Выступление на тему: "Использование технологии проблемного изложения материала урока как возможность развития познавательной активности ученика"
материал
Выступление на тему: "Использование технологии проблемного изложения материала урока как возможность развития познавательной активности ученика".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование технологии проблемного изложения материала урока как возможность развития познавательной активности ученика
Кравчук Ксения Сергеевна учитель начальных классов в Гимназии им. академика Н.Г. Басова при ВГУ
Не пытайтесь объяснить ребёнку то,
до чего он может додуматься сам.
Давайте возможность каждому ребёнку
сделать своё маленькое открытие.
Эмилии Ивановны Александровой
В учебном процессе не все может быть интересным для учащихся. Чтобы мы могли разбудить в них желание учиться, важно развивать потребность ученика в познавательной деятельности. И как это возможно? Просто нужно включать привлекательные элементы в сам процесс получения знаний. Представьте: школьник должен найти что-то привлекательное в этом процессе, чтобы учебная деятельность сама по себе привносила в ученика положительный заряд интереса. Именно здесь проблемное обучение приходит на помощь. Оно способно вызвать активные дебаты, обсуждения и эмоции у учащихся. Таким образом, создается атмосфера увлеченности, раздумий и поиска. Дети сами планируют свои действия, выбирают материал, который помогает им достичь поставленных целей, контролируют свою активность и оценивают результаты. Все это положительно влияет на отношение школьников к учению. Проблемное обучение позволяет ученикам стать активными участниками процесса поиска решений. В начальной школе проблемные ситуации могут быть использованы на практике почти во всех учебных предметах, на разных стадиях урока: во время объяснений, закрепления и контроля.
Применение проблемного подхода в обучении имеет свои особенности:
- его целесообразно использовать в случаях, когда учебный материал содержит причинно-следственные связи и зависимости, и направлен на формирование понятий, законов и теорий.
- предпочтительно, когда учащиеся уже подготовлены к проблемному изучению темы и способны решать задачи, развивающие их независимость мышления, исследовательские навыки, и творческий подход к решению задач.
- использование данного подхода требует большого затрачивания времени со стороны учителя.
И.Я. Лернер – активный исследователь в области проблемного обучения – утверждает, что «проблемное обучение не может и не должно стать ни единственной, ни преобладающей системой обучения. Если бы школа стала на этот путь, оказалось бы, что молодое поколение вынуждено самостоятельно пройти значительную часть пути познания окружающего мира, который человечество прошло на протяжении своей истории… Проблемное обучение строится в зависимости от того, насколько это допускает проблемный материал».
Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.
Приемы создания проблемной ситуации:
«Классические»
1. Проблемная ситуация «с удивлением».
2. Проблемная ситуация «с затруднением».
«Сокращенные»
1. Побуждающий диалог от проблемной ситуации.
2. Подводящий к проблеме диалог.
3. Подводящий от проблемы диалог.
«Мотивирующие»
1. Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».
2. Демонстрация непонятных явлений.
3. Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация».
В настоящее время, способность четко мыслить, логически рассуждать и ясно излагать свои мысли является неотъемлемой для каждого человека. Ведь это навыки, которые помогают нам успешно функционировать в обществе и достигать поставленных целей. В связи с этим, важно, чтобы образовательный процесс не ограничивался простым передачей знаний, предусмотренных программой обучения. Он должен стимулировать развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учеников.
Список используемой литературы:
1. Гин, А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/ А.А. Гин. — 13-е изд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013 — 112 с.
2. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: «Знание», 2014. - 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения."
Использование элементов технологии проблемного обучения, основанных на создании проблемных ситуаций....
развитие познавательной активности учеников на уроках и во внеурочное время
Какое значение имеют познавательные потребности для успешности обучения младшего школьника? ...
«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»
«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»...
Развитие познавательной активности ученика начальных классов
Проблема развития познавательной активности детей младшего школьного возраста — одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потре...
Выступление на ШМО «Интерактивные игры на уроках, как средство развития познавательной активности у младших школьников»
Выступление на ШМО «Интерактивные игры на уроках, как средство развития познавательной активности у младших школьников»...
Выступление на тему: «Использование технологии проблемного изложения материала урока как возможность развития познавательной активности ученика»
Выступление на тему: «Использование технологии проблемного изложения материала урока как возможность развития познавательной активности ученика»...
Использование технологии проблемного изложения материала урока как возможность развития познавательной активности ученика
В данном докладе рассматривается технология проблемного изложения материала как важный инструмент для развития познавательной активности младших школьников. Основное внимание уделяется тому, как испол...