Методическая работа в школе на этапе введения ФГОС основного общего образования
учебно-методический материал по теме
Практические рекомендации как организовать методическую работу в основной школе на основе системно-деятельносного подхода. Из опыта работы заместителя директора по НМР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
из опыта работы по введению ФГОС ООО | 24.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 2 г. Горячий Ключ
Панкова Н.А., заместитель директора по УМР
«Почти во всех делах самое трудное – начало»
Руссо Ж.-Ж.
Методическая работа в школе на этапе перехода к реализации ФГОС основного общего образования.
1. Под методической работой в образовательном учреждении мы будем понимать:
- Деятельность по обучению и развитию профессионализма кадров;
- Выявление, обобщение распространение наиболее ценного опыта;
- Создание собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса.
Условия построения и деятельности методической системы в школе: системность, индивидуальность и разноуровневость, психологическое сопровождение.
2. Новые ФГОС ООО, отвечая требования современности, не растрачивают потенциала советской школы, не только смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:
* изменение метода обучения (с объяснительно-иллюстративного на деятельностный);
* изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и метапредметных и личностных);
* изменение системы аттестации учителей;
* изменение системы аттестации школы.
Логично, что у учителя и школы возникнут актуальные вопросы:
- Как обучать?
- Как создать соответствующую образовательную среду?
- С помощью чего учить?
- Как организовать методическое сопровождение?
3. Основная задача методической службы школы создать условия и обеспечить развитие профессиональной компетенции освоения и реализации ФГОС ООО. Другими словами «научить учителя учиться». Мы выделяем следующие основные направления работы: информационно-мотивационная деятельность по вопросам и проблемам ФГОС; обеспечение курсовой подготовки на базовом и технологическом уровне; методической сопровождение освоения и реализации инновации в межкурсовой период.
4. Шаг первый: собственная подготовка по проблеме инновации. Подробное и вдумчивое изучение ФГОС ООО. Изучение технологий, позволяющих реализовать системно-деятельностный подход. Для этого лучше всего пройти базовую курсовую подготовку. В нашей школе все заместители директора прошли такую подготовку как в ККИДППО, так и в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ г. Москве.
5. Шаг второй. Формирование положительной мотивации педагогического коллектива. Это главный шаг в построении методической работы, так как без понимания значимости инновации, заинтересованности коллег и положительного настроя двигаться к конечной цели (реализовывать ФГОС) будет трудно. На этом этапе мы столкнулись с реальной трудностью: в основной школе нет педагогов, владеющими новыми деятельностными методами обучения. За помощью обратились к учителям начальной школы, реализующим ФГОС НООО с 2010 года, успешно овладевающими новыми технологиями. Важно самому владеть современными технологиями, хотя бы на технологическом уровне. Подготовка такого рода нужно, чтобы приступить к информационно-разъяснительной работе. Для организации такой работы создаётся методическая копилка: описание современных технологий, плакаты, слайды, перечень Интернет-ресурсов, сценарии уроков, методические рекомендации, видеоуроки, и т.п. Обращаем внимание на то, что на данном этапе не меняется организационная структура методической службы, но в содержание закладывается рассмотрение вопросов, связанных с изучением инноваций. Результатом этого этапа является появление группы педагогов с уровнем мотивации «Понимаю и хочу». Эти учителя станут Вашими помощниками в освоении нового стандарта.
6. Средства формирования положительной мотивации у педагогов.
Всем известна истина: «Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать». Педагоги осваивают новые требования стандарта и технологии через урок. Поэтому первоначально были использованы следующие средства:
- Лекции-семинары мотивирующего характера;
- Изучение конспектов уроков педагогов начальной школы;
- Расширенные заседания структур методической службы;
- Педагогические советы;
- Мастер-классы и анализ:
- Проведение Единого методического дня не реже одного раза в четверть.
7. Отрывок проведённой лекции-семинара «Структура урока «открытия нового знания».
Как часто мы, стремясь помочь нашим ученикам, делаем самую сложную, с нашей точки зрения работу, за них. Этим самым подчас лишая их стремления к развитию и получению нового знания. А потом удивляемся, куда же исчезло желание учиться? Правильнее было бы задать вопрос: всё ли мы сделали для того, чтобы это желание не ушло?
Мотивация (самоопределение)
- Прочитайте высказывание: «Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего - одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями».
Ж.- Ж. Руссо (Французский философ, писатель, композитор. 1712-1778)
- Почему я выделила именно эти строчки?
- Именно «приобретение знаний с затруднениями» лежит в основе структуры учебной деятельности при системно-деятельностном подходе к образованию.
Актуализация знаний.
- На слайде «Системно-деятельностный подход – обучение в деятельности». Согласны ли вы с утверждением? О чьей деятельности идёт речь?
- Какова тогда роль учителя на уроке? /организация и помощь/
- Самым трудным является именно организовать « приобретение знаний в затруднении». Как учитель должен построить эту часть урока? С чего начать?
Слайд.
- Посмотрите на слайд. Установите последовательность этапов.
Традиционный урок |
Организационный момент Закрепление Объяснение нового материала. Повторение изученного материала |
- Легко было установить порядок? Почему?
Пробное действие
- Установить последовательность этапов в структуре деятельностного урока. Сразу отмечу, что здесь не все этапы.
Урок в ДМ |
Пробное действие Мотивация (самоопределение) Цель Затруднение |
- Сравните с верным вариантом. У кого нет верного варианта. Что возникло? Почему? Какую цель вы поставить перед собой?
- У кого ответ верный?
- Кто может объяснить, почему именно такая последовательность? /затруднение/
/ мотивация – самоопределение ученика предполагает осознанный переход из жизнедеятельности к учебной деятельности:
«надо» (требования со стороны учебной деятельности) – «могу» (тематические рамки) – «хочу» (внутренняя потребность включения в учебную деятельность);
Пробное действие: подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного действия по новой теме;
Затруднение и его преодоление (метод рефлексии): остановиться и подумать, как выполнял действие и в каком месте возникло затруднение (исследование), причина ( критика),
Поставить перед собой ЦЕЛЬ,
выбрать способ действий и построить ПРОЕКТ,
затем его РЕАЛИЗОВАТЬ./
8. Следующие шаги в организации методической работы. Целесообразно для учителей с мотивацией «Понимаю и хочу» организовать участие в курсах повышения квалификации уже в соответствии с выбранной технологией осуществления системно-деятельностного подхода. К сведению, принципы выбранной технологии должны быть заложены в основу вашей Основной образовательной программы основного общего образования. Соблюдая преемственность с начальной школой, мы остановились на следующих технологиях:
* технология деятельностного метода;
* проблемно-диалогическая технология;
* технология развития критического мышления.
Необходимо собрать оперативную информацию о результативности методической работы по формированию положительной мотивации у педагогов. С этой целью можно использовать наблюдение интервьюирование, анкетирование.
9. Порядок индивидуальной работы с учителями.
1) Предварительная беседа с учителем.
2) Работа с планами уроков, предъявленных учителем.
3) Посещение уроков, проводимых учителем.
4) Оформление рекомендаций по организации коррекционной деятельности с целью устранения выявленных причин затруднений.
10. Подводим итог. Исходя из основной цели мотивационного этапа (применяя продуманную систему методических мероприятий сформировать в педагогическом коллективе мотивацию), провести анализ степени достижения поставленных задач. Для этого необходимо ответить на вопросы:
* Смогла методическая служба выполнить задачу мотивационного периода работы: создать положительную мотивацию у основной части педагогического коллектива?
* Какие средства имели наибольший успех?
* Каковы причины промахов и просчётов?
* Сформировалась ли инновационная группа среди учителей начальной школы и среднего звена?
В настоящее время коллектив школы находится ближе к завершению мотивационного этапа. Год жизни коллектива в условиях инновации не может полностью решить вопросы о развитии интереса и формировании понимания необходимости освоении инновационных форм организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС. Мы продолжаем эту не простую, но увлекательную работу, так уверены, что «… если не изменится работа учителя (не учителя-инноватора, а рядового учителя массовой школы), то никакого существенного качественного приращения в направлении реализации новых образовательных целей не произойдёт. ООП и РП должны стать лишь «дорожной картой», помощником учителя в предстоящем переходе к ФГОС ООО»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность младших школьников в рамках введения ФГОС начального общего образования
Направление «Внеурочная деятельность» - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов ...
Внеурочная деятельность младших школьников в рамках введения ФГОС начального общего образования
Выступление на методобъединении учителей начальных классов МБОУ МПЛ №20...
Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования
Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривается преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требовани...
Организация методической работы с педагогами в условиях введения ФГОС общего образования
Являясь руководителем районного методического объединения учителей начальных классов, с 2011\2012 учебного года я организую методическую работу группы по теме «Система оценки качества образования в со...
Мастер класс " Использование учебного оборудования в условиях введения ФГОС начального общего образования"
С введением ФГОС второго поколения происходит оснащение кабинетов мультимедийным оборудование. Даны инструкции по использованию мультимедийного оборудования....
презентация к докладу "Преемственность между дошкольным и начальным образованием в процессе введения ФГОС начального общего образования» "
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития проделанную ребёнком». Л. С. Выготский С 1 сентября 2011-2012 ...