Развитие творческого воображения младших школьников
проект (3, 4 класс)
Развитие творческого воображения младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие творческого воображения младших школьников | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Екатериновская НОШ»
Развитие творческого воображения младших школьников
Подготовила Харитонова Л.В.Учитель начальных классов, 1 категория
2021
Развитие творческого воображения младших школьников является одной из актуальных проблем на современном этапе. В процессе учебной деятельности учащиеся получают описательные сведения, которые требуют постоянного воссоздания образов, помогающих понять учебный материал, поэтому наряду с восприятием, памятью, мышлением важную роль играет творческое воображение. Развитие творческого воображения младших школьников способствует не только эффективному усвоению учебного материала, но и является условием творческого преобразования имеющихся знаний, самосовершенствования и саморазвития личности.
Проблемой развития творческого воображения младших школьников занимались многие ученые Л. С. Выготский, Е. И. Игнатьев, О. М. Дьяченко, Л. С. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.
Воображение (фантазия) (англ. imagination) – универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.
Процесс воображения характерен только для человека и соответствует действительности. Воображение может быть четырех основных видов: активное; пассивное; продуктивное; репродуктивное.
Активное воображение характеризуется тем, что, при его использовании, человек по собственному желанию, воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивному воображению характерно то, что в нем действительность сознательно создается человеком, а не просто механически копируется, но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Творчество – этосоздание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Творческое воображение – такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или для общества в целом, которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности
Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Мечтать - значит создавать образы будущего, приятные для нас, образы того, что человек хотел бы осуществить, нов данный момент не может; того, что удовлетворяет самые сокровенные желания. Мечта выступает необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека.
Возможность воображения «забегать» вперёд, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем, показывает тесную связь воображения и мышления. Однако в отличие от мышления, воображение протекает в конкретно образной форме, в виде ярких представлений. Подчёркивая связь между мышлением и воображением, К.Д. Ушинский говорил, что сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума.
Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И.Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в младшей школе.
По мнению Л. С. Выготского творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка. Именно в раннем возрасте мы замечаем у детей творческие процессы, которые выражаются в играх.
Младший школьный возраст характеризуется активизацией вначале воссоздающего воображения, а затем и творческого. Основная линия в его развитии заключается в подчинении воображения сознательным намерениям, то есть оно постепенно становится произвольным. Младший школьный возраст – это такой период, когда дети переживают важный момент, начало обучения в школе, им всё интересно, они тянутся к знаниям, открывают для себя всегда что-то новое и неизвестное. Основным видом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная деятельность, включаясь в данный вид деятельности, у детей развиваются различные психические познавательные процессы, такие как память, внимание, мышление и речь, ощущение, восприятие, воображение.
Перед учителями стоит одна из важных задач развитие творческого воображения младших школьников, навыков творческой деятельности, создание новых образов и идей. Существует различные методы и приемы развития творческого воображения у учащихся. Например, в игре развиваются все необходимые ребенку для дальнейшей жизни качества, от которых, зачастую, зависит его судьба, умение общаться с другими людьми, строить отношения с самим собой, со сверстниками, взрослыми и др., достигать успехов в учебе.
Как показал анализ литературы по данной проблеме, без достаточно развитого воображения не может хорошо проходить учебная деятельность. Заучивая стих, ребенок мысленно представляет то, о чем пишет автор, на уроках окружающего мира, школьники представляют картины незнакомых ему стран. Они никогда не видели океана, извержение вулкана, не были в космосе, но обо всём этом он может иметь представление, благодаря своему творческому воображению.
Для развития у младших школьников творческого воображения, можно предложить учащимся придумать сказку, по предложенному сюжету, дополнить картину отсутствующими объектами, нарисовать рисунок по прочитанному рассказу и др., чем больше педагог будет давать заданий на развитие творческого воображения, тем более творческой будет его учебная деятельность.
Продуктивным считается метод чередования задач, решаемых разными способами, составление задач, различные преобразования, приводящие к упрощению и усложнению. В результате ученик выступает в роли исследователя, открывающего для себя новые знания.
Выделяют следующие этапы творческого воображения у детей:
- подготовительный (побуждение к созданию, встреча с необходимыми людьми и др.);
- вынашивание замысла (в изобразительной деятельности ребенок создает эскиз, зарисовки, подбирает материалы и др.);
- реализация замысла (создание конкретного произведения, завершение работы);
- представление результата «зрителю» (например, выставка работ), данный этап для детей имеет особое значение.
В связи с этим можно использовать ряд методик:
1. Методика “Вербальная фантазия” (речевое воображение).
Ребенку предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, а после этого ребенок приступает к рассказу.
В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:
- скорость процессов воображения;
- необычность, оригинальность образов воображения;
- богатство фантазии;
- глубина и проработанность (детализированность) образов;
- впечатлительность, эмоциональность образов.
По каждому из этих признаков рассказ оценивается от 0 до 2 баллов.
0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует. 1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.
Если в течение одной минуты ребенок так и не придумал сюжет рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставится 0 баллов. Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенного времени (1 минута), то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. Наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 секунд, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку “скорость процессов воображения” ребенку ставится 2 балла.
Необычность, оригинальность образов воображения расценивается следующим способом.
Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов. Если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл. В том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-то видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.
Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка. Если общее число названного превышает десять, то за богатство фантазии ребенок получает 2 балла. Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если признаков в рассказе мало, но в целом не менее пяти, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.
Глубина и проработанность образов определяются по тому, на сколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу, играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе.
0 баллов ребенок получает тогда, когда центральный объект рассказа изображен весьма схематично.
1 балл - если при описании центрального объекта его детализация умеренная.
2 балла - если главный образ его рассказа расписан достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей.
Впечатлительность или эмоциональность образов воображения оценивается по тому, вызывает ли он интерес и эмоции у слушателя.
0 баллов - образы малоинтересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего.
1 балл - образы рассказа вызывают некоторый интерес со стороны слушателя и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасает.
2 балла - ребенком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не угасало, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т.п.
Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное - 0.
2. Методика “Рисунок”
В данной методике ребенку предлагается стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее 6 разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 минут.
Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах производилась таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью такого же протокола.
3. Методика “Скульптура”.
Ребенку предлагается набор пластилина и задание, пользуясь им, за 5 минут, смастерить какую- либо поделку, вылепить ее из пластилина.
Фантазии ребенка оцениваются примерно по тем же параметрам, что и в предыдущих методиках от 0 до 10 баллов.
0-1 балл - за отведенные для работы 5 минут ребенок так и не смог ничего придумать и сделать руками;
2-3 балла - ребенок придумал и вылепил из пластилина что- то очень простое, например, кубик, шарик, палочку, кольцо;
4 -5 баллов - ребенок сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество простых деталей, не более двух - трех;
6 - 7 баллов - ребенок придумал что- то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии;
8 - 9 баллов - придуманная ребенком вещь достаточно оригинальна, но детально не проработана;
10 баллов - ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь и достаточно оригинальна, и детально проработана, и отличается хорошим художественным вкусом.
Таким образом, протестировав учащихся экспериментального и контрольного классов, мы можем оценить общий уровень развития их воображения следующим образом.
25- 30 - баллов - очень высокий уровень;
19 - 24 баллов - высокий уровень;
10 -18 баллов - средний уровень;
5 - 9 баллов - низкий уровень;
0 - 4 баллов - очень низкий уровень.
В младшем школьном возрасте воображение, согласно предложенной Л. С. Выготским периодизации психического развития, является центральным психологическим новообразованием. Как отмечал Л. С. Выготский «обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя педагогу содействовать его образованию и появлению!»[1].
Развитие воображения младших школьников происходит поэтапно, от простого к сложному, от репродуктивного воспроизведения учебного материала к творческому самовыражению.
Таким образом, развитие творческого воображения младших школьников является одной из основных педагогических задач, от уровня его развития во многом зависит успешность в освоении учащимися школьной программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческого воображения младших школьников в процессе конструктивной деятельности"
Данное обобщение опыта включает в себя информацию об условии его возникновения, его актуальность(на примере теста Е.Торренса "Неполные фигуры"),описание технологии опыта на основе дидактических игр "П...
Развитие творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО и технологии
Развитие творческого воображения...
Развитие творческого воображения младших школьников
Выступление на методическом объединении...
Развитие творческого воображения младших школьников.
В статье рассматриваются эффективные способы и приемы развития творческого воображения младших школьников...
«Развитие творческого воображения младших школьников в процессе подвижной игры во внеурочное время»
Многие исследователи отмечают, что в процессе школьного обучения преимущественно «тренируются» такие психические процессы, как память, восприятие, мышление, а развитию воображения уделяется недостаточ...
Индивидуальный план самообразования по теме "Развитие творческого воображения младших школьников"
Представлены действия и мероприятия учителя по основным направлениям самообразования на 2012-16 г....