изображения, схемы; вписывание в схему заданных букв, определение слова по отдельным буквам и т.п.)

Упрочнение звуко-буквенных связей. Формирование и развитие стабильного графического образа сходных печатных и рукописных букв изученных на учебных занятиях (т-г, ж- к – х; д-б, д-з, п-т, п-н, и-у, Р-Г, З – Е, У-Ч ) на полианализаторной основе (обводка пальцем контура выпуклых рельефов букв; группировка стилизованных букв; прием дермолексии, когда педагог «рисует» на ладони ребенка букву, а тот должен опознать её). Автоматизация навыка слогослияния. Развитие и формирование навыков слогового анализа и синтеза. Формирование осознания механизма образования слоговой структуры слова через игровые приемы (узнавание, называние, преобразование, подбор слогов по заданному алгоритму). Упражнение в определении количества слогов в слове и их последовательности посредством введения цветной маркировки слогов; делением слов текста на слоги

1

14.09

Звуки.

1

21.09

Фонема.

1

28.09

Поется-не поется.

1

05.10

Тайны фонемы.

1

12.10

Согласные и гласные..

1

19.10

Можно ли писать без букв?

1

26.10

Иероглифы, клинопись.

1

09.11

Буквы потерянные и редкие.

1

16.11

Создание славянской азбуки.

1

23.11

Словесные раскопки.

1

30.11

Увлекательное около нас

07.12

Можно ли сломать язык.

1

14.12

Энциклопедические и лингвистические словари

1

21.12

Об одном и том же - разными словами.

1

28.12

О словах разных, одинаковых, но разных.

1

11.01

«Тезки наоборот».

1

18.01

В царстве смыслов много дорог.

1

25.01

Не в бровь, а в глаз.

1

01.02

Пословицы и поговорки.

1

08.02

Орфография в загадках.

1

22.02

Правила правописания чу-щу, ча-ща.

1

29.02

Правила жи-ши

1

07.03

Главная заглавная.

1

14.03

Правописание имен собственных.

1

21.03

Тайна имени.

04.04

Клички животных.

1

11.04

Смягчаю-разделяю.

1

18.04

Разделительный  и смягчающий мягкий знак.

1

Строчки и слова.

1

Правило переноса слов.

1

Пишем без ошибок.

1

Обобщающее занятие.

1

33 часа



Предварительный просмотр:

sch 21

Приложение к федеральной образовательной программе основного общего образования,

утвержденной приказом директора школы

от 30.08.2023г. №1060

                Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №21» им. В. Овсянникова-Заярского

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения учителей начальных классов

протокол №1 от 28.08.2023г.

СОГЛАСОВАНО

Педагогическим советом,

протокол №1

от  28.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНО

Директором школы

__________А.В.Туренко

Пр. №1060  от 30.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю»

   («Коммуникативная деятельность»)

                          1А класс

Составитель рабочей программы:

Бурлакова Светлана Евстахиевна,

учитель высшей категории

                                 

Нижневартовск, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю. понимаю» предназначена для обучающихся 1-х классов МБОУ «СШ № 21 им. В. Овсяникова-Заярского».  

Программа составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.

Программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).

Цель и курса внеурочной деятельности:

Развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом, формирование читательской компетентности младшего школьника, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Задачи курса внеурочной деятельности:

  • формирование умений осознанно читать тексты и работать с различной информацией;
  • развивать интерес к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы;
  • овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
  • освоение основных нравственно-этических ценностей, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.
  • воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.


Планируемые результаты курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

Обучающийся научится:

  • Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).
  • Ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, понимать их чувства и сопереживать им.
  • Осознавать значимость чтения для своего дальнейшего развития, формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.
  • Эмоционально отзываться  на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, различать морально-нравственные нормы и соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие.
  • Проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.
  • Знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД

  • Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебных пособиях для передачи информации.
  • Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя.
  • Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования.
  • Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них, анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя.
  • Находить нужную информацию через книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет.
  • Понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.).

Регулятивные УУД

  • Формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать и сохранять учебную задачу урока.
  • Развивать умение составлять план для пересказа литературного произведения, контролировать последовательность передачи текста.
  • Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.
  • Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию.

Коммуникативные УУД

  • Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы.
  • Прислушиваться к партнёру по общению, фиксировать его основные мысли и идеи, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
  • Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.).
  • Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.
  • Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.

Предметные УУД

Виды речевой и читательской деятельности

 Обучающиеся научатся:

  • осознавать цель чтения, пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя;
  • читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста; 
  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература);
  • осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
  • соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • читать осознанно, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
  • осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
  • находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.).

Творческая деятельность

Обучающиеся научатся:

  • читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;
  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
  • составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества  в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.
  • пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся научатся:

  • находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий.
  • использовать знания о особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • определять героев произведений и характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами.


Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю. думаю, понимаю»

Раздел (модуль) тема

Кол-во

часов

Форма проведения занятий

Электронные ресурсы

1

Стихотворение     Токмаковой

«Сентябрь». Готовимся к выразительному чтению стихотворения  

И. Токмаковой

«Сентябрь»

1

Прогнозирование содержания стихотворения. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Выразительное чтение стихотворения. Анализ средства художественной выразительности: сравнение.

РЭШ http://resh.edu.ru/

2

Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём». Готовимся к выразительному чтению стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовём» (2ч.)

2

Учимся работать со словом. Значение слова «библиотека». Смысл выражения «величайшее сокровище». Экскурсия в библиотеку. Виды библиотек.

3

Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо»

2

Анализ содержания рассказа. Пересказ по

плану. Выразительное чтение отрывка из рассказа.

4

Рассказ В. Осеевой «Сторож». Готовимся к чтению по ролям рассказа В. Осеевой «Сторож»

1

Актуализация знаний об авторе.

Анализ содержания рассказа. Словарная работа. Формирование нравственной оценки поступков героев рассказа.Выразительное чтение отрывка из рассказа.

5

Рассказ В. Осеевой «Навестила». Готовимся к постановке рассказа В. Осеевой «Навестила».

1

Анализ        содержания рассказа. Составление плана текста. Пересказ по плану. Формирование нравственной оценки поступков героев рассказа. Инсценировка отрывка из рассказа.

6

Рассказ Е. Пермяка «Кто?». Готовимся к постановке рассказа Е. Пермяка «Кто?»

1

Анализ содержания рассказа. Составление плана текста. Пересказ по плану. Формирование нравственной оценки поступков героев рассказа. Восстановление последовательности событий рассказа. Составление вопросов к тексту. Инсценировка отрывка из рассказа.

7

Рассказ  В.Драгунского

«Англичанин Павля»

Стихотворение  В.  Степанова

«Что мы Родиной зовём».Готовимся к выразительному чтению стихотворения В.Степанова «Что мы  Родиной   зовём»

2

Актуализация знаний об авторе и его произведении. Прогнозирование содержания произведения.Анализ рассказа. Словарная работа. Инсценировка произведения.

 

8

Рассказ Л.Каминского «Как Петя ленился»

2

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ содержания рассказа. Определение главной мысли рассказа.

9

Детские        энциклопедии о растениях.

3

Знакомство с энциклопедиями

10

М. Пришвин «Ёж»

2

Анализ содержания рассказа. Составление плана текста. Пересказ произведения по плану.

11

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

2

Анализ содержания рассказа. Составление плана текста. Пересказ произведения по плану.

12

Н.Носов «Живая шляпа» ,«Затейники»

3

Анализ содержания рассказа. Составление плана текста. Пересказ произведения по плану.

13

«Гуси-Лебеди» русская народная сказка

1

Анализ содержания рассказа. Составление плана текста. Пересказ произведения по плану.

14

Валентина Осеева «Волшебное слово» «Хорошее»

2

Анализ содержания рассказа. Составление плана текста. Пересказ произведения по плану.

15

Борис Житков «Храбрый утенок»

1

Анализ содержания рассказа. Составление плана текста. Пересказ произведения по плану

16

Лев Толстой «Филипок»

1

Анализ содержания рассказа. Составление плана текста. Пересказ произведения по плану

17

«Теремок» русская народная сказка

1

Анализ содержания рассказа. Составление плана текста. Пересказ произведения по плану. Инсценировка сказки.

18

Корней Чуковский «Мойдодыр» «Телефон» «Федорино горе»

3

Анализ содержания стихотворения. Составление плана текста. Пересказ произведения по плану

19

«По щучьему веленью» русская народная сказка

1

Анализ содержания рассказа. Составление плана текста. Пересказ произведения по плану. Инсценировка сказки.

20

Лев Толстой « Три медведя»

1

Анализ содержания рассказа. Составление плана текста. Пересказ произведения по плану. Инсценировка сказки.

ИТОГО

33


Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю»

Дата

Тема занятия

Вид деятельности

07.09

Стихотворение   И.  Токмаковой

«Сентябрь».

Анализ средства

художественной

выразительности: сравнение.

Развитие технической стороны

чтения. Сопровождающее

чтение.

 Развитие

интонационного строя речи.

Выразительное чтение

стихотворения.

Взаимная оценка

Формирование осознанного и

беглого чтения.

 Умение

задавать вопросы по

содержанию, отвечать на вопросы, подтверждая

примерами.

Формирование навыков работы с содержащейся в тексте информацией. Умение

обмениваться информацией в

парной деятельности.

Анализ средства

художественной

выразительности: описание.

Определение главной мысли

рассказа. Развитие технической

стороны чтения. Выразительное

чтение отрывка рассказа.

Анализ содержания рассказа.

Словарная работа.

Формирование нравственной

оценки поступков героев

рассказа. Развитие технической

стороны чтения.

Сопровождающее чтение.

Развитие интонационного строя

речи.

14.09

Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём?»

21.09

Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо»

28.09

Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо»

05.10

Рассказ В. Осеевой «Сторож».

12.10

Рассказ В. Осеевой «Навестила».

19.10

Рассказ Е. Пермяка «Кто?».

26.10

Рассказ  В.Драгунского «Англичанин Павля»

09.11

Рассказ  В.Драгунского «Англичанин Павля»

16.11

Стихотворение  В.  Степанова

«Что мы Родиной зовём».

23.11

Рассказ Л.Каминского «Как Петя ленился»

30.11

Рассказ Л.Каминского «Как Петя ленился»

07.12

Детские        энциклопедии        о растениях

14.12

Детские        энциклопедии        о животных

21.12

Детские        энциклопедии        о географии.

28.12

М. Пришвин «Ёж»

11.01

М. Пришвин «Ёж»

18.01

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

25.01

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

01.02

Н.Носов «Живая шляпа»

08.02

Н.Носов «Живая шляпа»

22.02

Н.Носов «Затейники»

29.02

«Гуси-Лебеди» русская народная сказка

07.03

Валентина Осеева «Волшебное слово»

14.03

Борис Житков «Храбрый утенок»

21.03

Лев Толстой «Филипок»

04.04

Валентина Осеева «Хорошее»

11.04

«Теремок» русская народная сказка

18.04

Корней Чуковский «Мойдодыр»

Корней Чуковский «Телефон»

Корней Чуковский «Федорино горе»

«По щучьему веленью» русская народная сказка

Лев Толстой « Три медведя»

Итого 33 ч.


Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет

РЭШ http://resh.edu.ru/ https://m.edsoo.ru/7f410de8

Материально – ехническое обеспечение образовательного процесса

Детская художественная литература. «Занимательная грамматика»

Учебное оборудование - компьютер, проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...