Работа с низкомотивированными детьми в процессе работы над проектом.
методическая разработка по чтению

Ложкина Светлана Александровна

Выступление на РМО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: « Работа с низкомотивированными детьми в процессе работы над проектом»

Ученик – это не сосуд, который нужно заполнить,

а факел, который нужно зажечь

Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Сегодня  общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания.   Какие из педагогических технологий целесообразно применять в начальной школе, чтобы помочь ребёнку овладеть этими умениями?  Каждый учитель подходит к этому вопросу индивидуально.

 Необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности обучающихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

Цель проектной деятельности:

Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач.

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.

 Проектная деятельность ориентирует детей на коллективную, групповую, парную и индивидуальную работу. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Проектная деятельность является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.  

Работа над проектом— работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

 Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего детского потенциала, деятельность, которая позволяет:

  •  проявить себя,
  •  попробовать свои силы,
  • приложить свои знания,
  • принести пользу,
  • показать публично достигнутый результат.

Продукты, которые могут получить дети в результате проектной деятельности:

В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество надпредметных умений (универсальных учебных действий), таких как:

  • Проектировочные
  • Исследовательские
  • Информационные
  • Коммуникативные
  • Экспериментальные
  • Рефлексивные
  • Презентационные.

Какова же роль учителя в ПД?(проектной деятельности)

Она своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.

  Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.

Правила, по которым нужно строить свою работу  в ПД:

  1. Подходить  творчески к любому проекту моего ученика.
  2. Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.
  3. Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.
  4. Избегать прямых инструкций (на 2 и 3 этапах).
  5. В процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать свою деятельность и работу.
  6. Тесно сотрудничать с родителями.

При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи, чем 1 раз  раскритиковать

Я своих детей не принуждаю в выполнении каждого проекта, а напоминаю , что эта работа выполняется добровольно и если ребенок не участвует в этом проекте, то может принять участие в следующем.

Спасибо интернету, который помог в создании памятки для защиты проектов. Эта памятка есть у каждого моего ребенка:

Памятка для защиты проектов:

1 Я подготовил проект на тему....

2.  В ходе работы над проектом я решил следующие задачи….

3. В ходе проекта я решил проблему...

4.Для своего проекта отобрал материал.....

5. Использовал такую литературу....

6. Продукт моего проекта....

7. Я хочу рассказать о.....

8.На рисунке (фото) изображено.....

9. Я использовал эти фотографии или рисунки потому  что....

10. Мне понравилось работать над проектом, т.к. я узнал....

11. Мой продукт можно использовать...(продвижение проекта)

12 .Актуальность моего проекта заключается в том, что....

Первые шаги в проектной деятельности учащихся имели большие положительные результаты:

- дети выполняли работу вместе с родителями;

- работали с дополнительной литературой и Интернетом;

-проявили себя в оформлении окончательного продукта

-получили первый опыт публичного выступления с собственной работой

Среди наиболее значительных работ, которые выполнили мои ученики, можно назвать следующие:

-Мой любимый писатель;  

- Семья слов,

- Рассказ о слове;

- Русское народное творчество;

- Города России;

- Страны мира;

– Красная книга;

и т.д.

Дети испытывают гордость за представленные результаты своего труда. Им  дана возможность рассказать о своей работе, показать, что получилось, поделиться впечатлениями.

О каждом из выполненных проектов можно долго рассказывать. К каждому из них учащиеся подходят творчески, проявляют максимум самостоятельности, наглядно видят результаты своего труда, пользу своего проекта.

При использовании в образовательном процессе проектной деятельности происходит формирование у детей личностных качеств (доброжелательность, внимательность к людям, уважение),  Развиваются познавательные интересы, инициатива, любознательность, самостоятельность, целеустремленность.

Сами дети отмечают, что, работая над проектом в группах, становятся дружнее, сплоченнее, внимательнее друг к другу, учатся прислушиваться к чужому мнению, обсуждать его, а не опровергать сразу, как иногда бывает.

Проект - это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может быть использован и на уроках, и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Этот вид деятельности интересен как мне, так и учащимся. И даже многим родителям . Поэтому работа в данном направлении будет вестись и дальше.

Я хочу закончить словами из Китайской пословицы:

 «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, вовлеки - и я пойму», которые можно считать девизом проектной деятельности.

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать…

                                                            Спасибо за внимание!



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ученик – это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь

Слайд 3

Формы работы: Индивидуальная, Парная, Коллективная, Групповая Методы работы: Словесный (рассказ, беседа), Наглядный (фотографии, иллюстрации, вещи, награды), Практические (сбор материала, интервью, работа со справочной литературой, оформление)

Слайд 5

Выбор темы, формулирование целей проекта, формирование групп учащихся по интересам. Постановка задач и распределение заданий (по возможностям детей), установление сроков выполнения проекта, составление плана работы. Обсуждение методов исследования, поиска информации, творческих решений. Определение основных источников информации.

Слайд 6

Изучение литературы по данной теме. Встреча с сотрудником МЧС. Интервьюирование интересных людей: военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС. Практическая работа: сбор информации по теме и систематизация собранного материала для создания проекта, презентации. Оформление результатов работы.

Слайд 7

Защита проекта в форме: творческого отчёта на уроке, стенгазеты, презентации, встречи с сотрудником МЧС. Рефлексия всех участников проекта: учащихся, родителей, учителя. Обозначение новых проблем для дальнейшего развития .

Слайд 8

1 группа: Узнать о специальных службах защиты населения: Какие виды и рода войск есть сегодня в вооруженных силах России? Что такое МЧС? История создания. Узнать о службе пожарной охраны.

Слайд 9

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать…» Лев Николаевич Толстого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

Работа с одарёнными детьми. Из опыта работы.

Работа с одарёнными детьи. Из опыта работы....

"Советы по организации работы с гиперактивными детьми" ( из опыта работы)

В последнее время часто в классах стали появляться гиперактивные дети. Ко мне в первый класс таких деток пришло пятеро. Пришлось изучать много литературы, консультироваться со специалистами кафедры ТО...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Материалы НПК «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»

В сборнике представлены материалы городской научно-практической конференции «Современные педагогические практики и основные направления совершенствования работы с одарёнными детьми в условиях ре...