Детское словотворчество
занимательные факты по чтению
Дети образуют свои слова по аналогии с теми, которые уже усвоили. Словотворчество по аналогии является показателем свободного пользования морфологическими элементами языка. Так, слово «вкуснашка» (конфетка) по аналогии со словами «кашка», «простоквашка» образуется от прилагательного с помощью суффикса и окончания. С одной стороны, ребенок образовал новое слово, а с другой – правильно изменяет его («Дай мне вкуснашку»). Эти факты убеждают в творческом характере усвоения языка. Второй способ создания ребенком новых слов - присоединение к корню слова «чужого» окончания - также очень распространен. Эти слова звучат особенно своеобразно: пургинки, добрость, умность, пахнючий, радованье и т. д. Мы, взрослые, не говорим таких слов. И все же если присмотреться внимательно, то именно от нас дети получают образцы для создания таких словообразований, поэтому и здесь, в конечном счете, действует механизм подражания. Ведь «пургинку» ребенок создал по образцу слова «снежинка». А разве мало в русском языке слов, похожих на «горькоту» и «буроту»? Достаточно вспомнить «глухоту», «дурноту», «тесноту» и множество аналогичных слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskoe_slovotvorchestvo.docx | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы образования детского словотворчества в русском языке.
Дети образуют свои слова по аналогии с теми, которые уже усвоили. Словотворчество по аналогии является показателем свободного пользования морфологическими элементами языка. Так, слово «вкуснашка» (конфетка) по аналогии со словами «кашка», «простоквашка» образуется от прилагательного с помощью суффикса и окончания. С одной стороны, ребенок образовал новое слово, а с другой – правильно изменяет его («Дай мне вкуснашку»). Эти факты убеждают в творческом характере усвоения языка. Второй способ создания ребенком новых слов - присоединение к корню слова «чужого» окончания - также очень распространен. Эти слова звучат особенно своеобразно: пургинки, добрость, умность, пахнючий, радованье и т. д. Мы, взрослые, не говорим таких слов. И все же если присмотреться внимательно, то именно от нас дети получают образцы для создания таких словообразований, поэтому и здесь, в конечном счете, действует механизм подражания. Ведь «пургинку» ребенок создал по образцу слова «снежинка». А разве мало в русском языке слов, похожих на «горькоту» и «буроту»? Достаточно вспомнить «глухоту», «дурноту», «тесноту» и множество аналогичных слов.
Психологические особенности.
- общение со взрослым ситуативно-личностное;
- проявление произвольности всех психических процессов;
- в общении со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой;
- проявление творческой активности во всех видах деятельности;
-развитие фантазии.
Ошибки, основанные на этих особенностях.
Мы, взрослые, даем детям множество стереотипов, которые служат им шаблонами. Но вот вдруг слышим: «Бабушка, мы дарим тебе три духа» (набор из трех флаконов духов). «Ты это иголком сошила?» «Посмотри, какое стадо черников». Конечно, чтобы воспринять наш язык, ребенок в своем словотворчестве копирует взрослых. Дико было бы думать, что он в какой бы то ни было мере создает наш язык, изменяет его грамматический строй, его словарный состав.
Сам того не подозревая, он направляет все свои усилия к тому, чтобы путем аналогий усвоить созданное многими поколениями взрослых языковое богатство.
Но применяет он эти аналогии с таким мастерством, с такой чуткостью к смыслу и значению тех элементов, из которых слагается слово, что нельзя не восхищаться замечательной силой его сообразительности, внимания и памяти, проявляющейся в этой трудной повседневной работе.
Малейший оттенок каждой грамматической формы угадывается ребенком с налету, и, когда ему понадобится создать (или воссоздать в своей памяти) то или иное слово, он употребляет именно тот суффикс, именно то окончание, которые по сокровенным законам родного языка необходимы для данного оттенка мысли и образа. Это ошибки, которые связаны с недостаточным усвоением языка. Некоторые из этих ошибок очень распространены и закономерно повторяются в детской речи. Закономерности ошибок в детской речи важно знать для понимания процесса развития речи. Кроме того, взрослые должны знать, как относиться к этим ошибкам. Какие ошибки наиболее типичны?
Типичные ошибки.
- В отношении глаголов наиболее частыми ошибками является построение глагольных форм по образцу одной, наиболее легкой для ребенка. Например, все дети в определенном возрасте говорят: «Вставаю, лежаю, жеваю». Такая форма не изобретена ребенком, он ведь постоянно слышит: «Ломаю, засыпаю» и, конечно, ребенок использует одну стандартную форму глагола. Кроме того, артикуляция слова «лизаю» легче слова «лижу». Поэтому, несмотря на поправки взрослого, ребенок упорно говорит по-своему. То есть, в основе этих ошибок лежит подражание часто употребляемой форме глагола, по образцу которой ребенок изменяет все глаголы. Иногда такое подражание происходит по образцу только что услышанной формы глагола.
- Очень типичны ошибки, которые дети делают в употреблении сравнительной степени прилагательных. В этом случае четко проявляется подражание ранее усвоенной форме. Мы говорим: «Длиннее, смешнее», дети говорят: «Хорошее, плохее, высокее, короткее». Иногда дети могут образовать сравнительную степень даже от существительных («У нас есть в саду сосны.- А наш сад соснее»)
- Не справляясь с трудностью грамматики русского языка, малыш образует падежные окончания по какому- нибудь уже усвоенному образцу. Когда в речи ребенка появляется творительный падеж, ребенок долгое время образует его по шаблонной схеме путем присоединения к корню существительного окончания –ом, независимо от рода существительного: иголком, кошком, ложком и т.д., то есть по образцу склонения имен существительных мужского рода. Дети постоянно делают ошибки в родовых окончаниях имен существительных: людиха – женщина, лошадиха – лошадь, коров – бык.
Примеры словообразования в детской речи.
В детстве моим любимым словом было слово «сахаби» - аналогия слова «сапоги». Младший брат говорил слово «касики», что означало «конфеты».
Кроме этого, мой брат, сестры и братья моих друзей, я сама, придумывали или образовывали и говорили такие слова, как кинофа – кино, чаянно – нечаянно, мух – муха (непонятно же какого она пола, может, мужского), с дедушком – с дедушкой, стрекозёл – «муж» стрекозы, тюдёе – чужое, капет – пакет, муха-цитакуха – муха-цокотуха, пилисин – апельсин.
Взрослые уже имеют огромный словарный запас, и в речи используют слова, извлекая их из своего внутреннего «хранилища» в готовом виде, не задумываясь. Ребенок же во всем ищет смысл и трактует внутреннюю форму слова в силу своего понимания.
Колесист, веселопедист – велосипедист, девочка Имовочка – Дюймовочка, собачка Коля – собачка Колли. Их настолько много, что все и не вспомнить.
Вывод.
Словотворчество как усвоение обычных слов родного языка имеет в своей основе подражание тем речевым шаблонам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно «новое» слово нельзя считать абсолютно оригинальным, в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено. Таким образом, усвоение речевых шаблонов и здесь является основой. Использование приставок, суффиксов, окончаний в новых словах детей строго соответствует законам языка и грамматики. Когда дети достигают 5 лет, их словотворчество начинает угасать. Все реже и реже мы слышим новые слова. Почему это происходит? Просто к 5 годам малыш уже прочно освоил те обороты речи, которые использует взрослый, теперь он тонко выделил различные грамматические формы и стал свободно ориентироваться в том, какую из них и когда нужно применить. Так исчезают «моя мояшечка», «плохайка» и другие удивительные слова, которые придают такую прелесть речи маленького ребенка.
Используемая литература и интернет-источники
- Розенталь «Современный русский язык»
- Л. Ю. Максимов «Русский язык для ВУЗов»
- К. И. Чуковский «От 2-х до 5-ти»
- Т. Л. Служевская «Уроки русской словесности»
- http://doverie.ucoz.ru/publ/konsultacija_logopeda/narushenie_slovoobrazovanija_u_doshkolnikov_i_slovotvorchestvo/3-1-0-53
- http://kilouma.ru/safia/osnovi-detskogo-slovoobrazovaniya-principi-detskogo-slovoobraz/main.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детские песни. Сказки mp3, тексты и слова детских песен, ноты.
http://detkam.e-papa.ru/mp/...
Сайт "Детский мир". Детские песни, мультфильмы, загадки.
http://www.skazochki.narod.ru...
Конспект урока литературного чтения "Велимир Хлебников. Словотворчество"
Конспект урока литературного чтения "Велимир Хлебников. Словотворчество"...
Образовательная программа творческого объединения "СЛОВОТВОРЧЕСТВО "
Словотворчество – это искусство свободного мышления, философского отношения к слову. Зародить в детских сердцах любовь к звучащему слову – это сверхзадача, поэтому на начальной стадии обучения все уси...
Детское словотворчество
Появление языка(речи) перестраивает систему отображения предметного мира в психике ребёнка. Наименование предмета, появление словесного значения вносит новый принцип в организацию сознания. Предметнос...
Рабочая программа по кружку "Словотворчество" 3 класс.
Рабочая программа по кружку "Словотворчество" для 3 класса поможет организовать работу по развитию речи учащихся и интереса к русскому языку....
Словотворчество.
Рабочая программа по кружку "Словотворчество" для 1 класса....