Сообщение на тему Формы и методы активизации познавательной деятельности
статья
Сообщение на тему Формы и методы активизации познавательной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_temu_aktivizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti.docx | 34.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дячкинская средняя общеобразовательная школа
Сообщение на тему:
«Использование различных форм и методов
активизации познавательной деятельности обучающихся
на уроках русского языка
в условиях реализации ФГОС»
Подготовила
учитель начальных классов,
1 кв. категория
Телицына И.З.
Сенека говорил: «Кто не знает, в какую гавань он плывёт, для того нет попутного ветра». Цель своей педагогической деятельности я вижу в том, чтобы средствами русского языка развивать личностные качества ребенка, создавать условия для формирования у детей собственного опыта и достижения определенного уровня образованности. Всё это соотносится и с целевыми установками моей школы. Это формирование у школьников потребности в обучении и саморазвитии, раскрытие творческого потенциала ученика, внедрение в практику учителя новых педагогических технологий.
Поэтому перед собой ставлю цели:
- Сформировать у учащихся прочные знания, специальные умения и
навыки по предмету, развивать творческое мышление. - Развивать устойчивый интерес учащихся к творческой
деятельности, изучению русского языка. - Подготовить учащихся к продолжению изучения русского языка в послешкольный период.
«Каждый ребёнок есть однажды случающееся чудо», - говорил Эдуард Ильенков.
Как сделать так, чтобы на каждом уроке ребёнок раскрывался с новой стороны? Как сделать так, чтобы каждый урок был и интересен, и насыщен, и развивал познавательную активность каждого ребенка, чтобы дети получали удовольствие от учения? Ответ на этот непростой вопрос я постаралась найти в применении на своих уроках различных педагогических технологий.
От методики преподавания учителя зависит учебная деятельность учащихся. Увеличение умственной нагрузки на уроках русского языка заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к русскому языку, активность учащихся на протяжении всего урока. Следовательно, нужно искать новые эффективные методы обучения, а также - методические приёмы, которые активизировали бы мысль учащихся, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновению интереса учащихся к русскому языку зависит от того, насколько умело будет построена учебная работа. Важно заботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, чтобы каждому было интересно на уроке. Как ученику, так и учителю, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.
Другой важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока русского языка как основной формы обучения и воспитания учащихся. А. Дистервег говорил: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить». Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний - вот задача учителя. Если все наши уроки будут проведены в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для ученика, и для учителя, а значит, уроки будут не результативны.
Поскольку традиционные способы обучения не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всеми учащимися, встаёт необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Сегодня, к сожалению, господствуют методы внешних побуждений - отметка, похвала, наказание. Но действительная мотивация будет иметь место только тогда, когда дети будут стремиться в школу, где им хорошо, содержательно, интересно.
Положительно изменить многое в отношении детей к учению может творческий подход учителей к подготовке и проведению уроков. В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний учителю необходимо вводить в практику работы школ занимательные разновидности уроков, создавая в итоге авторские – нетрадиционные уроки.
По определению С. В. Кульневича, нетрадиционный урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру».
Нетрадиционный урок не только может, но и должен быть использован на уроках русского языка. Школьники начальных классаов имеют специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно – образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Всё это осложняет работу учителя. Для того, чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности.
Всем известно, что учащиеся, окончившие начальную школу, часто бывают недостаточно подготовлены к дальнейшему обучению.
И причины, послужившие этому, не всегда связаны с отсутствием общих или специальных способностей, а могут объясняться слабым здоровьем ребенка, что мешает ему в полную силу включиться в учебную деятельность или индивидуальным темпом развития школьника.
И вот я стала искать пути, как сделать урок более эффективным, интересным, как помочь учащимся достигнуть определенного уровня знаний. Поняла, что необходимо осуществлять компенсационные меры в процессе обучения на каждом этапе урока, что нетрадиционная форма делает урок живым, а общение искренним, помогает дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к теме. Иногда я использую нетрадиционную форму проведения не всего урока, а только его части:
I. На организационном этапе урока
Очень важно применить такие приемы педагогического воздействия, которые способствовали бы быстрой мобилизации учащихся, сосредоточенности и включения всех в учебную деятельность.
1.Одним из таких приемов является высказывание…(учитель прикрепляет его на доску и учащиеся, непроизвольно обратив на это внимание, сосредоточились и готовы к работе.
2. Нередко после приветствия начинаю урок с прочтения небольшого стихотворения.
Данные приемы педагогической деятельности позволяют мне реализовать основную психолого – педагогическую задачу организационного этапа – обеспечить продуктивную обстановку для дальнейшей работы на уроке.
II. Во время устной работы на уроке возможны различные формы:
актуализация прежних (опорных) знаний, т.е. выписываются термины, отдельные фрагменты текстов, важные определения, правила, которые будут использованы во время урока, и начинается урок с их повторения.
Чтобы повторение проходило интенсивно, в сжатые сроки можно ввести игровые моменты:
1.Сигнальные карточки «да – нет» позволяют быстро осуществить фронтальную проверку знания определений, правил, свойств…и позволяют избежать хоровых ответов, подсказок 2.Способствуют развитию внимания карточки «ответ с продолжением»
3.Прием «Удивляй!» Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
Зачитываю версию двоечника.
- Прием «Лови ошибку!» На доске записано предложение, но в нём намеренно допускается ошибка.
На данном этапе урока учитель должен создать атмосферу доброжелательности. Снизить темп опроса, разрешить использовать плакаты, схемы, наглядные пособия. Не забывать стимулировать учеников оценкой, подбадриванием, похвалой.
Успех обучения любому предмету во многом зависит от качества выполнения школьниками домашнего задания, которые совершенствуют и закрепляют полученные на уроке знания, умения, навыки.
Проверку д\з можно осуществлять в различных формах. Например:
1.Самопроверка по образцу.
Эта форма, как правило, применяется на первом уроке после объяснения нового материала.
Образец решения д/з на доске записан заранее учеником или учителем.
Учащиеся рассматривают выполнение – образец и устно его комментируют. Затем открывают тетради, и каждый сам проверяет свою работу по образцу, исправляет ошибки карандашом и ставит себе отметку (обучение приемам самооценки, культура ведения записей).
Д/з без ошибок – получают индивидуальные задания по теме + отметку.
Такой способ проверки развивает внимание учащихся.
2. Взаимопроверка с помощью образца.
На следующем уроке по данной теме учащиеся проверяют д/з соседа по парте или работают в паре с любым другим учеником.
Если ученик, который ведет записи небрежно, проверяет тетрадь с аккуратно записанным д/з, то этот факт оказывает большое воспитательное воздействие.
3. Теоретическая разминка в парах или малыми группами позволяет в кратчайший срок проверить теоретическую готовность учащихся к уроку.
4. Защита своей опоры. Ученик защищает собственный опорный конспект, составленный им по тексту учебника.
5. Проверка – консультация.
В тех случаях, когда д/з особенно трудное, можно предложить школьникам изложить свои затруднения в виде вопросов. Отвечают на них сами учащиеся, можно пользоваться текстом учебника, т.о. отрабатывается навык работы с учебным текстом.
В ходе проверки д/з происходит обучение культуре мышления, речи, умению правильно вести себя у доски, пользоваться при ответе планом, таблицей, опорным конспектом…
Важно, чтобы школьники поверили в свои силы, испытали успех в учебе. Именно учебный успех может стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
III. На этапе усвоения новых знаний и их закреплении очень важно определить разумный объем нового материала.
Необходимо правильно выбрать темп изложения, т.к. от этого во многом зависит интенсивность мыслительной деятельности учащихся.
Учитель должен более часто обращаться к ученикам с вопросами, выясняющими степень понимания, привлекать детей в качестве помощников при подготовке наглядных пособий, помогающих уяснить суть объясняемого материала, облегчающих переход от наглядно-образного мышления к понятию – абстрактному.
На этом этапе практически невозможно обойтись без учебного текста.
И тут встает проблема: учащиеся не умеют читать учебный текст.
Научиться читать – в истинном значении этого слова - значит не только овладеть техникой чтения, но и «вычерпывать» из текста все заложенные в нем смыслы, а так же не выраженный словами тот смысл, который называется подтекстом.
Для того чтобы научить школьников работе с текстом, нужно шире внедрить игры интенсивного обучения на уроках, т.к. они помогут развить умения и навыки на примере усвоения учебных текстов.
Применение игр при работе с текстовой информацией позволяет на уроке вовлечь всех учащихся в активную учебную деятельность. На своих уроках я применяю следующие игры:
Древо мудрости, дотошный ученик, сказочное королевство, опорные сигналы.
После объяснения нового –
план урока
тезисный конспект
опорный конспект
таблица
лист на печатной основе
Проводить урок необходимо с учетом того, что потеря информации, интенсивно идет в первые 20-30 минут с момента ее получения и, чтобы перевести ее из кратковременного в долговременное хранение, требуется повторение. А это легко сделать, используя опорный конспект, план или таблицу, составленные по новой теме.
Дома, имея перед глазами опорный сигнал, ученик восстанавливает по памяти рассказ учителя, читает текст параграфа, разбирается в соответствии с опорным сигналом в наиболее трудных и значимых местах.
При закреплении материала стараюсь так подобрать упражнения, чтобы меньшим их числом, но данных в определенной системе, достичь большего эффекта.
Подбираю задачи с занимательным содержанием (с целью поддержания интереса к предмету и снятия эмоционального напряжения).
После того, как выполнено несколько заданий на закрепление нового материала и перед тем, как перейти к дальнейшей более углубленной и сложной работе необходимо дать время отдохнуть.
- физкультминутки
-исторические
-краеведческие экскурсии
-жизненные факты, которые несут познавательное содержание.
Для того чтобы узнать, на сколько глубоко и четко учащиеся усвоили изученный материал, необходим контроль.
Применяю разнообразные формы:
1.Диктанты,
2.Различные виды словарных диктантов, например:
- Словарный диктант «с подсказкой». При проведении такого диктанта учитель сам даёт учащимся часть условий действий орфографического правила.
- Словарный диктант с грамматическими заданиями.
Они способствуют формированию орфографических навыков на грамматической основе.
- Словарный диктант с самопроверкой.
- Словарный диктант с продолжением
- Словарный диктант с сопоставлением.
- Словарный диктант с элементами игры
Дети младшего школьного возраста испытывают большую потребность в игре. Она заинтересованное восприятие текста, активизирует деятельность детей, содействует развитию воли, памяти, мышления.
- Игра «Зоркий глаз» (кто найдёт больше орфограмм).
- «Я работаю волшебником».
Например: имя нарицательное – в имя собственное
Птица орёл - город Орёл.
- «Помоги Пете Ошибкину».
- Словарный диктант на основе загадок.
Разнообразие форм словарного диктанта не только способствует перерастанию знаний и умений в прочные навыки, но и предотвращает снижение интереса к работе, вносит в уроки элементы новизны, активизирует познавательную деятельность учащихся.
3. Контрольные работы,
4.Тесты
5.Самостоятельные работы: оценочные, проверочные, многовариативные.
Многовариативная с/р – основа: одно задание. Ориентация задания на различные группы учащихся осуществляется с помощью специальных указаний. Проверка выполнения включает весь класс одновременно.
Стараюсь осуществлять принцип стопроцентной обратной связи. Считаю, одной из важнейших задач, является представление возможности всем ученикам на каждом уроке сообщать о своем успехе, т.е. на каждом уроке ученик должен быть проверен по узловым знаниям учебного материала.
Принцип стопроцентной обратной связи стимулирует ученика внимательно слушать на уроке и готовиться к каждому уроку. При выборочном контроле ученики быстро усваивают правила игры и готовятся к уроку только тогда, когда есть вероятность, что их спросят.
Реализовать этот принцип можно и с помощью блиц-опросов.
IY. Информация о д/з и подведение итогов урока.
Желательно учитывать известный в психологии «фактор края», при котором запоминается лучше то, что было сказано в начале и в конце. Необходимо обязательно подводить итог, выделяя главные мысли изучаемого на протяжении урока материала (учитель, ученик).
Домашнее задание эффективно только в том случае, если учащиеся в состоянии его выполнить, если они получили тщательный инструктаж и усвоили цель задания.
Инструктаж – что нужно усвоить, над чем подумать, что записать, какой материал можно привлечь из тех или иных источников.
- 2-3 указания;
- напоминание об идентичности прежним указаниям;
- подробное объяснение (первичное знакомство, новая тема, особое задание, особый класс);
- объём требований - что усвоить прочно, что лишь понимать или узнавать, помнить наизусть;
- как организовать работу – как учить или заучивать, как оформлять, как осуществить самоконтроль.
Предупреждаю учащихся, на что буду обращать внимание во время проверки выполнения д/з, какая работа будет считаться хорошей.
Когда задавать д/з зависит главным образом от цели задания :
- по ходу объяснения;
- после решения подобного задания;
- в конце или в начале урока…
Д/з может быть фронтальное, индивидуальное, дифференцированное (ввожу элементы творчества).
Таким образом, доступная интересная деятельность, ощущение успеха, доброжелательные отношения – вот непременные условия эффективной работы с детьми, имеющими недостаточную общеучебную подготовку.
Серьезное внимание следует уделять развитию общеучебных умений учащихся.
Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм. Современным и признанным является метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Игра – это творчество, игра – труд. По словам М. Горького, «ребёнок познает окружающий мир прежде всего и легче всего в игре», которая служит той почвой, на которой испытываются способы органического соединения мышления, речи и воображения. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети и не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях. Во время игры дети очень внимательны и дисциплинированны. Включение в урок дидактических игр и моментов делает процесс интересным и занимательным. К этим моментам относятся:
-Игра «Кто быстрее?»- дети группируются по командам и наперегонки выполняют задание на время.
-Игра «Что? Где? Когда?»
-Лингвистические викторины
-Работа с цветными карточками и т.д.
Использование дидактической игры – важное средство интенсификации деятельности школьника в процессе обучения, осуществляет преемственность обучения. Дидактическая игра позволяет учить школьника так, чтобы учение было ему в радость и приносило пользу, не превращаясь в забаву, чтобы вопрос о раскрытии творческих резервов личности из вопроса злободневного превратился в вопрос решаемый. Дидактическая игра вызывает интерес к урокам русского языка, выступает как средство активизации учебной деятельности, позволяет ставить проблемные вопросы, решать задачи опережающего обучения.
Дидактическая игра достигает наилучшего эффекта, если она тесно соединена с инновационной наглядностью, что позволяет уравновесить словесную и образную форму мышления. На разных этапах повторения и вообще обучения наглядность, играя роль схем-опор или опор – рисунков, может превращаться в КРОК, сокращаться до компакта, преобразовываться в видеоклип, принимать вид опорного конспекта.
Подобные конспекты позволяют излагать материал более крупными блоками, привлекая наглядность в обучении, выделяя главную мысль урока, составляя план пересказа, приучая самостоятельно работать с учебной книгой, формируя теоретический подход к языку.
Перечисленные средства ориентированы на ученическое творчество; обеспечивают развитие творческих способностей приобретать знания активным путём.
Особенно нравятся учащимся ролевые игры, так как они дают учащимся возможность проявить творчество, самостоятельность и эрудицию. Ролевая игра привлекает тем, что позволяет вовлечь всех учащихся в творческий поиск, даёт возможность шире использовать межпредметные связи, опереться не только на литературу, но и на другие виды искусства, создать атмосферу приподнятости, доверительности, задушевности. На фоне положительных эмоций детьми лучше усваивается учебный материал, работоспособность учащихся значительно повышается.
Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, «раскрепощают» ученика, его мышление.
Нетрадиционные уроки дополняют традиционные уроки, выступают средством повышения интереса и активности школьников; отличаются разнообразием, чёткостью, системностью, творческим подходом.
Мной были проведены такие нетрадиционные уроки, как урок – сказка, урок – эстафета, урок – деловая игра, урок – исследование, урок – путешествие, урок – КВН и другие. Учащиеся выступали и как объекты, и как субъекты учебной деятельности: готовили индивидуальные сообщения, участвовали в роли сказочных героев. От урока к уроку менялось отношение учащихся к урокам русского языка, они стали тщательно к ним готовиться. Теперь учащиеся называют эти уроки интересными, нужными.
Благодаря нетрадиционным формам проведения уроков русского языка, уровень знаний детей повысился. Положительные результаты подтверждают необходимость использования нетрадиционных форм на уроках русского языка.
Нетрадиционные уроки вызывают у учащихся интерес, развивают познавательную активность, учат общаться друг с другом. Кроме того, они способствуют формированию мотивации учения и познавательной деятельности, повышают активность учащихся. Нетрадиционные формы важно применять на уроках русского языка, потому что умелое их применение побуждает к активной учебной деятельности, вызывает массу положительных эмоций, способствует формированию мотивации учения школьников. Именно на таких уроках детям особенно интересно. Ученик не должен переставать удивляться. Он будет приходить на урок с определённым настроением, будет стремиться к знаниям, потому что на каждом уроке он будет убеждаться, как это просто, интересно, что ему всё по силам. Он видит, он может. С каждым уроком его грамотность улучшается, повышается его познавательная активность.
Нетрадиционные уроки способствуют развитию навыков коллективной деятельности, чувства ответственности и взаимовыручки.
Что же главное в таких уроках? А то, что до сих пор проявлялось слабо - это познавательная активность. Дети работают в группах (парах, тройках, четверках, пятёрках), что позволяет реализовать познание на разных уровнях сложности. Успех обучения прямо связан с уровнем сложности задания, которое получила группа, с его обобщенностью, с логикой всего цикла задания.
Выполняя задание в группе, ребята увлекаются самим познавательным процессом. Психологи заметили, что у людей, страстно желающих победы над соперником, уровень познавательной активности, как правило, ниже, чем у тех, которые такой ориентации не имеют.
Однако, учителю необходимо помнить, что нельзя одного и того же результата в течение длительного времени добиваться с помощью одного и того же инструмента. Изменяется человек, меняется его взгляд на жизнь – должна изменяться и система учебной работы, подбор методов обучения ребят должен соответствовать возрастным особенностям учащихся. Любой современный урок должен быть не развлекательным, а интересным. А в этом без проблемных задач, парадоксов, удивительных противоречий не обойтись. Потому что сама ситуация необычного создаёт не только интерес, но и потребность разобраться, понять, почему дело обстоит именно так , а не иначе.
Умственный поиск - сложный процесс. Не всякий поиск связан с возникновением проблемы. Если учитель даёт задание ученикам и указывает, как его выполнять, то даже их самостоятельный поиск не будет решением проблемы. Ученики могут принимать активное участие в научно-исследовательской работе, собирая эмпирический материал, но не решая никаких проблем. Подлинная активизация учащихся характеризуется самостоятельным поиском решения проблем.
Суть активизации учения школьника посредством проблемного обучения состоит в активизации его мышления путём создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования умственных процессов.
Для возникновения проблемных ситуаций использую различные задания, когда учащийся не знает способа решения поставленной задачи, не может ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации, то есть в случае осознания учеником недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта.
Проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Организую эти условия не только для того, чтобы учащиеся сумели применить свои знания на практике, но и столкнулись с фактом их недостаточности. Осознание этого факта учащимися возбуждает познавательный интерес и стимулирует поиск новых знаний. Это возможно при изучении правописания частицы не с глаголами и деепричастиями.
Проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.
Проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.
Возможности управления процессом учения состоит в том, что проблемная ситуация в своей психологической структуре имеет не только предметно-содержательную, но и мотивационную, личностную сторону (интересы ученика, его желания, потребности, возможности и т.д.).
Она помогает развитию познавательной активности на уроках и во внеурочное время, развивает интеллект, является важным фактором воспитания.
Различные формы проведения уроков русского языка помогают учащимся развивать волю и внимание, помогают более легкому и прочному запоминанию, а самое главное – развивают познавательную активность. Ребенок начинает верить в свои силы, старается активно участвовать в уроке, переживать за успехи и неудачи.
Развитие технологий во всех сферах человеческой деятельности влечет за собой изменения в требованиях, предъявляемых к выпускникам общеобразовательных учреждений. В настоящее время от выпускников школ требуются не только знания самых разнообразных наук, но и качества свободной, творческой и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в быстроменяющемся информационном социуме. В этих условиях становится все более очевидным, что традиционное образование, ориентированное на прямую передачу эталонных знаний, уже не в полной мере способно решать поставленные перед ним задачи.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности.
Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования.
Большими возможностями по организации работы учащихся обладает компьютер и компьютерные программы. Применение компьютера в школе возможно и необходимо, что способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребёнка всесторонне.
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребёнком и помогают ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Сегодня их можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребёнка. Этот способ позволяет ребёнку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывать самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Общаясь с ребятами на уроках, я сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.
Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно – педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. Внедрение в традиционную систему «учитель – класс – ученик» компьютера меняет характер учебной деятельности ученика и роль учителя. Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его структуру.
Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила. Он помогает использовать разнообразные формы наглядности, которые способствуют различным способам организации и предъявлению теоретического материала в виде таблиц, схем, опорных конспектов. И демонстрирует не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций(это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения).
Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов воспитывает интерес к уроку; делает урок более интересным.
Неограниченные возможности компьютера позволяют интегрировать русский язык и литературу, изобразительное искусство и музыку. Использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся.
Применение компьютера дает возможность очень сильно дифференцировать задания по уровню сложности.
Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедийного проектора, когда компьютер позволяет учителю расширить возможности обычной лекции, демонстрировать учащимся красочные схемы, для пояснения использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал.
С помощью мультимедийного проектора демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:
1.Значительно сэкономить время на уроке .
2.Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
Существенны преимущества использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями:
Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер способствует формированию рефлексии у учащихся. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы активизации познавательной деятельности детей на уроках "Окружающего мира".
Данная презентация содержит теоретическую часть и практическую. Теоретическая часть по теме "Методы активизации познавательной деятельности детей на уроках "Окружающег...
Использование разнообразных форм и приёмов активизации познавательной деятельности на уроках математике.
Учёёба - это серьёзный труд, именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление и будит мысль.Существуют различные пути активизации учебной деятельности...
Отчет по теме самообразования Тема: Формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся и исследовательской культуры на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Отчет по теме самообразования...
Приемы и методы активизации познавательной деятельности обучающихся начальных классов
«Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению». Н.А.УмовС помощью данного ма...
Приемы и методы активизации познавательной деятельности
Приемы и методы активизации познавательной деятельности.Выступление на методическом объединении....
" Инновационные формы как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"
В статье приводятся примеры эффективных способов развития познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста....
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационн...