Методическая работа в школе
методическая разработка

Лариса Александровна Белоножкина

В помощь руководителям методических объединений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota_v_shkole_.pptx495.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Единая методическая тема школы «Переход к новому уровню качества образования путем совершенствования профессиональных компетенций учителя и использования эффективных технологий обучения в образовательном процессе в целях развития и повышения функциональной грамотности обучающихся в условиях обновленного ФГОС СОО, ФОП НОО, ООО». Цель : Создание системы педагогических условий формирования профессиональной компетентности учителя, развития творческого потенциала педагога с целью повышения качества образования.

Слайд 2

Формы методической работы в образовательной организации Единая методическая тема должна пронизывать все формы методической работы (заседания педсоветов, производственные совещания, семинары и другие формы). В соответствии с единой методической темой должны планироваться и индивидуальные темы методической работы педагогов, темы самообразования.

Слайд 3

Цели методической работы любой образовательной организации: • освоение наиболее рациональных методов и приёмов обучения, воспитания и развития учащихся; • повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению образовательного процесса. • обмен опытом между членами педагогического коллектива. Для достижения вышеуказанных целей необходимо выявить начальный уровень профессиональной подготовки педагогов , а затем формулировать цель, планировать и организовывать методическую работу с педагогическим коллективом.

Слайд 4

Современные требования к постановке задач методической работы заключается в следующем : * анализ состояния образовательной работы в школе; *формирование банка данных по основным направлениям развития системы образования (программы, технологии, методическая литература и т.д.); *обеспечение высокого качества образовательного процесса путем внедрения программ, технологий нового поколения; *выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в образовательной организации, его обобщение и распространение;

Слайд 5

Современные требования к постановке задач методической работы заключается в следующем : * прогнозирование, планирование и работа по повышению и развитию профессиональной компетенции педагогического коллектива учреждения; *оказание им организационно-методической помощи в системе непрерывного образования ; *оказание поддержки педагогическим работникам в инновационной деятельности, помощь в подготовке к аттестации; *организация совместной работы с учреждениями науки при проведении совместных форм работы (конференции, педагогические чтения, семинары)

Слайд 6

Содержание методической работы Содержание методической работы должно определяться на основании уровня профессиональной компетентности педагогов, которыми могут быть: 1) дидактический (знание ряда ведущих дидактических концепций); 2) психолого-педагогический; 3) методический; 4) технологический и технический; 5) коммуникативный.

Слайд 7

Формы организации методической деятельности . К наиболее эффективным формам методической работы относятся: локальные ( внутри образовательного учреждения): • семинары-практикумы, • индивидуальные и групповые консультации; • защита конспектов учебных занятий, взаимопосещения уроков, анализ и самоанализ урочной деятельности; • творческие отчеты, • методические совещания и другие формы.

Слайд 8

Формы методической работы Изначально семинар — это форма интерактивного обучения, которая хорошо дополняет лекцию. Обмен мнениями в течение всего семинара, открытый разговор между его участниками, то есть именно интерактивность отличительная особенность этой формы. Выступления 15-20 минут и примерно равны по времени с их обсуждением. Если же выступающие, намеченные заранее, один за другим выходят называют конференцией . Следующая форма методической работы — круглый стол . Здесь интерактивное общение проходит особенно интенсивно. Сообщения на круглом столе должны быть до 5 минут, а их обсуждение должно явно превышать время выступления.

Слайд 9

Формы методической работы Научно-практические конференции- д анные формы методической работы часто становятся своеобразным подведением итогов работы коллектива образовательной организации, отдельных педагогов над актуальными методическими проблемами, выступают как формы выявления и обобщения лучшего практического опыта. Педагогические чтения . Чаще всего педагогические чтения устраивают для подведения итогов за год, для того, чтобы педагоги поделились своими педагогическими находками. Это прекрасная форма обмена опытом.

Слайд 10

Формы методической работы Творческие группы педагогов Данная форма методической работы возникла как результат творческих поисков педагогами новых эффективных форм обучения. В отличие от методических объединений, основой образования творческих групп (3-6 человек) является, прежде всего, взаимная симпатия, личная дружба, психологическая совместимость. Такие группы создаются в коллективе на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какой-то новый передовой опыт, новую методику, идею. Минимум заседаний, главное внимание они уделяют поисковой, исследовательской деятельности, с результатами которой знакомят весь коллектив.

Слайд 11

Формы методической работы Школы передового опыта (групповое наставничество) Данная форма методической работы создается в организациях при наличии одного или нескольких учителей — мастеров педагогического труда и служит для передачи опыта, его освоения другими педагогами. Участники школы знакомятся с уроками и внеклассными мероприятиями своего наставника, с планами его работы и другими методическими документами, приглашают наставника на свои уроки, совместно с ним и при его консультативном участии планируют очередные уроки , классные часы и т.п.

Слайд 12

Формы методической работы Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования Данные формы применяются наиболее опытными педагогами в работе с молодыми педагогами, а также с педагогами, испытывающими затруднения в решении ряда педагогических проблем. Большую роль в такой работе играют хорошее знание возможностей, сильных и слабых сторон, затруднений, личностных качеств педагога , а также умение наставников анализировать ход и результаты деятельности педагогов, формулировать на основе анализа конкретные рекомендации и советы в адрес педагогов.

Слайд 13

Формы методической работы Методические выставки, бюллетени Поскольку методическая работа требует наглядности, то хорошей формой ее реализации является методическая выставка. На ней педагоги представляют свои методические разработки. Широкое распространение получили методические бюллетени с информацией для всех педагогов о ценных методических приемах, находках.

Слайд 14

Формы методической работы Открытые уроки и внеурочные мероприятия Практически все формы методическое работы рано или поздно, но становятся связанными с показом практических умений педагога коллегам. Поэтому открытые уроки и мероприятия ничем не заменимы и их значение в системе форм и методов методической деятельности исключительно велико. Речь идет не о простом взаимопосещении уроков и мероприятий членами одного педагогического коллектива. У открытых уроков особое предназначение: педагоги идут к своему коллеге, чтобы увидеть новую методику на практике; их приглашают на открытый экспериментальный урок, когда новая методика только создается. Другими словами, открытым мероприятием решаются обе задачи методической работы — обмен опытом и поиски новых педагогических методов.

Слайд 15

Формы методической работы Так или иначе, но открытый урок означает не только открытые для всех гостей двери класса, но и показ нового, пусть маленького, но обязательно открытия. При ином подходе происходит формализация открытых уроков, что резко снижает их качество. Часто эффект от посещений открытых уроков низок потому, что посетившие уроки педагоги чаще всего не знают задумок учителя, особенностей класса . Чтобы существенно повысить эффективность открытых уроков и внеурочных мероприятий педагог, дающий открытый урок, до его начала рассказывает коллегам проект будущего урока: *показывает его место в образовательной теме, разделе, курсе; *рассказывает об идее мероприятия; *называет задачи; *рассказывает о намеченных путях и средствах решения поставленных задач; *дает характеристику реальных учебных возможностей класса в зоне ближайшего развития.

Слайд 16

Формы методической работы Иначе говоря, знакомит приглашенных со своей творческой лабораторией, включает их в осознанный процесс анализа урока на этапе проектирования. Только в этом случае можно выявить сильные и слабые стороны проекта урока (планирования урока). Далее педагог проводит открытый урок, на котором коллеги присутствуют уже не просто как наблюдатели, а как соучастники. Затем педагог делает анализ урока, раскрывает, что ему удалось из намеченного реализовать, что не удалось и почему, как он использовал запасные методические ходы, оценивает эффективность примененных приемов. Присутствовавшие на уроке задают уточняющие вопросы, и только потом высказывают свои мнения, предлагают рекомендации по дальнейшему развитию опыта, решают, что из увиденного они возьмут на вооружение, где, когда и в какой форме используют.

Слайд 17

Формы методической работы Мастер-класс По определению, «мастер-класс» – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции. Мастер-класс — современная форма проведения обучающего тренинга- семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников и приобщения к новейшим областям знания. Смысл мастер-класса состоит в том, что мастер своего дела делится со слушателями методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими. Проведение мастер-класса – это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.

Слайд 18

Формы методической работы Во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Принцип мастер-класса: « Я знаю, как это делать. Я научу вас». Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В ходе мастер-класса участники: • знакомятся с предлагаемыми мастером разработками по теме мастер-класса ; • участвуют в обсуждении полученных результатов; • задают вопросы, получают консультации;

Слайд 19

Инновационные процессы в образовании . Педагогические инновации – организация и реализация

Слайд 20

Инновации в образовании В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту учеников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской деятельностью учащихся.

Слайд 21

Два основных типа инновационных подходов к обучению Репродуктивная и проблемная ориентации образовательного процесса воплощаются в двух основных инновационных подходах к преобразованию обучения : технологическом и поисковом . Технологический подход модернизирует традиционное обучение на основе репродуктивной деятельности учащихся. В рамках этого подхода учебный процесс ориентирован на традиционные дидактические задачи репродуктивного обучения с ожидаемыми результатами . Поисковый подход преобразует традиционное обучение на основе продуктивной деятельности учащихся. В рамках этого подхода к обучению целью является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт ; ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.

Слайд 22

Педагогические инновации Любая школа проходит три этапа обновления: становление функционирование развитие Развивающаяся школа, работающая в поисковом режиме, значительно отличается от тех школ, целью которых является стабильное традиционное поддержание раз и навсегда заведенного порядка функционирования.

Слайд 23

Педагогические инновации Важнейшим условием успешности инноваций является наличие в школе инновационной среды – определенной системы морально-психологических отношений, подкрепленной «комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы»

Слайд 24

Педагогические инновации К признакам инновационной среды относятся: способность педагогов к творчеству, наличие в коллективе партнерских и дружеских отношений, хорошая обратная связь (с учащимися, семьями, социумом), а также интегративные характеристики высокоразвитого коллектива (общность ценностных ориентаций, интересов, целевых установок и т. п.). Существование инновационной среды во многом определяется развитием у педагогов школы способности к коллективной творческой деятельности .

Слайд 25

Основные проблемы, снижающие эффективность инноваций: разрозненность инноваций, отсутствие системы и преемственности в инновационной деятельности; - недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов, приступающих к внедрению инновационных идей, технологий; низкая мотивация инновационной деятельности, отсутствие в школе инновационной среды. Для успешности инноваций в школе необходимо: - управление инновационным процессом, обеспечивающее развитие школы; - повышение профессиональной компетентности педагогов; создание в школе атмосферы творчества, поддержка коллективных и индивидуальных инициатив в выдвижении новых идей, в разработке и внедрении инноваций.

Слайд 26

Современная система образования предусматривает последовательные этапы непрерывного профессионального роста педагога на протяжении всей его профессиональной деятельности. В связи с этим объективно возрастает роль методической работы в образовательной организации. Сущность методической работы как деятельности заключается в оказании системной практической помощи педагогам в повышении их профессиональной компетентности в вопросах качественного осуществления образовательного процесса. Цели методической работы образовательной организации: • освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения, воспитания и развития учащихся; • повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению образовательного процесса; обмен опытом между членами педагогического коллектива.

Слайд 27

Для достижения вышеуказанных целей необходимо выявить уровень профессиональной подготовки педагогов , а затем формулировать цель и планировать, и организовывать методическую работу с педагогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ и планирование методической работы начальной школы

Представлены материалы работы методического объединения учителей начальной школы....

Модель организации методической работы в «Школе взросления»: сотворчество администратора и учителя

Методическая работа в школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта, на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса;  система взаимосвязан...

«Инновационные формы организаций методической работы в школе».

Вашему вниманию представляется работа, представленная на соискание академической степени магистра на тему: «Инновационные формы орган...

Методическая работа в школе на этапе введения ФГОС основного общего образования

Практические рекомендации как организовать методическую работу в основной школе на основе системно-деятельносного подхода. Из опыта работы заместителя директора по НМР...

"Роль методической работы в школе"

Выступление на педсовете...