Исследование особенностей оценки профессиональной деятельности учителя родителями учащихся
статья

Жанна Николаевна Гуляева

В статье рассматриваются мнения родителей о профессиональной деятельности учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_osobennostey_otsenki.docx342.3 КБ

Предварительный просмотр:

Необходимость сотрудничества.

Пятый раз в первый класс. И снова возникают одни и те же вопросы: кто мои будущие первоклассники, смогу ли я научить их всему необходимому, как сложатся отношения с родителями детей, как построить процесс обучения, чтобы мальчишки и девчонки с удовольствием шли в школу…  И, кажется, как будто нет за плечами тех лет опыта работы,- всё с начала, с новой страницы. С одной стороны страшно, с другой - заманчиво и интересно.

Проводя весной подготовительную работу с будущими первоклассниками, даёшь им те необходимые знания по предметам, которые в скором времени  им пригодятся, стараешься создать благоприятную психологическую обстановку, немного знакомишься с родителями. В августе при более тщательном тестировании детей видишь реальную картину проблем, которые придётся решать.

Существенное влияние на качество и результаты учебно-воспитательной работы с детьми оказывают уровень общей и педагогической культуры учителя; особенности его отношения к себе, к своей профессии, к учащимся, к работе с ними и её результатам.

Особую значимость именно в первоначальный период обучения ребёнка в школе приобретает налаживание взаимодействия между педагогом и родителями младших школьников. Ведь согласитесь, во многом в зависимости от характера отношений с первым учителем ребёнка у родителей формируется мнение о школьных педагогах вообще. Родители никогда не остаются нейтральны к учителям своих детей, они вырабатывают к каждому из них определённое отношение.

К сожалению, существующая система педагогического общения не имеет надёжных механизмов обратной связи учителя с родителями учащихся. Если учитель может прямо сообщать родителям свои требования и пожелания, то из уст родителей не всегда можно услышать то, что хотелось бы. По разным причинам родители часто умалчивают о тех проблемах, которые на самом деле волнуют их.

И, конечно, мне как учителю хотелось бы знать, что думают на самом деле родители обо мне, удовлетворены ли они моей работой, что их не устраивает и.т.д. С этими вопросами я обратилась к школьному психологу, так как именно он может реально помочь в налаживании позитивного  общения между родителями учащихся начальной школы и педагогами. Первые получают возможность откровенно высказаться, вторые - проанализировать отражение собственной педагогической практики в оценках родителей младших школьников. Благодаря этому взаимоотношения родителей и педагогов приобретает более конкретный и позитивный характер, снимается напряжённость, вызываемая недопониманием друг друга.

 С целью исследования родительского отношения к учителям мы использовали анкету «Оценка отношений «учитель - ученик»¹. Родители анонимно оценили всех учителей, работающих 1-4 классах школы.

Выяснилось, что родители ценят в учителях следующее:

 - учитель умеет точно предсказать успехи моего ребёнка в учёбе;

- учитель - справедливый человек;

- учитель умело готовит моего ребёнка к контрольным, проверочным работам;

- слово учителя - закон для моего ребёнка;

- учитель тщательно планирует работу с моим ребёнком;

- мой ребёнок вполне доволен учителем;

- учитель всегда может дать разумный совет (в отношении учёбы и воспитания моего ребёнка);

- я полностью доверяю учителю;

- оценка учителем для моего ребёнка очень важна для меня;

- работать с учителем для моего ребёнка - одно удовольствие;

- учитель всегда выслушивает мнение моего ребёнка;

- учитель хорошо знает сильные и слабые стороны моего ребёнка.

Анализируя выше сказанное, можно выделить основные факторы родительского отношения к учителям начальной школы.

Содержание первого фактора можно проинтерпретировать как наличие (или отсутствие) у учителя педагогического авторитета и профессиональной компетентности в восприятии родителей. А именно: в оценке учителя родители ориентируются прежде всего на его авторитет для ребёнка, на то, насколько умело педагог обучает ребёнка и насколько их ребёнок доволен учителем.

Содержанием второго фактора родительских оценок учителя является индивидуализированность работы конкретно с их ребёнком. По мнению родителей, индивидуализированность характеризуется умением учителя точно предсказать успехи их ребёнка в учёбе, знанием учителем сильных и слабых сторон ребёнка, тщательностью планирования работы с ребёнком.

¹Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. - Ростов - на- Дону, 1994. - с.237.

Третьим фактором родительского отношения к учителю является воспитательная привлекательность (или непривлекательность) педагога: важность (пренебрежение) учительской оценки ребёнка для родителя.

Комбинации трёх выявленных факторов определяют в основном всё разнообразие родительских мнений о педагогах начальной школы.

Исследование показало, что в родительских оценках учителей начальной школы эмоциональные аспекты взаимодействия учителя с ребёнком стоят наравне (если не превалируют) с оценками деловых и профессиональных качеств учителя. Это означает, что учителю необходимо прилагать усилия, чтобы быть для родителей младших школьников авторитетной, коммуникативно-привлекательной личностью, человеком, который просто нравится.

Главное, что определяет доверие родителя к учителю, - это то, доволен ли его ребёнок учителем, удовлетворяет ли ребёнка эмоциональная обстановка взаимодействия, создаваемая учителем.

Учитель начальной школы должен уметь предвосхищать реакцию учеников и их родителей на свои профессиональные действия, и главное - на свои оценки, даваемые детям.

С точки зрения родительского отношения к учителю, на первом месте стоит обладание умением взаимодействовать с ребёнком, быть для него доброжелательным, чутким взрослым, верящим в благоприятные результаты учебной деятельности школьника.

Учительское умение прогнозировать ход детского развития зиждется, по мнению родителей, на умении и желании тщательно планировать работу с конкретным ребёнком. То есть ни на чём ином, как на индивидуальном подходе к каждому ученику, о котором мы так много всегда говорим. В этом аспекте особую значимость приобретает умение учителя выслушивать ребёнка и его родителей, а также особое внимание учителя не только к слабым, но и к сильным сторонам ребёнка. Учителя, получившие наивысшие оценки родителей, умеют подчёркивать достижения ребёнка, а вовсе не его недостатки.

Воспитывающее влияние на учащихся личности учителя, его отношение к труду, к людям, своему долгу всегда занимало в педагогике одно из ведущих мест. Дети учатся у учителя доброте, уважению, требовательности к себе и другим, верности и преданности своему делу, энтузиазму и подвижничеству - всему тому, чему дети могут научиться лишь в процессе непосредственного общения и сотрудничества с учителем.

Счастливы и благополучны те ученики, которые с первых лет их школьной жизни находят в учителе доброго защитника, мудрого наставника, умелого педагога, научившего их не только основам грамоты, но и основам человеческого общения, отношения к труду и людям, к жизни вообще.

Поэтому содружество школы и семьи является гарантией результативности успешности развития младшего школьника.

Анкета

для изучения мнения родителей

о профессиональных и профессионально-нравственных качествах педагога, взаимодействующего с их ребенком в процессе обучения и воспитания.

Вам предлагается опросник для изучения Вашего мнения о профессионально-нравственных качествах педагога, характере его взаимодействия с Вашим ребенком.

Внимательно прочтите каждый вопрос, выберите из перечня ответов тот, который соответствует Вашему мнению по данному вопросу, и отметьте на бланке ответов (который Вы получили вместе с опросником) его номер рядом с номером соответствующего вопроса..

1. Считаете ли Вы, что педагог обеспечивает Вашему ребенку подготовку, достаточную для успешной работы, учебы?

5) считаю, что педагог обеспечивает достаточную подготовку моему ребенку;

4) в целом работа педагога меня устраивает;

3) затрудняюсь ответить;

2) скорее всего подготовка моего ребенка недостаточна для дальнейшей работы (учебы);

1) подготовкой, которую обеспечивает педагог моему ребенку, не удовлетворен.

2. Стремится ли педагог к установлению доброжелательных отношений с Вашим ребенком?

5) постоянно стремится к установлению доброжелательных отношений с моим ребенком;

4) в основном отношения педагога и моего ребенка доброжелательны;

3) трудно сказать;

2) боюсь, что эти отношения назвать доброжелательными нельзя;

1) отношение педагога к ребенку меня не устраивает.

3. Пользуется ли педагог авторитетом у Вас?

5) считаю, что моему ребенку повезло с педагогом;

4) в основном пользуется;

3) трудно ответить;

2) скорее не пользуется;

1) не пользуется.

4. Считаете ли Вы, что педагог видит и учитывает индивидуальные особенности Вашего ребенка?

5) всегда учитывает индивидуальные особенности моего ребенка;

4) в основном учитывает склонности и предпочтения моего ребенка;

3) по возможности стремится учитывать индивидуальные особенности моего ребенка ;

2) скорее всего, ко всем детям относится одинаково;

1) не замечал такого.

5. Всегда ли педагог тактичен, корректен по отношению к Вашему ребенку?

5) всегда тактичен и корректен;

4) в большинстве случаев тактичен и корректен;

3) иногда тактичен и корректен;

2) редко, когда бывает тактичен и корректен;

1) к сожалению, никогда.

6. Удовлетворяет ли Вас то, что Ваш ребенок занимается у данного педагога?

5) удовлетворен тем, что мой ребенок занимается у данного педагога;

4) в целом удовлетворен;

3) скорее всего удовлетворен тем, что мой ребенок занимается у данного педагога;

2) считаю, что влияние педагога на моего ребенка незначительно, так что мне это безразлично;

1) меня не устраивает педагог.

7. Какое влияние, по Вашему мнению, оказывает посещение уроков у данного педагога?

5) вызывает интерес, развивает любознательность;

4) переносит знания, приобретенные в школе в самостоятельную деятельность;

3) затрудняюсь ответить;

2) в самостоятельной деятельности не использует знания, приобретенные в школе;

1) усиливается отрицательное отношение к урокам.

8. Стремится ли педагог к достижению взаимопонимания, взаимодействия с Вами?

5) да, всегда;

4) в основном да;

3) скорее да, чем нет;

2) скорее нет, чем да;

1) нет.

9. Как Вы считаете, заслуживает ли данный педагог общественного признания?

5) да, вполне;

4) скорее всего, да;

3) затрудняюсь ответить;

2) скорее не заслуживает;

1) не заслуживает.

10. Какова, по вашему мнению, роль педагога в преодолении трудностей, возникающих у Вашего ребенка в процессе его обучения?

5) педагог постоянно следит за динамикой обучения ребенка и оказывает своевременную коррекцию;

4) если ребенок обращается к педагогу, он всегда помогает;

3) затрудняюсь ответить;

2) помогает в преодолении трудностей, но нерегулярно.

1) не помогает, ссылается на занятость.

11. Привлекает ли педагог Вашего ребенка к различным видам внеурочной деятельности?

5) достаточно часто привлекает к различным видам внеурочной деятельности;

4) в основном привлекает моего ребенка к учебной деятельности;

3) хотелось бы, чтобы это было почаще;

2) привлекает, но это не вызывает у ребенка интерес;

1) не привлекает вообще.

12. Чувствуете ли Вы на себе влияние педагога в решении вопросов обучения и воспитания Вашего ребенка?

5) да, влияние положительное и систематическое;

4) да, влияние скорее положительное;

3) не ощущаю влияния;

2) если есть влияние, то оно скорее негативное;

1) ощущаю негативное влияние.

13. Устраивает ли Вас характер взаимоотношений с педагогом, его культура поведения в общении с Вами?

5) характер взаимоотношений с педагогом меня вполне устраивает;

4) характер взаимоотношения с педагогом скорее всего меня устраивает;

3) не совсем устраивает;

2) скорее не устраивает;

1) характер взаимоотношений с педагогом меня совсем не устраивает.

14. Помогает ли Вам педагог в решении проблем обучения и воспитания Вашего ребенка?

5) да, всегда помогает;

4) в большинстве случаев помогает;

3) иногда помогает;

2) редко помогает;

1) никогда не помогает.

15. Проявляет ли педагог инициативу в отстаивании интересов учащихся?

5) да, всегда проявляет инициативу;

4) в основном проявляет инициативу;

3) затрудняюсь ответить;

2) проявляет инициативу, но очень редко;

1) никогда не проявляет инициативу.

http://images.myshared.ru/6/647684/slide_14.jpghttps://i04.fotocdn.net/s13/163/public_pin_l/463/2356137634.jpghttp://www.inpearls.ru/png/226780.pnghttp://uchkollektor39.ru/uploads/images/items/31f2fb1d18b4f83046427dd7fb3bb9f2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертная карта урока как инструмент оценки профессиональной деятельности учителя

Что позволяет сделать экспертная карта?«Вечный» вопрос об оценке деятельности учителя остается актуальным и в современной школе, особенно в условиях новой системы аттестации учителей. Работа с к...

портфолио - форма оценки профессиональных достижений учителя

Представлены материалы профессиональных достижений учителя начальных классов. Поможет тем, кто готовится к аттестации на  высшую категорию....

Критерии оценки профессиональной компетентности учителя

Содержит 3 таблицы для оценивания материалов на конкурсе "Учитель года 2014"...

Анкета "Оценка деятельности учителя" (для учащихся)

Рейтинг педагога по результатам опроса учеников...

Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов

Данный материал представляет собой самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов....

критерии оценки профессиональной деятельности учителя начальных классов

Об аттестации учителей начальных классов образовательных организаций по должности «учитель» для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категория...