Работа с низкомотивированными обучающимися
материал
Работа с низкомотивированными обучающимися в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_nizkomotivirovannymi_uch-sya.docx | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Храмцова Н.С.,учитель начальнх классов МКОУ « Усть-Мосихинская СОШ»
Работа с низкомотивированными и слабочитающими учениками начальной школы
Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителя относятся отрицательно. Об учениках этой группы, можно сказать: будет мотивация – будет продуктивность учения. Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как же увлечь ребят познанием нового?
Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп.
- 1 группа – Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, не сформированы познавательные умений и навыки ) сочетается с положительным отношением к учению.
- 2 группа – Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.
- 3 группа – Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Моя задача - помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний, развить ответственность, поддерживать уверенность в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.
Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.
Для этого я продумываю каждый урок согласно интересам учащихся, использую все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяю активные формы обучения : решение проблемных ситуаций ,использование исследовательского подхода при изучении учебного материала ,связь учебной информации с жизненным опытом учащихся ,организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп, позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.
Не менее важным является оказание своевременной помощи ученику на определенном этапе урока:
- Создание особой доброжелательной атмосферы при опросе;
- Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;
- Предложение учащимся примерного плана ответа;
- Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;
- Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой;
- Поддерживание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала;
- Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником;
- Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.;
- Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;
- Напоминание приема и способа выполнения задания;
- Ссылка на правила и свойства, которые необходимые для решения задач, упражнений;
- Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;
- Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;
- Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления;
- Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;
- Более подробное объяснение последовательности выполнения задания;
- Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек – консультаций, карточек с направляющим планом действий.
Очень важный этап при работе со слабомотивированными детьми – профилактика неуспеваемости (контроль подготовленности учащихся) . Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение :
- Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах;
- Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки;
- В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания;
- Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала;
- Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала;
- Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний;
- Обеспечивать разнообразие методов обучения;
- Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала;
- Стремиться меньшим числом упражнений, но поданным в определенной системе достичь большего эффекта;
- Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах;
- Инструктировать о порядке выполнения работы;
- Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе;
- Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность;
- Учить умениям планировать работу, выполняя её в должном темпе, и осуществлять контроль;
- Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного ;
- Систематически давать домашние работы над типичными ошибками;
- Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками;
- Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.
Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала: создавать проблемные ситуации; активизировать самостоятельное мышление; организовывать сотрудничество учащихся на уроке; выстраивать позитивные отношения с группой; проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: "Ты удовлетворен результатом?"; вместо оценки сказать ему: "Ты сегодня хорошо справился с работой"). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.
- Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.
- Упражнение "Самое главное"
- Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой-то "секрет", то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и "секреты". Выбираются самые точные и лучшие ответы.
- Упражнение "Моментальное фото"
- Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.
- Упражнение "Лучший вопрос"
- Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.
- Упражнение "Пересказ по кругу"
- Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.
Памятка учителю в работе с низкомотивированными учащимися
- Верь в способности любого ученика и старайся передать эту веру ему. Радуйся каждому шагу вперёд своего воспитанника.
- Помни что для низкомотивированных необходим период вживания в материал. Не торопи его. Научись ждать успеха ученика.
- Начав работать со слабыми учениками на их уровне, помни, что через короткое время их группа расколется. В свою очередь, на способных, средних и слабых. Способные быстрее воспринимают, начинают быстро прогрессировать в учении, средние тянутся к способным. Слабым нужна постоянная помощь.
- Многократное повторение основного материала- один из приемов работы со слабыми учащимися. Нужно понимать, что нет отдельного урока. Каждый урок- это продолжение предыдущих, он вносит свою лепту в изучаемую тему. Если учитель на тему, состоящую из 15-20 уроков, отобрал главные вопросы, то при ежедневном повторении к последним урокам все учащиеся их усвоят.
- Не нужно гнать за обилием излагаемого материала. Умейте выбирать главное, изложить его, повторить и закрепить.
- Не следует понимать примитивно работу с низкомотивированными. Дело не только в знаниях. При обучении таких учеников идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению, формирование общеучебных умений и навыков. Методика работы с низкомотивированными будет меняться по мере развития учащихся.
- Общение – главная составляющая любой методики, не наладив общения со слабыми, не получить результатов обучения.
- Научись управлять классом. При изложении материала все должны слушать, не писать. Изложил часть материала, закрепи его, дал записать и приступай к следующей дозе материала. Деятельность учащихся на уроке должна быть разнообразной, например, 3-4 минуты ученики внимательно слушают материал; 2-3 – закрепляют, проговаривая главное; 3-4 – переписывают с доски и т. п. Все это дополняется демонстрациями, самостоятельной работой и т.п.
- Научись привлекать сильных учащихся к обучению слабых. При этом выигрывают все стороны: сильные закрепляют знания, слабые учатся, а учитель получает доступ к наиболее слабым. Самым неэффективным является момент, когда у доски работает один учащийся. Научись строить процесс обучения путем сочетания фронтальной организации класса с индивидуальной помощью каждому.
- У низкомотивированных плохо развито абстрактное мышление, лучше – нагляднообращенное. Ищи образ в изучаемом материале. Привлекай к изложению такие занимательные средства, которые воздействовали бы на эмоции, чувства, интерес к учению (музыке, поэзию, живопись, слайды, образный показ).
11. Для усиления эффективности работы с низко мотивированными учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
12. Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
13. На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.
14. При опросе низкомотивированных школьников дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
15. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
16. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
17. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
18. В процессе изучения нового материала внимание с низкомотивированных учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
19. В ходе самостоятельной работы на уроке низкомотивированным школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
20. При организации домашней работы для низкомотивированных школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы с родителями обучающихся
План разрабатывался для 3 класса, но подойдет для любого класса начальной школы. Это один из разделов общего плана воспитательной работы с классом...
План работы с родителями обучающихся 1 класса по ФГОС
Данный материал поможет учителям начальных классов познакомить родителей с ФГОС НОО....
Из опыта работы. Система работы с талантливыми обучающимися.
Из опыта работы. Система работы с талантливыми обучающимися.В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует ...
Работа с родителями обучающихся в направлении духовно-нравственного развития личности (из опыта работы)
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителем и школой. Учителю сложно самостоятельно справиться с такой задачей, помощником в данном н...
Аналитическая работа со слабоуспевающими обучающимися. План работы с обучающимися
Аналитическая работа со слабоуспевающими обучающимися...
Работа с низкомотивированными детьми в процессе работы над проектом.
Выступление на РМО...
План работы научного общества обучающихся начальных классов "НОУчата", анализ работы за 2021-2022 учебный год
В публикации представлен план работы научного общества обучающихся начальных классов "НОУчата" анализ работы за 2021-2022 учебный год....