Отчёт по самообразованию "Формирование читательской самостоятельности младших школьников"
материал

Ивлева Ксения Сергеевна

Самоанализ учителя по теме "Формирование читательской самостоятельности младших школьников".

Цель: развитие методических компетенций учителя для повышения уровня читательской самостоятельности младших школьников.

Задачи:

1. Освоение методов и приёмов для помощи детям в развитии навыков самостоятельного выбора и анализа литературы.

2. Повышение профессиональных навыков в организации учебного процесса, направленного на развитие читательской самостоятельности у обучающихся.

3. Подбор актуальных методик мониторинга прогресса обучающихся в формировании читательской самостоятельности, адаптация методик под индивидуальные потребности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_chitatelskoy_samostoyatelnosti.docx15.44 КБ

Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УЧИТЕЛЯ КРАВЧУК КСЕНИИ ПО ТЕМЕ:

«ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Цель: развитие методических компетенций учителя для повышения уровня читательской самостоятельности младших школьников.

Задачи:

1. Освоение методов и приёмов для помощи детям в развитии навыков самостоятельного выбора и анализа литературы.

2. Повышение профессиональных навыков в организации учебного процесса, направленного на развитие читательской самостоятельности у обучающихся.

3. Подбор актуальных методик мониторинга прогресса обучающихся в формировании читательской самостоятельности, адаптация методик под индивидуальные потребности.

Актуальность темы

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» чтение рассматривается как средство, способствующее личностному развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе, решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина. В названных документах признается необходимость формирования у учащихся образовательных компетенций, основополагающих читательских умений и знаний, приемов понимания текста, овладения техникой чтения.

На современном этапе развития педагогической науки рассматриваются проблемы приобщения школьников к чтению (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, В.А. Болотов, М.П. Воюшина, Т.Г. Галактионова, О.В. Джежелей, Н.Н. Светловская и др.). Именно в первом десятилетии жизни формируется читательская деятельность, решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно активным, пассивным или умеренно пассивным. В дошкольном образовании образец общения с книгой задает воспитатель, пользуясь методом организации активного слушания. В начальной школе цель литературного чтения - формирование читателя, умеющего полноценно воспринимать литературное произведение и работать с ним до чтения, во время чтения и после прочтения. Специфика литературного чтения заключается в интеграции с другими предметами, что делает его ведущим в системе формирования функциональной грамотности младших школьников (М.И. Губанова, Е.П. Лебедева и др.).

К проблеме чтения младших школьников обращались многие: Д.Б. Эльконин рассматривает процесс чтения как средство развития теоретического мышления; Л.В. Занков, З.И. Романовская, В.И. Яковлева раскрывают механизмы развития личности путем детского чтения; В.Г. Казанская считает, что современный урок чтения – это целостная взаимосвязанная система зависимостей и закономерностей, где психологический фактор является определяющим; Р.Н. Бунеев, Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова и др. изучают чтение как процесс формирования универсальных учебных действий младших школьников.

Каждого ребенка можно научить читать, однако не все дети полноценно воспринимают и осознают сущность прочитанного, что требует совершенствования и изменения подходов к организации читательской деятельности младших школьников, осмысления процесса формирования основ читательской компетентности.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает также требования, направленные на развитие читательских универсальных умений младших школьников, что подтверждает актуальность темы и целесообразность формирования основ читательской компетентности в начальном звене общеобразовательной школы.

Формы:

1. Практические мастер-классы

2. Участие в семинарах и вебинарах

3. Использование онлайн-ресурсов (курсов), представляющих инновационные методики, ИКТ технологии

4. Собрания и тренинги с коллегами, направленные на создание образовательных ресурсов

Результаты:

1. Мастер-классы (групповые чтения)

2. Мероприятия, направленные на привлечение внимания обучающихся к книгам и чтению (книжные выставки, экскурсии)

3. Организация клуба / кружка чтения

4. Организация чтения на свежем воздухе

5. Приглашение литературных гостей в рамках классных часов

6. Разработка тематических проектов

7. Создание методических пособий / рекомендаций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской самостоятельности младших школьников

В работе дается теоретическое обоснование проблемы формирования читательской самостоятельности младших школьников. Раскрывается роль чтения-общения в становлении личности ребенка-читателя, психологиче...

Формирование читательской самостоятельности младших школьников

Описание приемов и результатов работы по формированию читательской самостоятельности младших школьников...

Формирование читательской самостоятельности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.Основным источнико...

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через реализацию курса "Литературное чтение"

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через реализацию курса "Литературное чтение"...

Литературное краеведение как средство патриотического воспитания и развития читательской самостоятельности младших школьников.

Литературное краеведение Самарского края   - программа курса внеурочной деятельности....

Формирование читательской самостоятельности младших школьников

Формирование читательской самостоятельности младших школьников...

Применение технологии «Мой читательский дневник» как средство формирования читательской самостоятельности младших школьников

Актуальность работы заключается в увеличении людей, способных творчески мыслить, обладающих гибкостью ума, а также умеющих делать правильный выбор. Кроме этого учитывая, что наш филиал считается малок...