Рабочая программа внеурочной деятельности " Уроки нравственности"
рабочая программа (2 класс)

Слепухова Надежда Викторовна

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса + календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_nravstvennosti_2_klass.docx40.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 48имени Р.М.Каменева»

                                    УТВЕРЖДЕНА

                                   Директор МБОУ «Средняя

                                                 общеобразовательная школа № 48

                        им. Р.М. Каменева»

                                        ____________И.П. Верютина

                                                                   Приказ № _________

                                                                  от «_______» ____________ 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                   курса внеурочной деятельности

«Уроки нравственности»

(направление: коммуникативная деятельность)

для обучающихся 2 классов

Срок реализации: 1 год

г. Курск 2023

Пояснительная записка

     Рабочая программа к курсу «Уроки нравственности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением в рамках по духовно-нравственному направлению. 

Одобренными Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);

- концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации

обучения в образовательных организациях, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Цель и задачи программы

Цель: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.

Задачи:

сформировать систему нравственных ценностей;

        - способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;

        - формировать экологически воспитанную личность;

        - воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;

        - формировать интерес к чтению художественной литературы;

        - развивать познавательную активность;

        - развивать творческие способности.

Отличительными особенностями являются

В основе программы «Уроки нравственности» лежат три подхода:

- аксиологический (система морально-нравственных установок и ценностей)

- системно-деятельностный (различные виды деятельности: урочной, внеурочной, семейной, общественно полезной)

- развивающий (определяет общую конструкцию программы «Духовно-нравственного воспитания и развития учащихся»)

Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Описание ценностных ориентиров содержания

курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма –одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Особенности организации учебного процесса.

        Программа данного курса представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо» и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю), во 2 – 4 классах по 34 ч. Всего 135 часов.         

Программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с   образовательным планом второй год. Во время занятий у ребенка формируется позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

«Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строятся на непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы. Используется  яркая наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На занятиях«Уроках нравственности» важна активность школьника, его участие в  обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения.

 Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

                Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

Содержание курса внеурочной деятельности

«Уроки нравственности»

2 класс


Раздел 1. «Правила поведения в школе»

Правила поведения на уроке и на перемене.

Правила поведения в общественных местах.

Правила поведения в гардеробе.

Правила поведения в столовой.

Правила поведения в библиотеке.

Правила поведения в школьном дворе.

Раздел 2. «О добром отношении к людям»

Что такое «добро и зло».

Что такое «добро и зло».

«Ежели вы вежливы».

«Ежели вы вежливы».

Добрые и не добрые дела.

Добрые и не добрые дела.

Ты и твои друзья.

Ты и твои друзья.

Помни о других – ты не один на свете.

Помни о других – ты не один на свете.

Раздел 3. «Как стать трудолюбивым»

«Ученье-Свет, а неученье – тьма».

«Как быть прилежным и старательным».

«Как быть прилежным и старательным».

Наш труд в классе.

Наш труд в классе.

Мой труд каждый день дома.

Мой труд каждый день дома.

Раздел 4. «Правила опрятности и аккуратности»

Культура внешнего вида.

Культура внешнего вида.

Каждой вещи своё место.

Каждой вещи своё место.

Умейте ценить своё и чужое время.

Раздел 5. «Правила поведения на улице и дома»

Культура поведения.

Как вести себя на улице и дома.

Как вести себя на улице и дома.

Раздел 6. «Подводим итоги»

Путешествие с волшебными словами.

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

Чему нас научили уроки нравственности?

Планируемые результаты  освоения учебного курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

  1. Тематическое планирование  с указанием количества академических  часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности»  и возможность использования по этой теме электронных(цифровых) образовательных ресурсов

№ п/п

Наименование темы

Количество

часов

Форма проведения

Целевые приоритеты воспитания

Электронный  (цифровой) ресурс

1

Правила поведения в школе

6

Викторина, игра

1, 2,         3е, 3к, 4

http://nsc.lseptember.ru

uchi.ru

2

О добром отношении к людям

10

учебная дискуссия

 2, 3б, 3а

http://nsc.lseptember.ru

uchi.ru

3

Как стать трудолюбивым

7

Беседа

3к, 3е

http://nsc.lseptember.ru

uchi.ru

4

Правила опрятности и аккуратности

5

Викторина

1, 2,         3е, 3к, 4

http://nsc.lseptember.ru

uchi.ru

5

Правила поведения на улице и дома

3

Игра

3 е, 3к, 3и, 4

http://nsc.lseptember.ru

uchi.ru

6

Подводим итоги

3

Викторина

3 е, 3к, 3и, 4

http://nsc.lseptember.ru

uchi.ru

Итого

34

Целевые приоритеты воспитания

  1. Целевые приоритеты воспитания: Создание благоприятных условий для усвоения младшими школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
  2. Создание благоприятных условий для самоутверждения их в своем новом социальном статусе – статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения школьника.
  3. Создание благоприятных условий для развития умений и навыков социально значимых отношений школьников младших классов.

К наиболее важным знаниям, умениям и навыкам для этого уровня, относятся следующие:

  1. быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогать старшим;
  2. быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
  3. знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну;
  4. беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
  5. проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
  6. стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
  7. быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
  8. соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
  9. уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
  10. быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

4.Создание благоприятных условий для развития и накопления младшими школьниками опыта осуществления социально значимых дел в дальнейшем.

Календарно-тематическое планирование

занятий внеурочной деятельности

«Уроки нравственности»

 2  класс

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Дата

Раздел № 1

Правила поведения в школе

6

1.

Правила поведения на уроке и на перемене.

1

2.

Правила поведения в общественных местах.

1

3.

Правила поведения в гардеробе.

1

4.

Правила поведения в столовой.

1

5.

Правила поведения в библиотеке.

1

6.

Правила поведения в школьном дворе.

1

Раздел № 2

О добром отношении к людям

10

7.

Что такое «добро» и «зло».

1

8.

Что такое «добро» и «зло».

1

9.

«Ежели вы вежливы».

1

10.

«Ежели вы вежливы».

1

11.

Добрые и не добрые дела.

1

12.

Добрые и не добрые дела.

1

13.

Ты и твои друзья.

1

14.

Ты и твои друзья.

1

15.

Помни о других – ты не один на свете.

1

16.

Помни о других – ты не один на свете.

1

Раздел № 3

Как стать трудолюбивым

7

17.

«Ученье-Свет, а неученье – тьма».

1

18.

«Как быть прилежным и старательным».

1

19.

«Как быть прилежным и старательным».

1

20.

Наш труд в классе.

1

21.

Наш труд в классе.

1

22.

Мой труд каждый день дома.

1

23.

Мой труд каждый день дома.

1

Раздел №4

Правила опрятности  и  аккуратности.

5

24.

Культура внешнего вида.

1

25.

Культура внешнего вида.

1

26.

Каждой вещи своё место.

1

27.

Каждой вещи своё место.

1

28.

Умейте ценить своё и чужое время.

1

Раздел №5

Правила поведения  на  улице  и  дома.

3

29.

Культура поведения.

1

30

Как вести себя на улице и дома.

1

31.

Как вести себя на улице и дома.

1

Раздел №6

Школьный этикет.

3

32.

Путешествие с волшебными словами.

1

33.

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

1

34.

Чему нас научили уроки нравственности?

1

Список литературы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2019.- 151 с.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
  3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2000-2021.- №1-9.
  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2019. 204 с.
  5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2000. 50 с.
  6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2019. 68 с.
  7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2019. 108 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
  9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2019. - 14- 36.
  10. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 2019. – 140с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человек...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности или Что такое хорошо и что такое плохо"

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности или Что такое хорошо и что такое плохо» для 1-4 классовБазовый уров...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Уроки нравственности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  Уроки нравственности...

Рабочая программа внеурочной деятельности Уроки нравственности

Цель курса «Уроки нравственности»: воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников. Задачи: Сформировать первоначальные представления о моральных...