Синклит для педагогов «Что это за ошибка?»
материал
Синклит для педагогов «Что это за ошибка?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinklit_dlya_pedagogov_chto_eto_za_oshibka.docx | 132.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Синклит для педагогов «Что это за ошибка?»
Цель: информирование педагогов о различных видах логопедических ошибок и способах их устранения.
Оборудование: презентация с работами учащихся (содержащими ошибки логопедического характера), 4 листа ватмана, фломастеры, наборы полосок с написанными на них видами упражнений.
Время проведения: 15 – 20 минут.
Ход мероприятия:
I ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
Как известно, одним из самых сложных школьных предметов для большинства учащихся является русский язык. Затруднения при его изучении связаны во многом с логопедическими проблемами. Если Ваш ученик регулярно допускает «глупые»,
«нелепые», «невнимательные» ошибки при письме или чтении, такие как (демонстрация слайдов с образцами работ):
- Смешение букв при чтении и письме по оптическому (внешнему) сходству: б—д, п—т, Е—3, а—о, д—у.
- Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков другими в устной речи часто отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).
- Смешение звуков по акустико-артикуляционному (слышу – говорю) сходству, что происходит при нарушении фонематического восприятия (умения слышать и различать звуки на слух). В этом случае особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о—у, е—ю; согласные р—л, й— ль; парные звонкие и глухие согласные б-п, д-т, ж-ш, п-б, з-с, свистящие и шипящие; звуки [ц, ч, щ] смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), шуски (сушки), сыплята (цыплята).
- При недостаточно сформированной фонетической стороне речи, фонематическом восприятии, звуковом анализе и синтезе появляются ошибки на письме: пропуск букв и слогов, недописанные слова.
- Ошибки «застревания»: За зомом росла мамина (За домом росла малина.); предвос- хищения, упреждения: Дад небом лолубым (Под небом голубым.)
- Ошибоки из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных:
сольить (солить), въезет (везет), Луба (Люба).
- Слитное написание предлогов, раздельное — приставок: на лить (налить),
наполяне (на поляне).
- Дети могут не держать строчку, игнорировать точку в конце предложения, заглавную букву.
То значит, что тема сегодняшнего синклита «Что это за ошибка?» обязательно Вас заинтересует!
II РАБОТА В ГРУППАХ
Ошибки, допускаемые учениками, можно разделить на несколько групп. Вам, я тоже предлагаю разделиться на группы. Для этого объединитесь по параллелям, в которых Вы работаете.
Сейчас, мы попробуем с Вами разработать систему упражнений для устранения данных ошибок.
Для работы у каждой группы есть ватман, клей и папки с набором полосок с упражнениями. Вам задача состоит в том, чтобы проанализировать и выбрать необходимые упражнения, зафиксировав их на ватмане. Если Вы не найдѐте необходимого задания, то можно дописать его фломастером.
Итак, у нас получилось четыре группы. На работу вам 10 минут. Переверните конверты и Вы узнаете, для устранения каких проблем, Вы осуществляете подборку.
Вскрываем конверты и приступаем к работе.
I I I ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОТ
Выберите представителя своей группы, который презентует нам полученные результаты работ.
1). Выступления представителей каждой группы. По ходу выступления уточняется у слушателей, есть ли добавления или исправления.
2). Скажите, где и когда данные упражнения могут применить учителя начальных классов?
IV ИТОГ
Актуализировав свои знания, Вы смогли создать методическое пособие, которое будет незаменимым помощником в Вашей работе. И что бы оно было у Вас под рукой, я предлагаю вам Ваши работы в виде памяток.
Памятка1
Развитие языкового анализа и синтеза
(пропуски, перестановки, вставки букв, нарушения деления предложения на слова)
- Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
- Придумать предложение с определенным количеством слов.
- Увеличить количество слов в предложении.
- Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней предложение.
- Определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово).
- Выделить предложение из текста с определенным количеством слов.
- Поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.
- Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
- Назови гласный звук в слове с одним гласным (ох, ус, да, на, дом, стул, волк т.д).
- Определи место гласного в слове (начало, середина, конец слова). Можно использовать графическую схему слова, в зависимости от места гласного звука в слове ставится кружочек в начале, в середине, в конце схемы:
Затем проводится работа на материале двух- и трехсложных слов. Рекомендуются задания:
- Назвать гласные в слове. Подбираются слова, произношение которых не отличается от написания (лужа, пила, лом, канава).
- Записать только гласные данного слова (окна — )
- Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.
- Разложить картинки под определенным сочетанием гласных. Например, предлагаются картинки на двухсложные слова: «рука», «окна», «рама», «лужа», «корка»,
«горка», «ручка», «сумка», «каша», «астра», «луна», «кошка», «лодка». Записываются следующие схемы слов:
- Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
- Определить количество слогов в названных словах. Поднять (записать) соответствующую цифру.
- Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых 2 или 3 слога («сливки», «помидор»,
«собака»).
- Выделить первый слог из названий картинок, записать его. Объединить слоги в слово, предложение, прочитать полученное слово или предложение. (Например: «улей»,
«домик», «машина», «луна», «жаба»), после выделения первых слогов получается предложение: У дома лужа.
- Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки: буз, ут , лод , ка , ка даш.
- Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цып, лѐ, точ, лас, ка).
- Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.
Памятка 2
Развитие фонематического анализа и синтеза
(если пропускает, заменяет буквы при чтении и письме)
- Придумать слова с 3, 4, 5 звуками (кот, слон, ложка).
- Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.
- Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинки не называются).
- Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.
- Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ван, ут.а, лу.а, б.нокль.
- Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка).
- Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки, например: сом, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк и др.
- Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.
- Добавить различное количество звуков к одному и тому лее слогу, чтобы получилось слово:
Па-(пар) па- -(парк) па- - -(паром) па (паруса)
- Подобрать слово с определенным количеством звуков.
- Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается взрослым. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, затем из 4, 5, 6 букв.
р у ч к а
рот Уля час кот Аня
роза угол чаша каша аист
рукав улица чехол корка астра
- Преобразовать слова:
а) добавляя звук: рот — крот, мех — смех, осы — косы; луг — плуг;
б) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом — сок — сук — суп — сух —
сох — сор — сыр — сын — сон;
в) Переставляя звуки: пила — липа, палка — лапка, кукла — кулак, волос —
слово.
- Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира)!
- От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом — мак — кот — топор — рука.
- Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
- Слово-загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква слова и т. д. Например: п……(простокваша).
17.. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос —
сон, кот — ток, сор — рос, топ — пот.
- Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов: рак, брови, сумка, трава, сыр (комар).
- Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки; например: «курица»,
«осы», «шуба», «карандаш», «арбуз». Они выделяют первый звук в названиях картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают полученное слово (кошка).
- Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии.
- Расставить картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в их названии. Предварительно картинки называются. Примерные картинки: «сом», «косы», «мак», «топор», «забор».
- Какой звук убежал? (Крот — кот, лампа — лапа, рамка — рама).
- Найти общий звук в словах: луна — стол, кино — игла, окна — дом.
- Раскладывание картинок под графическими схемами. Например:
Прямоугольники, разделенные на части, обозначают слово и слоги. Кружочками обозначаются звуки: темные кружочки — согласные, светлые кружочки — гласные звуки.
- Придумать слова к графической схеме.
- Выбрать слова из предложения, которые соответствуют данной графической схеме.
- Назвать деревья, цветы, животных, посуду и т. д., слово-название которых соответствует данной графической схеме.
Памятка 3
Устранения оптической дислексии и дисграфии
(путает графически сходные, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (в-д, т-ш), включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, л-м, х-ж), зеркальное написание букв, отрыв элементов букв, лишние элементы (шишки — шишшики)).
- Узнай предмет по контуру:
назвать контурные изображения предметов |
перечеркнутые контурные изображения |
выделить контурные изображения, наложенные друг на друга |
- Найти букву среди ряда других букв.
- Соотнести буквы, выполненные печатным и рукописным шрифтом.
- Обвести контуры букв.
- Назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
Памятка 4
Упражнения для развития зрительной памяти и пространственных
представлений:
- Игра «Чего не стало?». На столе раскладывается 5—6 предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем убирается незаметно одна из них. Дети называют, чего не стало.
- Дети запоминают 4—6 картинок, затем отбирают их среди других 8—10 картинок.
- Запомнить буквы, цифры или фигуры (3—5), а затем выбрать их среди других.
- Игра «Что изменилось?». Взрослый раскладывает 4—6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем взрослый незаметно меняет их расположение. Дети должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение.
- Разложить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности .
- Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева.
- Положи книгу справа, слева от себя.
- Взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить ее у левой руки и ответить на вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?». В дальнейшем выполняются задания по инструкции: положить карандаш справа от тетради, ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге — справа или слева, где находится карандаш по отношению к тетради— справа или слева. Затем даются три предмета и предлагаются задания: «Положи книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа — ручку» и т. д.
- Написать буквы справа или слева от вертикальной линии.
- Положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата поставить точку.
- Нарисовать по речевой инструкции точку, ниже — крестик, справа от точки — кружок.
- Определить правую и левую стороны предметов, пространственные соотношения элементов графических изображений и букв.
- Найти фигуру, букву в ряду сходных. Предлагаются ряды сходных печатных и рукописных букв (например, ла, лм, ад, вр, вз).
14.. Срисовать фигуру или букву по образцу и после кратковременной экспозиции.
- Сложить из палочек фигуры (по образцу, по памяти).
- Сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из предъявленных элементов печатных и рукописных букв.
- Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, второе представляет собой зеркальное изображение.
- Показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных.
19. Дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению.
- Реконструировать букву, добавляя элемент: из А — Л — Д, К — Ж, 3 — В, Г — Б.
- Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв; например: Р — Ь, И — Н, Н —п, г — т.
- Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом: 3 — В, Р — В.
- Определить различие сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов; но различно расположенных в пространстве: Р — Ь, Г — Т, И — П, П — Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Применение компьютерных игр социальным педагогом и педагогом-психологом в работе с детьми образовательного учреждения» (младший школьный возраст)
Статья рассказывает о применении компьютерных игр для развития у младших школьников интеллекта, их личностного роста, организации сетевых сред общения, коррекции агрессивности, депрессии, замкнутости,...
СРАВНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА – УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ПЕДАГОГА – ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности ребенка и вхождения его культуру общества.Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем шк...
Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие эффективной профессиональной деятельности
Что включает в себя понятие "психологическое здоровье". Профилактика эмоционального выгорания....
Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОУ "ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ОУ"
Современный учитель призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитан...
Конфликтологическая компетентность педагога как составляющая профессиональной культуры педагога.
Материал содержит понятие конфликтологической компетентности; понятие конфликта; причины возникновения конфликтов; особенности конфликтов в современной школе и подходы к разрешению конфликтов.Учитель,...
Новые компетенции педагога и проблемы содержания образования в свете требований профстандарта педагога
Презентация содержит материалы выступления на городском семинаре учителей начальных классов по проблеме введения профессионального стандарта педагога с 01 января 2015 года. В выступлении затрагиваются...