Словотворчество.
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа по кружку "Словотворчество" для 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_kruzhka_slovotvorchestvo_1_klass.docx | 30.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по кружку «Словотворчество»»
для 1 класса
художественного направления
(1 час в неделю, 35 ч. за год)
Трофимова Татьяна Дмитриевна,
учитель начальных классов
г.Лениногорск, 2023 год
- Пояснительная записка
Программа дополнительного образовательного курса «Мастерская русской словесности» модифицирована на основе авторских программ Варакиной В. П. «Творческая работа со словом», Ладыженской Н.В. «Риторика».
В младших классах существенное значение имеет речевая активность обучаемых. Некоторые дети стесняются говорить, не участвуют в беседах, не могут ответить на прямой вопрос учителя, избегают рассказов или рассказывают очень кратко. Поэтому необходимо создать условия для речевой деятельности. Для младших школьников таким условием является игра. Игра формирует детское общение, закрепляет нормы и правила поведения не только в самой игре, но и вне ее, воспитывает интерес к окружающей жизни. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Именно при помощи игр великолепно отрабатываются особенности произношения, пополняется лексический запас, осваиваются грамматические материалы, развивается речь. Игра в обучении младших школьников содействует развитию творческих, мыслительных способностей ребенка, обучает принимать решения. Игра, обеспечивая развитие мышления младших школьников, позволяет им сохранять должный уровень работоспособности, ликвидирует признаки утомляемости, восполняет недостаток коммуникации. Игровые упражнения существенно обогащают детей яркими впечатлениями.
Одной из игровых форм является «мастерская». Это нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, котoрая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности ученика, дарит радость сотворчества.
В «мастерской» для ученика создаются условия для развития учащихся в самостоятельном и совместном поиске. «Мастерская» дает возможность ребенку освоить разные способы деятельности и проявить свои способности в сюжетно-ролевой игре, в практической деятельности и включает в себя: словотворчество, речевые, ролевые и имитационные игры, инсценирование, создание письменных текстов, конструирование текстов различных видов и жанров.
Все эти виды деятельности развивают технику речи, обогащают, углубляют понимание слова как нравственно-эстетической ценности.
Цель курса «Мастерская словесности» – создание условий для проявления и развития творческого потенциала ребенка в игровой деятельности.
Данная цель требует решения следующих задач:
- Обогащать и активизировать словарный запас и грамматический строй речи учащихся;
- Развивать речевое дыхание и артикуляцию;
- Развивать мотивацию личности ребёнка к познанию и творчеству;
- Формировать навык коллективного творческого взаимодействия и общения;
- Воспитывать потребность пользоваться всем речевым богатством, совершенствовать свою речь, делать ее правильной точной, богатой.
- Общая характеристика
Программа курса предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определённой самостоятельностью блока:
- «Техника и выразительность речи»;
- «Культура общения»;
- «Литературное творчество».
Раздел «Техника и выразительность речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии.
Для тренировки техники речи (дыхания, голоса, дикции) обучающиеся знакомятся с основными требованиями к каждому компоненту техники речи, разучивают специальные тренировочные упражнения. В начале каждого занятия предусматривается проведение речевой гимнастики. Как правило, она включает в себя 2-3 упражнения на тренировку дыхания, голоса и дикции. Большое внимание при проведении этих упражнений уделяется выразительности речи. Речевые разминки решают следующие задачи:
- Развитие речевого аппарата;
- Развитие внимания, памяти и зрительного восприятия;
- Развитие смысловой догадки;
- Формирование интереса к чтению;
- Расширение оперативного поля чтения;
Особое место в программе занимает раздел «Культура общения». Этот блок даёт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о речевой (коммуникативной) ситуации. Изучение группы так называемых «волшебных» слов, т.е. слов выражения приветствия, благодарности, извинения и др. Правила поведения в гостях, в автобусе, в магазине, в школе. Умение использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой и пантомимикой. Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Содержание раздела «Литературное творчество» нацелено на выработку умений создавать творческие работы: создание скороговорок, считалок, сказок. Работа над стихотворным текстом: рифма и ритм; подбор простейших рифм; декламация стихотворений. Игры со словом, инсценирование сказок, сочинение небольших рассказов и сказок. Работая над созданием сказок, дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При инсценировании произведений обогащается словарный запас, речь становится выразительной, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
В основу курса «Мастерская русской словесности» взяты игровые технологии, соответствующие определенным педагогическим условиям. Их использование позволяет:
- вызывать личную заинтересованность ребенка;
- предлагать ребенку активное действие;
- предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве;
- воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни;
Таким условиям соответствует игровая деятельность.
Формы проведения занятий: речевые разминки, творческие беседы, конкурсы, сюжетные, ролевые, имитационные игры, проба пера, инсценирование.
- Описание места в учебном плане
Программа в 1-м классе рассчитана на год, общим объёмом: 35 часов (в год) и предполагает проведение занятий в количестве 1 час в неделю.
- Планируемые результаты
Изучение курса «Мастерская русской словесности» направлено на формирование следующих умений:
- объяснять значение правильного дыхания для красивой уверенной речи;
- выполнять упражнения для развития речевого дыхания;
- выполнять упражнения на развитие дикции;
- демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках;
- объяснять значение настроения, чувства, тона при устном общении;
- объяснять значение улыбки как средства для установления и поддержания контакта, выражения доброжелательного и внимательного отношения к собеседнику;
- моделировать своё речевое поведение в разных жизненных ситуациях;
- объяснять значение вежливых слов и вред «сорных» слов в речи;
- моделировать рассуждения, используя технологию «Шесть шляп мышления»;
- декламировать;
- выполнять «превращение» слов в цепочках;
- составлять слова и предложения «перевертыши»;
- составлять загадки;
- составлять считалки;
- составлять образное выражение;
- подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
- сочинять несложные сказочные истории;
- составлять газетную заметку;
- конструировать тексты различных видов и жанров;
- создавать образы персонажей пьесы пользуясь словесными и несловесными формами общения.
Учащиеся научатся управлять своим дыханием, улучшится дикция, речь станет красивой и уверенной.
Практические результаты деятельности:
- альбом «Секреты красноречия»;
- «Клумба слов»;
- альбом образных выражений;
- «Словарь настроений»;
- информационный бюллетень на заданную тему;
- газета на заданную тему;
- сочинение и создание книг;
- проектная деятельность..
VI. Содержание курса «Мастерская русской словесности»
1 класс (35 часов)
- Техника и выразительность речи (13 часов).
Значение речи в жизни людей. Какую речь хочется слушать? Словно реченька журчит… Речевое дыхание. Речевая игра «Шутка». Дикция. Ролевая игра «Дикторы». Великая сила голоса. Темп. Громкость. Игра «Весёлый Антошка». Учим голос летать. Громкость. Ролевая игра «В аэропорту». То же слово, да не так бы молвить. Настроение, чувства и тон говорящего. Выразительность речи. Игра «Живые звуки». Читаем сказки (исполнение по ролям). Конкурс чтецов.
- Культура общения (13 часов).
Дар слова. Игра «Пойми меня» (жесты, мимика). Улыбнись улыбкою своей. Улыбка как важное несловесное средство общения. Ролевая игра «Я потерялся». Ежели вы вежливы. Правила вежливого поведения во время личной беседы. Ролевая игра «В гостях». Ролевая игра «По телефону». Ласковое слово что солнышко. Слова благодарности. Приходите, гости дорогие! Культура общения с гостями. Ролевая игра «Я принимаю гостей». Давайте жить дружно! Учимся договариваться. Ролевая игра «У меня пропала собака. «Ссорные слова». Проект «Клумба слов.
- Литературное творчество (40 часов)
Как стать волшебником. «Превращения» слов в цепочках. Игра «Ручеёк». Слова – перевертыши.
В Королевстве ошибок. Редактирование текста. Игра «Телеграмма».
Что на что похоже? Учимся составлять загадки. Поиграем в «Угадайку». Учимся разгадывать загадки. Игра «Аукцион народной мудрости».
Помощница в игре. Учимся составлять считалки.
Кто быстрее? Скороговорение. Что такое скороговорка. Учимся составлять скороговорки.
К словам разнообразным, одинаковым, но разным. Игра «Волшебный мешочек». Игра «Противоположность».
Конструирование образных выражений. Составляем альбом образных выражений. Словарь настроений.
В Стране сочинителей. Сочиняем стихотворение. Сочиняем рассказ. Сочиняем сказку по готовому началу и композиционной схеме. Игра «Шкатулка сказок».
Литературный турнир «Лучший сказитель».
Творческая мастерская. Составление книжки-малышки. Презентация книжки-малышки.
Словесное рисование (иллюстрации к созданной книжке).
Проект «Мой любимый сказочный герой».
Экскурсия в школьную библиотеку. Знакомство с миром книг.
Викторина «В мире сказок», «Как это называется?»
Игра «Что было, если…».
Тематическое планирование – 1 класс
№ п/п | Тема занятия | Общее кол – во часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
Техника и выразительность речи. | 9 | 6 | 8 | |
1 | Значение речи в жизни людей. Какую речь хочется слушать? | 1 | 1 | |
2 | Словно реченька журчит… Речевое дыхание. Речевая игра «Шутка». | 1 | 1 | |
3 | Словно реченька журчит… Дикция. Ролевая игра «Дикторы». | 1 | 1 | |
4 | Великая сила голоса. Темп. Громкость. Игра «Веселый Антошка». | 1 | 1 | |
5 | Учим голос летать. Темп. Громкость. Ролевая игра «В аэропорту». | 1 | 1 | 1 |
6 | То же слово, да не так бы молвить. Настроение, чувства и тон говорящего. Выразительность речи. Игра «Живые звуки». | 1 | 1 | 1 |
7 | Читаем сказки (исполнение по ролям). Инсценирование сказки. | 1 | 1 | 1 |
8 | Конкурс чтецов. | 1 | 1 | 1 |
9 | Составление памятки «Секреты красноречия». | 1 | 1 | 1 |
Культура общения. | 8 | 0 | 8 | |
10 | Дар слова. Игра «Пойми меня». | 1 | 1 | |
11 | Улыбнись улыбкою своею. Улыбка как важное несловесное средство общения. Ролевая игра «Я потерялся». | 1 | 1 | |
12 | Ежели вы вежливы. Правила вежливого поведения во время личной беседы. Ролевая игра «В гостях». | 1 | 1 | |
13 | Ежели вы вежливы. Правила разговора по телефону. Ролевая игра «Телефонный разговор» | 1 | 1 | |
14 | Ласковое слово что солнышко. Слова благодарности. | 1 | 1 | |
15 | Проходите, гости дорогие! Культура общения с гостями. Ролевая игра «Я принимаю гостей». | 1 | 1 | |
16 | Давайте жить дружно! Учимся договариваться. Ролевая игра «У меня пропала собака». | 1 | 1 | |
17 | «Ссорные» слова. Проект «Клумба слов». | 1 | 1 | |
Литературное творчество (18 часов) | ||||
18 | Как стать волшебником. «Превращения» слов в цепочках. Игра «Ручеек». | 1 | 1 | |
19 | Как стать волшебником. Слова – перевертыши. Игра «Найди пару». | 1 | 1 | |
20 | В Королевстве ошибок. Редактирование текста. Игра «Телеграмма». | 1 | 1 | |
21 | Поиграем в «Угадайку». Учимся разгадывать загадки. | 1 | 1 | |
22 | Помощница в игре. Учимся составлять считалки. | 1 | 1 | |
23 | Кто быстрее? Скороговорение. Что такое скороговорка. Учимся составлять скороговорки. | 1 | 1 | |
24 | К словам разнообразным, одинаковым, но разным. Игра «Волшебный мешочек». Игра «Противоположность». | 1 | 1 | |
25 | Конструирование образных выражений. Составление альбома образных выражений. | 1 | 1 | |
26 | Словарь настроений. | 1 | 1 | |
27 | В Стране сочинителей. Сочиняем стихотворение. | 1 | 1 | |
28 | В Стране сочинителей. Сочиняем рассказ. | 1 | 1 | |
29 | В Стране сочинителей. Сочиняем сказку по готовому началу и композиционной схеме. Игра «Шкатулка сказок». | 1 | 1 | |
30 | Литературный турнир «Лучший сказитель». | 1 | 1 | |
31 | Творческая мастерская. Составление книжки-малышки. Презентация книжки-малышки. | 1 | 1 | |
32 | Праздник творчества и игры. Чтение сказок по ролям. Игра «Шкатулка сказок». | 1 | 1 | |
33 | Словесное рисование (иллюстрации к созданной книжке). | 1 | ||
34 | Проект «Мой любимый сказочный герой». Экскурсия по стендам и выставкам «Мой любимый сказочный герой». | 1 | ||
35 | Экскурсия в школьную библиотеку. Знакомство с миром книг. Викторина «В мире сказок», «Как это называется?» | 1 |
VII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на занятиях курса «Мастерская русской словесности», относятся:
- Компьютер (с выходом в интернет);
- Интерактивная доска.
Технические средства на занятиях курса «Мастерская русской словесности» широко привлекаются также при создании:
- альбомов и справочников;
- праздников, конкурсов и т.д.
Список литературы
- Бетенькова Н. М., Фонин Д. С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М.: Вако, 2005..
- Варакина В. П. Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Творческая работа со словом».
- Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 1994. – 120 с.
- Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя. – М.: Баласс; Ювента, 2006. – 176 с.
- Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001. – 124 с.
- Синицына Е. И., Умные слова. М.: Лист, 1997.
- Соболева О.В. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст. Методическое пособие для учителя начальных классов. – М.: Баласс, 2013. – 144 с.
- Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 1997. – 134 с.
- Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: Вако, 2005..
- Юрова Е. В. 250 упражнений для развития устной речи. М.: Астрель, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения "Велимир Хлебников. Словотворчество"
Конспект урока литературного чтения "Велимир Хлебников. Словотворчество"...
Образовательная программа творческого объединения "СЛОВОТВОРЧЕСТВО "
Словотворчество – это искусство свободного мышления, философского отношения к слову. Зародить в детских сердцах любовь к звучащему слову – это сверхзадача, поэтому на начальной стадии обучения все уси...
Детское словотворчество
Появление языка(речи) перестраивает систему отображения предметного мира в психике ребёнка. Наименование предмета, появление словесного значения вносит новый принцип в организацию сознания. Предметнос...
Детское словотворчество
Дети образуют свои слова по аналогии с теми, которые уже усвоили. Словотворчество по аналогии является показателем свободного пользования морфологическими элементами языка. Так, слово «вкуснашка...
Рабочая программа по кружку "Словотворчество" 3 класс.
Рабочая программа по кружку "Словотворчество" для 3 класса поможет организовать работу по развитию речи учащихся и интереса к русскому языку....