Синклит для педагогов «Что это за ошибка?»
материал

Синклит для педагогов «Что это за ошибка?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinklit_dlya_pedagogov_chto_eto_za_oshibka.docx132.97 КБ

Предварительный просмотр:

Синклит для педагогов «Что это за ошибка?»

Цель: информирование педагогов о различных видах логопедических ошибок и способах их устранения.

Оборудование: презентация с работами учащихся (содержащими ошибки логопедического характера), 4 листа ватмана, фломастеры, наборы полосок с написанными на них видами упражнений.

Время проведения: 15 – 20  минут.

Ход мероприятия:

I ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

Как известно, одним из самых сложных школьных предметов для большинства учащихся является русский язык. Затруднения при его изучении связаны во многом с логопедическими проблемами. Если Ваш ученик регулярно допускает «глупые»,

«нелепые», «невнимательные» ошибки при письме или чтении, такие как (демонстрация слайдов с образцами работ):

  • Смешение букв при чтении и письме по оптическому (внешнему) сходству: б—д, п—т, Е—3, а—о, д—у.
  • Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков другими в устной речи часто отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).
  • Смешение звуков по акустико-артикуляционному (слышу – говорю) сходству, что происходит при нарушении фонематического восприятия (умения слышать и различать звуки на слух). В этом случае особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о—у, е—ю; согласные р—л, й— ль; парные звонкие и глухие согласные б-п, д-т, ж-ш, п-б, з-с, свистящие и шипящие; звуки [ц, ч, щ] смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), шуски (сушки), сыплята (цыплята).
  • При недостаточно сформированной фонетической стороне речи, фонематическом восприятии, звуковом анализе и синтезе появляются ошибки на письме: пропуск букв и слогов, недописанные слова.
  • Ошибки «застревания»: За зомом росла мамина (За домом росла малина.); предвос- хищения, упреждения: Дад небом лолубым (Под небом голубым.)
  • Ошибоки из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных:

сольить (солить), въезет (везет), Луба (Люба).

  • Слитное написание предлогов, раздельное — приставок: на лить (налить),

наполяне (на  поляне).

  • Дети могут не держать строчку, игнорировать точку в конце предложения, заглавную букву.

То значит, что тема сегодняшнего синклита «Что это за ошибка?» обязательно Вас заинтересует!

II РАБОТА В ГРУППАХ

Ошибки, допускаемые учениками, можно разделить на несколько групп. Вам, я тоже предлагаю разделиться на группы. Для этого объединитесь по параллелям, в которых Вы работаете.

Сейчас, мы попробуем с Вами разработать систему упражнений для устранения данных ошибок.

Для работы у каждой группы есть ватман, клей и папки с набором полосок с упражнениями. Вам задача состоит в том, чтобы проанализировать и выбрать необходимые упражнения, зафиксировав их на ватмане. Если Вы не найдѐте необходимого задания, то можно дописать его фломастером.

Итак, у нас получилось четыре группы. На работу вам 10 минут. Переверните конверты и Вы узнаете, для устранения каких проблем, Вы осуществляете подборку.

Вскрываем конверты и приступаем к работе.

I I I ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОТ

Выберите представителя своей группы, который презентует нам полученные результаты работ.

1). Выступления представителей каждой группы. По ходу выступления уточняется у слушателей, есть ли добавления или исправления.

2). Скажите, где и когда данные упражнения могут применить учителя начальных классов?

IV ИТОГ

Актуализировав свои знания, Вы смогли создать методическое пособие, которое будет незаменимым помощником в Вашей работе. И что бы оно было у Вас под рукой, я предлагаю вам Ваши работы в виде памяток.

Памятка1

Развитие языкового анализа и синтеза

(пропуски, перестановки, вставки букв, нарушения деления предложения на слова)

  1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
  2. Придумать предложение с определенным количеством слов.
  3. Увеличить количество слов в предложении.
  4. Составить   графическую        схему данного предложения и придумать по ней предложение.
  5. Определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово).
  6. Выделить предложение из текста с определенным количеством слов.
  7. Поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.
  8. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
  9. Назови гласный звук в слове с одним гласным (ох, ус, да, на, дом, стул, волк т.д).
  10. Определи место гласного в слове (начало, середина, конец слова). Можно использовать графическую схему слова, в зависимости от места гласного звука в слове ставится кружочек в начале, в середине, в конце схемы:

Затем проводится работа на материале двух- и трехсложных слов. Рекомендуются задания:

  1. Назвать гласные в слове. Подбираются слова, произношение которых не отличается от написания (лужа, пила, лом, канава).
  2. Записать только гласные данного слова (окна — 35.jpg)
  3. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.
  4. Разложить        картинки        под        определенным        сочетанием        гласных.        Например, предлагаются картинки на двухсложные слова: «рука», «окна», «рама», «лужа», «корка»,

«горка», «ручка», «сумка», «каша», «астра», «луна», «кошка», «лодка». Записываются следующие схемы слов:

  1. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
  2. Определить        количество        слогов        в        названных        словах.        Поднять        (записать) соответствующую цифру.
  3. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых 2 или 3 слога («сливки», «помидор»,

«собака»).

  1. Выделить первый слог из названий картинок, записать его. Объединить слоги в слово, предложение, прочитать полученное слово или предложение. (Например: «улей»,

«домик», «машина», «луна», «жаба»), после выделения первых слогов получается предложение: У дома лужа.

  1. Определить        пропущенный        слог        в        слове        с        помощью        картинки:        буз, ут  , лод , ка , ка даш.
  2. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цып, лѐ, точ, лас, ка).
  3. Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.

Памятка 2

Развитие фонематического анализа и синтеза

(если пропускает, заменяет буквы при чтении и письме)

  1. Придумать слова с 3, 4, 5 звуками (кот, слон, ложка).
  2. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.
  3. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинки не называются).
  4. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.
  5. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ван, ут.а, лу.а, б.нокль.
  6. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка).
  7. Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки, например: сом, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк и др.
  8. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.
  9. Добавить различное количество звуков к одному и тому лее слогу, чтобы получилось слово:

Па-(пар) па- -(парк) па- - -(паром) па        (паруса)

  1. Подобрать слово с определенным количеством звуков.
  2. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается взрослым. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, затем из 4, 5, 6 букв.

р у ч к а

рот Уля час кот Аня

роза угол чаша каша аист

рукав улица чехол корка астра

  1. Преобразовать слова:

а) добавляя звук: рот крот, мех смех, осы косы; луг плуг;

б) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом сок — сук суп сух

сох сор сыр сын — сон;

в) Переставляя звуки: пила липа, палка лапка, кукла кулак, волос

слово.

  1. Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира)!
  2. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом мак кот топор рука.
  3. Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
  4. Слово-загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква слова и т. д. Например: п……(простокваша).

17.. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос

сон, кот ток, сор рос, топ пот.

  1. Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов: рак, брови, сумка, трава, сыр (комар).
  2. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки; например: «курица»,

«осы», «шуба», «карандаш», «арбуз». Они выделяют первый звук в названиях картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают полученное слово (кошка).

  1. Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии.
  2. Расставить картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в их названии. Предварительно картинки называются. Примерные картинки: «сом», «косы», «мак», «топор», «забор».
  3. Какой звук убежал? (Крот кот, лампа лапа, рамка рама).
  4. Найти общий звук в словах: луна стол, кино игла, окна дом.
  5. Раскладывание картинок под графическими схемами. Например:

Прямоугольники, разделенные на части, обозначают слово и слоги. Кружочками обозначаются звуки: темные кружочки — согласные, светлые кружочки — гласные звуки.

  1. Придумать слова к графической схеме.
  2. Выбрать        слова        из        предложения,        которые        соответствуют        данной графической схеме.
  3. Назвать деревья, цветы, животных, посуду и т. д., слово-название которых соответствует данной графической схеме.

Памятка 3

Устранения оптической дислексии и дисграфии

(путает графически сходные, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные   в пространстве   (в-д,   т-ш),        включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, л-м, х-ж), зеркальное написание букв, отрыв элементов букв, лишние элементы (шишки — шишшики)).

  1. Узнай предмет по контуру:C:\Users\user\Desktop\imgpreview.jpgC:\Users\user\Desktop\48828_html_m38310403.png

назвать контурные изображения предметов

перечеркнутые контурные изображения

выделить контурные изображения, наложенные друг на друга

  1. Найти букву среди ряда других букв.C:\Users\user\Desktop\92113163_4979214_6.png
  2. Соотнести буквы, выполненные печатным и рукописным шрифтом.

        

  1. Обвести контуры букв.
  2. Назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.

Памятка 4

Упражнения для развития зрительной памяти и пространственных

представлений:

  1. Игра «Чего не стало?». На столе раскладывается 5—6 предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем убирается незаметно одна из них. Дети называют, чего не стало.
  2. Дети запоминают 4—6 картинок, затем отбирают их среди других 8—10 картинок.
  3. Запомнить буквы, цифры или фигуры (3—5), а затем выбрать их среди других.
  4. Игра «Что изменилось?». Взрослый раскладывает 4—6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем взрослый незаметно меняет их расположение. Дети должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение.
  5. Разложить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности .
  6. Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева.
  7. Положи книгу справа, слева от себя.
  8. Взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить ее у левой руки и ответить на вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?». В дальнейшем выполняются задания по инструкции: положить карандаш справа от тетради, ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге — справа или слева, где находится карандаш по отношению к тетради— справа или слева. Затем даются три предмета и предлагаются задания: «Положи книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа — ручку» и т. д.
  9. Написать буквы справа или слева от вертикальной линии.
  10. Положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата поставить точку.
  11. Нарисовать по речевой инструкции точку, ниже — крестик, справа от точки — кружок.
  12. Определить правую и левую стороны предметов, пространственные соотношения элементов графических изображений и букв.
  13. Найти фигуру, букву в ряду сходных. Предлагаются ряды сходных печатных и рукописных букв (например, ла, лм, ад, вр, вз).

14.. Срисовать фигуру или букву по образцу и после кратковременной экспозиции.

  1. Сложить из палочек фигуры (по образцу, по памяти).
  2. Сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из предъявленных элементов печатных и рукописных букв.
  3. Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, второе представляет собой зеркальное изображение.
  4. Показать        правильно        изображенную        букву        среди        правильно        и        зеркально изображенных.

19. Дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению.

  1. Реконструировать букву, добавляя элемент: из А — Л — Д, К — Ж, 3 — В, Г — Б.
  2. Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв; например: Р — Ь, И — Н, Н —п, г — т.
  3. Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом: 3 — В, Р — В.
  4. Определить различие сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов; но различно расположенных в пространстве: Р — Ь, Г — Т, И — П, П — Н.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Применение компьютерных игр социальным педагогом и педагогом-психологом в работе с детьми образовательного учреждения» (младший школьный возраст)

Статья рассказывает о применении компьютерных игр для развития у младших школьников интеллекта, их личностного роста, организации сетевых сред общения, коррекции агрессивности, депрессии, замкнутости,...

СРАВНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА – УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ПЕДАГОГА – ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности ребенка и вхождения его культуру общества.Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем шк...

Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие эффективной профессиональной деятельности

Что включает в себя понятие "психологическое здоровье". Профилактика эмоционального выгорания....

Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОУ "ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ОУ"

Современный учитель призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитан...

Конфликтологическая компетентность педагога как составляющая профессиональной культуры педагога.

Материал содержит понятие конфликтологической компетентности; понятие конфликта; причины возникновения конфликтов; особенности конфликтов в современной школе и подходы к разрешению конфликтов.Учитель,...

Новые компетенции педагога и проблемы содержания образования в свете требований профстандарта педагога

Презентация содержит материалы выступления на городском семинаре учителей начальных классов по проблеме введения профессионального стандарта педагога с 01 января 2015 года. В выступлении затрагиваются...