Рабочая программа внеурочной деятельности " Уроки нравственности"
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса + календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_nravstvennosti_2_klass.docx | 40.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 48имени Р.М.Каменева»
УТВЕРЖДЕНА
Директор МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 48
им. Р.М. Каменева»
____________И.П. Верютина
Приказ № _________
от «_______» ____________ 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Уроки нравственности»
(направление: коммуникативная деятельность)
для обучающихся 2 классов
Срок реализации: 1 год
г. Курск 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Уроки нравственности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением в рамках по духовно-нравственному направлению.
Одобренными Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
- концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации
обучения в образовательных организациях, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Цель и задачи программы
Цель: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.
Задачи:
сформировать систему нравственных ценностей;
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
- формировать экологически воспитанную личность;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
- формировать интерес к чтению художественной литературы;
- развивать познавательную активность;
- развивать творческие способности.
Отличительными особенностями являются
В основе программы «Уроки нравственности» лежат три подхода:
- аксиологический (система морально-нравственных установок и ценностей)
- системно-деятельностный (различные виды деятельности: урочной, внеурочной, семейной, общественно полезной)
- развивающий (определяет общую конструкцию программы «Духовно-нравственного воспитания и развития учащихся»)
Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Описание ценностных ориентиров содержания
курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма –одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Особенности организации учебного процесса.
Программа данного курса представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо» и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю), во 2 – 4 классах по 34 ч. Всего 135 часов.
Программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом второй год. Во время занятий у ребенка формируется позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.
«Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строятся на непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы. Используется яркая наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На занятиях«Уроках нравственности» важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения.
Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Уроки нравственности»
2 класс
Раздел 1. «Правила поведения в школе»
Правила поведения на уроке и на перемене.
Правила поведения в общественных местах.
Правила поведения в гардеробе.
Правила поведения в столовой.
Правила поведения в библиотеке.
Правила поведения в школьном дворе.
Раздел 2. «О добром отношении к людям»
Что такое «добро и зло».
Что такое «добро и зло».
«Ежели вы вежливы».
«Ежели вы вежливы».
Добрые и не добрые дела.
Добрые и не добрые дела.
Ты и твои друзья.
Ты и твои друзья.
Помни о других – ты не один на свете.
Помни о других – ты не один на свете.
Раздел 3. «Как стать трудолюбивым»
«Ученье-Свет, а неученье – тьма».
«Как быть прилежным и старательным».
«Как быть прилежным и старательным».
Наш труд в классе.
Наш труд в классе.
Мой труд каждый день дома.
Мой труд каждый день дома.
Раздел 4. «Правила опрятности и аккуратности»
Культура внешнего вида.
Культура внешнего вида.
Каждой вещи своё место.
Каждой вещи своё место.
Умейте ценить своё и чужое время.
Раздел 5. «Правила поведения на улице и дома»
Культура поведения.
Как вести себя на улице и дома.
Как вести себя на улице и дома.
Раздел 6. «Подводим итоги»
Путешествие с волшебными словами.
Как приветствовать людей и знакомиться с ними.
Чему нас научили уроки нравственности?
Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности»
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
- Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
- Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
- Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
- Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности» и возможность использования по этой теме электронных(цифровых) образовательных ресурсов
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Форма проведения | Целевые приоритеты воспитания | Электронный (цифровой) ресурс |
1 | Правила поведения в школе | 6 | Викторина, игра | 1, 2, 3е, 3к, 4 | uchi.ru |
2 | О добром отношении к людям | 10 | учебная дискуссия | 2, 3б, 3а | uchi.ru |
3 | Как стать трудолюбивым | 7 | Беседа | 3к, 3е | uchi.ru |
4 | Правила опрятности и аккуратности | 5 | Викторина | 1, 2, 3е, 3к, 4 | uchi.ru |
5 | Правила поведения на улице и дома | 3 | Игра | 3 е, 3к, 3и, 4 | uchi.ru |
6 | Подводим итоги | 3 | Викторина | 3 е, 3к, 3и, 4 | uchi.ru |
Итого | 34 |
Целевые приоритеты воспитания
- Целевые приоритеты воспитания: Создание благоприятных условий для усвоения младшими школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
- Создание благоприятных условий для самоутверждения их в своем новом социальном статусе – статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения школьника.
- Создание благоприятных условий для развития умений и навыков социально значимых отношений школьников младших классов.
К наиболее важным знаниям, умениям и навыкам для этого уровня, относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогать старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
4.Создание благоприятных условий для развития и накопления младшими школьниками опыта осуществления социально значимых дел в дальнейшем.
Календарно-тематическое планирование
занятий внеурочной деятельности
«Уроки нравственности»
2 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Дата |
Раздел № 1 Правила поведения в школе | 6 | ||
1. | Правила поведения на уроке и на перемене. | 1 | |
2. | Правила поведения в общественных местах. | 1 | |
3. | Правила поведения в гардеробе. | 1 | |
4. | Правила поведения в столовой. | 1 | |
5. | Правила поведения в библиотеке. | 1 | |
6. | Правила поведения в школьном дворе. | 1 | |
Раздел № 2 О добром отношении к людям | 10 | ||
7. | Что такое «добро» и «зло». | 1 | |
8. | Что такое «добро» и «зло». | 1 | |
9. | «Ежели вы вежливы». | 1 | |
10. | «Ежели вы вежливы». | 1 | |
11. | Добрые и не добрые дела. | 1 | |
12. | Добрые и не добрые дела. | 1 | |
13. | Ты и твои друзья. | 1 | |
14. | Ты и твои друзья. | 1 | |
15. | Помни о других – ты не один на свете. | 1 | |
16. | Помни о других – ты не один на свете. | 1 | |
Раздел № 3 Как стать трудолюбивым | 7 | ||
17. | «Ученье-Свет, а неученье – тьма». | 1 | |
18. | «Как быть прилежным и старательным». | 1 | |
19. | «Как быть прилежным и старательным». | 1 | |
20. | Наш труд в классе. | 1 | |
21. | Наш труд в классе. | 1 | |
22. | Мой труд каждый день дома. | 1 | |
23. | Мой труд каждый день дома. | 1 | |
Раздел №4 Правила опрятности и аккуратности. | 5 | ||
24. | Культура внешнего вида. | 1 | |
25. | Культура внешнего вида. | 1 | |
26. | Каждой вещи своё место. | 1 | |
27. | Каждой вещи своё место. | 1 | |
28. | Умейте ценить своё и чужое время. | 1 | |
Раздел №5 Правила поведения на улице и дома. | 3 | ||
29. | Культура поведения. | 1 | |
30 | Как вести себя на улице и дома. | 1 | |
31. | Как вести себя на улице и дома. | 1 | |
Раздел №6 Школьный этикет. | 3 | ||
32. | Путешествие с волшебными словами. | 1 | |
33. | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. | 1 | |
34. | Чему нас научили уроки нравственности? | 1 |
Список литературы
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2019.- 151 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2000-2021.- №1-9.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2019. 204 с.
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2000. 50 с.
- Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2019. 68 с.
- Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2019. 108 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
- Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2019. - 14- 36.
- Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 2019. – 140с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности, или что такое хорошо, что такое плохо"
Рабочая программа для 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки нравственности»
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки нравственности»
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человек...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности или Что такое хорошо и что такое плохо"
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности или Что такое хорошо и что такое плохо» для 1-4 классовБазовый уров...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Уроки нравственности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Уроки нравственности...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности"
РП внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности Уроки нравственности
Цель курса «Уроки нравственности»: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников. Задачи: Сформировать первоначальные представления о моральных...