Конспект урока литературного чтения "Велимир Хлебников. Словотворчество"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Козлова Екатерина Сергеевна
Конспект урока литературного чтения "Велимир Хлебников. Словотворчество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m._hlebnikov._slovotvorchestvo.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока. Методы и приемы.

Хронометраж.

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

УУД.

1.

Организационный момент.

1 мин.

- Здравствуйте, меня зовут Екатерина, я студентка педагогического колледжа, и сегодня проведу у вас урок литературного чтения.

2.

Мотивационный.

Практич.: артикуляционные упражнения.

Практический: выразительное чтение

Практический: анализ выразительного чтения

10 мин.

- На занятии мы познакомимся с жизнью и творчеством русского поэта Велимира Хлебникова.

- Давайте начнем наш урок с фонетической зарядки. Будем читать скороговорку. (На слайде).

Чтение скороговорки учителем.

   Три плешивые старушки

   Напекли из каши плюшки.

   Разложили плюшки в плошки:

   Плюшку – мышке, плюшку – кошке.

- Прочитайте беззвучно, артикулируя губами.

- Прочитайте вполголоса, выделяя буквы С и Ш.

- Есть желающие самостоятельно прочитать скороговорку? Тебе нужно прочитать скороговорку с постепенным ускорение, т.е. начать медленно и постепенно ускоряться. Молодец!

- Сейчас нужно будет прочитать скороговорку с нарастающей силой голоса. Начать читать шепотом и постепенно увеличивать громкость. Кто хочет попробовать?

- Молодец!

- На прошлом занятии вы читали стихотворение Афанасия Фета «Это утро, радость эта». Откройте учебник, стр.166, и повторите его, а затем три человека выйдут к доске и выразительно прочитают стихотворение на оценку.

Критерии оценивания чтения:

1. Выразительность.

2. Правильность чтения.

3. Скорость чтения.

- Готовы? Первой пойдет читать стихотворение Блинова Аня.

Молодец, садись. Как вы думаете, Ане удалось передать настроение весны?

- Давайте послушаем Емельянова Гошу. Молодец, чтение было ярким и эмоциональным. Вы согласны, ребята?

- Следующей  стихотворение Фета прочтет Маша Скутер. Думаю, Маше удалось передать интонацией картину весны. Ты хорошо справилась, садись.

Принимать учебную задачу.

Читать, правильно артикулируя.

Читать вслух и про себя.

Слушать чтение.

Слушать чтение.

Работать самостоятельно.

Читать выразительно.

Слушать чтение. Проводить анализ чтения.

Читать выразительно.

Слушать чтение.

Читать выразительно.

Слушать чтение.

Р: принимают и со храняют уч задачу

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей

П: осмысленно читают текст

П: осмысленно читают текст

3.

Постановка учебной задачи

Наглядный: рассматривание иллюстрации

Словесн.: слово об авторе

Практич.: прослушивание аудиозаписи

Словесн.: беседа

Практический: слушание текста

Словесн.: беседа

Практический: выразительное чтение

Практический: анализ текста

Практический: чтение

про себя

Практический: анализ текста

Практический: чтение про себя

Практический: выразительное чтение

Практический: выразительное чтение

15 мин.

- Сегодня мы познакомимся с творчеством писателя и поэта Велимира Хлебникова. Прежде чем я расскажу вам о его жизни и творчестве, предлагаю вам посмотреть на его портрет и предположить, какими качествами обладает этот человек. (На слайдах).

Большие глаза: ум, утонченность; маленькие – самодовольство, упрямство.

- Какие глаза у поэта? Большие или маленькие? Большие, т.е. можно предположить, что этот человек обладает утонченностью и умен.

Брови: широкие, густые – упрямый, своенравный; узкие – благородство.

- Какие у поэта брови? Узкие, о чем это говорит?

Нос: прямой – честность, справедливость; курносый – жизнерадостность.

- Что можно сказать об этом человеке, глядя на его лицо?

Совершенно верно, поэт честный и справедливый.

Губы: полные – ответственность, сильная воля; тонкие – решительность, твердость духа.

- Полные. Вывод? Ответственный, обладает сильной волей.

На слайде:

Даты рождения и смерти.

Место рождения.

1898 г. – переезд в Казань, поступление в гимназию.

Значение псевдонима.

Словотворчество.

- Настоящее имя поэта Виктор Владимирович Хлебников. Он родился 9 ноября 1885 года в Астраханской губернии. Его отец был ученым-биологом, изучал птиц, а мать была историком по образованию. В семье было пятеро детей.

- В 1898 (13 лет) году семья переехала в Казань, где Виктор поступил в гимназию. После ее окончания он поступил в Казанский университет. В это время он увлекся литературой и начал писать, взяв себе творческий псевдоним Велимир – это южнославянское имя, обозначающее «Большой мир».

- Велимира Хлебникова называют художником слова, он много экспериментировал в области словотворчества. Он совершил переворот в русской поэзии и в русском языке. Как вы думаете, что означает термин «словотворчество»? Словотворчество - создание новых слов. (На слайде).

- Ярким примером словотворчества является стихотворение Михаила Яснова под названием «Чудетство». Сейчас мы послушаем песню на стихи автора. (На слайде – автор, название стихотворения и иллюстрация). Ваша задача – не только внимательно прослушать, но запомнить или записать несколько новых слов, которые придумал автор, и приготовиться объяснить их значение.

Прослушивание аудиозаписи.

- Итак, какие новые слова придумал автор Михаил Яснов? Молодцы.

- А кто-нибудь из вас изобретал когда-нибудь новые слова? Возможно, родители рассказывали вам, какие необычные слова вы придумывали, когда были маленькими? Вот видите, вы тоже занимались словотворчеством.

Физминутка.

- В продолжении давайте прочитаем стихотворение Велимира Хлебникова, в котором поэт также использует приемы словотворчества. Откройте учебник на странице 167. Как называется стихотворение? Внимательно послушайте стихотворение, и подумайте почему оно так названо?

Чтение стихотворения студенткой.

- Почему стихотворение называется «Заклятие смехом»? (Автор заклинает смехачей засмеяться, рассмеяться, и заразить этим смехом других).

- Как вы понимаете слово заклятие? (На слайде: из словаря русского языка С.И. Ожегова: «магические слова, которыми настойчиво умоляют о чем-нибудь во имя чего-нибудь»).

- Откройте страницу 168, прочитайте заклятие из сказки «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Кто хочет прочитать?

- Сколько частей в это заклятии? (Две). В какой части содержится прямое обращение к волшебной силе? (В первой части). А где тайные зашифрованные слова, понятные только волшебной силе? (Во второй). Какие это слова?

- Теперь давайте проверим, так же ли построено «Заклятие смехом». Для этого давайте перевернем страницу обратно и прочитаем стихотворение еще раз все вместе в пол голоса. Три-четыре…

- Какие строки содержат призыв к волшебной силе, а какие – странноватые слова, которые нужно приборматывать?

- Прочитайте на этой же странице второй абзац снизу. Давайте выясним, кто же такие смехачи. Для этого сравним слово «смехач» со словами «тягач», «пугач», «ткач». (Слова даны на слайде, выделены суффиксы). Что общего у этих слов? (Суффикс «ач»). Кто такой тягач? (Это человек, который что-то тянет). Что означает слово пугач? (Человек, который кого-то пугает). Кто такой ткач? (Человек, который что-то ткет). Молодцы. Так кто же такой смехач? (Смехач – тот, кто производят действие смеха, т.е. смеется). Есть ли в русском языке такое слово – «смехач»? Нет, значит Велимир Хлебников создал новое слово.

- Прочитайте следующий абзац. Смех – это то, что получается, когда смехач рассмеется, засмеется, надсмеется, иссмеется, когда он будет смеяться «усмеяльно».

Чувствуете ли вы разницу в значении приставок «рас» и «ис» в словах «рассмеятся» и «иссмеяться»? (Рассмеяться: приставка «рас» указывает на начало действия; иссмеяться – приставка «ис» означает завершение действия, иссмеятся – «высмеятся» до конца).

- Откройте страницу  167. Еще раз прочтите про себя стихотворение, и я попрошу кого-то выйти к доске и четко и выразительно прочитать его.

- К доске пойдет Артушевич Полина. Полина, не забудь назвать автора и название стихотворения. Молодец, садись.

- Давайте послушаем Федора. Постарайся прочитать это стихотворение как настоящее заклятие. Молодец!

Принимать учебную задачу.

Слушать.

Предполагать.

Слушать, выполнять задание.

Слушать чтение.

Определять смысл названия произведения.

Предполагать.

Читать вслух. Слушать чтение.

Анализировать форму стихотворения.

Предполагать.

Читать вслух.

Анализировать.

Объяснять используемые в тексте выражения.

Отвечать на вопросы.

Предполагать.

Читать про себя.

Читать вслух. Слушать чтение.

Читать вслух. Слушать чтение.

П: осуществляют

подвед под понятие

П: осмысленно читают текст

П: строят речевое высказывание

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей

П: осмысленно читают текст

4.

Решение частных задач

Наглядн.: рассматривание иллюстрации

Практический: анализ иллюстрации

Словес.: монологические высказывания уч-ся.

Наглядн.: рассматривание иллюстрации

Практический: анализ иллюстрации

Словесн.: беседа

10

- Откройте страницу 169, прочтите первый абзац.

- Найдите картину «Василий Блаженный» Аристарха Лентулова.

- На картине изображен храм Василия Блаженного, который расположен на Красной площади. Он является символом Москвы. Возможно, кто-то из вас был в Москве и видел этот храм? Как вы думаете, похож ли он на тот, что изобразил на своей картине художник? (Нет). Не похож. А почему? Художник ставил перед собой цель не точное, как на фотографии, изображение храма. Он хотел, чтобы у нас осталось от картины яркое впечатление; посмотрите: контрастные цвета, необычные формы - храм как-бы живой, он кажется одухотворенным, дышашим, раскачивающимся. Посмотрите на стены храма. Они неровные, и возникает ощущение, будто они ходят ходуном. Возможно, кому-то даже может показаться, что он слышит звон колоколов. Благодаря чему художник достигает этого? (Цветовая контрастность, насыщенность и звонкость создают впечатление, что стены колышутся от звона и гула колоколов).

- Переверните страницу. Картина «Два овала» Владимира Кандинского. Она достаточно необычная. Особенностью этой картины является то, что каждый видит в ней что-то свое. Посмотрите и скажите, что видите вы? (Кто-то океанские глубины с рыбами и осьминогами, кто-то космические высоты с инопланетянами, кто-то – жизнь под микроскопом).

- Ребята, понравились вам картины? Как вы думаете, что связывает нашего поэта Велимира Хлебникова с художниками, написавшими эти две картины? (Они ищут новые формы самовыражения: Велимир Хлебников использует словотворчество – изобретает новые слова,  художники Лентулов и Кандинский используют геометрические фигуры, необычные формы и цветовые решения).

Рассматривать картину, описывать объекты картины.

Анализировать картину.

Предполагать.

Рассматривать картину, описывать объекты картины.

Анализировать картину.

Сопоставлять текст и картину.

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

П: строят рассуждение

П: строят рассуждение

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

П: строят рассуждение

5.

Рефлексия

Словесн.: обобщающая беседа

Словесн.: самоанализ

5

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог: что нового вы сегодня узнали? (Познакомились с жизнью и творчеством поэта, узнали, что такое словотворчество, познакомились с картинами А.Лентулова и В. Кандинского).

На слайде –

План урока:

- Велимир Хлебников;

- словотворчество;

- картины «Василий Блаженный» Аристарха Лентулова и «Два овала» Владимира Кандинского.

Рефлексия «Звездное небо».

К доске прикрепляется ватман сине-сиреневого цвета.

-У вас на партах лежат звездочки желтого и голубого цветов. Если на уроке вам было интересно, вы узнали много нового – выберите желтую звездочку. Если вы не узнали ничего нового, выберите звезду голубого цвета. Выбрали? Теперь подходите к доске и наклеивайте звездочки на звездное небо.

- Итак, большинство звездочек на небе – желтые. Значит, занятие прошло с пользой. Мы хорошо потрудились, давайте скажем друг другу «спасибо». Урок окончен.

Подводить итог урока.

Проводить рефлексию.

Р: осуществляют итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Литературные тайны. Обобщение изученного" (с использованием игровой технологии, ИКТ)

Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 команды(на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. На столах у ребят не должно быть ни уче...

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина "Как Илья из Мурома богатырём стал"

Представлен конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Система Л.В.Занкова" по теме  "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина  " Как Илья из Мурома богатырём с...

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....

Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»

Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...