Развитие творческого воображения младших школьников.
статья на тему
В статье рассматриваются эффективные способы и приемы развития творческого воображения младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskogo_voobrazheniya_mladshikh_shkolnikov.docx | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческого воображения младших школьников.
В настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных привычных действий ,а подвижности, гибкости мышления, творческого подхода к решению различных проблем, очень важно не упустить сензитивный период для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы возможности для развития творческих способностей в период младшего школьного возраста, во многом будет зависеть потенциал взрослого человека.
Так как же развивать творческое мышление? Я на уроках использую элементы ТРИЗ-педагогики. Изучив работы сертифицированных специалистов по ТРИЗ - Гин С.И, Рубиной Н.В, Сидорчук Т.А., Кузнецовой А.Б., Нестеренко А.А., я решила применить эту методику в своей работе.
Предлагаю вашему вниманию приемы ,которые можно с успехом использовать на уроках русского языка и литературного чтения.
1.Составление загадок.
С помощью признаков и действий можно придумывать загадки про разные предметы.
а) По признакам
На доске заранее начерчена таблица
КАКОЙ | ЧТО ТАКОЕ ЖЕ |
1) выбрать объект (например, динозавр)
2) заполнить левую часть таблицы, ответить на вопрос «Какой?» (динозавр какой? – страшный, опасный, дикий, огромный и т.д.)
3) заполнить правую часть таблицы «Что такое же? (Страшным может быть приведение, опасным может быть огонь, дикими могут быть кабаны, огромным можно назвать небо ….).
4) вставить слова – связки «…но не».
5) прочитать готовую загадку по таблице
КАКОЙ |
| ЧТО ТАКОЕ ЖЕ |
Страшный | но не | приведение |
Опасный | но не | огонь |
Дикий | но не | кабан |
Огромный | но не | небо |
б) Последовательность сочинения загадок по действиям:
1) выбирать объект;
2) придумать какие действия он выполняет;
3) придумать, какие еще объекты выполняют те же действия;
4) вставить слова связки «но не» или «а не» и прочитать загадку.
Что делает |
| Какой объект делает так же |
Летает | а не | муха |
Гудит | а не | пылесос |
оставляет след | а не | мел |
Ответ: самолёт.
При заполнении таблицы предпочтение отдается более оригинальным вариантам, желательно,\ называть характерные признаки (или действие предметов). Можно придумывать интересные загадки про животных, явления природы, транспорт, бытовую технику и т.д.
2. Составления метафор.
Алгоритм №1.
- Что? Кто? ( объект)
- Что делает?
- На что похоже?
- Где находится объект?
- Прилагательное №4 + существительное №3=метафора
- Составление предложения , текста с использованием метафор
Например: лампочка – домашнее(потолочное) солнце, расчёска – карманные грабли, чайник – кухонный вулкан, будильник – настольный петух, дождь – слёзы(плач) неба, ливень – водопад туч, молния – глаза неба, табуретка – кухонный трон, кран – родник класса, апельсин – сочное(съедобное) солнце, лужа – тротуарное зеркало и т.д.
Зашёл в школу, утолил жажду из классного родника, начал разбирать спинную телегу. Пропищал школьный комар. Начался урок. Я открыл пасть крокодила, достал ручку и записал….
Алгоритм №2.
- Объект №1 (про него составляется метафора)
- Специфическое свойство, признак (вкус, цвет, размер, форма, температура, звук, действие)
- Выбор объекта №2 с таким же свойством
- Месторасположение объекта №1
- Объект №2 +т месторасположение объекта №1
- Составление предложения , текста с использованием метафоры
Например: 1) дождь; 2) капает; 3) слёзы; 4) дождь идёт из туч;5) слёзы туч; 6) Осенью тучи часто льют свои слёзы. Слёзы туч были очень грустными и холодными.
- часы; 2) идут; 3) пешеход; 4) часы висят на стене; 5) пешеход, который находится на стене; 6) Настенные пешеходы отстают на 5 минут.
- трактор; 2) копает(гудит, стальной); 3) крот;4) трактор работает на земле, (в поле, стоит в гараже); 5) крот в гараже; 6) После трудового дня стальной крот отдыхал в гараже. Полевой крот на ночлег отправился в гараж. Во время уборки стальной крот работал без отдыха.
1) тарелка; 2) круглая; 3) солнце; 4) тарелка на столе ( в кухонном шкафу); 5) солнце на столе в кухне; 6) После обеда все столовые солнышки вымыты и убраны в шкаф.
1) снежинки; 2) ажурные; 3)кружева (паутина);4)снежинки на земле , в воздухе; 5) кружева(паутина) землю, воздуха; 6) С неба сыпались кружева зимы. Всю землю окутала зимняя паутина.
Алгоритм №3.
- Объект №1
- Действия, которые производит данный объект.
- Каждое из слов-действий превращаем в «дразнильное» с помощью суффикса -лк-
- Составление фразы по схеме: «Не…,не…, а …»
Например: Не ревелка, не стоялка, а продуктосохранялка (холодильник)
Не пыхтелка, не свистелка, а чаегрелка.(чайник)
Не кромсалка, не ржавелка, а хлебонарезалка.(нож)
Не ломалка, не хлопалка, а квартирозакрывалка.(дверь)
Не ревелка, не рычалка, а быстродоставлялка.(машина)
Не тыкалка,не писалка ,а кругорисовалка.(циркуль)
Не виселка,не смотрелка, а себяотражалка.(зеркало)
Не ломалка,не игралка, а прямопроводилка.(линейка)
Не кусалка,не рычалка, а весело хвостом вилялка.(собака)
Не ломалка, не швырялка, а картофелеубиралка.(лопата)
При составлении метафор и введении их в текст выполняется следующий алгоритм мыслительных действий:
- выбор объекта на картине.
- Выбор модели метафоры.
- Подбор характеристик.
- Выбор наиболее удачных сравнений и включение их в речевую фразу.
- В конце демонстрация речевой фразы с последующим объяснением её смысла.
Такой подход к обучению повышает интерес ученика, формирует творческие способности, уверенность в себе. Мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми На основе приемов ТРИЗ можно использовать стандартный учебный материал для формирования нестандартного творческого мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческого воображения младших школьников в процессе конструктивной деятельности"
Данное обобщение опыта включает в себя информацию об условии его возникновения, его актуальность(на примере теста Е.Торренса "Неполные фигуры"),описание технологии опыта на основе дидактических игр "П...
Развитие творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО и технологии
Развитие творческого воображения...
Развитие творческого воображения младших школьников
Выступление на методическом объединении...
«Развитие творческого воображения младших школьников в процессе подвижной игры во внеурочное время»
Многие исследователи отмечают, что в процессе школьного обучения преимущественно «тренируются» такие психические процессы, как память, восприятие, мышление, а развитию воображения уделяется недостаточ...
Индивидуальный план самообразования по теме "Развитие творческого воображения младших школьников"
Представлены действия и мероприятия учителя по основным направлениям самообразования на 2012-16 г....
Развитие творческого воображения младших школьников
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления и управляемого воображения, способствующего форми...