«Техники управления учебной деятельностью учащихся как средство реализации ФГОС: техника постановки вопросов»
материал
доклад на тему «Техники управления учебной деятельностью учащихся как средство реализации ФГОС: техника постановки вопросов»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на ШМО
учителей начальных классов
ДОКЛАД
«Техники управления учебной деятельностью учащихся как средство реализации ФГОС: техника постановки вопросов»
Подготовила Карамбаева А.С.
2021 – 2022 уч. год
Техники управления учебной деятельностью учащихся как средство реализации ФГОС: техника постановки вопросов
Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то, кроме стыда для вопрошающего, он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето.
И. Кант
«Вопрос»… – слово, действительно, обыденное. Оно знакомо всем и каждому. Врядли найдется человек, который выразит непонимание, услышав это слово. Затруднение можетвозникнуть, если попросить дать точное определение данному понятию: «Вопрос – эточто?». Но, даже и в этом случае, какие – то суждения о слове «вопрос», наверняка, будутвысказаны.
Еще обыденнее такое действие, как «задать вопрос». С самого детства человек задаетвопросы. Первый период вопросов наступает уже в два-три года – это период становленияречи подрастающего человека. Ребенок интересуется абсолютно всем: «Кто?», «Что?». К 4годам дети становятся «почемучками» - начинают развиваться процессы активногоразмышления. В четыре-пять лет - время более сложных вопросов: «Когда?», «Где?»,«Зачем?».C шести-семи лет детей начинают волновать новые, «философские» вопросы – ожизни, смерти, человеческих взаимоотношениях… Такие вопросы называют Большими,на них совсем нелегко отвечать. Значение детских вопросов переоценить невозможно.
Вопрос направляет мышление на поиск ответа, пробуждает потребность в познании.И, наконец, совсем привычное явление – «вопросы на уроке». Постановка вопроса науроке кажется столь банальной частью работы учителя, что многие педагоги даже несчитают нужным задумываться над тем, какие вопросы мы задаем детям, сколько их и зачемони, наконец, как мы это делаем?
На мой взгляд, постановка вопросов – это именно та часть педагогическойдеятельности, которая сегодня требует обратить на себя самое пристальноепрофессиональное, и не только профессиональное, внимание.
Современная эпоха – это время открытого диалога, конструктивного сотрудничества,интеграции производств и сообществ. Все более актуализируется такая компетенция каксоциальная коммуникативность, которая предполагает умение слушать и договариваться;участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группы и строитьвзаимодействие, находить и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта,принимать ответственные решения… Возможно ли это без умения целесообразно, точно,грамотно, корректно формулировать вопросы не только собеседнику, но и самому себе. Речьидет о вопросах, которые «запускают» механизмы активного поиска, мышления,продуктивной деятельности.
Не случайно умение задать вопрос занимает одно из ведущих мест в перечнеметапредметных результатов одного их 4-х блоков универсальных учебных действий –коммуникативных.
Таким образом, тема «Вопросы на уроке в начальной школе» в контекстесовременных требований, взглядов и условий, становится чрезвычайно актуальной ивостребованной
Хорошо поставленный вопрос — тот, на который участник деловой беседы захочет ответить, сможет ответить или над которым ему захочется подумать, и он будет заинтересован в сотрудничестве.
Вопрос – это одно из важнейших средств обучения. Формулируемые учителем и учащимися вопросы выступают в качестве инструмента познавательной деятельности, они опосредуют взаимодействие субъектов образовательного процесса.
Вопрос служит отправной точкой познавательной деятельности, нацеленной на решение проблемы, обозначенной вопросом. Благодаря вопросам человечество продвигается в неизвестное, постепенно открывая для себя мир во всей его полноте.
Вопросы нужны для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, и те, кто умеют их задавать, получают гораздо больше полезной информации, чем те, кто не умеет этого делать.
Педагог ставит вопросы перед учащимися, решая при этом целый ряд дидактических задач:
- пробудить к деятельности;
- актуализировать их потребности и сформировать мотивы;
- выяснить отношение к событиям, фактам, изучаемому материалу;
- выяснить уровень усвоения изученного материала;
- определить уровень понимания;
- помочь в принятии решения и самоопределении в деятельности;
- подвести к нужному выводу;
- побудить детей к постановке своих вопросов.
Классификация вопросов
В практике обучения различают несколько видов вопросов: закрытые, открытые, творческие, наводящие, вопросы с альтернативой ответа, основные и второстепенные вопросы, ключевые и риторические.
Закрытые вопросы – это вопросы, на которые дается однозначный ответ («да», «нет», называется точная, дата, имя, число и т.п.) На уроках они используются для проверки знания фактического материала, их используют при проведении тестов, зачетов. Ответы на закрытые вопросы знает учитель, они есть в учебных пособиях.
Открытые вопросы начинаются со слов: почему, зачем, каким образом, каково ваше мнение и требуют развернутого ответа в свободной форме. Открытые вопросы позволяют выяснить не то, насколько ученик усвоил учебный материал, а то, как он мыслит, какие смыслы вкладывает в предмет изучения или обсуждения. При этом учащийся находится в активном состоянии, так как должен обдумывать свои высказывания, аргументированно обосновывать свою позицию. Ответы на открытые вопросы не всегда есть в учебниках, иногда их не знает и сам учитель
Творческие вопросы являются разновидностью открытых вопросов, в которых. Вопросы начинаются, например, таким образом: «Что изменилось бы…, если бы…», «Что произойдет, если…» и т.д.
Вопросы с альтернативой ответа могут быть как закрытыми, так и открытыми, используются в тестовых, олимпиадных заданиях, когда необходимо выбрать правильный ответ из нескольких предлагаемых.
Наводящие вопросы – вопросы, при помощи которых ученика подводят к ожидаемому ответу.
Основные вопросы заранее планируются учителем, второстепенные призваны их дополнить по мере необходимости.
Ключевые вопросы – это вопросы, которые затрагивают более широкий контекст темы, изучаемой на уроке, касаются предвидения или практического применения знаний. Эти вопросы стимулируют ребят искать ответы и активизируют познавательную деятельность.
Риторические вопросы не требуют прямого ответа и задаются с целью акцентировать внимание учащихся или получить их поддержку.
Н.И. Запрудский предлагает также классификацию вопросов по характеру постановки вопросов:
Вопросы на понимание: Правильно ли я вас понял …? Постановка этого вопроса преследует цель лучше понять то, о чем говорит выступающий.
Вопросы на уточнение: Уточни, пожалуйста … То есть, ты хочешь сказать, что …? Если я тебя правильно поняла, то …? Я могу ошибаться, но, по-моему, ты сказал о …? И затем следует просьба уточнить тот или иной фрагмент выступления учащегося. Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, о чем он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной окраски.
Вопросы на развитие: Можно ли твою мысль или рассказ развить следующим образом …? И далее тот, кто спрашивает, дает свою интерпретацию развития событий, логики рассказа и т.п.
Успешный опыт организации образовательного процесса, рекомендации психологов позволили сформулировать определенные правила постановки вопросов перед учащимися, следуя которым можно достичь большей эффективности урока.
Правило первое. На уроке учителю следует занимать позицию не контролера, а партнера в процессе обучения. Успех деятельности педагога зависит от того, насколько хорошо он умеет общаться с учащимися, готов ли он обращаться к ним не только с вопросами по учебному материалу, но и с вопросами о том, как этот материал ими изучается. В классе должна быть создана доброжелательная атмосфера, учителю нужно поощряет постановку интересных вопросов и самому демонстрировать образцы формулировки и постановки вопросов, широко используя ключевые, открытые вопросы, проявляя интерес не только к изучаемому материалу, но и к процессу обучения.
Правило второе. Четко определяйте цель формулируемых вопросов. Именно целевая установка поможет при выборе вопросов, которые будут ставиться перед детьми.
Правило третье.Предпочтительнее использовать открытые вопросы, превращая вопросы закрытого типа, которые обычно располагаются в конце параграфа учебника, в открытые вопросы, на которые можно представить несколько вариантов ответов и которые побуждают к дальнейшему диалогу. Р. Смид рекомендует чаще пользоваться «вопросами Коломбо» (по имени известного телевизионного детектива), начинающимися со слов: «Да, кстати, интересно…» и обращенными как бы ни к кому. Преподаватель в форме вопроса делится своим затруднением в присутствии детей. Одно условие — это затруднение должно быть настоящим, а не «игровым», так как «инсценировки» редко дают ожидаемый результат.
Правило четвертое. Желательно уйти от постановки вопросов, ответы на которые учитель знает сам. Например, вместо вопроса «Что называется сложным предложением?» лучше спросить: «Как ты понимаешь такое понятие, – сложное предложение?». При этом учащемуся становится понятно, что для учителя главным является не сложное предложение, а он сам, его понимание этого понятия.
Правило пятое. По возможности формулируйте вопросы не только к учебному материалу, но и к другим составляющим урока: целям, формам, методам и средствам обучения, деятельности учащихся и учителя, результату и способам его контроля и оценки.
Правило шестое. Предлагайте детям отвечать на вопросы в парах, что позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, развивать их коммуникативные способности.
Правило седьмое. У ребят должно быть время на обдумывание вопроса, что позволит прийти к верному ответу либо к интересной версии ответа.
Правило восьмое. Вызывайте для ответа не только самых успешных учащихся.
Правило девятое. Корректно реагируйте на ответы детей, даже если они ошибочны. Ситуацию, когда учащийся не может ответить на вопрос, педагогу следует считать нормальной. Факт затруднения следует воспринимать как обычный: мы все постоянно сталкиваемся с затруднениями, но для того и учимся, чтобы их преодолевать.
Правило десятое. Проводите целенаправленную работу по обучению правильно задавать вопросы.
Правило одиннадцатое. Говоря словами Алисон Кинг, «умеющие мыслить умеют задавать вопросы». Некоторые преподаватели определяют, насколько их ученики умеют думать по тому, как они формулируют вопросы. Кинг провела ряд исследований и пришла к выводу, что умение задавать продуманные вопросы — это тот навык, которому следует учить, поскольку большинство людей привыкло задавать довольно примитивные вопросы, требующие при ответе на них лишь небольшого напряжения памяти. Обучение умению задавать вопросы воспитывает внимание к деталям окружающегомира, умение отличать главное, различать положительные и отрицательные стороныявлений, видеть проблему, понимать собеседника, аргументировать собственное суждение.
Умение задать вопрос - важная черта пытливого, аналитически мыслящего человека.В стремительно меняющемся мире жизнь предъявляет необходимость уметь работатьс нарастающими объемами имеющейся и поступающей информации. При этом осуществлятьчтение большого количества текстов, требующих от детей умения выделить из этих текстовнеобходимую информацию и использовать её.
В части работы с информацией новый стандарт начального общего образованияописывает умения, которыми ученик начальной школы должен овладеть на базовом уровне:
- находить в тексте конкретные сведения, факты;
- определять тему и главную мысль текста;
- упорядочивать информацию по заданному основанию;
- находить в тексте примеры, доказывающие приведенные
утверждения;
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о
прочитанном тексте.
Именно эти способы действий являются базой для успешного обучения по всемшкольным дисциплинам. Практика показывает, что читательская грамотность зависит отумения учителя провести такую работу, создать такой алгоритм работы с текстом, чтобыдети почувствовали себя маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.
Большое внимание следует уделять именно формированию умения самостоятельноставить вопросы и искать ответы на них, что способствует эффективному пониманию текста.
В процессе понимания ученик совершает активные действия по преобразованию смысловойструктуры текста, главным из которых является вычленение скрытого вопроса, обнаружениепроблемной ситуации.
Поскольку вопрос является инструментом познания, возникает необходимостьнаучить ученика ставить вопросы в своей учебной деятельности.
В литературе описаны различные методы, направленные на развитие умений учащихся формулировать вопросы: «вопросительные слова», приём «толстый» и «тонкий» вопросы, приём «6 W», «ромашка вопросов».
1. Стратегия «Вопросительные слова»
Эта стратегия используется тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме и ориентируются в ряде базовых понятий, связанных с изучаемым материалом. «Вопросительные слова» помогают им создать так называемое «поле интереса».
Учитель просит учащихся вспомнить различные понятия, связанные с темой и записать их в правую колонку двухчастной таблицы. В левую же часть ученики записывают различные вопросительные слова (не менее восьми), например, как, что, где, почему, сколько, откуда, какой, зачем, каким образом, каково назначение, какова взаимосвязь и т.п. Набор вопросительных слов зависит от содержания новой темы. После этого предлагается за 5-7 минут сформулировать как можно больше вопросов, сочетая элементы обеих колонок. Эту работу можно выполнять индивидуально или в парах.
Учащиеся не должны знать ответы на свои вопросы. Зачем спрашивать, если ответ известен!? Таким образом, получится несколько списков самых разных вопросов.
2. Прием «Толстый» и «тонкий» вопросы»
Этот прием часто применяют в рамках технологии обучения критическому мышлению.
«Тонкие» вопросы требуют короткого ответа, как закрытые вопросы. «Толстые» вопросы предполагают обстоятельные ответы, как открытые вопросы.
«Тонкие» вопросы начинаются со слов: Кто …? Где …? Когда … ? Что …? Верно ли…? Мог ли ли …? «Толстые» вопросы начинаются со слов: Объясните, почему … ? В чем различие …? Как вы считаете …? Что будет, если …?
Прием также используется в следующих обучающих ситуациях:
- Для организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга.
- Для начала беседы по изучаемой теме. Если просто спросить: «Что вас интересует в данной теме?», есть вероятность, что вопросы окажутся необдуманными и скороспелыми. Если же после небольшого вступления попросить учащихся сформулировать хотя бы по одному вопросу в каждую графу, то уже можно судить об основных направлениях изучения темы, которые интересуют учащихся.
- Для определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения темы. Часто учащиеся задают вопросы, не учитывая время, которое потребуется для ответа. Учителя такие вопросы могут называть неуместными и несвоевременными. Описанный прием развивает умение оценивать уместность того или иного вопроса, хотя бы по временному параметру.
3. Прием «6 W»
Прием 6 «W» назван так потому, что «W» — это первая буква вопросительного слова «Why?», которое переводится с английского языка не только как «Почему?», но и как «Зачем?», «По какой причине?» и т.д.
Прием «6 W» позволяет научиться так сформулировать вопрос, чтобы определить неизвестную область в рамках вроде бы уже полностью изученной темы. Все вопросы и ответы следует записывать. Одно условие — ответы не должны повторяться.
Благодаря этому приему учащиеся не только имеют возможность установления множества связей в рамках одной темы (а, как известно, наиболее прочным является то знание, которое имеет множество разнообразных связей), не только осознают более глубокие причины изучения данного понятия, но и определяют для себя личностный смысл его изучения. Они словно «заземляют» «сухую» информацию на жизненный, практический уровень. В результате — «чувствуют почву под ногами», приобретают уверенность в себе.
4. «Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума»)
Систематика вопросов, основанная на разделении учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования.
Как отмечает И. Загашев, автор приема, опыт использования этого приема свидетельствует о том, что учащиеся всех возрастов, начиная с первого класса, понимают значение всех типов вопросов, т.е. могут привести свои примеры. Благодаря такому комплексу вопросов дети приобретают способность разбираться в ситуации и смотреть на нее под разными углами зрения.
Шесть лепестков — шесть типов вопросов.
- Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.
- Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что …?».
- Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
- Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?»
- Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.
- Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Где вы в обычной жизни можете наблюдать конденсацию воды?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».
Если использовать «Ромашку вопросов» в младших классах, можно оставить визуальное оформление. Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующие «лепестки». Работая с четвероклассниками, можно оставить саму классификацию, тогда задание будет выглядеть следующим образом: «Перед тем, как читать текст о славянах, самостоятельно сформулируйте по одному практическому и одному оценочному вопросу. Возможно, текст поможет нам на них ответить».
Для чего учитель задаёт вопрос? Это зависит от того, что учитель ожидает. Получить стройный правильный ответ? Подтолкнуть отвечающего к пересмотру позиции, точки зрения? Сделать так, чтобы кто-то обернулся назад и обратил внимание на то, что он уже знает, а что упустил или углубиться в тему. Все это можно сделать с помощью хороших вопросов.
А что же делает плохой вопрос? Он сбивает с толку и «замораживает» процесс мышления и познания, заставляя топтаться на месте.
Это не значит, что хорошие вопросы не должны быть трудными и не должны ставить перед учениками препятствия. Но ученик, преодолевающий препятствия, и запутанный ученик – это разные явления.
Что отличает плохой вопрос? Главная его особенность – плохой вопрос подразумевает, что ученик должен догадаться, что думает по этому поводу учитель. Опасность плохих вопросов в том, что они заставляют больше думать об общественных ожиданиях и об отношении к тебе учителя, чем о сущности материала. Другая опасность в том, что ответы на такие вопросы – это не конструирование чего-то нового, а репродуцирование уже известного.
Хороший вопрос, вопрос, заданный в правильное время, имеет огромный обучающий эффект, потому что позволяет остро обозначить проблему. Он может являться мостиком к другим вопросам, которые могут возникнуть у детей. Также и ответы, и любые высказанные мнения должны вести к новым вопросам, будоража любопытство и воображение.
Продумывая вопрос, настройтесь на то, чтобы сделать их хорошими:
- моделируйте развитие от одного вопроса к другому;
- экспериментируйте с их формулировками;
- поработайте с интонацией;
- упростите синтаксис, чтобы из путаницы выкристаллизовалась чистая мысль.
Освоение такого мощногоречевого средства как «ВОПРОС», представляется абсолютно необходимым условиемдля развития познавательной и мыслительной деятельности младшего школьника.
Если учитель начальных классов обладает общенаучным, педагогическим,методическим знанием о вопросах, то эффективная реализация познавательной функциивопросов учителя на уроке будет состоять:
а) в улучшении качества вопрошающейдеятельности учителя, т.е. вцеленаправленном осознанном выборе оптимальногосоотношения проблемных, продуктивных и репродуктивных вопросов;
б) в повышенииуровня осознанного усвоения учащимися знаний и способов действий посредствомпроблемно-продуктивных вопросов;
2)эффективная реализация дидактической функциивопросов учителя на уроке будет заключаться в познании учителем уровня усвоения знанийи способов действий учащихся.
Безусловно, чтобы обучить детей умению составлять вопросы, учителю нужно увлечьих, на мой взгляд, интересным дидактическим материалом, демократичностью общения,доверительностью сотрудничества, системой оценивания данного вида работы, радостьюуспеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство реализации современных целей образования младших школьников.
Включение школьников в учебные исследования создаёт благоприятные условия для преобразования внутренних потенций в реальное интеллектуальное творчество, приобретения исследовательских навыков, востреб...
Выступление на на научно-практической конференции по теме: «Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения во внеурочной и классной деятельности».
Выступление содержит материал, способствующий формированию у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности во внеурочное и учебное время....
Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве
Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так...
Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности
Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности...
Педагогическая диагностика универсальных учебных действий учащихся в рамках реализации ФГОС начального общего образования.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение личностны...
Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве
Исследовательская деятельность...