Результаты достижения и проблемы реализации проекта «Разговоры о важном».
материал

Ишкинина Светлана Галиевна

 Выступление в педсовете на тему: "Результаты достижения и проблемы реализации проекта «Разговоры о важном".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ped_sovt_no3.docx37.54 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №3

Результаты достижения и проблемы реализации проекта «Разговоры о важном».

Воспитательная деятельность на сегодняшний день — одно из самых сложных направлений в работе современного классного руководителя.

С 2022-2023 учебного года в школах России введены всероссийские классные часы «Разговоры о важном», которые, как оказалось на практике, очень интересны не только для детей, но и для учителей.

Это всё было и раньше, но привести в систему важные знаменательные даты, говорить о выдающихся личностях, о достижениях нашей страны, говорить о самом важном и родном – это замечательная идея, нашедшая отклик в душах каждого участника образовательного процесса. Ведь качественно проведенный в начале учебной недели разговор, поднятие флага Российской Федерации и исполнение гимна – это то, что задает тон и настроение учебной недели, что сближает детей и педагогов. Мы чувствуем себя сильными, уверенными, патриотично настроенными, частью великой огромной страны, которая сейчас переживает важные исторические события. И от того, каким образом и в какой форме им будет донесена информация, зависит то, какими людьми они вырастут, какие чувства будут испытывать к своей стране, к своей школе, к своей семье. Дети с удовольствием посещают эти занятия, где смотрят видеоролики, принимают участие в обсуждениях; они свободные и раскованные, ведь им не ставят оценок; ребята с удовольствием громко поют гимн, каждый раз задумываясь о смысле его слов.

Педагоги отмечают только положительные эффекты проведения цикла занятий «Разговоры о важном». Их трудно измерить, но нельзя отрицать положительный качественный результат реализации данного проекта:

- воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей. Родители и учащиеся нашего класса приняли активное участие в акциях: «Письмо солдату», «Открытка воину», «Посылка солдату», «Письма ветеранам». Ребята приняли участие во Всероссийской детско-юношеской акции «Рисуем Победу», посвященной славному и ратному и гражданскому подвигу поколения победителей, краевой военно-патриотической акции «Защитник», муниципальном конкурсе изобразительного искусства «Мы войну узнали не по книжкам», конкурсе чтецов «Я о войне сегодня говорю» и так далее;

- совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений, навыков совместной деятельности, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности.  

 Тут можно отметить, насколько дружно и творчески ребята подошли к поздравлениям с 8 марта, 23 февраля, Днём матери, Днём отца. Им так хотелось сделать что-то необыкновенное, такое, что доставит удовольствие тем, кого поздравляют. И, надо сказать, это получилось. В процессе подготовки обучающиеся распределили роли, кто и что будет делать, какую работу выполнять. Результат – ребята сдружились, стали ближе друг к другу, проявили свои творческие способности, раскрыли лидерские качества, умение взаимодействовать;

- повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России. В рамках Разговоров о важном посещали Храм Трех Святителей станицы Ленинградской, МБУК «Ленинградский районный историко-краеведческий музей», Социально-культурный комплекс в рамках межведомственного проекта «Культура для школьника», МКУ «Архив муниципального образования Ленинградский район» и тд. Результатом стало участие в интересных и познавательных мероприятиях, имеющих своей целью повышение культуры обучающихся, ознакомление с важными вехами в истории своей страны. Целый ряд Разговоров о важном проводились в школьном музее, который является настолько важным местом для ознакомления с ценной информации.

Важно, чтобы и учитель был просвещенным в том вопросе, о котором пойдёт речь на Разговоре о важном, поэтому к этим урокам несмотря на то, что они идут 30 минут, предшествует большая подготовка. Ведь дети задают вопросы, а значит – нужно быть во всеоружии.

И, конечно, если педагог сам не принимает близко к сердцу все то, о чем говорит, если имеет сам поверхностные знания по теме, не искренен в том, что говорит, эффект снижается до нуля. Несмотря на то, что на ресурсах информации достаточно для проведения Разговоров о важном, нужно подготовиться к неожиданным вопросам детей, к тому, что они захотят что-то узнать сверх темы, а значит – нужно «освежить» в памяти знания по теме.

Методика подготовки к «Разговорам о важном» проста, но интересна.

Шаг 1. Итак, с чего начнем? Изучение методических материалов, сценария и инструкций, просмотр видеоролика, интерактивного элемента (https://razgovor.edsoo.ru/). Я начинаю продумывать, о чем буду говорить с детьми уже в субботу – как только узнаю тему.

Шаг 2. Подбор материала и составление плана занятия. На этом этапе я распечатываю плакат на доску, несколько слайдов из презентации, рабочие листы в соответствии с возрастом обучающихся. Важно, чтобы рабочие листы достались каждому ребенку – так как это его личный рабочий лист, куда он или она запишет свои мысли, идеи. Кроме того, дополнительно читаю о теме занятия, подбираю интересные видеоролики или показываю свои. В частности, на День матери мы делали подарок мамам моих учеников – видеопоздравление, на 23 февраля и 8 марта мальчики и девочки готовили интересные видеопоздравления друг другу. Продумываю вопросы для беседы и рефлексию.

Шаг 3. Творческий элемент. Нужно обязательно продумать, какой творческий компонент будет у каждого урока. Например, разговор об учителях получился очень душевным. Дети настолько прониклись воспоминаниями о своих первых учителях, такие теплые и трогательные слова говорили. И мы всем классом составили «Калейдоскоп качеств идеального учителя». А уж тема блокады Ленинграда не оставила равнодушным ни одного ребенка. Слезы сдерживали все, смотря на страшные и трагичные документальные кадры.

Шаг 4. Проведение занятия. Рефлексия.

 Собственно проведение самого занятия – это итог работы, вытекающий из предыдущих 3 шагов. В конце каждого занятия предполагается рефлексия — дети могут высказаться о том, что их заинтересовало, удивило, какие выводы они сделали.  Они с нетерпением ждут этого момента, так как привыкают делиться своими мыслями, донося их своим одноклассникам и классному руководителю.

Самое главное в «Разговорах о важном» - это избежать формализма и фальши, тогда дети вступают в диалог, слушают, смотрят. Формирование у подрастающего поколения традиционных российских ценностей и защита граждан России от насаждаемых чуждых для российского общества системы идей и ценностей - основа воспитательной работы в школе.

При проведении таких занятий важно помнить о том, что они не должны повторять традиционные для урока формы, ребенок не должен превращаться только в слушателя и пассивного потребителя информации. Приоритет следует отдавать тем формам работы, в которых ребенок занимает активную позицию (обсуждения, дискуссии, коммуникативные, деловые, интеллектуальные игры). На портале (https://razgovor.edsoo.ru/) представлены прекрасные материалы для подготовки и проведения занятий для учащихся разных возрастных групп.

Проект «Разговоры о важном» направлен на развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре, на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.

 Главной целью проекта является актуализация приоритетов государственной политики в области ценностных основ воспитания и социализации подрастающего поколения. Иначе говоря, проект  посвящен формированию взглядов, убеждений, ценностных ориентиров обучающихся на основе базовых национальных ценностей, нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся,  историческому и экологическому просвещению.

Задача классного руководителя - сформировать и развивать у школьников любовь к Родине, гордость за свою страну, патриотизм. Ему предстоит обсуждать  с детьми важнейшие вопросы, связанные с историей и культурой России, её ролью в мировых процессах, уделяя особое внимание региональному компоненту, специфике своего региона (праздники, традиции, обычаи, герои и пр.)

Основные темы занятий связаны с такими аспектами жизни человека в современной России, как знание родной истории, понимание сложностей современного мира, технического прогресса и сохранения природы, ориентация в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательное отношение к окружающим и ответственное отношение к собственным поступкам. События, люди, их поступки и идеи – все это может стать предметом бесед классного руководителя со своими обучающимися.        

Главной формой внеурочного занятия «Разговоры о важном» является беседа с обучающимися. Но для того, чтобы заинтересовать детей и вовлечь их в обсуждение текущей темы, недостаточно выстроить занятие в форме дискуссии или беседы.  При планировании занятия с обучающимися не стоит забывать об играх, интерактивных заданиях, подборе дополнительного материала.

 Методические материалы для организации еженедельных занятий, включающие сценарий занятия, методические рекомендации, интерактивный визуальный контент, разрабатываются на федеральном уровне и размещаются на портале razgovor.edsoo.ru  Однако, для успешного проведения занятия «Разговоры о важном» с детьми, недостаточно  ограничиться  материалами федерального уровня. Чтобы активизировать деятельность обучающихся, учитель сам в первую очередь должен быть творческой личностью, любить свое дело и жить интересами детей. Пассивный учитель, не способный творчески действовать, не сможет пробудить интерес школьников, зажечь их фантазию и воображение. Необходимо заранее производить отбор иллюстративного содержания, предусматривать релаксационные паузы, включать интерактивные и игровые приёмы, а также учитывать особенности мышления и восприятия обучающихся.

 И тогда «Разговоры о важном» станут не просто беседой между классным руководителем и детьми, а превратятся в увлекательное событие, способное научить ребенка действовать, чувствовать, принимать решения, вызывая неподдельный интерес у обучающихся к истории своей страны.   

В нашем классе все материалы о проведенных Разговорах о важном формируются в большой регистратор. Там же находятся и рабочие листы, которые оформляются ребятами в процессе уроков. Практически все темы позволяют детям в рабочих листах выражать свои взгляды, мнение. Дети периодически на переменах приходят пообщаться, открывают регистратор, перелистывают файлы, говорят – «А помните, мы с вами говорили о семейном празднике?», «А я вспомнил про еще одну пословицу о папе», «А я заходил на сайт Роскосмоса и смотрел, как подать заявку на полет в космос», «А давайте сходим на берег реки Сосыка – там можно навести порядок, я мимо проходил, видел». Это наилучшая оценка эффективности проведенных Разговоров о важном, того, что темы подобраны с учетом возраста обучающихся, они актуальны и способны вовлечь детей в эффективную  деятельность.

Кроме того, мною было проведено анкетирование в 6 классе, состоящем из 26 человек, состоящее всего из двух вопросов. Целью анкеты было выяснить – а что дети думают о Разговорах о важном? Мне, как классному руководителю, идея нравится, а находит ли она отклик у детей? И что они, возможно, хотели бы поменять, изменить?

 Первый вопрос - Нравится ли вам тематика и формы проведения Разговоров о важном? Почему? Тут ответы были разными, но начало было одно – да, нравятся. А вот причины называли разные – интересные темы, прикольные видео, интересные гости, нравятся викторины, нравится самим готовить информацию, которая в дальнейшем используется на занятии, можно поговорить, много общаемся, стало интересно почитать об истории и так далее.

Второй вопрос - Ваши пожелания к тематике и формам проведения Разговоров о важном. И тут есть, над чем подумать. Есть очень много ответов – все нравится, есть такие – было бы классно, чтобы интерактивные задания выполнял бы каждый самостоятельно на компьютере, а не всем классом. Подавляющее большинство ответов, все-таки – все нравится.

Разговоры о важном позволяют более предметно беседовать с детьми о каких-то знаменательных датах в жизни общества. Это не традиционный урок с оценками, контрольными и прочее. Темы занятий — это уроки реального диалога поколений и диалога ценностей. Искренне, без фальшивых нот можно говорить с учениками о любви к Родине, высоких нравственных основах нашего российского общества, раскрыть важное значение русской культуры для мировой цивилизации в целом.  

        Важным моментом является, к тому же и поддержка родительской общественности. На каждом родительском собрании я готовлю небольшой фотоотчет о том, каким темам были посвящены занятия, что обсуждали, какие вопросы поднимались, что дети говорили и тд. Родители единодушно высказывают свою поддержку проводимым занятиям, они поддерживают данную инициативу.

Таким образом опыт участия в проекте «Разговор о важном» показал, что это эффективный способ донести до ребенка правдивую информацию по вопросам общественно-политической жизни и помогать детям анализировать информацию, критически мыслить.

Приложение №4

Детская игра как условие успешной социализации современных дошкольников.

Цель: способствовать освоению и последующему активному применению современных игровых технологий в практической деятельности воспитателя.

Задачи:

  • Способствовать совершенствованию воспитательно – образовательного процесса по расширению и уточнению представлений об игре, как важном факторе в жизни ребенка.
  • Побуждать воспитателей к активному взаимодействию в совместных играх и упражнениях.
  • Создать условия для снятия напряжения участников, развитию коммуникативных навыков и творческих способностей.

«Игра – это первая школа общественного воспитания ребёнка,

арифметика социальных отношений».

 Л. С. Выготский

Мир детства — это чудесный и таинственный остров в мире взрослых.

От того, как сложатся отношения каждого, живущего на нем,  во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь.

Безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. «Ввести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста», писал  В. А. Сухомлинский. И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.  А поможет   реализовать эту задачу – игра,  один из сквозных механизмов развития ребенка, как важное средство его социализации. 

  • Мы, педагоги, должны  создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников,  поддерживать игру, а не управлять действиями детей.  
  • Ребенок должен овладеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам.

На протяжении всего дошкольного детства формы и виды игр меняются и

усложняются. Начинается все с простейших манипуляционных игр с предметами, ознакомления с их функциональными возможностями и социальным назначением; затем, со второго года жизни – отображение простейших бытовых сюжетов; и наконец, в старшем дошкольном возрасте – сюжетно-ролевые игры с правилами, развернутые игры режиссерского типа, самостоятельные дидактические игры. В статье Т. Репиной «Воспитатели и дети», игра предстает своеобразным способом размышления ребенка о действительности. Это означает, что, экспериментируя, ребенок строит свой, в чем-то новый образ мира.

Наблюдая за детьми, мы всё чаще отмечаем, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение, умение решать конфликтные ситуации. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. 

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей, дающий детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни.

Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования социальной компетентности дошкольников.

Влияние игры на формирование навыков социальной компетентности личности дошкольника заключается в том, что, благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению он знакомится с нормами и моделями поведения и взаимоотношений детей и взрослых людей, которые становятся образцами для его собственного поведения. В игре ребенок приобретает основные навыки социальной компетентности, необходимые для установления контакта и развития взаимодействия с окружающим миром.

Игра:

  • знакомит с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения;
  • способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения;
  • помогает приобретать основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками;
  • влияет на развитие личности.

Существует общепринятая классификация игр.

По инициативе детей (самостоятельные игры):

  • сюжетно-ролевые
  • творческие игры
  • игры на бытовые темы;
  • с производственной тематикой;
  • театрализованные игры;
  • игры-забавы и развлечения

По инициативе взрослых (игры с правилами):

  • дидактические игры с предметами и  игрушками,

словесные, настольно-печатные, музыкально-дидактические;

  • подвижные игры: сюжетные, бессюжетные, с элементами спортивных игр.

Игра ребенка выполняет следующие функции:

  • развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интересу ребёнка);
  • коммуникативная (развитие речи, умение находить общий язык с людьми);
  • диагностическая (выявление отклонений от нормального поведения, самопознание в процессе игры);
  • коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
  • социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческой совместной жизни);
  • воспитательная (организующая деятельность человека);
  • моделирующая (связывающая действительность с нереальным).

Условия социализации  

дошкольников в игровой деятельности

-  оснащение и творческое преобразование предметно-развивающей среды;

 -  формирование системы необходимых знаний о действительности, отражаемой в игре;

- создание игровой ситуации, общение взрослого с детьми в процессе игры;

- наблюдение за игрой детей.

Надеемся, наш сегодняшний семинар - практикум поможет актуализировать ваши теоретические знания, уважаемые коллеги,  поможет совершенствовать ваше профессиональное мастерство по применению этих знаний в своей педагогической деятельности. Предлагаем приступить к практической части нашей встречи, и для начала стать настоящими сказочниками.

Этюд «Сочиним историю».

Цель: формирование у ребенка положительные взаимоотношения со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить словесно - художественное творчество.

Ход игры: Воспитатель начинает историю. «Жили-были дети старшей группы одного детского сада...», следующий участник продолжает, и гак далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он корректирует сюжет истории, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

"Скульптор".

Цель: Учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников, развивать коммуникативные способности.

Ход игры: один ребенок — скульптор, трое-пятеро — глина. Скульптор "лепит" композицию из "глины", расставляя фигуры по задуманному проекту. Остальные помогают, затем вместе дают название "композиции".

После разгадки Скульптура (Глина) расколдовывается и перестает сохранять позу.

Затем играющие меняются ролями.

«Разговор через стекло»

Цель: обучение использованию мимики и жестов в общении.

Ход игры: дети делятся на пары. Педагог дает задание: представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно.

Примечание: начинать игру стоит с работы одной пары, остальные дети наблюдают. Затем следует обсудить, правильно ли играющие, поняли друг друга и что им помогло догадаться.

«Создание рисунка по кругу»

Цель: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата; развитие мелкой моторики и воображения.

Ход игры: все сидят в кругу. У каждого участника лист бумаги и карандаш или ручка. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева. Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают и обсуждают. Можно устроить выставку.

«Заколдованная тропинка»

Цель: развитие умения работать в команде, оказывать поддержку товарищам.

Ход игры: один из детей – ведущий, он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут.

Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в «елочку». Задача команды – спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.

И в завершении нашей встречи, по традиции, я предлагаю вам

послушать притчу.

Жил-был юноша, который не умел ладить с людьми. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай  один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-нибудь!»  В первый день сын забил 37 гвоздей. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.  Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сообщил ему эту новость. Тогда отец ответил юноше: «Вынимай  один гвоздь из ворот, каждый раз, когда не потеряешь терпение».  Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.  Отец подвел сына к садовым воротам: "Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах. Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах".

 «Играя, дети учатся, прежде всего -  развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете», говорил мыслитель XX века Эриха Фромма.

В понимании взрослого человека игра не всегда что-то серьезное, а ведь игра является одним из основных факторов социализации. Очень важно не только давать ребёнку играть в различные игры, но и уделять достаточное количество времени, чтобы играть вместе с ним. Для успешной социализации и развития ребёнка, взрослым (педагогам, родителям) необходимо играть вместе с детьми, показывать им, как правильно играть в те, или иные игры. Через игры дети усваивают всю новую информацию, полученную от взрослых за день, они познают окружающий мир, учатся взаимодействовать с ним. Именно в игре ребёнок обучается полноценно общаться со сверстниками, подчиняться игровым правилам, развивать свою речь, память, воображение и внимание. Игра для ребёнка является способом вхождения во взрослую жизнь.

Таким образом, игра как средство социального развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг достижения детьми предметных результатов в ходе реализации проекта по курсу «Праздники, традиции и ремесла народов России»,

По результатам мониторинга можно увидеть уровень сформированности предметных результатов по курсу "Праздники, традиции и ремесла народов России"...

Результаты участия воспитателя СП ГБОУ ООШ № 4 детский сад № 9 г.о. Отрадный Самарской области Малышевой С.А. в разработке и реализации проектов по образовательной деятельности, в инновационной деятельности

Проектная технология, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые, является одной из основных форм работы воспитателя Малышевой С.А. в совместн...

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Тема питания детей всегда была актуальной: известно, что фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью ц...

Особенности реализации проекта "Разговоры о важном" в работе классного руководителя начальных классов

Статья об особенностях реализации проекта "Разговоры о важном" в работе классного руководителя начальных классов....