Приемы формирования читательской грамотности
презентация к уроку

Калина Ольга Игоревна

Данная презентация будет полезна для учителей начальной школы и основной. Здесь описаны приемы, которые можно использовать на всех учебных занятиях для развития умений читательской грамотности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование читательской грамотности младших школьников Учитель начальных классов: Калина О.И,

Слайд 2

Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Слайд 3

Особенности формирования читательской грамотности: 1.Формирование навыка чтения. Оно строится на -умение правильно прочитывать слова; -понимать смысл текста; -выразительно читать; 2.Овладение техникой чтения. 3.Формирование читательских интересов.

Слайд 4

Проблемы: дети имеют низкую скорость чтения; не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении; не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста; затрудняются кратко пересказать содержание

Слайд 5

Основные результаты КДР4 по читательской грамотности В среднем четвероклассники набрали за работу 12 баллов из 21 возможного (55%), что выше, чем в 2022 году (49%) Одна из причин – включение наряду с информационным, художественным текста.

Слайд 7

Приемы для формирования читательской грамотности у младших школьников

Слайд 8

Умение «Извлекать из текста информацию и строить на её основании простейшие суждения» Прием «Чтение с остановками» Учащимся предлагает ответить на вопросы, задаваемые учителем или самими обучающимися по ходу чтения. Это могут быть простые, уточняющие, объясняющие, творческие и практические вопросы. Прием «Работа с вопросником» Предлагается ряд вопросов к тексту, на который они должны дать ответ. Вопросы и ответы могут быть не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения.

Слайд 9

Умение «Поиск в тексте информации и формулирование простых непосредственных выводов» В данную группу умений входит: Поиск информации в тексте, представленную в явном виде; Основываясь на тексте, делать простые выводы; интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»

Слайд 10

Прием «Верите ли вы, что…» Способствует вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

Слайд 11

Прием « Синквейн » Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк, в котором синтезирована основная информация. Структура синквейна : Существительное (тема) Два прилагательных (описание) Три глагола (действие) Фраза из четырех слов (описание) Существительное (перефразировка темы)

Слайд 12

Умение «Устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую» В эту группу умений включается: Интерпретировать информацию, соотнося с общей идеей текста; Реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структура, язык)

Слайд 13

Прием « Инсерт » При чтении карандашом выставляет пометки на полях. « V » – уже знал, «+» – узнал новое, «?» – хочу узнать. Прием «Тонкие и толстые вопросы» На начальном введении этого приема учитель сам задает вопросы, по мере использования, учащиеся должны сами научиться составлять такие вопросы, для лучшей интерпретации текста.

Слайд 14

- Прием «Мозговой штурм» Задается вопрос «Какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали тему?». Все называемые ассоциации записываются и после прочтения текста, определяем с учащимися были ли они правы. Прием «Глоссарий» Дается список слов и нужно отметить те, которые могут быть связаны с текстом. После прочтения учащиеся возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и употребление в тексте.

Слайд 15

Прием «Рассечение вопроса» Учащимся предлагается прочитать название и предположить, о чем пойдет речь в тексте. - Прием «Чтение в кружок» Одна копия текста читается по кругу (по одному абзацу). Задача учащихся читать и слушать внимательно. После прочтения каждого абзаца слушатели задают вопросы на понимание прочитанного.

Слайд 16

- Прием «Уголки» В основном используются для характеристики героев. Одна группа должна готовить доказательства положительных качеств героя, а другая - отрицательных, подтверждая цитатами из текста.

Слайд 17

Прием «Двойной дневник» По ходу чтения заполняется таблица из двух граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие или протест, непонимание; во второй графе дается объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали.

Слайд 18

Как нужно и как не нужно готовиться к КДР4? Малоэффективно прорешивание большого числа работ. На «натаскивание» тратится большое количество учебных часов, при потере мотивации учеников. При этом «натаскать» на понимание невозможно - нет жестких алгоритмов. Поэтому полезнее работа со сложными вопросами к тем текстам, которые есть в учебных материалах. При этом целью должно быть не просто «пройти программу», а научить вычитывать, анализировать, понимать и применять. При подготовке к КДР4 продуктивнее стратегия «лучше меньше, да лучше». Например, выполнить вместе один из вариантов КДР4 прошлых лет. Разобрать основные трудности, дать детям возможность отредактировать свои ответы и потом дать им самостоятельно выполнить второй вариант, который будет пересекаться с первым, но не будет его повторять, сохраняя ощущение новизны и интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных форм, методов и приемов работы, как средство формирования читательской грамотности учащихся в условиях группы продленного дня

Воспитание интереса к книге, является одним из направлений моей воспитательной работы в ГПД. Т.К. одной из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Основы ...

Приемы формирования читательской грамотности у младших школьников

Приемы формирования читательской грамотности у младших школьников....

Формирование читательской грамотности (методы и приемы)

laquo;Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять ...

Приемы формирования читательской грамотности

Приемы формирования читательской грамотности...

Приемы формирования читательской грамотности

Для формирования читательской грамотности и воспитания гармонично-нравственной личности необходимо использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных ф...

Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников является читательская грамотность.В статье представлены некоторые приемы формирования читательской грамотности  обучающихся на уроках...